Сливай цены – Топливо

С дефицитом бензина антимонопольщики будут бороться новыми акцизами, штрафами и резервным фондом

Федеральная антимонопольная служба разрабатывает законопроект об обязательной регистрации всех небиржевых сделок, связанных с нефтепродуктами. Отслеживая ситуацию на всех сегментах рынка, ФАС планирует бороться с дефицитом и ростом цен на бензин, который в 2011 году подорожал уже на 11 процентов
Об этом вчера рассказал журналистам замглавы ФАС Анатолий Голомолзин. По его словам, в ближайшее время законопроект будет внесен в правительство.

"Мы подготовили также поправки в Налоговый кодекс по акцизам", - поделился Голомолзин. И добавил, что законопроект проработан с минэнерго и минфином. Правда, с финансовым ведомством у ФАС есть разногласия. Хотя "минфин в целом и разделяет идеологию поправок, но считает, что их сложно реализовать технически"
Суть предложения в том, чтобы повышать акцизы на топливо по новой схеме: рост инфляции за месяц умножается на коэффициент 0,9. Например, если в июне она поднялась на 0,2 процента, то акцизы должны вырасти на 0,18 процента, то есть несколько меньше. Правда, Голомолзин не уточнил, как часто будут повышаться топливные акцизы (сейчас это делается один раз в год). Это еще предстоит просчитать
В своей борьбе с ростом цен на бензин ФАС предпочитает превентивные меры. "Мы договариваемся с компаниями, что они будут обеспечивать поставки в определенном объеме. Если дефицит все же появляется в результате невыполнения обязательств, то мы, конечно, возбуждаем дела", - пояснил Голомолзин. С конца декабря уже возбуждено 72 дела за нарушение антимонопольного законодательства
Буквально вчера в ФАС прошло рассмотрение дела компании "ЛУКОЙЛ" о нарушении антимонопольного законодательства, что привело к дефициту топлива и росту цен. Штраф за это может составить от 1 до 15 процентов годовой выручки на том сегменте рынка, где произошло нарушение. Однако накануне "ЛУКОЙЛ" признал факт нарушения законодательства, сообщил Голомолзин во вторник. Это означает, что дело против компании может быть прекращено. Именно так произошло с "Газпром нефтью", которая "пришла с повинной". Третья компания - "Роснефть" - пока вину не признала

Кстати, это уже не первые дела против "большой нефтяной тройки". В 2008 году на них были наложены штрафы от 1 до 1,5 миллиарда рублей. А потом за рецидив - от 4 до 5 миллиардов. Теперь штрафы могут быть еще больше. Но Голомолзин никаких цифр не назвал, как и не прокомментировал ситуацию с "ЛУКОЙЛом", сославшись на то, что работа с компаниями продолжается

ФАС , судя по его словам, не собирается ослаблять свой контроль на этом направлении. По данным замглавы ФАС , в том регионе, где доминирует одна компания, цены на 2-5 процентов выше, чем там, где их несколько

Еще одно направление - резервирование топлива. Для этого есть механизмы, например, с использованием Росрезерва. Такую "подушку безопасности" надо иметь, это экономически эффективно для самих нефтяных компаний, считает Голомолзин, так как они могут легко переориентировать поставки с внутреннего рынка на внешний и наоборот. Вопрос о резервировании ФАС тоже сейчас прорабатывает
Компании продолжают поставлять топливо как на внешний, так и на внутренний рынок, но соотношение несколько изменилось. Половина всех нефтепродуктов, подчеркнул Голомолзин, направляется на экспорт. Это в среднем 80-85 процентов всего произведенного мазута, 65 процентов дизтоплива. Бензин утекает не так быстро. Раньше за рубеж уходило 15-25 процентов. Сейчас, после введения экспортных пошлин, меньше.

ФАС надеется, что в этом году цены на бензин дальше будут расти наравне с инфляцией. "Бензина хватит не только на осень, но и на всю обозримую перспективу", - обнадежил Голомолзин.