По «земельным» вопросам чаще всего власти не соблюдают сроки

За 2009-2010 годы внесено свыше 20 представлений об устранении допущенных органами местного самоуправления нарушений. Так, в частности, в нарушители попали власти Тамбовского, Ивановского районов, города Тында и другие.

За последние годы рынок жилищного строительства как в стране в целом, так и в Амурской области набирает обороты. Вопросы приобретения земельных участков под жилищное строительство интересуют как граждан, так и крупных застройщиков, поскольку зачастую получение в муниципалитете небольшого участка земли для постройки собственного дома превращается в длительный и мучительный процесс хождения по кабинетам.

Какова правовая природа взаимоотношений органов местного самоуправления и желающих получить земельный участок под жилищное строительство? Об этом – разговор с начальником отдела антимонопольного контроля и контроля органов власти Амурского УФАС России Светланой Наринской.
— С 2005 года Управлением Федеральной антимонопольной службы по Амурской области осуществляется контроль за предоставлением органами местного самоуправления земельных участков под жилищное строительство, в том числе индивидуальное, а также за принятием решений о развитии застроенных территорий, — поясняет Светлана Алексеевна. — Необходимо отметить, что порядок предоставления земельных участков под жилищное строительство как гражданам, так и юридическим лицам-застройщикам четко регламентирован земельным законодательством и предусматривает либо заявительный характер (при наличии предварительно согласованного места размещения объекта), либо обязательное проведение органами местного самоуправления аукционов на право получения земельного участка в аренду или срочное пользование.
Земельные участки для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность или в аренду, а в определенных случаях — в безвозмездное срочное пользование без предварительного согласования места размещения объекта. Продажа земельных участков для жилищного строительства или продажа права на заключение договоров аренды земельных участков для жилищного строительства осуществляется на аукционах. Предоставление земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства может осуществляться на основании заявления гражданина, заинтересованного в предоставлении земельного участка.
— Светлана Алексеевна, то, что законодательство на местном уровне чиновниками нарушается, по-моему, не секрет? Какие основные нарушения допускаются?
— Органами местного самоуправления нарушаются сроки рассмотрения заявлений граждан, сроки публикации сообщений о приеме заявлений о предоставлении земельных участков в аренду и сроки принятия решений о предоставлении земельных участков под жилищное строительство. Также нарушается порядок организации и проведения аукциона по продаже земельных участков либо права на заключение договоров аренды земельных участков, в частности, нарушаются сроки опубликования сведений о результатах проведенного аукциона, отсутствие в извещении о проведении торгов сведений о порядке проведения аукциона и земельном участке, являющемся предметом аукциона.
Указанные нарушения не влекут за собой ограничение конкуренции, в связи с чем материалы по выявленным фактам направляются антимонопольным органом в прокуратуру Амурской области для принятия мер прокурорского реагирования.
— Можно назвать злостных нарушителей и пояснить, чем нарушения вызваны? Какое они влекут наказание?

— За 2009-2010 годы внесено свыше 20 представлений об устранении допущенных органами местного самоуправления нарушений в Амурской области. Это Тамбовский, Ромненский, Сковородинский, Ивановский районы, города Тында, Белогорск и другие. В общем-то, в любом муниципалитете можно найти нарушения – земельный рынок в Приамурье только развивается, существует кадровая проблема. Специалистов не хватает, отсюда – как недочеты, так и серьезные ошибки.

По фактам нарушений, выявленных в действиях органов местного самоуправления в рамках антимонопольного контроля порядка предоставления земельных участков под жилищное строительство, органами прокуратуры приносятся протесты на принятые органами местного самоуправления решения. Это чревато как административной, так и уголовной ответственностью.

В текущем году продолжается контроль антимонопольного органа за принятием органами государственной власти и местного самоуправления актов о предоставлении земельных участков под жилищное строительство, что способствует развитию конкурентных отношений на рынке жилищного строительства Амурской области.