Бензина хватит всем?

Повторения весеннего кризиса, когда одни заправки опустели, а на других, несмотря на резкое подорожание, выстраивались очереди автомобилистов, не предвидится

А цены на топливо, по прогнозу Федеральной антимонопольной службы, будут повышаться в пределах уровня инфляции.

Правда, по информации нефтяных компаний, на рынке нефтепродуктов по-прежнему сохраняется существенный недостаток высокооктановых бензинов. Заметно снизить остроту проблемы сможет отмена запрета на продажу бензина класса Евро-2. Ведь очевидно: для того чтобы отечественные компании смогли перевести производство своих нефтеперерабатывающих заводов под новые требования, нужны не просто деньги, но и время. А его практически не дали.

Совершить революцию и пройти за пятилетку путь, который у Европы занял два десятилетия, оказалось нереальным. Тем более что спрос на «народные марки» топлива не снижается.

Впрочем, запрет на бензин Евро-2 может быть отложен. При условии, что нефтяные компании не будут сидеть сложа руки.

Большинство крупных игроков согласовало с ФАС, Ростехнадзором и Ростехрегулированием обязательства по реализации инвестиционных программ модернизации своих нефтеперерабатывающих заводов. Они будут поэтапно переходить на производство более качественных нефтепродуктов в соответствии со складывающимся уровнем спроса.

Есть еще одна проблема: рыночная цена на бензин значительно выше той, по которой крупные компании его реализуют.

Например, отпускная цена АИ-92 «Роснефти» производства Самарской группы НПЗ в июне составляла 25,078 тысячи рублей за тонну. А по данным ценового агентства «Аргус», реальная рыночная цена была выше почти на 4,5 тысячи рублей.

В такой ситуации нефтяникам продавать бензин просто невыгодно: та же «Роснефть», удерживая более низкий, чем рыночный, уровень цен, только в первом квартале потеряла 880 миллионов рублей, что не могли себе позволить частные компании.

Зато во многих регионах власти активно поддерживали местных продавцов: приоритет в распределении бензина отдавался независимым АЗС, и дешевое топливо «Роснефти» отпускалось им. В этом - другая сторона медали политики сдерживания цен, когда перед региональными игроками открываются широкие возможности для злоупотреблений и спекулятивных заработков.

По мнению экспертов, такой подход не просто позволяет лоббируемым региональными властями ретейлерам зарабатывать на разнице в ценах на бензин за счет государственной компании, но и может спровоцировать очередной топливный кризис в ряде регионов.

Очевидно также и то, что подобную практику «спонсирования» давно пора заканчивать и переходить к рыночным условиям, как это происходит во всех цивилизованных странах. Ведь на открытом и прозрачном рынке подобная практика просто невозможна.