Госзакупки 2012. Итоги контроля

Категория отчета:

Весь прошлый год не утихали страсти  вокруг обсуждения проекта   закона о Федеральной контрактной системе.   Новый закон пока не принят и деятельность  заказчиков по закупкам товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд, бюджетных учреждений  продолжается в соответствии с федеральным законом о размещении заказов № 94-ФЗ.  2012 год  был седьмым годом проверки закупочных  процедур, предусмотренных действующим законом,  на их эффективность и проверки деятельности заказчиков  и участников закупок  на их законопослушность и добросовестность.   

Итоги контроля  в сфере госзакупок  подвело антимонопольное ведомство по Амурской области.  Контроль осуществлялся путем проведения плановых и внеплановых проверок организаторов закупок.  За отчетный год управлением  рассмотрено 200 жалоб участников размещения заказа, проведено 663 плановых и внеплановых проверок организаторов закупок,  проверено более 20 тысячи заказов.   

Результаты контроля не утешают. Более 60% рассмотренных  жалоб признаны обоснованными. Выявлено неэффективное расходование бюджетных средств    при размещении 580 закупок.  Общее количество выявленных за год нарушений превысило две тысячи.   Для  их устранения  выдано 117 предписаний, возбуждено 84 дела о привлечении должностных лиц заказчиков к административной ответственности. Наложено 1,5 миллиона рублей штрафов. Взыскано  41 миллион  рублей штрафов, среди которых штрафы, постановления по которым вынесены в предыдущие периоды.   

Наиболее проблемными сферами,  в которых допускается наибольшее число нарушений, остаются здравоохранение, ЖКХ  и образование.  Реализация в области ряда приоритетных национальных проектов и программ по модернизации здравоохранения, коммунальной инфраструктуры, развития образования  сопровождались ростом финансовых потоков в данные  отрасли.  Только на реализацию программных мероприятий в сфере здравоохранения Амурской области  в прошедшем году направлено более 2,5 млрд. рублей.  За счет бюджетных средств размещались заказы по строительству,  реконструкции и модернизации объектов  здравоохранения, коммунальной инфраструктуры и учебных заведений, по  укреплению их материально-технической базы и техническому перевооружению.  Увеличение финансовых потоков сопровождалось ужесточением конкуренции среди  хозяйствующих субъектов за право   заключения контракта.  Так,  из общего количества поступивших в управление жалоб жалобы на организаторов закупок по модернизации здравоохранения оставили 40%. В 90% случаев   претензии заявителей находят свое подтверждение.  Примером тому могут служить жалобы на размещенные управлением муниципального заказа областного центра заказы по оснащению хирургического блока муниципального бюджетного учреждения городская клиническая больница. Из 8 заказов по указанному объекту 7 заказов признаны  размещенными  с нарушением закона и отменены.

По разному пытаются адаптироваться недобросовестные заказчики к действующему законодательству о госзакупках, пытаясь обойти установленные им нормы и ограничения, придумывая новые технологии.  К таким «новаторствам» применения закона можно отнести действия организаторов торгов по установлению права для заказчика на предоставление авансовых платежей по собственному усмотрению, введение конфиденциальности взаимоотношений по исполнению контракта, возможности по соглашению сторон изменять условия контракта, усложнение требований к товарам (порой характеристики товаров содержать более 500 параметров и излагаются  на более чем 100 листах), установление требований к товарам, не влияющих на их функциональные и потребительские качества, включение в один лот товаров и/или услуг, работ, не относящихся к предмету торгов и обеспечить исполнение которых  может только единственный исполнитель или поставщик.  Наиболее характерным  и распространенным нарушением является «затачивание»  требований к товару и условиям исполнения контракта под единственного поставщика (исполнителя). Для отсечения нежелательного круга конкурентов  организаторы ухитряются  установить порой и не исполнимые условия контракта, как, к примеру, поставить товар вчера  до окончания, предусмотренного законом срока на подписание контракта.  Зачастую заказчики не изучают  наличие на товарном рынке товаров, соответствующих предъявляемым  требованиям, что приводит к тому, что исполнить в полной мере условия заказчика не может ни один исполнитель, на рынке отсутствует товар полностью соответствующий их заявке. Такие нарушения признаются «грубыми», существенными, влияющими на результаты торгов, и их доля составляет 60% от общего количества.

Не только организаторы закупок нарушали правила торгов, но и участники, признанные победителями, нарушали законодательство о госзакупках, уклоняясь от заключения контракта, либо его исполнения. 59 заказчиков обратились в 2012 году в антимонопольное управление с просьбой включить сведения о поставщиках в реестр недобросовестных поставщиков.  В 34 случаях такие просьбы были удовлетворены и  сведения об указанных ими хозяйствующих субъектах включены в реестр. В остальных случаях заказчикам отказано в связи с не установлением вины в действиях участников размещения заказа по незаключению контракта, либо установлении в ходе проверок существенных нарушений законодательства со стороны организаторов закупки.

На соответствие закону арбитражным судом Амурской области проверены 20 решений антимонопольного органа, принятого в сфере контроля за госзакупками.  Все решения признаны законными.

Для усиления контроля  за добросовестностью участников закупок, несомненно, необходим еще и общественный контроль с тем, чтобы обеспечить не только контроль непосредственно за планированием и проведением закупочных процедур, но и контроль за ходом исполнения контрактов. Подготовленный  к принятию закон «О федеральной контрактной системе» позволит обеспечить большую открытость  действий участников закупок и исполнителей контрактов по сравнению с  действующим 94-м федеральным законом и существенно сократить мошенничество в указанной сфере.

 

Начальник отдела государственных

и муниципальных заказов                                                       Т.Г. Малыгина