Отчет об итогах деятельности управления федеральной антимонопольной службы по Амурской области за 2010 год

Категория отчета: Статистика и отчеты

Амурское УФАС России, выполняя возложенные функции, стремится гарантировать, как само существование конкуренции на территории Амурской области, так и ее качественные характеристики: добросовестность, справедливость и честность. Все это составляет основу правопорядка в сфере конкуренции, на который посягает монополистическая деятельность.

Амурское УФАС России, ограничивая монополистическую деятельность, тем самым защищает наряду с частным публичный интерес, который заключается в необходимости реализации свободы предпринимательства, поддержки конкуренции и противодействия незаконному монополизму.

В 2010 году в управление поступило обращений по всем сферам деятельности 509 (2009 -486, %-104,7). По итогам рассмотрения поступивших обращений возбуждено производством – 116 дел (2009 – 103), рассмотрено 50 обращений о даче согласия на заключение государственного, муниципального контракта с единственным поставщиком (2009 -32), рассмотрено 42 обращения о включении в реестр недобросовестных поставщиков  (26 -2009), принято решение  о включении в реестр -24 субъекта, рассмотрено 66 уведомлений о размещении заказов для государственных и муниципальных нужд у единственного поставщика, рассмотрено 5 ходатайств о предоставлении государственных и муниципальных преференций, 63 уведомления о согласованных действиях и соглашениях. Наложено административных штрафов на сумму 6393,1 тыс. руб. (2009 – 17785 тыс. руб.). Также были проведены и ряд других контрольных мероприятий.

При осуществлении антимонопольного контроля за деятельностью хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках и субъектов естественных в 2010 году основными нарушениями федерального законодательства были: навязывание невыгодных условий договора, установление, поддержание монопольно высокой цены товара, нарушения антимонопольного законодательства со стороны ресурсоснабжающих организаций в части технологического присоединения, отказа или уклонения от заключения договоров.  По данным составам правонарушений  поступило 87 заявлений (в 2009 г. -78).

Представляю отдельные примеры антимонопольного контроля.

Амурское УФАС России после рассмотрения  заявления  хозяйствующего субъекта  возбудило дело  в отношении ФГУП «Российская телевизионная и радиовещательная сеть» в лице филиала «Амурский областной радиотелевизионный передающий центр» (далее – ФГУП «РТРС» в лице филиала «Амурский ОРТПЦ») по факту установления монопольно высоких цен на услугу по распространению телепрограмм;  необоснованного установления различных цен на услугу по распространению телепрограмм, создания дискриминационных условий посредством установления различных цен на услугу по распространению телепрограмм.

ФГУП «РТРС» в лице филиала «Амурский ОРТПЦ», является субъектом естественной монополии в области оказания услуг связи и единственным хозяйствующим субъектом, оказывающим на территории Амурской области услуги связи для целей эфирного вещания на 5-м частотном канале.

В ходе рассмотрения дела Комиссией было установлено, что ФГУП «РТРС» в лице филиала «Амурский ОРТПЦ» при установлении стоимости услуги связи для целей эфирного вещания на 5-м частотном канале на 2010 год включило необоснованные расходы, превысив сумму необходимых для оказания такой услуги расходов и прибыли. Темп роста стоимости услуги по трансляции телепрограмм на 5-м частотном канале ФГУП «РТРС» в лице филиала «Амурский ОРТПЦ» превысил соответствующие отраслевые  общероссийские индексы изменения цен (тарифов).

В ходе рассмотрения дела Комиссией было установлено, что ФГУП «РТРС» в лице филиала «Амурский ОРТПЦ» на протяжении последних трех лет экономически, технологически и иным образом не обоснованно устанавливало различную стоимость на услугу по распространению телепрограмм на 5-м частотном канале, предоставляемую ООО «Арт-Город», ООО «Телерадиокомпания «5 канал», МУ «Информационное агентство «Город».

ООО «Арт-Город», ООО «Телерадиокомпания «5 канал», МУ «Информационное агентство «Город» являются конкурентами, осуществляют деятельность на одном товарном рынке. ФГУП «РТРС» в лице филиала «Амурский ОРТПЦ», устанавливая разную стоимость одной услуги для указанных субъектов, ставит ООО «Арт-Город», ООО «Телерадиокомпания «5 канал», МУ «Информационное агентство «Город» в неравные положения по сравнению друг с другом, создавая тем самым дискриминационные условия.

Комиссия Амурского УФАС России приняла решение о признании ФГУП «РТРС» в лице филиала «Амурский ОРТПЦ» нарушившим пункты 1, 6, 8 части 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции» и выдала предписание о прекращении нарушение.

По факту навязывания невыгодных условий договора по заявлению ООО «СК Востокстройинвест» было возбуждено дело в отношении ОАО «Российские железные дороги» в лице Дирекции управления движением Тындинского центра организации работы железнодорожных станций Дальневосточной железной дороги (далее ОАО «РЖД»), Нарушение выразилось в  навязывании ООО «СК Востокстройинвест» условий договора на оказание услуг по подаче и уборке вагонов на железнодорожный путь не общего пользования  станции Февральск, не выгодных для него и не относящихся к предмету договора. А именно: оборудовать пути не общего пользования вагонными весами. Данное оборудование является дорогостоящим и  данное требование не относится к предмету договора. ОАО «РЖД» занимает доминирующее положение на рынке оказания услуг железнодорожных перевозок и услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования на территории Российской Федерации, является субъектом естественных монополий. ОАО «РЖД» выдано предписание о прекращении нарушения, предписание исполнено.

Примером пресечения нарушения антимонопольного законодательства «необоснованное сокращение или прекращение производства товара» приведу рассмотренное управлением дело, возбужденное в отношении муниципального предприятия г. Благовещенска «Городской сервисно-торговый комплекс» (далее – МП «ГСТК»).  МП «ГСТК» в одностороннем порядке прекратило действие  договора оказания услуг на вывоз твердых и жидких бытовых отходов ООО «Коммерческо-строительная компания «Хуафу» (далее – ООО «КСК «Хуафу»). В связи с тем, что МП «ГСТК», занимает доминирующее положение на товарном рынке г. Благовещенска «переработка, уничтожение, утилизация и захоронение отходов», договор оказания услуг является публичным и его одностороннее прекращение недопустимо. Это приводит к ущемлению интересов другой стороны договорных отношений,  а также интересы конечных потребителей услуг по обслуживанию здания торгового центра «Хуафу», Отказ в вывозе отходов привел и к захламленности территории заявителя и близкорасположенных территорий жилых и нежилых помещений.

Выдано предписание  о  недопущении действий, которые могут являться препятствием для развития, возникновения конкуренции, могут привести к ограничению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства. Предписание исполнено.

МП «ГСТК» обжаловало решение и предписание Амурского УФАС России в Арбитражном суде Амурской области. 27.09.2010 Арбитражным судом Амурской области решение и предписание Амурского УФАС России признано законным и обоснованным.

- продажа товаров с незаконным использованием результатов интеллектуальной деятельности

Амурское УФАС России на основании материалов проверки, поступивших из прокуратуры г. Благовещенска возбудило дело в отношении ИП Панченко Евгения Юрьевича по признакам нарушения пункта 4 статьи 14 Закона «О защите конкуренции», выразившегося в незаконном использовании олимпийской символики без заключения договора на её использование с Международным олимпийским комитетом и (или) Международным паралимпийским комитетом или уполномоченными ими организациями. В ходе проверки, проведенной Прокуратурой г. Благовещенска совместно со специалистами УВД по г. Благовещенску в период с 17 по 26 ноября 2009 года, выявлены факты продажи ИП Панченко Е.Ю. спортивного товара с нарушениями антимонопольного законодательства. Установлено, что в секции № 214 торгового центра «Небесный Хуафу» на продаваемых спортивных мужских костюмах присутствовали эмблемы с изображениями переплетенных пяти олимпийских колец синего, черного, красного, желтого и зеленого цвета и надписи «RUSSIAN OLYMPIC TEAM». Договор, заключенный с Международным олимпийским комитетом и (или) Международным паралимпийским комитетом на использование олимпийской символики, ИП Панченко Е.Ю. не представил. В ходе рассмотрения дела реализация спортивного товара с олимпийской символикой ИП Панченко Е.Ю. прекращена.  Комиссия Амурского УФАС России приняла решение о признании ИП Панченко Е.Ю. нарушившим антимонопольное законодательство и выдала предписание о недопущении подобных действий. Предписание исполнено.

Амурское УФАС России по заявлению ООО «Авто Центр Самарагд» возбудило дело от 17.09.2010 № А-14/70 2010 в отношении ООО «Благовещенский Автоцентр КАМАЗ» по признакам нарушения пункта 4 статьи 14 Закона «О защите конкуренции», выразившегося в незаконном использовании товарного знака «КАМАЗ». Комиссией Амурского УФАС России установлено, что у ООО «Благовещенский Автоцентр КАМАЗ» отсутствует дилерское и лицензионное соглашение с правообладателем товарного знака ОАО «КАМАЗ».              Действия ООО «Благовещенский Автоцентр КАМАЗ», длительное время незаконно использующего товарный знак ОАО «КАМАЗ», являются актом недобросовестной конкуренции и направлены на получение преимуществ в предпринимательской деятельности. Комиссия Амурского УФАС России приняла решение о признании ООО «Благовещенский Автоцентр КАМАЗ» нарушившим пункт 4 статьи 14 Закона «О защите конкуренции» и выдала предписание прекратить нарушение антимонопольного законодательства,  для чего в срок до 01 декабря 2010 года  совершить действия по прекращению нарушения антимонопольного законодательства и обеспечить законность использования товарного знака «КАМАЗ» и устранить последствия такого нарушения (исключить наименование товарного знака «КАМАЗ» с рекламных щитов, из фирменного наименования ответчика и т.д.). Предписание исполнено.

В 2010 году Амурским УФАС России осуществлялся контроль на территории Амурской области в части выявления и пресечения актов и действий (бездействия) федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов власти органов или организаций, а также государственных внебюджетных фондов, Центрального банка Российской Федерации, направленных на недопущение, ограничение, устранение конкуренции (статья 15 Закона «О защите конкуренции»)

Данный контроль показал, что основные правонарушения были совершены органами власти и управления на ранках услуг по управлению многоквартирными домами, услуг автомобильных междугородних перевозок, похоронных услуг, строительных работ.

Структура выявленных в 2010 году нарушений статьи 15 Закона «О защите конкуренции» выстраивается следующим образом: необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующих субъектов -3; указания о приоритетной поставке товаров, заключении договоров – 2; предоставление государственной или муниципальной преференции – 1; совмещение функций органов власти с функциями хозяйствующих субъектов - 3; наделение хозяйствующих субъектов властными функциями – 1; прочие нарушения –20.

К основным нарушениям отнесены нарушения: не проведение открытых конкурсов органами местного самоуправления по отбору управляющих организаций многоквартирными домами, принятие нормативных актов о предоставлении  в аренду земельных участков под жилищное строительство с нарушением норм. К числу прочих отнесены нарушения по фактам размещения рекламных  щитов без проведения торгов.

- установление ограничений в выборе продавцов

Амурское УФАС России по результатам рассмотрения заявления ИП Тырыкина И.А. возбудило дело в отношении управления Федеральной службы судебных приставов по Амурской области (далее – УФССП по Амурской области) по признакам нарушения части 1 статьи 15 Закона «О защите конкуренции», выразившегося в осуществлении препятствий подбора ИП Тырыкиным И.А. организации по оценке его имущества. УФССП по Амурской области  привлекло ООО «Антей» в качестве специалиста по оценке арестованного имущества должника  ИП Тырыкина за его  счет. Нарушены право индивидуального предпринимателя самостоятельно выбирать оценщика за свой счет, имущественные интересы, ограничена конкуренция среди хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на рынке услуг по оценке имущества на территории Амурской области при принудительном исполнении судебных актов

Комиссия Амурского УФАС России приняла решение о признании УФССП по Амурской области нарушившим часть 1 статьи 15 Закона «О защите конкуренции» и выдала УФССП предписание прекратить нарушение антимонопольного законодательства, для чего в срок до 30 июля 2010 года совершить действия, направленные на обеспечение конкуренции, путем отзыва письма, направленного в адрес ИП Тырыкина И.А. 23.04.2010 исх. № 02-04/10711 . Предписание исполнено.

-совмещение функций органов власти с функциями хозяйствующего субъекта

Амурское УФАС России по заявлению Управления государственного автодорожного надзора по Амурской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта возбудило дело в отношении администрации Ивановского сельсовета по признакам нарушения части 3 статьи 15 Закона «О защите конкуренции», выразившегося в совмещении функций органа местного самоуправления и хозяйствующего субъекта при решении вопроса местного значения поселения по организации и осуществлению транспортного обслуживания населения, а именно: пассажирских перевозок  автотранспортом по установленному регулярному автобусному маршруту в границах Ивановского сельсовета. Комиссия Амурского УФАС России установила, что  транспортное обслуживание населения в границах Ивановского сельсовета осуществляется самим органом местного самоуправления – администрацией Ивановского сельсовета в границах поселения и в отсутствие лицензии на право осуществления данного вида деятельности, а конкурс на обслуживание регулярного  автобусного маршрута не проводится.  Комиссия Амурского УФАС России приняла решение о признании администрации Ивановского сельсовета нарушившей часть 3 статьи 15 Закона «О защите конкуренции» и выдала администрации Ивановского сельсовета предписание  о прекращении совмещения функций органа местного самоуправления и хозяйствующего субъекта, а именно: услуг по перевозке пассажиров автомобильным транспортом по регулярному автобусному маршруту в границах Ивановского сельсовета Предписание исполнено.

- прочие нарушения

Амурское УФАС России по заявлению ОАО «Дальневосточная энергетическая компания» в лице филиала «Амурэнергосбыт» возбудило дело в отношении администрации пгт. Токур Селемджинского района по признакам нарушения части 1 статьи 15 Закона «О защите конкуренции», выразившегося в бездействии по  не проведению конкурса по отбору управляющей организации  для управления многоквартирными домами, находящимися на территории  пгт. Токур. Комиссией Амурского УФАС России установлено, что в результате бездействия администрации пгт. Токур способ управления не выбран в 117 многоквартирных домах, расположенных в пгт. Токур Селемджинского района, тем самым ограничивается  конкуренция на товарном рынке управления многоквартирными домами  в границах   Селемджинского района Амурской области.

Комиссия Амурского УФАС России приняла решение о признании администрации пгт. Токур Селемджинского района нарушившей часть 1 статьи 15 Закона «О защите конкуренции» и выдала предписание прекратить нарушение антимонопольного законодательства путем  проведения в срок  до 01 мая 2010 года открытого конкурса по выбору управляющей организации для управления многоквартирными домами, находящимися на территории  пгт. Токур Селемджинского района. Предписание исполнено.

В 2010 году по результатам проверки на соответствие антимонопольному законодательству нормативных правовых актов, принятых органами исполнительной  власти Амурской области и органами местного самоуправления  Амурским УФАС было выявлено 18 нормативных актов, противоречащих нормам антимонопольного законодательства. По 11 нормативным актам замечания антимонопольного органа учтены и устранены без судебного вмешательства как в добровольном порядке до возбуждения дел о нарушении антимонопольного законодательства, так и по результатам рассмотрения дел о нарушении антимонопольного законодательства.

В указанном отчетном периоде по результатам рассмотрения нормативных правовых актов органов исполнительной власти  Амурской области и органов местного самоуправления было возбуждено 9 дел о нарушении части 1 статьи 15 Закона «О защите конкуренции». В ходе рассмотрения  3 дел Правительством Амурской области и администрацией города Благовещенска нормативные правовые акты, противоречащие антимонопольному законодательству  были отменены в добровольном порядке до вынесения решения.

По результатам рассмотрения 6 дел, возбужденных в отношении органов исполнительной власти  Амурской области и органов местного самоуправления, Амурским УФАС России выданы предписания с указанием о приведении принятых нормативных правовых актов в соответствие с Законом «О защите конкуренции». 5 органов местного самоуправления исполнили предписания антимонопольного органа и привели принятые ими  нормативные правовые акты в соответствие с Законом «О защите конкуренции».

1 предписание Амурского УФАС России о приведении нормативного акта органа исполнительной власти Амурской области в соответствие с нормами антимонопольного законодательства находится в стадии исполнения, в связи с обжалованием Министерством экономического развития, промышленности  и транспорта Амурской области решения Амурского УФАС России в судебном порядке.

По результатам выявления в ходе проведения плановой проверки администрации города Шимановск несоответствия антимонопольному законодательству 6 нормативных правовых актов данного органа местного самоуправления Амурским УФАС России возбуждено 3 дела по признакам нарушения части 1 статьи 15 Закона «О защите конкуренции» в отношении администрации города Шимановск и Шимановского городского Совета народных депутатов, которые будут рассмотрены в 2011 году.

В 2010 году наблюдается рост выявленных нарушений статьи 16 (согласованные действия) Закона «О защите конкуренции» на 25% (в 2010 г. – 5, в 2009 г. – 4). Вероятной причиной роста данного  показателя является возросшая активность хозяйствующих субъектов при обращении в антимонопольный орган на действия органов власти, органов местного самоуправления в целях защиты своих прав при осуществлении своей деятельности на определенных рынках в результате усиления мер по адвокатированию со стороны как антимонопольной службы в целом, так и со стороны территориального органа. При этом такие субъекты видят в этом более короткий и менее затратный путь защиты своих прав в отличие от обращения в судебные органы.

- ограничение доступа на рынок, выхода с рынка

Амурское УФАС России по заявлению ОАО «Дальневосточная энергетическая компания» в лице филиала «Амурэнергосбыт» возбудило дело в отношении Администрации Зеленоборского сельсовета и МУП «Зеленый Бор» по признакам нарушения статьи 16 Закона «О защите конкуренции», выразившегося  в совершении действий по заключению соглашений между органом местного самоуправления и коммерческой организацией, в результате заключения которых ограничен доступ на товарный рынок хозяйствующих субъектов. Между Администрацией Зеленоборского сельсовета и  МУП «Зеленый Бор», как установлено в ходе рассмотрения дела, заключен договор от 24 июня 2008 года о закреплении муниципального имущества на праве хозяйственного ведения. За МУП «Зеленый Бор», в том числе, жилых домов, расположенных на территории Зеленоборского сельсовета по адресам: ул.Центральная,6, ул.Парковая,13 и пер.Новый,7,  а также договор от 24 июня 2008 года по управлению многоквартирными домами, находящимися на территории Зеленоборского сельсовета по адресам: у.Центральная,6, ул.Парковая,13 и пер.Новый,7 без проведения торгов. Комиссия Амурского УФАС России приняла решение о признании  администрации Зеленоборского сельсовета и МУП «Зеленый Бор» нарушившими статью 16 Закона «О защите конкуренции» и выдала администрации Зеленоборского сельсовета  и МУП «Зеленый Бор» предписания о  прекращении  нарушения антимонопольного законодательства,  для чего в срок до 15 апреля 2010 года  внести изменения в  договор от 24 июня 2008 года о закреплении имущества на праве хозяйственного ведения, в части исключения из перечня переданного имущества многоквартирных домов, расположенных на территории Зеленоборского сельсовета по адресам: ул.Центральная,6, ул.Парковая,13, пер.Новый,7, а также  после заключения администрацией Зеленоборского сельсовета договора с победителем открытого конкурса по выбору управляющей организации по управлению многоквартирными домами, находящимися на территории Зеленоборского сельсовета совершить действия по расторжению договора от 24 июня 2008 года по управлению многоквартирными домами, находящимися на территории Зеленоборского сельсовета по адресам: ул.Центральная,6, ул.Парковая,13, пер.Новый,7. Предписание исполнено.

Амурское УФАС России по заявлению гражданина Годованюка В.С. возбудило дело в отношении Управления архитектуры и градостроительства администрации города Зеи  и ООО «Компания Новые технологии»  по признакам нарушения статьи 16 Закона «О защите конкуренции», выразившегося  в заключении муниципального контракта № 14 от 26.08.2009 на  ремонт водовода от  водохранилища до фильтровальной станции на участке 400 м от плотины с учетом дополнительных работ, связанных с ликвидацией аварии без проведения торгов. Заключение муниципального контракта № 14 от 26.08.2009 без проведения торгов Управлением архитектуры и градостроительства администрации города Зеи и ООО «Компания Новые технологии» повлекли за собой  ограничение конкуренции  и нарушение прав  хозяйствующих субъектов, в частности ООО «ИнвестУралСтрой», ООО «ФСК Энергосоюз»,  ООО «САР-холдинг», ЗАО «Зейское монтажное управление «Гидромонтаж», ОАО «РЭМИК», ООО «Спектр Универсал»,  которые не смогли принять участие в аукционе объявленного ранее на заключение муниципального контракта  на  ремонт водовода от  водохранилища до фильтровальной станции на участке 400 м от плотины, связанных с ликвидацией аварии.

В ходе рассмотрения дела установлено, что муниципальный контракт № 14 от 26.08.2009 на  ремонт водовода от  водохранилища до фильтровальной станции на участке 400 м от плотины с учетом дополнительных работ, связанных с ликвидацией аварии, был заключен между Управлением архитектуры и градостроительства администрации города Зеи и ООО «Компания Новые технологии»  без проведения торгов на основании постановления главы города Зеи от 26.08.2009  № 962 «О внесении изменений и дополнений в постановление администрации города от 10.07.2009 № 826 и принятии решения о заключении с единственным поставщиком муниципального контракта на выполнение работ по ремонту водовода от водохранилища до фильтровальной станции на участке 400 м от плотины» и  решения Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности города Зеи  о введении на территории города Зеи режима «угроза чрезвычайной ситуации» со ссылкой на пункт 6 части 1 статьи 55 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о размещении заказов).

Условия муниципального контракта № 14 от 26.08.2009  о сроках выполнения работ с 27.08.2009 по 30.06.2010, а также стоимости работ в сумме 21 815 504,11 рублей,  совпадают с  условиями проекта муниципального контракта, входившего в состав  аукционной документации по назначенному ранее аукциону на выполнение работ по ремонту водовода от водохранилища до фильтровальной станции на участке 400 м от плотины и отменному в дальнейшем постановлением главы города Зеи.

Комиссия Амурского УФАС России приняла решение о признании Управления архитектуры и градостроительства администрации города Зеи и ООО «Компания Новые технологии» нарушившими статью 16 Закона «О защите конкуренции» и выдала Управлению архитектуры и градостроительства администрации города Зеи и ООО «Компания Новые технологии» предписания о принятии мер, направленны на обеспечение условий для конкуренции хозяйствующих субъектов при размещении заказов на выполнение работ, услуг для нужд муниципального образования г. Зеи в соответствии с положениями действующего федерального законодательства, в том числе Закона «О защите конкуренции» и Закона «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». Предписание исполнено.

Управление архитектуры и градостроительства администрации г. Зеи обжаловало решение Амурского УФАС России в Арбитражный суд Амурской области. 03.11.2010 Арбитражным судом Амурской области в заявлении Управления архитектуры и градостроительства администрации города Зеи о признании недействительным и об отмене решения и предписания  Амурского УФАС России отказано, апелляционная инстанция арбитражного суда поддержала решение арбитражного суда Амурской области.  Дело находится на рассмотрении в кассационном арбитражном суде.

В Амурской области продолжается заключение  договоров, соглашений на пользование муниципальным имуществом без проведения, установленных конкурсных процедур Российским законодательством, либо с несерьезными нарушениями.

В отчетном периоде Амурским УФАС России рассмотрено 20 заявлений с указанием на данный состав правонарушений. По 15 из них отказано в возбуждении дела в связи с отсутствием  признаков нарушения. Возбуждено и рассмотрено 8 дел, из них 3 - по результатам проведенных управлением проверок.

Поводом для возбуждения дел помимо результатов рассмотрения заявлений и обращений участников торгов являлись поступившие в Амурское УФАС России материалы контролирующих и правоохранительных органов, органов местного самоуправления (в том числе и в ходе проведения мониторинга) о проводимых органами исполнительной власти Амурской области, органами местного самоуправления торгов по выбору управляющих организаций по управлению многоквартирными домами, выделению земельных участков под жилищное строительство, комплексное освоение земель, застройку территорий, заключение договоров в отношении государственного и муниципального имущества и иных. По всем материалам проведены документарные проверки. Всего за 2010 год Амурским УФАС России проведено 28 внеплановых документарных проверок. Проверено 69 торгов. По результатам 3-х внеплановых проверок возбуждено 3 дела по признакам нарушения.

Материалы по результатам рассмотрения 3-х дел переданы в органы прокуратуры Амурской области для установления в действиях организаторов торгов наличия  состава преступления.

Предоставление государственных или муниципальных преференций

Привести примеры дел и выданных предписаний,   принятых мерах при нарушении установленного порядка предоставления государственных или муниципальных преференций

          Амурское УФАС России по результатам рассмотрения заявления ОАО «Дальневосточная энергетическая компания» в лице филиала «Амурэнергосбыт» возбудило дело от 28.12.2009 № А-17.1/56 2009 в отношении Управления по использованию муниципального имущества и землепользованию администрации города Свободный (далее - УИМИиЗ администрации г. Свободный) по признакам нарушения части 1 статьи 15, части 1 статьи 17.1, части 1 статьи 19 , частей 1,2 статьи 20 Закона «О защите конкуренции», выразившегося в предоставлении муниципальной преференции  в виде передачи муниципального имущества в аренду МУП «Водоканал».

Договор аренды движимого и недвижимого имущества № 40 от 01.12.2008, заключенный между УИМиЗ администрации г.Свободного и МУП «Водоканал», заключен на основании приказа УИМиЗ администрации г.Свободного № 41/1 от 28.11.2008 «О передаче муниципального имущества в аренду» без проведения торгов на основании приказа начальника  УИМиЗ администрации г.Свободного № 41/1 от 28.11.2008 «О передаче муниципального имущества в аренду» в целях оказания услуг по водоснабжению и водоотведению населению города, в данном случае МУП «Водоканал» была оказана муниципальная преференция в целях, не предусмотренных действующим законодательством.

Комиссия Амурского УФАС России приняла решение о признании действий УИМИиЗ администрации г.Свободный, выраженных в предоставлении муниципальной преференции при передаче муниципального имущества в аренду МУП «Водоканал» г.Свободного на основании договора аренды от 01.12.2008 № 40 без получения предварительного письменного согласия антимонопольного органа и в целях, не предусмотренных Законом «О защите конкуренции» в редакции Федерального закона от 08.11.2008 № 195-ФЗ, нарушением части 1 статьи 19, части 1,2 статьи 20 Закона «О защите конкуренции»,  и выдала предписание прекратить нарушение части 1 статьи 17.1 части 1,2 статьи 20,  для чего расторгнуть договор аренды от 01 декабря 2008 года № 40 с МУП «Водоканал» в срок до определения победителя по результатам проведения УИМиЗ администрации г.Свободного конкурса или аукциона за право на заключение договора аренды данного имущества, провести конкурс или аукцион за право на заключение договора аренды данного муниципального имущества в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации в срок до 22.04.2010 и принять меры по прекращению использования преимущества хозяйствующим субъектом МУП «Водоканал», получившим муниципальную преференцию.

Решение и предписание Амурского УФАС России обжаловалось в судебном порядке. Решением Арбитражного суда Амурской области и постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда в удовлетворении заявления УИМиЗ администрации г.Свободного об отмене решения и предписания Амурского УФАС России отказано. Предписание исполнено.

Государственный контроль за ограничивающими конкуренцию соглашениями хозяйствующих субъектов (статья 35 Закона «О защите конкуренции»)

В 2010 году Амурским УФАС России рассмотрено 63 уведомления финансовых организаций о соглашениях, достигнутых в письменной форме между ними и федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти Амурской области. Все указанные уведомления приняты антимонопольным органом к сведению

Применение статьи 178 Уголовного кодекса Российской Федерации

В 2010 году правоохранительными органами Амурской области уголовные дела по признакам статьи 178 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее – УК РФ) не возбуждались.

В отчетном периоде Амурским УФАС России направлено в правоохранительные  органы 9 материалов, содержащих признаки преступлений, в том числе статьи 178 УК РФ. В результате рассмотрения данных материалов возбуждено 1 дело по части 1 статьи 327 УК РФ, по 3 материалам отказано в возбуждении уголовных дел,  5  находятся на рассмотрении.

Прокуратурой Амурской области отменено 1 постановление УВД Амурской области по отказу в возбуждении уголовного  дела, а материалы направлены для дополнительной проверки. Кроме того, по факту задержки при рассмотрении  заявлений о преступлениях прокуратурой Амурской области в адрес указанного УВД внесено соответствующее представление.

Необходимо отметить, что по материалам, свидетельствующим о признаках преступлений, переданным Амурским УФАС России в правоохранительные органы, последними нередко выносятся постановления об отказе в возбуждении уголовных дел  в виду отсутствия состава преступления. В тоже время, для квалификации действий лиц, в отношении которых переданы материалы, необходим более глубокий анализ переданных документов в целях установления соответствия всех признаков совершенного деяния элементам состава преступления.

Вопрос взаимодействия Амурского УФАС России с прокуратурой Амурской области и УВД Амурской области при осуществлении деятельности в части выявления преступлений в сфере экономики обсуждался на заседании соответствующей рабочей группы, созданной при Прокуратуре Амурской области, членом которой является заместитель руководителя Амурского УФАС России.

Контроль рекламной деятельности

В 2010 году Амурским УФАС России было проведено 50 проверок, рассмотрено 33 обращения граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей с указанием о нарушении федерального законодательства на территории Амурской области.  По результатам проверок было возбуждено 26 дел о нарушении закона о рекламе, возбуждено производством 27 административных дел, наложено взысканий на сумму 576,0 тыс. руб.

Контроль размещения заказов (Федеральный закон от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд)

Работа территориального органа по рассмотрению жалоб участников размещения заказов.

За отчетный период в Амурское УФАС поступило 199 жалоб (в 2009г. – 197) на действия заказчиков, уполномоченных органов, конкурсных, аукционных и котировочных комиссий, 13 из которых были отозваны заявителями на основании части 1 статьи 61 Закона о размещении заказов и 55 возвращены на основании части 1 статьи 59 этого же закона. Среди поступивших 23 жалобы или 12% касались закупок для федеральных нужд, 70 или 35% – для областных нужд и 106 или 53% – для муниципальных нужд.

Рассмотрена  131 жалоба. По результатам рассмотрения по существу обоснованными признана 71 жалоба (54 %), необоснованными - 60 жалоб (46 %). В ходе рассмотрения жалоб выявлено 1793 нарушений законодательства о размещении заказов, из них 74 - по заказам, размещаемых для федеральных нужд, 700 – для областных нужд, 1019– для муниципальных нужд.

Рассмотренные жалобы касались 425 заказов для государственных и муниципальных нужд. Из них 218 или 51 % на общую сумму 1155 млн. рублей признано заказов, размещенных с нарушением Закона о размещении заказов.

Выявленные нарушения:

- в 295 случаях касались размещения информации с грубым отступлением от закона;

- в 10  случаях - нарушений порядка заключения контракта или неправомерное изменение его условий;

– в 1488 - к  иным нарушениям закона.

В целях устранения нарушений  заказчикам и созданным ими комиссиям выдано 60 предписаний об устранении нарушений, по 6 жалобам приняты  решения об обращении с иском в суд о признании размещений заказов недействительными. Все предписания исполнены.

По 5 заявлениям антимонопольного органа судом приняты решения о признании размещения заказов и контрактов, заключенных по их результатам, недействительными.

Примеры дел

1) При рассмотрении жалоб ООО «Эпит», ООО «Бизнес-ОЦЕНКА» и ООО «САМ», являющихся участниками одного и того же размещения заказа, проводимого в форме открытого конкурса на оказание комплекса землеустроительных работ с получением кадастровых паспортов на объекты сетевого хозяйства Магдагачинского района, Амурским УФАС России выявлены ряд существенных нарушений, которые повлекли иные результаты торгов:

- одному участнику размещения заказа конкурсная комиссия незаконно отказала в допуске к участию в конкурсе;

- все отклоненные заявки были на стадии рассмотрения заявок допущены к участию в конкурсе. На стадии оценки и сопоставления конкурсных заявок комиссией было принято решение об отказе в допуске к участию в торгах названным участникам конкурса;

- одному из участников размещения заказа денежное обеспечение заявки не было возвращено муниципальным заказчиком в срок, установленный Законом о размещении заказов.

Заключен муниципальный контракт в день подписания протокола оценки и сопоставления, что не позволило антимонопольному органу принять меры к устранению нарушения выдачей предписания. Амурское УФАС России обратилось с иском суд о признании размещения заказа и муниципального контракта недействительными, применение реституции. Арбитражный суд поддержал требования антимонопольного органа и полностью их удовлетворил.

Работа по осуществлению проверочных мероприятий.

В отчетном периоде  Амурским УФАС России проведено 37 плановых и внеплановых проверок по размещению заказов. В том числе:

- 5 плановых,

- 32 (помимо проверок при рассмотрении жалоб)  внеплановых. Проверено 4777  размещений заказов, из которых  249 заказа (или 5%) имели нарушения Закона о размещении заказов. В них выявлено 480 нарушений законодательства о размещении заказов.

По результатам проведения  внеплановых проверок выдано 4 предписания, которые исполнены.  По остальным проверкам  государственным и муниципальным заказчикам направлены рекомендации о недопущении выявленных нарушений при последующих размещениях заказов.

По результатам  10-ти проверок 42 должностных лица привлечены к административной ответственности на общую сумму штрафов 823 000 рублей.

2 решения и предписания, выданные по результатам 1 плановой и 1 внеплановой проверки были обжалованы в арбитражном суде.  По обоим заявлениям заявителям в удовлетворении их требований о признании ненормативных актов незаконными было отказано.

Работа по ведению реестра недобросовестных поставщиков

В 2010 году в Амурское УФАС обратилось 42 (в 2009 г. - 26) заказчика с предложением о включении в реестр недобросовестных поставщиков лиц, уклонившихся от заключения контракта, а также лиц, с которыми контракты расторгнуты в связи с существенным нарушением условий их исполнения. По результатам их рассмотрения:

- 24 участника размещения заказов включено в реестр недобросовестных поставщиков.

В том числе по основаниям:

- уклонения от заключения контракта – в 6 случаях;

- расторжения контракта – в 18-ти случаях.

В 15 случаях заказчикам было отказано в удовлетворении обращения о  включении в реестр недобросовестных поставщиков.

Общее количество обращений о включении поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в реестр недобросовестных поставщиков увеличилось в 2010 году по сравнению с 2009 годом в 1, 6 раза.

3 решения антимонопольного органа были обжалованы в суде. Из них 2- по включению лица в реестр, и 1 – по отказу во включении. 2 заявления арбитражным судом рассмотрены и приняты окончательные решения о признании 1-го решения антимонопольного управления  законным и  признании 1-го решения незаконным.

Практика по выявлению административных правонарушений и привлечению к ответственности.

В отчетном 2010 году Амурским УФАС России вынесено   104  постановления о наложении административного штрафа за нарушение законодательства о размещении заказов по КоАП РФ на сумму 2 208,4 тыс.  рублей (в 2009г. – 60  постановлений на сумму 2633 тыс. рублей).  

Работа по адвокатированию конкуренции в части предупреждения нарушений антимонопольного законодательства, а также законодательства о размещении заказов, законодательства о рекламе, законодательства о естественных монополиях

Кроме осуществления контрольной функции Амурское УФАС России проводит регулярную системную работу по адвокатированию конкуренции в части предупреждения нарушений антимонопольного законодательства, а также законодательства о размещении заказов, законодательства о рекламе, законодательства о естественных монополиях.

С целью адвокатирования конкуренции Амурским УФАС России используются разнообразные способы и механизмы, ориентированные на разные целевые аудитории, в том числе:

- публикация разъяснений законодательства, новостей о деятельности Амурского УФАС России, текстов решений и предписаний, выданных антимонопольным органом, и другая актуальная информация на сайте Амурского УФАС России.

На сайте Амурского УФАС России регулярно размещаются принятые решения и выданные предписания. Они представляют интерес для участников рынка, которые имеют возможность отследить соблюдение компанией-нарушителем или органом власти решения и предписания, а в случае не соблюдения ими предписания – обратиться в антимонопольный орган. Кроме того, публикуя тексты решений и предписаний, Амурское УФАС России показывает, какая деятельность хозяйствующих субъектов или органов власти является противоправной и наказуемой, а какие действия являются допустимыми с точки зрения антимонопольного законодательства.

- публикация в средствах массовой информации печатных материалов с разъяснениями целей и задач современного антимонопольного регулирования в России, а также размещение разъяснений с помощью интервью по различным сферам деятельности Амурского УФАС России

Так, за отчетный период Амурским УФАС России в средствах массовой информации размещено 136 статей, сотрудниками управления дано 57 интервью.

- работа с обращениями граждан, органов власти и предпринимателей

Одним из наиболее интересных мероприятий по адвокатированию конкуренции стало проведение руководителем Амурского УФАС он-лайн конференций на новостных порталах Информационных агентств «Порт Амур», «Амур-Инфо». В ходе конференций было получено значительное количество вопросов от граждан, которые касались цен на продовольственные группы товаров, лекарственные препараты, горюче-смазочные материалы, цены на услуги связи и Интернет на все вопросы руководителем управления даны компетентные и исчерпывающие ответы. Всего за отчетный период руководителем Амурского УФАС проведено 4 он-лайн конференции.

В результате реализации комплекса мер по раскрытию информации о деятельности Амурского УФАС России (через публикацию материалов на официальном сайте и работу со средствами массовой информации) значительно увеличилась информационная открытость территориального органа для граждан, стали общедоступны документы. Это привело к росту информированности граждан о деятельности антимонопольной службы, и как следствие, увеличению числа обращений по вопросам, связанным с применением антимонопольного, рекламного законодательства, законодательства о размещении заказов, а также с соответствующими жалобами.

Амурским УФАС России в 2010 году проведено 3 заседания Общественно-консультативного совета. Одними из главных вопросов обсуждений на заседаниях Совета явились: проблемы антимонопольного регулирования торговой деятельности, вопросы перехода на электронные аукционы при государственном и муниципальном заказе, а также предоставления государственных и муниципальных преференций в сфере агропромышленного комплекса Амурской области.

- взаимодействие с органами власти, в том числе путем участия представителей Амурского УФАС России в различных конференциях, семинарах, рабочих групп по направлениям деятельности антимонопольного органа.

В 2010 году Амурское УФАС России приняло участие в семинарах, проводимых прокуратурой Амурской области по темам: «Организация торгов по размещению государственных заказов на поставку товаров, выполнение работ  и оказание услуг для нужд учреждений здравоохранения Амурской области, и контроль за их проведением», «Координация деятельности правоохранительных органов и органов государственной власти Амурской области по противодействию коррупции».

Руководитель управления является членом межведомственной рабочей группы по координации деятельности правоохранительных органов и органов государственной власти Амурской области по противодействию коррупции при прокуратуре  области. Заместитель руководителя управления входит в состав межведомственной рабочей группы при прокуратуре Амурской области по исполнению Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»,  рабочей группы по выявлению и пресечению преступлений в сфере экономики.

За отчетный период руководитель управления и его заместитель приняли участие в работе 38 крупных совещаний с органами власти различных уровней. Выступая с докладами и сообщениями, первые лица Амурского УФАС России уделили особое внимание таким вопросам, как порядок предоставления государственных и муниципальных преференций, нарушения в сфере размещения заказов, антимонопольного контроля на продовольственных рынках, а также правовым последствиям нарушения антимонопольного законодательства, в том числе влекущих административную и уголовную ответственность.

В территориальном управлении  разработан и ведется сайт, на котором в 2010 году было размещено более 2200 материалов и сведений о деятельности территориального органа.

По итогам рейтинга, проведенного федеральной антимонопольной службой,  управление федеральной антимонопольной службы по Амурской области заняло 20 – место.