Мера для чиновника

В ФАС признали санкции за нарушения антимонопольного законодательства неэффективными
Более половины нарушений в сфере антимонопольного законодательства допускается чиновниками.

Вопросы эффективного применения мер воздействия к нарушителям обсуждались в Башкортостане на семинаре-совещании с руководителями территориальных управлений Федеральной антимонопольной службы (ФАС ) в Приволжском и Уральском федеральных округах. В семинаре участвовали создатели российского антимонопольного законодательства - заместитель руководителя ФАС России Андрей Кашеваров и руководитель правового управления этого ведомства Сергей Пузыревский.
- Реальные санкции за нарушение антимонопольного законодательства появились в России в 2007 году, а применяться начали с конца 2009 года, - уточняет Сергей Пузыревский. - Такой временной разрыв объясняется тем, что нужно было долго судиться, чтобы доказать нарушение. Настройка механизма потребовала определенного времени. Но сейчас мы уже видим результат. Это многомиллионные и многомиллиардные штрафы за те же нарушения, за которые еще несколько лет назад виновные платили максимум 500 тысяч рублей. После таких санкций многие компании поменяли свой менеджмент.

При этом Сергей Пузыревский признал, что новые инструменты воздействия на нарушителей, несмотря на очевидную эффективность, пока применяются редко.

- В 2009 году мы предусмотрели в административном законодательстве такую меру, как дисквалификация чиновника, дважды совершившего нарушение антимонопольного законодательства, - сказал Сергей Пузыревский. - Например, не пустил компанию на местный рынок, возложил на предпринимателей дополнительное обременение. По таким фактам сотрудники антимонопольных органов по всей стране выносят до 250 постановлений в день.

Как сообщила руководитель УФАС по РБ Зульфира Акбашева, в Башкортостане за прошедший год против чиновников было возбуждено более тысячи административных дел. Провинившиеся не соблюдали требований антимонопольного законодательства при проведении торгов и предоставлении в аренду государственного и муниципального имущества, а также во время процедуры государственных закупок.

Среди наказанных немало и служащих из 1020 муниципальных образований РБ. Уровень их правовой грамотности пока оставляет желать лучшего. Правда, на первых порах антимонопольщики вместо наказания предлагают чиновникам пройти обучение.

Дисквалифицировать нарушителя, работающего в органах исполнительной или представительной власти, могут на срок от полугода до трех лет. Однако до сих пор еще ни один чиновник не лишился кресла. По словам Зульфиры Акбашевой, "кандидатов на вылет" в республике немало, в том числе среди министров и даже вице-премьеров.
- Раньше чиновники просто игнорировали претензии антимонопольной службы, а сейчас отстаивают свою позицию в судах. По каждому делу, а в 2010 году их было более 540, мы проходим по 2-3 судебных "круга" в разных инстанциях, - рассказала Зульфира Акбашева.

По словам Сергея Пузыревского, в 2011 году будет проведен ряд показательных процессов над чиновниками-нарушителями. Первым станет суд над одним из крупных начальников Россельхознадзора.

- Чиновник уже второй раз совершил нарушение при определении хозяйствующих субъектов, которые могут осуществлять работы по обеззараживанию подкарантинной продукции. Первый раз это было в 2009 году, когда он определял перечень товаров, подлежащих контролю, не имея на это никакого права, - уточнил Сергей Пузыревский.

Сейчас антимонопольные органы разбираются с картельными сговорами и монопольно высокими ценами. По мнению экспертов, предложения, сформулированные в антимонопольном законодательстве, должны четко обозначить приоритеты.

- В частности, уголовная ответственность как наиболее серьезная санкция за такое нарушение, как картель, должна быть неотвратимой. А вот случаи согласованных действий или вертикальные соглашения, которые касаются дилерских договоров, ограничивающих конкуренцию, должны караться административными санкциями, - считает Сергей Пузыревский. - Мы выяснили, что картельные сговоры есть на сырьевых рынках, и сейчас ФАС передала в органы внутренних дел материалы о картелях, выявленных на рынке угля, хлора и многих других.

Кстати, зачастую то, что обыватели считают картельным сговором, специалисты антимонопольной службы не всегда признают таковым. Например, население Башкортостана, на себе испытав, как за одну неделю цены на бензин выросли дважды у двух ведущих операторов, было уверено, что сети АЗС сговорились. Но антимонопольщики разводят руками: согласованность их действий доказать трудно. Операторы стали хитрее и нашли способы, помогающие избежать обвинений в сговоре.

- Они уведомляют наше ведомство о повышении цены и предупреждают, что если кто-то из конкурентов тоже их повышает, то это происходит без согласования, - рассказывает Зульфира Акбашева. - Тем самым задача ФАС усложняется. Нам надо разбираться, что же это на самом деле - согласованные действия игроков или реакция самого рынка.