Небо – ближе

Есть ли возможность летать недорого?
Когда полёты подешевеют?
Слышал, что Минтранс хочет вернуть невозвратные билеты. Когда? И сделает ли это перелёты дешевле?
Д. Шильник

Отвечает Игорь Левитин, министр транспорта РФ:

- Да, подобная мера позволила бы авиаперевозчикам наряду с дорогими (возвратными) билетами вводить в тарифную сетку билеты по низким ценам, которые возврату не подлежат. Такой инструмент продаж активно используют иностранные авиакомпании, в том числе и на территории РФ. Сейчас в министерстве идёт работа над законопроектом, согласно которому вернуть билет без штрафных санкций пассажир сможет за трое суток до вылета (сейчас - за сутки. - Ред., ). Это делается, чтобы при сохранении интересов потребителей устранить дисбаланс между российскими и иностранными перевозчиками, - нам надо стремиться к гармонизации с международным правом.

От редакции. Интересно получается! В вопросе невозвратных билетов российские перевозчики (а именно они, по мнению некоторых экспертов, лоббируют их возвращение) хотят равных прав со своими зарубежными коллегами. А в ценовой политике они на Запад почему-то совсем не ориентируются. Однако в сентябре 2010 г. ФАС РФ выяснила: снижение цен на авиатопливо и модернизация авиапарка привели к тому, что на закупку авиакеросина теперь приходится не 45, а 24% от общих затрат перевозчиков. Но стоимость билетов при этом не снизилась, хотя на Западе удешевление последовало бы незамедлительно! Сейчас же, когда цены на топливо опять поползли вверх, авиакомпании заявили о подорожании билетов (рост может составить 1, 5-2 тыс. руб.).

***

Зачем "кривые" рейсы?

Почему непрямые рейсы для пассажира дешевле прямых? Ведь при дополнительных посадках расходуется больше топлива и других ресурсов.
В. Ерёмина, Екатеринбург

Отвечает Дмитрий Коновалов, менеджер по развитию рынка РФ крупнейшего поисковика билетов в Интернете:

- Для авиакомпании проще заполнить непрямой рейс, скажем, из Москвы в Рим, поскольку сначала она соберёт в самолёт меньшего размера пассажиров, совершающих перелёт на короткое расстояние (к примеру, Москва - Рига), а затем заполнит все места в самолёте большего размера, вылетающего по более длинному маршруту (Рига - Рим). "Целясь" на две аудитории - тех, кто летит в Прибалтику, и тех, кто едет в Италию, - оператор заполняет оба рейса. В случае с прямыми рейсами вероятность того, что самолёт полетит незаполненным, выше, поэтому цены на них более высокие - для сокращения потенциальных издержек. И конечно, перевозчики понимают, что прямые рейсы удобнее и пассажиры воспринимают их как продукт более высокого класса. Это ещё одна причина сделать цены выше.

***

Кстати
Авиаотрасль получила ряд нареканий со стороны контролирующих органов. Генпрокуратура выявила, что в аэровокзалах и на борту самолётов пассажиров кормят просроченными продуктами. Счётная палата обнаружила факты неэффективного использования госимущества в аэропортах и попеняла Минтрансу за то, что в отрасли действуют устаревшие нормативные акты. Одна из таких норм, возможно, скоро будет изменена. В Госдуму внесён законопроект, по которому компенсация пассажиру за отмену или задержку рейса будет доходить до 24 тыс. руб. (сейчас 25 руб. за час задержки). А авиакомпании будут платить штрафы от 30 до 40 тыс. руб. за каждого пассажира, чьи права они нарушили.