Закупки без тайны

Сфера деятельности: Контроль госзакупок

Сегодня Госдума может окончательно принять закон о закупках госкомпаний. Процедура ужесточится: им запретят засекречивать информацию о торгах и произвольно предъявлять требования к поставщикам

Госдума вчера приняла во втором чтении проект закона о закупках госкомпаний (монополий), их «дочек» и «внучек». Сегодня он должен быть одобрен в третьем чтении. По данным ФАС, объем заказа госкомпаний и монополий эквивалентен государственному - более 5 трлн руб.

В июне в проект были внесены серьезные изменения. Требования были смягчены после того, как в Госдуму поступило письмо с замечаниями президента Дмитрия Медведева. Так, обновленный проект разрешал госкомпаниям под видом коммерческой тайны засекречивать информацию о своих закупках, а также не проводить публичные тендеры по заказам ценой менее 500 000 руб. Госкомпаниям разрешалось произвольно устанавливать требования к поставщикам в положениях о закупках, в том числе количественно неизмеримые. Начальник управления ФАС Михаил Евраев называл новую редакцию «мечтой госкомпаний», служба предложила переписать документ.

Второе чтение было запланировано на 29 июня, но Минэкономразвития тоже захотело доработать проект, рассказывает председатель думского комитета по строительству и земельным отношениям Мартин Шаккум.

В итоге принятый во втором чтении документ изменился не в пользу госкомпаний: почти все ранее вычеркнутые требования вернулись. Засекречивать закупки, ссылаясь на режим коммерческой тайны, госкомпании не смогут. Такая возможность есть лишь по торгам, относящимся к гостайне, или в случае специального решения правительства. Смогут не делать этого и госкомпании с выручкой более 5 млрд руб., если речь идет о торгах ценой менее 500 000 руб. Порог для госкомпаний с меньшей выручкой - 100 000 руб. Госкомпаниям рекомендовано разработать планы закупок инновационной продукции на 5-7 лет, им запрещено ограничивать круг поставщиков. Участники торгов смогут обжаловать процедуру и итоги в ускоренном порядке через ФАС. А у правительства появится право обязать госкомпании закупать некоторые товары и услуги на электронных аукционах (Медведев писал, что это нарушение конституционного права на свободу экономической деятельности). Заработает закон с 2012 г.

Минэкономразвития прежде всего хотело вернуть в законопроект пункт об инновационных закупках, а также закрепить за правительством право определять, какие закупки госкомпании могут засекретить, говорит директор департамента Минэкономразвития Ольга Анчишкина: «Все это удалось сделать». Восстановление нормы о праве правительства отправлять госкомпании на электронные аукционы она не считает нарушением поручения президента: «Правительству лишь дано право это сделать, и не факт, что оно им воспользуется, многое будет зависеть от госкомпаний».

В процессе согласования законопроекта ко второму чтению большинство замечаний президента были учтены, так получится сбалансированный текст, считает помощник президента Аркадий Дворкович. Компромиссом итоговую версию документа называет и Шаккум: «Она позволит обеспечить контроль за закупками госкомпаний, не подорвав их конкурентоспособности, как и требовал президент».
В ходе совещаний с депутатами и Минэкономразвития удалось восстановить порядка 80% прежнего текста, говорит Евраев: «В таком виде закон уже позволяет поставщикам защититься от неправомерных доступа к тендеру и отнесения всего подряд к коммерческой тайне». Он обещает, что осенью в Госдуму будет внесен законопроект об административной ответственности компаний за неправомерные действия в отношении поставщиков. «Роснефть» пока не планирует обращаться в правительство с просьбой закрыть ряд своих закупок ради сохранения коммерческой тайны, говорит представитель компании: «Стараемся все закупки делать отрытыми и работаем напрямую с пулом конкретных компаний, когда речь идет о высокотехнологичной продукции, которую остальные не поставляют». В «Газпроме» и РЖД получить комментарии не удалось.

У проекта тот же недостаток, что и у закона о госзакупках: он ориентирован на экономию средств госкомпаний, а не на развитие, отмечает гендиректор Центра размещения госзаказа Александр Строганов: «Это неправильно - неэффективную систему госзакупок мы, по сути, распространяем дальше».