Решение по делу № А-17.1/61 2011 по признакам нарушения администрацией Верхнезейского сельсовета Зейского района

Сфера деятельности: Контроль органов власти
Номер дела: № А-17.1/61 2011
Дата публикации: 30 декабря 2011, 14:15

РЕШЕНИЕ

г. Благовещенск

Резолютивная часть решения  оглашена «13» декабря 2011 г.

В полном объеме решение изготовлено «27» декабря  2011 г.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Амурской области  (далее – Амурское УФАС России) по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства в составе: Председателя Комиссии <…> - заместителя руководителя управления; членов комиссии: <…> - начальника отдела антимонопольного контроля и контроля органов власти; <…> - заместителя начальника отдела антимонопольного контроля и контроля органов власти; <…> - специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля и контроля органов власти; рассмотрев  дело № А-17.1/61 2011 по признакам нарушения Администрацией Верхнезейского сельсовета Зейского района части 1 статьи 17.1, пункта 7 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), выраженного в действиях Администрации Верхнезейского сельсовета по заключению договора на оказание услуг по техническому обслуживанию, текущему ремонту и содержанию линий электропередачи и энергоустройств п. Верхнезейск Зейского района Амурской области без проведения конкурсных процедур,

УСТАНОВИЛА:

В Амурское УФАС России поступило обращение Управления государственного регулирования цен и тарифов Амурской области, указывающее на признаки нарушения антимонопольного законодательства в действиях Администрации Верхнезейского сельсовета по передаче ООО «Районные электрические сети» муниципального имущества без проведения процедуры торгов.

В рамках осуществления государственного контроля соблюдения антимонопольного законодательства и по результатам проверки представленных сведений и документов, приказом Амурского УФАС России от 21.10.2011 № 354 в соответствии с частью 4 статьи 44 Закона о защите конкуренции  возбуждено дело № А-17.1/61 2011  и создана Комиссия для рассмотрения дела по признакам нарушения части 1 статьи 17.1, пункта 7 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции (далее – Комиссия).

Определениями от 11.11.2011 по делу (исходящие от 15.11.2011 № 02-4473, № 02-4474) рассмотрение дела отложено на 13.12.2011 в 11 часов 00 минут, к участию в деле привлечено в качестве заявителя Управление государственного регулирования цен и тарифов Амурской области.

На заседание Комиссии явились: представитель заявителя – Управления государственного регулирования цен и тарифов Амурской области – <…> - начальника отдела антимонопольного контроля и контроля органов власти; <…> - заместителя начальника отдела антимонопольного контроля и контроля органов власти; <…> - специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля и контроля органов власти, а также представитель заинтересованного лица - <…> - начальника отдела антимонопольного контроля и контроля органов власти; <…> - заместителя начальника отдела антимонопольного контроля и контроля органов власти; <…> - специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля и контроля органов власти.

Представитель ответчика на заседании комиссии 13.12.2012 не явился, ответчик уведомлен надлежащим образом получением определения об отложении дела (почтовое уведомление № 67502344953516). Ранее письмом от 07.11.2011 № 767 Администрация Верхнезейского сельсовета просила рассмотреть дело в свое отсутствие.

Письмом от 08.12.2011 № НЮс-11/7 90 Тындинское отделение Дальневосточной железной дороги филиала ОАО «Российские железные дороги» ходатайствовало о проведении заседания Комиссии по делу в отсутствие своего представителя.

Комиссией принято решение о рассмотрении дела в отсутствие неявившихся лиц.

Письмом от 07.11.2011 № 767 Администрация Верхнезейского сельсовета представила следующие документы в копиях: письмо Администрации Верхнезейского сельсовета от 31.10.2011 № 731, пять свидетельств о регистрации права собственности Российской Федерации от 06.12.2007 (здания трансформаторных подстанций 10/04 кВ № 98, № 97, № 95, № 94, № 93), письмо Тындинского отделения Дальневосточной железной дороги филиала ОАО «Российские железные дороги» от 25.01.2008 № 21, распоряжение Федерального агентства по управлению федеральным имуществом (далее – Росимущество) от 17.04.2006 № 785-р, письмо Тындинского отделения Дальневосточной железной дороги филиала ОАО «Российские железные дороги» от 09.10.2007 № 283, письмо Тындинского отделения Дальневосточной железной дороги филиала ОАО «Российские железные дороги» от 24.03.2008 № 80, письмо Администрации Верхнезейского сельсовета от 28.01.2008 № 84, постановление главы Верхнезейского сельсовета от 02.11.2007 № 53, письмо Администрации Верхнезейского сельсовета от 13.10.2011 № 662., распоряжение главы Верхнезейского сельсовета от 11.07.2007 № 15-р, письмо ООО «Районные электрические сети» от 28.01.2011 № 56 с приложением копии договора от 01.01.2011 № 11.

В письменных пояснениях и в ходе заседания Комиссии 11.11.2011 представитель ООО «Районные электрические сети» пояснил, что ранее сети обслуживались ООО «РЭС» на основании договоров, заключаемых с ОАО «РЖД». Однако в дальнейшем ОАО «РЖД» отказалось заключать договор, поскольку сети им не принадлежат после реорганизации РЖД и содержание этих сетей не свойственная РЖД функция. Поэтому ООО «РЭС» вынуждено было заключить такой договор с администрацией, чтобы не оставить поселение без электроснабжения. Договор, как и договоры с РЖД, является безвозмездным.

Дополнительно в ходе заседания Комиссии 13.12.2011 представитель ООО «Районные электрические сети» пояснил, что администрацией Верхнезейского сельсовета подготовлены документы по предоставлению преференции, документы переданы в УФАС. До настоящего времени часть объектов являются муниципальной собственностью, часть являются бесхозными, РЖД полностью объекты не передала, поэтому имущество передано без конкурса.

Представитель заявителя в ходе рассмотрения дела пояснила, что сетевая организация - ООО «Районные электрические сети» - обратилась в связи с установлением тарифов, поэтому возник вопрос о принадлежности сетей, используемых для осуществления деятельности, в том числе переданных администрацией Верхнезейского сельсовета. В настоящее время дело об установлении тарифов находится на рассмотрении, дополнительные документы у администрации Верхнезейского сельсовета не запрашивались.

Письмом от 08.12.2011 № НЮс-11/7 90 Тындинское отделение Дальневосточной железной дороги филиала ОАО «Российские железные дороги» представило в материалы дела распоряжение ТУ Росимущества в Амурской области от 24.02.2011 № 92-р о безвозмездной передаче имущества в собственность МО Верхнезейский сельсовет, перечень имущества, передаваемого в собственность муниципального образования Верхнезейский сельсовет, акт приема-передачи имущества в собственность муниципального образования Верхнезейский сельсовет.

На запрос Амурского УФАС России ТУ Росимущества по Амурской области письмом от 28.11.2011 № 01-06/8794 пояснило, что из казны Российской Федерации распоряжением Росимущества от 17.04.2006 № 785-р в муниципальную собственность Верхнезейского сельсовета переданы: здание трансформаторной подстанции 10/04 кВ № 93, в том числе силовое оборудование и отходящие низковольтные линии в п. Верхнезейск, здание трансформаторной подстанции 10/04 кВ № 94, в том числе силовое оборудование и отходящие низковольтные линии в п. Верхнезейск, здание трансформаторной подстанции 10/04 кВ № 95, в том числе силовое оборудование и отходящие низковольтные линии в п. Верхнезейск, здание трансформаторной подстанции 10/04 кВ № 97, в том числе силовое оборудование и отходящие низковольтные линии в п. Верхнезейск, здание трансформаторной подстанции 10/04 кВ № 98, в том числе силовое оборудование и отходящие низковольтные линии в п. Верхнезейск, а также распоряжением ТУ Росимущества в Амурской области от 24.02.2011 № 92-р в муниципальную собственность Верхнезейского сельсовета переданы: воздушная линия 10 кВ к водозабору п. Верхнезейск, воздушная линия 10 кВ от подстанции 220 кВ до комплектной трансформаторной подстанции «Котельная», линия электроснабжения внеплощадочных водопроводных сооружений электроснабжения. Иное имущество, в реестре федерального имущества не числится.

На запрос Амурского УФАС России Министерство имущественных отношений Амурской области письмом от 02.12.2011 № 12-06/9945 сообщило об отсутствии в реестре собственности Амурской области следующих объектов в п. Верхнезейск – кабельные линии КЛ-0,4 кВ – 18 объектов, воздушные линии 0,4 кВ – 10 объектов, кабельные линии 10 кВ – 24 объекта, воздушные линии 10 кВ – 19 объектов.  

Заслушав пояснения сторон, исследовав представленные сведения и документы, Комиссия установила следующее.

01.10.2009 между Администрацией Верхнезейского сельсовета и ООО «Районные электрические сети» заключен договор на оказание услуг по техническому обслуживанию, текущему ремонту и содержанию линий электропередачи и энергоустройств села Верхнезейск Зейского района Амурское области. Предметом данного договора является передача Администрацией функции по содержанию и эксплуатации муниципальных систем энергоснабжения Предприятию. Срок действия договора с 01.10.2009 по 30.12.2014 (раздел 7 договора).

Пунктом 2.1.1 предусмотрена обязанность Администрации Верхнезейского сельсовета передать ООО «Районные электрические сети» на техническое обслуживание согласно приложения № 1 (объекты электросетевого хозяйства). Пунктами 2.2.1, 2.2.2, 2.2.5 предусмотрены обязанности ООО «Районные электрические сети» использовать имущество для целей, предусмотренных договором, то есть предоставлять услуги по передаче электрической энергии населению и прочим потребителям села Верхнезейск, поддерживать переданное имущество в исправном техническом состоянии, обеспечивать бесперебойную подачу электроэнергии (деятельность сетевой организации). Исходя из п. 2.2.22 ООО «Районные электрические сети» вправе передавать переданное по договору имущество в аренду или иным образом с согласия Администрации Верхнезейского сельсовета.

Исходя из условий указанного договора, данная сделка носит характер договора безвозмездного пользования имущества (объектов электросетевого хозяйства), в том числе в целях осуществления ООО «Районные электрические сети» коммерческой деятельности в качестве сетевой организации с использованием переданного имущества.

Соглашением между Администрацией Верхнезейского сельсовета и ООО «Районные электрические сети» стороны внесли изменения в указанный договор, в том числе указав, что в отношении переданного имущества ООО «Районные электрические сети» осуществляет энергосберегающие мероприятия, выполняет функции сетевой организации и оказывает прочие услуги.

Представленная в Амурское УФАС России копия указанного соглашения не содержит даты его заключения.

Кроме того, письмом от 28.01.2011 № 56 ООО «Районные электрические сети» направило в адрес Администрации Верхнезейского сельсовета подписанный обществом проект договора от 01.01.2011 № 11 на обслуживание сетей наружного освещения.

Однако представленная в Амурское УФАС России копия указанного договора не подписана со стороны Администрации Верхнезейского сельсовета.

В соответствии с распоряжением Федерального агентства по управлению федеральным имуществом (далее – Росимущество) от 17.04.2006 № 785-р, объекты недвижимого имущества, не включенные в уставный капитал ОАО «РЖД» подлежали передаче в муниципальную собственность, в частности в собственность муниципального образования Верхнезейского сельсовета – здание трансформаторной подстанции 10/04 кВ № 93, в том числе силовое оборудование и отходящие низковольтные линии в п. Верхнезейск, здание трансформаторной подстанции 10/04 кВ № 94, в том числе силовое оборудование и отходящие низковольтные линии в п. Верхнезейск, здание трансформаторной подстанции 10/04 кВ № 95, в том числе силовое оборудование и отходящие низковольтные линии в п. Верхнезейск, здание трансформаторной подстанции 10/04 кВ № 97, в том числе силовое оборудование и отходящие низковольтные линии в п. Верхнезейск, здание трансформаторной подстанции 10/04 кВ № 98, в том числе силовое оборудование и отходящие низковольтные линии в п. Верхнезейск.

Данные объекты (трансформаторные подстанции и отходящие электрические линии) указаны в приложении к договору от 01.10.2009 на оказание услуг по техническому обслуживанию, текущему ремонту и содержанию линий электропередачи и энергоустройств села Верхнезейск Зейского района Амурской области.

Согласно п. 6 указанного распоряжения и в соответствии с соответствии с ч. 11 ст. 154 Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» право собственности муниципального образования Верхнезейский сельсовет в отношении указанного имущества возникает с момента утверждения Росимуществом передаточного акта.

Акты приема передачи в отношении вышеуказанных объектов утверждены руководителем Территориального управления Росимущества в Амурской области 04.10.2010.

Несмотря на то, что на момент заключения договора от 01.10.2009 передача указанного имущества в муниципальную собственность Верхнезейского сельсовета не была завершена, принятое в установленном законодательством Российской Федерации собственником имущества решение о передаче его в муниципальную собственность свидетельствует об отнесении данного имущества к собственности муниципального образования Верхнезейский сельсовет, а факт реализации Администрацией Верхнезейского сельсовета предусмотренного ст. 209 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) полномочия собственника по распоряжению имуществом свидетельствует о фактическом принятии имущества в муниципальную собственность муниципального образования Верхнезейский сельсовет.

Кроме того, распоряжением Территориального управления Росимущества в Амурской области от 24.02.2011 № 92-р утвержден перечень имущества, передаваемого в муниципальную собственность муниципального образования Верхнезейский сельсовет -  воздушная линия 10 кВ к водозабору п. Верхнезейск 1987 года постройки протяженностью 3,017 км., воздушная линия 10 кВ от подстанции 220 кВ до комплектной трансформаторной подстанции «Котельная» 1990 года постройки протяженностью 1,154 км., линия электроснабжения внеплощадочных водопроводных сооружений электроснабжения 1987 года постройки протяженностью 1,347 км.

Согласно п. 6 указанного распоряжения право собственности на данное имущество переходит к муниципальному образованию Верхнезейский сельсовет с момента утверждения акта приема-передачи. Акт приема-передачи утвержден 24.03.2011.

Представленная переписка между Администрацией Верхнезейского сельсовета и Тындинским отделением Дальневосточной железной дороги филиала ОАО «Российские железные дороги» также свидетельствует о принятии Администрацией Верхнезейского сельсовета мер, направленных на принятие в муниципальную собственность объектов электросетевого хозяйства в селе Верхнезейск, указанных в распоряжении Росимущества от 17.04.2006 № 785-р, распоряжении Территориального управления Росимущества в Амурской области от 24.02.2011 № 92-р.

Вместе с тем, однозначно установить идентичность переданного на основании распоряжением Территориального управления Росимущества в Амурской области от 24.02.2011 № 92-р имущества с имуществом, переданным договору от 01.10.2009 на оказание услуг по техническому обслуживанию, текущему ремонту и содержанию линий электропередачи и энергоустройств села Верхнезейск Зейского района Амурской области, не представляется возможным.

Однако, согласно пояснениям ООО «Районные электрические сети» часть имущества договору от 01.10.2009  не передано в муниципальную собственность и является бесхозяйным.

Согласно ч. 1 ст. 225 ГК РФ бесхозяйной является  вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.

 В соответствии с ч. 3 ст. 225 ГК РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

Постановлением Правительства РФ от 17.09.2003 № 580 (далее Постановление) предусмотрен порядок признания недвижимой вещи бесхозяйной.

В соответствии с пунктом 5 Постановления принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании представляемого в единственном экземпляре заявления органа местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимого имущества.

Согласно пункту 25 Постановления принятие на учет объектов недвижимого имущества осуществляется путем внесения соответствующих записей в Единый государственный реестр прав.

После принятия на учет объекта недвижимого имущества, который не имеет собственника или собственник которого неизвестен, органу местного самоуправления выдается (направляется) выписка из Единого государственного реестра прав о принятии на учет объекта недвижимого имущества.

Доказательств постановки на учет переданного по договору от 01.10.2009 имущества в качестве бесхозяйного в установленном законом порядке на основании заявления органов местного самоуправления Верхнезейского сельсовета с целью последующего оформления права муниципальной собственности в материалы дела не представлено. 

Однако сам по себе факт, того, что часть переданного по договору от 01.10.2009  имущества, по мнению ООО «Районные электрические сети», является бесхозяйным, с учетом бездействия со стороны органов местного самоуправления Верхнезейского сельсовета по постановке его в качестве такового на учет и фактического осуществления администрацией Верхнезейского сельсовета предусмотренных ст. 209 ГК РФ полномочий собственника по распоряжению указанным в договоре от 01.10.2009  имуществом (фактическое принятие имущества), не является обстоятельством, исключающим возможность передачи имущества посредством проведения конкурсных в пользование организации, предложившей наиболее выгодные условия пользования в соответствии с требованиями конкурсной документации.    

Изложенные в письме от 13.10.2011 № 662 доводы Администрации Верхнезейского сельсовета о том, что электролинии Верхнезейского сельсовета в муниципальной собственности не значатся, находятся в собственности Российской Федерации и на обслуживании ООО «Районные электрические сети» на основании договора с ОАО «РЖД» от 01.07.2007 № 508, а также, что договор от 01.10.2009 заключен ошибочно, опровергаются вышеизложенными обстоятельствами дела.

В соответствии с частью 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения таких договоров.

Согласно ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции, федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещается предоставление государственной или муниципальной преференции в нарушение порядка, установленного главой 5 Закона о защите конкуренции.

Заключение Администрацией Верхнезейского сельсовета договора от 01.10.2009 без проведения конкурсных процедур, а также с нарушением порядка предоставления муниципальной преференции, установленного главой 5 Закона о защите конкуренции, ставит хозяйствующий субъект – ООО «Районные электрические сети» в преимущественное положение по сравнению с другими хозяйствующими субъектами, которые потенциально могли принять участие в конкурсе на право заключения договора на оказание услуг по техническому обслуживанию, текущему ремонту и содержанию линий электропередачи и энергоустройств села Верхнезейск Зейского района Амурской области, либо заключить такой договор в порядке, предусмотренном главой 5 Закона о защите конкуренции с предварительным получением согласия антимонопольного органа.

На основании изложенного, Комиссия Амурского УФАС России приходит к выводу о наличии в действиях Администрации Верхнезейского сельсовета по заключению договора от 01.10.2009 на оказание услуг по техническому обслуживанию, текущему ремонту и содержанию линий электропередачи и энергоустройств села Верхнезейск Зейского района Амурской области без проведения конкурсных процедур и в нарушение порядка предоставления муниципальной преференции, установленного главой 5 Закона о защите конкуренции, нарушения пункта 7 части 1 статьи 15, части 1 статьи 17.1 Федерального закона Российской Федерации от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Амурского УФАС России

РЕШИЛА:

  1. Признать действия Администрации Верхнезейского сельсовета Зейского района, выраженные в заключении 01.10.2009 договора на оказание услуг по техническому обслуживанию, текущему ремонту и содержанию линий электропередачи и энергоустройств села Верхнезейск Зейского района Амурской области без проведения конкурсных процедур, предоставлении муниципальной преференции без согласия антимонопольного органа, нарушающими пункт 7 части 1 статьи 15, часть 1 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
  2. Выдать Администрации Верхнезейского сельсовета Зейского района предписание о прекращении нарушения пункта 7 части 1 статьи 15, части 1 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня его принятия.

Председатель комиссии                                                                                <…>

stdClass Object ( [vid] => 10453 [uid] => 5 [title] => Решение по делу № А-17.1/61 2011 по признакам нарушения администрацией Верхнезейского сельсовета Зейского района [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 10453 [type] => solution [language] => ru [created] => 1325215069 [changed] => 1370524432 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1370524432 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

РЕШЕНИЕ

г. Благовещенск

Резолютивная часть решения  оглашена «13» декабря 2011 г.

В полном объеме решение изготовлено «27» декабря  2011 г.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Амурской области  (далее – Амурское УФАС России) по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства в составе: Председателя Комиссии <…> - заместителя руководителя управления; членов комиссии: <…> - начальника отдела антимонопольного контроля и контроля органов власти; <…> - заместителя начальника отдела антимонопольного контроля и контроля органов власти; <…> - специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля и контроля органов власти; рассмотрев  дело № А-17.1/61 2011 по признакам нарушения Администрацией Верхнезейского сельсовета Зейского района части 1 статьи 17.1, пункта 7 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), выраженного в действиях Администрации Верхнезейского сельсовета по заключению договора на оказание услуг по техническому обслуживанию, текущему ремонту и содержанию линий электропередачи и энергоустройств п. Верхнезейск Зейского района Амурской области без проведения конкурсных процедур,

УСТАНОВИЛА:

В Амурское УФАС России поступило обращение Управления государственного регулирования цен и тарифов Амурской области, указывающее на признаки нарушения антимонопольного законодательства в действиях Администрации Верхнезейского сельсовета по передаче ООО «Районные электрические сети» муниципального имущества без проведения процедуры торгов.

В рамках осуществления государственного контроля соблюдения антимонопольного законодательства и по результатам проверки представленных сведений и документов, приказом Амурского УФАС России от 21.10.2011 № 354 в соответствии с частью 4 статьи 44 Закона о защите конкуренции  возбуждено дело № А-17.1/61 2011  и создана Комиссия для рассмотрения дела по признакам нарушения части 1 статьи 17.1, пункта 7 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции (далее – Комиссия).

Определениями от 11.11.2011 по делу (исходящие от 15.11.2011 № 02-4473, № 02-4474) рассмотрение дела отложено на 13.12.2011 в 11 часов 00 минут, к участию в деле привлечено в качестве заявителя Управление государственного регулирования цен и тарифов Амурской области.

На заседание Комиссии явились: представитель заявителя – Управления государственного регулирования цен и тарифов Амурской области – <…> - начальника отдела антимонопольного контроля и контроля органов власти; <…> - заместителя начальника отдела антимонопольного контроля и контроля органов власти; <…> - специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля и контроля органов власти, а также представитель заинтересованного лица - <…> - начальника отдела антимонопольного контроля и контроля органов власти; <…> - заместителя начальника отдела антимонопольного контроля и контроля органов власти; <…> - специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля и контроля органов власти.

Представитель ответчика на заседании комиссии 13.12.2012 не явился, ответчик уведомлен надлежащим образом получением определения об отложении дела (почтовое уведомление № 67502344953516). Ранее письмом от 07.11.2011 № 767 Администрация Верхнезейского сельсовета просила рассмотреть дело в свое отсутствие.

Письмом от 08.12.2011 № НЮс-11/7 90 Тындинское отделение Дальневосточной железной дороги филиала ОАО «Российские железные дороги» ходатайствовало о проведении заседания Комиссии по делу в отсутствие своего представителя.

Комиссией принято решение о рассмотрении дела в отсутствие неявившихся лиц.

Письмом от 07.11.2011 № 767 Администрация Верхнезейского сельсовета представила следующие документы в копиях: письмо Администрации Верхнезейского сельсовета от 31.10.2011 № 731, пять свидетельств о регистрации права собственности Российской Федерации от 06.12.2007 (здания трансформаторных подстанций 10/04 кВ № 98, № 97, № 95, № 94, № 93), письмо Тындинского отделения Дальневосточной железной дороги филиала ОАО «Российские железные дороги» от 25.01.2008 № 21, распоряжение Федерального агентства по управлению федеральным имуществом (далее – Росимущество) от 17.04.2006 № 785-р, письмо Тындинского отделения Дальневосточной железной дороги филиала ОАО «Российские железные дороги» от 09.10.2007 № 283, письмо Тындинского отделения Дальневосточной железной дороги филиала ОАО «Российские железные дороги» от 24.03.2008 № 80, письмо Администрации Верхнезейского сельсовета от 28.01.2008 № 84, постановление главы Верхнезейского сельсовета от 02.11.2007 № 53, письмо Администрации Верхнезейского сельсовета от 13.10.2011 № 662., распоряжение главы Верхнезейского сельсовета от 11.07.2007 № 15-р, письмо ООО «Районные электрические сети» от 28.01.2011 № 56 с приложением копии договора от 01.01.2011 № 11.

В письменных пояснениях и в ходе заседания Комиссии 11.11.2011 представитель ООО «Районные электрические сети» пояснил, что ранее сети обслуживались ООО «РЭС» на основании договоров, заключаемых с ОАО «РЖД». Однако в дальнейшем ОАО «РЖД» отказалось заключать договор, поскольку сети им не принадлежат после реорганизации РЖД и содержание этих сетей не свойственная РЖД функция. Поэтому ООО «РЭС» вынуждено было заключить такой договор с администрацией, чтобы не оставить поселение без электроснабжения. Договор, как и договоры с РЖД, является безвозмездным.

Дополнительно в ходе заседания Комиссии 13.12.2011 представитель ООО «Районные электрические сети» пояснил, что администрацией Верхнезейского сельсовета подготовлены документы по предоставлению преференции, документы переданы в УФАС. До настоящего времени часть объектов являются муниципальной собственностью, часть являются бесхозными, РЖД полностью объекты не передала, поэтому имущество передано без конкурса.

Представитель заявителя в ходе рассмотрения дела пояснила, что сетевая организация - ООО «Районные электрические сети» - обратилась в связи с установлением тарифов, поэтому возник вопрос о принадлежности сетей, используемых для осуществления деятельности, в том числе переданных администрацией Верхнезейского сельсовета. В настоящее время дело об установлении тарифов находится на рассмотрении, дополнительные документы у администрации Верхнезейского сельсовета не запрашивались.

Письмом от 08.12.2011 № НЮс-11/7 90 Тындинское отделение Дальневосточной железной дороги филиала ОАО «Российские железные дороги» представило в материалы дела распоряжение ТУ Росимущества в Амурской области от 24.02.2011 № 92-р о безвозмездной передаче имущества в собственность МО Верхнезейский сельсовет, перечень имущества, передаваемого в собственность муниципального образования Верхнезейский сельсовет, акт приема-передачи имущества в собственность муниципального образования Верхнезейский сельсовет.

На запрос Амурского УФАС России ТУ Росимущества по Амурской области письмом от 28.11.2011 № 01-06/8794 пояснило, что из казны Российской Федерации распоряжением Росимущества от 17.04.2006 № 785-р в муниципальную собственность Верхнезейского сельсовета переданы: здание трансформаторной подстанции 10/04 кВ № 93, в том числе силовое оборудование и отходящие низковольтные линии в п. Верхнезейск, здание трансформаторной подстанции 10/04 кВ № 94, в том числе силовое оборудование и отходящие низковольтные линии в п. Верхнезейск, здание трансформаторной подстанции 10/04 кВ № 95, в том числе силовое оборудование и отходящие низковольтные линии в п. Верхнезейск, здание трансформаторной подстанции 10/04 кВ № 97, в том числе силовое оборудование и отходящие низковольтные линии в п. Верхнезейск, здание трансформаторной подстанции 10/04 кВ № 98, в том числе силовое оборудование и отходящие низковольтные линии в п. Верхнезейск, а также распоряжением ТУ Росимущества в Амурской области от 24.02.2011 № 92-р в муниципальную собственность Верхнезейского сельсовета переданы: воздушная линия 10 кВ к водозабору п. Верхнезейск, воздушная линия 10 кВ от подстанции 220 кВ до комплектной трансформаторной подстанции «Котельная», линия электроснабжения внеплощадочных водопроводных сооружений электроснабжения. Иное имущество, в реестре федерального имущества не числится.

На запрос Амурского УФАС России Министерство имущественных отношений Амурской области письмом от 02.12.2011 № 12-06/9945 сообщило об отсутствии в реестре собственности Амурской области следующих объектов в п. Верхнезейск – кабельные линии КЛ-0,4 кВ – 18 объектов, воздушные линии 0,4 кВ – 10 объектов, кабельные линии 10 кВ – 24 объекта, воздушные линии 10 кВ – 19 объектов.  

Заслушав пояснения сторон, исследовав представленные сведения и документы, Комиссия установила следующее.

01.10.2009 между Администрацией Верхнезейского сельсовета и ООО «Районные электрические сети» заключен договор на оказание услуг по техническому обслуживанию, текущему ремонту и содержанию линий электропередачи и энергоустройств села Верхнезейск Зейского района Амурское области. Предметом данного договора является передача Администрацией функции по содержанию и эксплуатации муниципальных систем энергоснабжения Предприятию. Срок действия договора с 01.10.2009 по 30.12.2014 (раздел 7 договора).

Пунктом 2.1.1 предусмотрена обязанность Администрации Верхнезейского сельсовета передать ООО «Районные электрические сети» на техническое обслуживание согласно приложения № 1 (объекты электросетевого хозяйства). Пунктами 2.2.1, 2.2.2, 2.2.5 предусмотрены обязанности ООО «Районные электрические сети» использовать имущество для целей, предусмотренных договором, то есть предоставлять услуги по передаче электрической энергии населению и прочим потребителям села Верхнезейск, поддерживать переданное имущество в исправном техническом состоянии, обеспечивать бесперебойную подачу электроэнергии (деятельность сетевой организации). Исходя из п. 2.2.22 ООО «Районные электрические сети» вправе передавать переданное по договору имущество в аренду или иным образом с согласия Администрации Верхнезейского сельсовета.

Исходя из условий указанного договора, данная сделка носит характер договора безвозмездного пользования имущества (объектов электросетевого хозяйства), в том числе в целях осуществления ООО «Районные электрические сети» коммерческой деятельности в качестве сетевой организации с использованием переданного имущества.

Соглашением между Администрацией Верхнезейского сельсовета и ООО «Районные электрические сети» стороны внесли изменения в указанный договор, в том числе указав, что в отношении переданного имущества ООО «Районные электрические сети» осуществляет энергосберегающие мероприятия, выполняет функции сетевой организации и оказывает прочие услуги.

Представленная в Амурское УФАС России копия указанного соглашения не содержит даты его заключения.

Кроме того, письмом от 28.01.2011 № 56 ООО «Районные электрические сети» направило в адрес Администрации Верхнезейского сельсовета подписанный обществом проект договора от 01.01.2011 № 11 на обслуживание сетей наружного освещения.

Однако представленная в Амурское УФАС России копия указанного договора не подписана со стороны Администрации Верхнезейского сельсовета.

В соответствии с распоряжением Федерального агентства по управлению федеральным имуществом (далее – Росимущество) от 17.04.2006 № 785-р, объекты недвижимого имущества, не включенные в уставный капитал ОАО «РЖД» подлежали передаче в муниципальную собственность, в частности в собственность муниципального образования Верхнезейского сельсовета – здание трансформаторной подстанции 10/04 кВ № 93, в том числе силовое оборудование и отходящие низковольтные линии в п. Верхнезейск, здание трансформаторной подстанции 10/04 кВ № 94, в том числе силовое оборудование и отходящие низковольтные линии в п. Верхнезейск, здание трансформаторной подстанции 10/04 кВ № 95, в том числе силовое оборудование и отходящие низковольтные линии в п. Верхнезейск, здание трансформаторной подстанции 10/04 кВ № 97, в том числе силовое оборудование и отходящие низковольтные линии в п. Верхнезейск, здание трансформаторной подстанции 10/04 кВ № 98, в том числе силовое оборудование и отходящие низковольтные линии в п. Верхнезейск.

Данные объекты (трансформаторные подстанции и отходящие электрические линии) указаны в приложении к договору от 01.10.2009 на оказание услуг по техническому обслуживанию, текущему ремонту и содержанию линий электропередачи и энергоустройств села Верхнезейск Зейского района Амурской области.

Согласно п. 6 указанного распоряжения и в соответствии с соответствии с ч. 11 ст. 154 Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» право собственности муниципального образования Верхнезейский сельсовет в отношении указанного имущества возникает с момента утверждения Росимуществом передаточного акта.

Акты приема передачи в отношении вышеуказанных объектов утверждены руководителем Территориального управления Росимущества в Амурской области 04.10.2010.

Несмотря на то, что на момент заключения договора от 01.10.2009 передача указанного имущества в муниципальную собственность Верхнезейского сельсовета не была завершена, принятое в установленном законодательством Российской Федерации собственником имущества решение о передаче его в муниципальную собственность свидетельствует об отнесении данного имущества к собственности муниципального образования Верхнезейский сельсовет, а факт реализации Администрацией Верхнезейского сельсовета предусмотренного ст. 209 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) полномочия собственника по распоряжению имуществом свидетельствует о фактическом принятии имущества в муниципальную собственность муниципального образования Верхнезейский сельсовет.

Кроме того, распоряжением Территориального управления Росимущества в Амурской области от 24.02.2011 № 92-р утвержден перечень имущества, передаваемого в муниципальную собственность муниципального образования Верхнезейский сельсовет -  воздушная линия 10 кВ к водозабору п. Верхнезейск 1987 года постройки протяженностью 3,017 км., воздушная линия 10 кВ от подстанции 220 кВ до комплектной трансформаторной подстанции «Котельная» 1990 года постройки протяженностью 1,154 км., линия электроснабжения внеплощадочных водопроводных сооружений электроснабжения 1987 года постройки протяженностью 1,347 км.

Согласно п. 6 указанного распоряжения право собственности на данное имущество переходит к муниципальному образованию Верхнезейский сельсовет с момента утверждения акта приема-передачи. Акт приема-передачи утвержден 24.03.2011.

Представленная переписка между Администрацией Верхнезейского сельсовета и Тындинским отделением Дальневосточной железной дороги филиала ОАО «Российские железные дороги» также свидетельствует о принятии Администрацией Верхнезейского сельсовета мер, направленных на принятие в муниципальную собственность объектов электросетевого хозяйства в селе Верхнезейск, указанных в распоряжении Росимущества от 17.04.2006 № 785-р, распоряжении Территориального управления Росимущества в Амурской области от 24.02.2011 № 92-р.

Вместе с тем, однозначно установить идентичность переданного на основании распоряжением Территориального управления Росимущества в Амурской области от 24.02.2011 № 92-р имущества с имуществом, переданным договору от 01.10.2009 на оказание услуг по техническому обслуживанию, текущему ремонту и содержанию линий электропередачи и энергоустройств села Верхнезейск Зейского района Амурской области, не представляется возможным.

Однако, согласно пояснениям ООО «Районные электрические сети» часть имущества договору от 01.10.2009  не передано в муниципальную собственность и является бесхозяйным.

Согласно ч. 1 ст. 225 ГК РФ бесхозяйной является  вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.

 В соответствии с ч. 3 ст. 225 ГК РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

Постановлением Правительства РФ от 17.09.2003 № 580 (далее Постановление) предусмотрен порядок признания недвижимой вещи бесхозяйной.

В соответствии с пунктом 5 Постановления принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании представляемого в единственном экземпляре заявления органа местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимого имущества.

Согласно пункту 25 Постановления принятие на учет объектов недвижимого имущества осуществляется путем внесения соответствующих записей в Единый государственный реестр прав.

После принятия на учет объекта недвижимого имущества, который не имеет собственника или собственник которого неизвестен, органу местного самоуправления выдается (направляется) выписка из Единого государственного реестра прав о принятии на учет объекта недвижимого имущества.

Доказательств постановки на учет переданного по договору от 01.10.2009 имущества в качестве бесхозяйного в установленном законом порядке на основании заявления органов местного самоуправления Верхнезейского сельсовета с целью последующего оформления права муниципальной собственности в материалы дела не представлено. 

Однако сам по себе факт, того, что часть переданного по договору от 01.10.2009  имущества, по мнению ООО «Районные электрические сети», является бесхозяйным, с учетом бездействия со стороны органов местного самоуправления Верхнезейского сельсовета по постановке его в качестве такового на учет и фактического осуществления администрацией Верхнезейского сельсовета предусмотренных ст. 209 ГК РФ полномочий собственника по распоряжению указанным в договоре от 01.10.2009  имуществом (фактическое принятие имущества), не является обстоятельством, исключающим возможность передачи имущества посредством проведения конкурсных в пользование организации, предложившей наиболее выгодные условия пользования в соответствии с требованиями конкурсной документации.    

Изложенные в письме от 13.10.2011 № 662 доводы Администрации Верхнезейского сельсовета о том, что электролинии Верхнезейского сельсовета в муниципальной собственности не значатся, находятся в собственности Российской Федерации и на обслуживании ООО «Районные электрические сети» на основании договора с ОАО «РЖД» от 01.07.2007 № 508, а также, что договор от 01.10.2009 заключен ошибочно, опровергаются вышеизложенными обстоятельствами дела.

В соответствии с частью 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения таких договоров.

Согласно ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции, федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещается предоставление государственной или муниципальной преференции в нарушение порядка, установленного главой 5 Закона о защите конкуренции.

Заключение Администрацией Верхнезейского сельсовета договора от 01.10.2009 без проведения конкурсных процедур, а также с нарушением порядка предоставления муниципальной преференции, установленного главой 5 Закона о защите конкуренции, ставит хозяйствующий субъект – ООО «Районные электрические сети» в преимущественное положение по сравнению с другими хозяйствующими субъектами, которые потенциально могли принять участие в конкурсе на право заключения договора на оказание услуг по техническому обслуживанию, текущему ремонту и содержанию линий электропередачи и энергоустройств села Верхнезейск Зейского района Амурской области, либо заключить такой договор в порядке, предусмотренном главой 5 Закона о защите конкуренции с предварительным получением согласия антимонопольного органа.

На основании изложенного, Комиссия Амурского УФАС России приходит к выводу о наличии в действиях Администрации Верхнезейского сельсовета по заключению договора от 01.10.2009 на оказание услуг по техническому обслуживанию, текущему ремонту и содержанию линий электропередачи и энергоустройств села Верхнезейск Зейского района Амурской области без проведения конкурсных процедур и в нарушение порядка предоставления муниципальной преференции, установленного главой 5 Закона о защите конкуренции, нарушения пункта 7 части 1 статьи 15, части 1 статьи 17.1 Федерального закона Российской Федерации от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Амурского УФАС России

РЕШИЛА:

  1. Признать действия Администрации Верхнезейского сельсовета Зейского района, выраженные в заключении 01.10.2009 договора на оказание услуг по техническому обслуживанию, текущему ремонту и содержанию линий электропередачи и энергоустройств села Верхнезейск Зейского района Амурской области без проведения конкурсных процедур, предоставлении муниципальной преференции без согласия антимонопольного органа, нарушающими пункт 7 части 1 статьи 15, часть 1 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
  2. Выдать Администрации Верхнезейского сельсовета Зейского района предписание о прекращении нарушения пункта 7 части 1 статьи 15, части 1 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня его принятия.

Председатель комиссии                                                                                <…>

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

РЕШЕНИЕ

г. Благовещенск

Резолютивная часть решения  оглашена «13» декабря 2011 г.

В полном объеме решение изготовлено «27» декабря  2011 г.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Амурской области  (далее – Амурское УФАС России) по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства в составе: Председателя Комиссии <…> - заместителя руководителя управления; членов комиссии: <…> - начальника отдела антимонопольного контроля и контроля органов власти; <…> - заместителя начальника отдела антимонопольного контроля и контроля органов власти; <…> - специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля и контроля органов власти; рассмотрев  дело № А-17.1/61 2011 по признакам нарушения Администрацией Верхнезейского сельсовета Зейского района части 1 статьи 17.1, пункта 7 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), выраженного в действиях Администрации Верхнезейского сельсовета по заключению договора на оказание услуг по техническому обслуживанию, текущему ремонту и содержанию линий электропередачи и энергоустройств п. Верхнезейск Зейского района Амурской области без проведения конкурсных процедур,

УСТАНОВИЛА:

В Амурское УФАС России поступило обращение Управления государственного регулирования цен и тарифов Амурской области, указывающее на признаки нарушения антимонопольного законодательства в действиях Администрации Верхнезейского сельсовета по передаче ООО «Районные электрические сети» муниципального имущества без проведения процедуры торгов.

В рамках осуществления государственного контроля соблюдения антимонопольного законодательства и по результатам проверки представленных сведений и документов, приказом Амурского УФАС России от 21.10.2011 № 354 в соответствии с частью 4 статьи 44 Закона о защите конкуренции  возбуждено дело № А-17.1/61 2011  и создана Комиссия для рассмотрения дела по признакам нарушения части 1 статьи 17.1, пункта 7 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции (далее – Комиссия).

Определениями от 11.11.2011 по делу (исходящие от 15.11.2011 № 02-4473, № 02-4474) рассмотрение дела отложено на 13.12.2011 в 11 часов 00 минут, к участию в деле привлечено в качестве заявителя Управление государственного регулирования цен и тарифов Амурской области.

На заседание Комиссии явились: представитель заявителя – Управления государственного регулирования цен и тарифов Амурской области – <…> - начальника отдела антимонопольного контроля и контроля органов власти; <…> - заместителя начальника отдела антимонопольного контроля и контроля органов власти; <…> - специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля и контроля органов власти, а также представитель заинтересованного лица - <…> - начальника отдела антимонопольного контроля и контроля органов власти; <…> - заместителя начальника отдела антимонопольного контроля и контроля органов власти; <…> - специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля и контроля органов власти.

Представитель ответчика на заседании комиссии 13.12.2012 не явился, ответчик уведомлен надлежащим образом получением определения об отложении дела (почтовое уведомление № 67502344953516). Ранее письмом от 07.11.2011 № 767 Администрация Верхнезейского сельсовета просила рассмотреть дело в свое отсутствие.

Письмом от 08.12.2011 № НЮс-11/7 90 Тындинское отделение Дальневосточной железной дороги филиала ОАО «Российские железные дороги» ходатайствовало о проведении заседания Комиссии по делу в отсутствие своего представителя.

Комиссией принято решение о рассмотрении дела в отсутствие неявившихся лиц.

Письмом от 07.11.2011 № 767 Администрация Верхнезейского сельсовета представила следующие документы в копиях: письмо Администрации Верхнезейского сельсовета от 31.10.2011 № 731, пять свидетельств о регистрации права собственности Российской Федерации от 06.12.2007 (здания трансформаторных подстанций 10/04 кВ № 98, № 97, № 95, № 94, № 93), письмо Тындинского отделения Дальневосточной железной дороги филиала ОАО «Российские железные дороги» от 25.01.2008 № 21, распоряжение Федерального агентства по управлению федеральным имуществом (далее – Росимущество) от 17.04.2006 № 785-р, письмо Тындинского отделения Дальневосточной железной дороги филиала ОАО «Российские железные дороги» от 09.10.2007 № 283, письмо Тындинского отделения Дальневосточной железной дороги филиала ОАО «Российские железные дороги» от 24.03.2008 № 80, письмо Администрации Верхнезейского сельсовета от 28.01.2008 № 84, постановление главы Верхнезейского сельсовета от 02.11.2007 № 53, письмо Администрации Верхнезейского сельсовета от 13.10.2011 № 662., распоряжение главы Верхнезейского сельсовета от 11.07.2007 № 15-р, письмо ООО «Районные электрические сети» от 28.01.2011 № 56 с приложением копии договора от 01.01.2011 № 11.

В письменных пояснениях и в ходе заседания Комиссии 11.11.2011 представитель ООО «Районные электрические сети» пояснил, что ранее сети обслуживались ООО «РЭС» на основании договоров, заключаемых с ОАО «РЖД». Однако в дальнейшем ОАО «РЖД» отказалось заключать договор, поскольку сети им не принадлежат после реорганизации РЖД и содержание этих сетей не свойственная РЖД функция. Поэтому ООО «РЭС» вынуждено было заключить такой договор с администрацией, чтобы не оставить поселение без электроснабжения. Договор, как и договоры с РЖД, является безвозмездным.

Дополнительно в ходе заседания Комиссии 13.12.2011 представитель ООО «Районные электрические сети» пояснил, что администрацией Верхнезейского сельсовета подготовлены документы по предоставлению преференции, документы переданы в УФАС. До настоящего времени часть объектов являются муниципальной собственностью, часть являются бесхозными, РЖД полностью объекты не передала, поэтому имущество передано без конкурса.

Представитель заявителя в ходе рассмотрения дела пояснила, что сетевая организация - ООО «Районные электрические сети» - обратилась в связи с установлением тарифов, поэтому возник вопрос о принадлежности сетей, используемых для осуществления деятельности, в том числе переданных администрацией Верхнезейского сельсовета. В настоящее время дело об установлении тарифов находится на рассмотрении, дополнительные документы у администрации Верхнезейского сельсовета не запрашивались.

Письмом от 08.12.2011 № НЮс-11/7 90 Тындинское отделение Дальневосточной железной дороги филиала ОАО «Российские железные дороги» представило в материалы дела распоряжение ТУ Росимущества в Амурской области от 24.02.2011 № 92-р о безвозмездной передаче имущества в собственность МО Верхнезейский сельсовет, перечень имущества, передаваемого в собственность муниципального образования Верхнезейский сельсовет, акт приема-передачи имущества в собственность муниципального образования Верхнезейский сельсовет.

На запрос Амурского УФАС России ТУ Росимущества по Амурской области письмом от 28.11.2011 № 01-06/8794 пояснило, что из казны Российской Федерации распоряжением Росимущества от 17.04.2006 № 785-р в муниципальную собственность Верхнезейского сельсовета переданы: здание трансформаторной подстанции 10/04 кВ № 93, в том числе силовое оборудование и отходящие низковольтные линии в п. Верхнезейск, здание трансформаторной подстанции 10/04 кВ № 94, в том числе силовое оборудование и отходящие низковольтные линии в п. Верхнезейск, здание трансформаторной подстанции 10/04 кВ № 95, в том числе силовое оборудование и отходящие низковольтные линии в п. Верхнезейск, здание трансформаторной подстанции 10/04 кВ № 97, в том числе силовое оборудование и отходящие низковольтные линии в п. Верхнезейск, здание трансформаторной подстанции 10/04 кВ № 98, в том числе силовое оборудование и отходящие низковольтные линии в п. Верхнезейск, а также распоряжением ТУ Росимущества в Амурской области от 24.02.2011 № 92-р в муниципальную собственность Верхнезейского сельсовета переданы: воздушная линия 10 кВ к водозабору п. Верхнезейск, воздушная линия 10 кВ от подстанции 220 кВ до комплектной трансформаторной подстанции «Котельная», линия электроснабжения внеплощадочных водопроводных сооружений электроснабжения. Иное имущество, в реестре федерального имущества не числится.

На запрос Амурского УФАС России Министерство имущественных отношений Амурской области письмом от 02.12.2011 № 12-06/9945 сообщило об отсутствии в реестре собственности Амурской области следующих объектов в п. Верхнезейск – кабельные линии КЛ-0,4 кВ – 18 объектов, воздушные линии 0,4 кВ – 10 объектов, кабельные линии 10 кВ – 24 объекта, воздушные линии 10 кВ – 19 объектов.  

Заслушав пояснения сторон, исследовав представленные сведения и документы, Комиссия установила следующее.

01.10.2009 между Администрацией Верхнезейского сельсовета и ООО «Районные электрические сети» заключен договор на оказание услуг по техническому обслуживанию, текущему ремонту и содержанию линий электропередачи и энергоустройств села Верхнезейск Зейского района Амурское области. Предметом данного договора является передача Администрацией функции по содержанию и эксплуатации муниципальных систем энергоснабжения Предприятию. Срок действия договора с 01.10.2009 по 30.12.2014 (раздел 7 договора).

Пунктом 2.1.1 предусмотрена обязанность Администрации Верхнезейского сельсовета передать ООО «Районные электрические сети» на техническое обслуживание согласно приложения № 1 (объекты электросетевого хозяйства). Пунктами 2.2.1, 2.2.2, 2.2.5 предусмотрены обязанности ООО «Районные электрические сети» использовать имущество для целей, предусмотренных договором, то есть предоставлять услуги по передаче электрической энергии населению и прочим потребителям села Верхнезейск, поддерживать переданное имущество в исправном техническом состоянии, обеспечивать бесперебойную подачу электроэнергии (деятельность сетевой организации). Исходя из п. 2.2.22 ООО «Районные электрические сети» вправе передавать переданное по договору имущество в аренду или иным образом с согласия Администрации Верхнезейского сельсовета.

Исходя из условий указанного договора, данная сделка носит характер договора безвозмездного пользования имущества (объектов электросетевого хозяйства), в том числе в целях осуществления ООО «Районные электрические сети» коммерческой деятельности в качестве сетевой организации с использованием переданного имущества.

Соглашением между Администрацией Верхнезейского сельсовета и ООО «Районные электрические сети» стороны внесли изменения в указанный договор, в том числе указав, что в отношении переданного имущества ООО «Районные электрические сети» осуществляет энергосберегающие мероприятия, выполняет функции сетевой организации и оказывает прочие услуги.

Представленная в Амурское УФАС России копия указанного соглашения не содержит даты его заключения.

Кроме того, письмом от 28.01.2011 № 56 ООО «Районные электрические сети» направило в адрес Администрации Верхнезейского сельсовета подписанный обществом проект договора от 01.01.2011 № 11 на обслуживание сетей наружного освещения.

Однако представленная в Амурское УФАС России копия указанного договора не подписана со стороны Администрации Верхнезейского сельсовета.

В соответствии с распоряжением Федерального агентства по управлению федеральным имуществом (далее – Росимущество) от 17.04.2006 № 785-р, объекты недвижимого имущества, не включенные в уставный капитал ОАО «РЖД» подлежали передаче в муниципальную собственность, в частности в собственность муниципального образования Верхнезейского сельсовета – здание трансформаторной подстанции 10/04 кВ № 93, в том числе силовое оборудование и отходящие низковольтные линии в п. Верхнезейск, здание трансформаторной подстанции 10/04 кВ № 94, в том числе силовое оборудование и отходящие низковольтные линии в п. Верхнезейск, здание трансформаторной подстанции 10/04 кВ № 95, в том числе силовое оборудование и отходящие низковольтные линии в п. Верхнезейск, здание трансформаторной подстанции 10/04 кВ № 97, в том числе силовое оборудование и отходящие низковольтные линии в п. Верхнезейск, здание трансформаторной подстанции 10/04 кВ № 98, в том числе силовое оборудование и отходящие низковольтные линии в п. Верхнезейск.

Данные объекты (трансформаторные подстанции и отходящие электрические линии) указаны в приложении к договору от 01.10.2009 на оказание услуг по техническому обслуживанию, текущему ремонту и содержанию линий электропередачи и энергоустройств села Верхнезейск Зейского района Амурской области.

Согласно п. 6 указанного распоряжения и в соответствии с соответствии с ч. 11 ст. 154 Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» право собственности муниципального образования Верхнезейский сельсовет в отношении указанного имущества возникает с момента утверждения Росимуществом передаточного акта.

Акты приема передачи в отношении вышеуказанных объектов утверждены руководителем Территориального управления Росимущества в Амурской области 04.10.2010.

Несмотря на то, что на момент заключения договора от 01.10.2009 передача указанного имущества в муниципальную собственность Верхнезейского сельсовета не была завершена, принятое в установленном законодательством Российской Федерации собственником имущества решение о передаче его в муниципальную собственность свидетельствует об отнесении данного имущества к собственности муниципального образования Верхнезейский сельсовет, а факт реализации Администрацией Верхнезейского сельсовета предусмотренного ст. 209 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) полномочия собственника по распоряжению имуществом свидетельствует о фактическом принятии имущества в муниципальную собственность муниципального образования Верхнезейский сельсовет.

Кроме того, распоряжением Территориального управления Росимущества в Амурской области от 24.02.2011 № 92-р утвержден перечень имущества, передаваемого в муниципальную собственность муниципального образования Верхнезейский сельсовет -  воздушная линия 10 кВ к водозабору п. Верхнезейск 1987 года постройки протяженностью 3,017 км., воздушная линия 10 кВ от подстанции 220 кВ до комплектной трансформаторной подстанции «Котельная» 1990 года постройки протяженностью 1,154 км., линия электроснабжения внеплощадочных водопроводных сооружений электроснабжения 1987 года постройки протяженностью 1,347 км.

Согласно п. 6 указанного распоряжения право собственности на данное имущество переходит к муниципальному образованию Верхнезейский сельсовет с момента утверждения акта приема-передачи. Акт приема-передачи утвержден 24.03.2011.

Представленная переписка между Администрацией Верхнезейского сельсовета и Тындинским отделением Дальневосточной железной дороги филиала ОАО «Российские железные дороги» также свидетельствует о принятии Администрацией Верхнезейского сельсовета мер, направленных на принятие в муниципальную собственность объектов электросетевого хозяйства в селе Верхнезейск, указанных в распоряжении Росимущества от 17.04.2006 № 785-р, распоряжении Территориального управления Росимущества в Амурской области от 24.02.2011 № 92-р.

Вместе с тем, однозначно установить идентичность переданного на основании распоряжением Территориального управления Росимущества в Амурской области от 24.02.2011 № 92-р имущества с имуществом, переданным договору от 01.10.2009 на оказание услуг по техническому обслуживанию, текущему ремонту и содержанию линий электропередачи и энергоустройств села Верхнезейск Зейского района Амурской области, не представляется возможным.

Однако, согласно пояснениям ООО «Районные электрические сети» часть имущества договору от 01.10.2009  не передано в муниципальную собственность и является бесхозяйным.

Согласно ч. 1 ст. 225 ГК РФ бесхозяйной является  вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.

 В соответствии с ч. 3 ст. 225 ГК РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

Постановлением Правительства РФ от 17.09.2003 № 580 (далее Постановление) предусмотрен порядок признания недвижимой вещи бесхозяйной.

В соответствии с пунктом 5 Постановления принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании представляемого в единственном экземпляре заявления органа местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимого имущества.

Согласно пункту 25 Постановления принятие на учет объектов недвижимого имущества осуществляется путем внесения соответствующих записей в Единый государственный реестр прав.

После принятия на учет объекта недвижимого имущества, который не имеет собственника или собственник которого неизвестен, органу местного самоуправления выдается (направляется) выписка из Единого государственного реестра прав о принятии на учет объекта недвижимого имущества.

Доказательств постановки на учет переданного по договору от 01.10.2009 имущества в качестве бесхозяйного в установленном законом порядке на основании заявления органов местного самоуправления Верхнезейского сельсовета с целью последующего оформления права муниципальной собственности в материалы дела не представлено. 

Однако сам по себе факт, того, что часть переданного по договору от 01.10.2009  имущества, по мнению ООО «Районные электрические сети», является бесхозяйным, с учетом бездействия со стороны органов местного самоуправления Верхнезейского сельсовета по постановке его в качестве такового на учет и фактического осуществления администрацией Верхнезейского сельсовета предусмотренных ст. 209 ГК РФ полномочий собственника по распоряжению указанным в договоре от 01.10.2009  имуществом (фактическое принятие имущества), не является обстоятельством, исключающим возможность передачи имущества посредством проведения конкурсных в пользование организации, предложившей наиболее выгодные условия пользования в соответствии с требованиями конкурсной документации.    

Изложенные в письме от 13.10.2011 № 662 доводы Администрации Верхнезейского сельсовета о том, что электролинии Верхнезейского сельсовета в муниципальной собственности не значатся, находятся в собственности Российской Федерации и на обслуживании ООО «Районные электрические сети» на основании договора с ОАО «РЖД» от 01.07.2007 № 508, а также, что договор от 01.10.2009 заключен ошибочно, опровергаются вышеизложенными обстоятельствами дела.

В соответствии с частью 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения таких договоров.

Согласно ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции, федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещается предоставление государственной или муниципальной преференции в нарушение порядка, установленного главой 5 Закона о защите конкуренции.

Заключение Администрацией Верхнезейского сельсовета договора от 01.10.2009 без проведения конкурсных процедур, а также с нарушением порядка предоставления муниципальной преференции, установленного главой 5 Закона о защите конкуренции, ставит хозяйствующий субъект – ООО «Районные электрические сети» в преимущественное положение по сравнению с другими хозяйствующими субъектами, которые потенциально могли принять участие в конкурсе на право заключения договора на оказание услуг по техническому обслуживанию, текущему ремонту и содержанию линий электропередачи и энергоустройств села Верхнезейск Зейского района Амурской области, либо заключить такой договор в порядке, предусмотренном главой 5 Закона о защите конкуренции с предварительным получением согласия антимонопольного органа.

На основании изложенного, Комиссия Амурского УФАС России приходит к выводу о наличии в действиях Администрации Верхнезейского сельсовета по заключению договора от 01.10.2009 на оказание услуг по техническому обслуживанию, текущему ремонту и содержанию линий электропередачи и энергоустройств села Верхнезейск Зейского района Амурской области без проведения конкурсных процедур и в нарушение порядка предоставления муниципальной преференции, установленного главой 5 Закона о защите конкуренции, нарушения пункта 7 части 1 статьи 15, части 1 статьи 17.1 Федерального закона Российской Федерации от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Амурского УФАС России

РЕШИЛА:

  1. Признать действия Администрации Верхнезейского сельсовета Зейского района, выраженные в заключении 01.10.2009 договора на оказание услуг по техническому обслуживанию, текущему ремонту и содержанию линий электропередачи и энергоустройств села Верхнезейск Зейского района Амурской области без проведения конкурсных процедур, предоставлении муниципальной преференции без согласия антимонопольного органа, нарушающими пункт 7 части 1 статьи 15, часть 1 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
  2. Выдать Администрации Верхнезейского сельсовета Зейского района предписание о прекращении нарушения пункта 7 части 1 статьи 15, части 1 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня его принятия.

Председатель комиссии                                                                                <…>

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => № 02-5106 от 27.12.2011 [format] => [safe_value] => № 02-5106 от 27.12.2011 ) ) ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => № А-17.1/61 2011 [format] => [safe_value] => № А-17.1/61 2011 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Амурской области  (далее – Амурское УФАС России) по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства в составе

[format] => full_html [safe_value] =>

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Амурской области  (далее – Амурское УФАС России) по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства в составе

) ) ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 31 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 31 [vid] => 6 [name] => Контроль органов власти [description] => [format] => full_html [weight] => 3 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2011-12-30 03:15:00 [timezone] => Asia/Sakhalin [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2011-12-27 03:15:00 [timezone] => Asia/Sakhalin [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1325215069 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Амурское УФАС России )