Штрафной минимум

 

Сбербанку придется ответить за взимание комиссионных с автовладельцев

Сбербанку придется пересмотреть свою политику комиссионных сборов при оплате автомобилистами штрафов за нарушение правил дорожного движения. Арбитражные судьи признали законными доводы одного из региональных управлений Федеральной антимонопольной службы, в котором сочли, что банк, являющийся основным инструментом перечисления штрафов, сам нарушил закон, установив минимальную и максимальную планки для комиссии.

Тяжба между Калининградским областным управлением ФАС и Сбербанком, которая тянулась почти два года, завершилась победой антимонопольного ведомства — по крайней мере, на уровне апелляционной инстанции (у банка еще остается возможность оспорить решение в Высшем арбитражном суде). 12 июля 13-й арбитражный апелляционный суд Санкт-Петербурга выписал крупнейшему российскому банку штраф на 227 тыс. руб.

Судьи, вслед за ФАС , сочли нарушением антимонопольного законодательства действующий в Сбербанке порядок, согласно которому при оплате штрафа за нарушение ПДД с граждан должно взиматься 3% комиссионных. При этом банк установил: минимальный размер комиссии не может быть меньше 30 руб. и больше 2 тыс. руб. В ФАС констатировали: установление минимального порога ущемляет права тех, кому приходится уплачивать через Сбербанк небольшие штрафы — например, 200 рублей за переход улицы в неположенном месте.

«Поводом для разбирательства стали обращения двух граждан — калининградца и жителя пригорода областного центра, города Светлого. Жалобы были поданы в августе и сентябре 2009 года и объединены в одно дело», — сообщил «МН» пресс-секретарь Калининградского областного управления ФАС Сергей Кукса. По его словам, тогда региональные антимонопольщики постановили, что Сбербанк за год в одном только Калининграде получил 17,5 тыс. руб. дохода «вследствие нарушения антимонопольного законодательства».

Банк счел обвинения в злоупотреблении доминирующим положением безосновательными и попытался обжаловать решение ФАС в Калининградском областном арбитражном суде. Первая инстанция приняла сторону антимонопольного ведомства, после чего разбирательство «переехало» в Петербург — в ведении 13-го апелляционного суда находится весь российский Северо-Запад.

Разбираясь с делом Сбербанка, ФАС уличила в нарушении антимонопольных норм и автоинспекцию: выписывая штрафы за нарушение правил дорожного движения, сотрудники ГИБДД, указывали исключительно реквизиты Сбербанка, хотя платить можно и через любой другой банк.

«Странно, что Федеральная антимонопольная служба заинтересовалась именно Сбербанком, ведь у коммерческих банков комиссионный процент, как правило, выше», — заявил «МН» президент коллегии правовой защиты автовладельцев Виктор Травин. Вообще сам факт, что «поверх» штрафа надо платить еще и комиссионный сбор, вызывает возмущение у многих автомобилистов, добавил он.

Не должно быть не только минимальной планки при сборе комиссии, но и самих комиссий, уверен лидер Движения автомобилистов России Виктор Похмелкин. «Человек честно заплатил государству за нарушение, которое установили инспекторы ГИБДД, и он не обязан доплачивать неизвестно за что государственному банку», — заметил Похмелкин в беседе с корреспондентом «МН». Более того, по словам лидера ДАР, в некоторых регионах уже пришли к выводу, что комиссия не нужна — не взимать ее было решено по договоренности между местными отделениями ГИБДД и Сбербанка. Правда, названия этих регионов Похмелкин привести не смог, но заверил, «что таковые действительно есть, и другим регионам надо перенимать положительный опыт».

Позиция ФАС , по мнению руководителя Движения автомобилистов России, «полностью законна и правильна». Однако Похмелкин скептически оценивает перспективы полной отмены комиссии. «Ни одного монополиста ФАС поставить на место пока не смогла», — отметил он. В центральном аппарате Сбербанка комментировать решение суда отказались, перенаправив запрос «МН» в питерское отделение, где до вечера на вопросы так и не ответили.