Решение по делу № Р-28/07 2013

Номер дела: № Р-28/07 2013
Дата публикации: 31 октября 2013, 16:27

 РЕШЕНИЕ

 

«29» октября 2013 г.                                                                                            г. Благовещенск

                                                                                                                                                                                                                

Комиссия Амурского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

председатель Комиссии: <…>, исполняющий обязанности  руководителя управления,

члены Комиссии: <…> ведущий специалист-эксперт отдела товарных рынков и рекламы,  <…> специалист-эксперт отдела товарных рынков и рекламы, <…> специалист - эксперт отдела государственных и муниципальных заказов, 

рассмотрев дело № Р-28/07 2013 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (требований пункта 1 части 3, части 7 статьи 5; части 1, пункта 2 части 2, пункта 2 части 4 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе», далее – Федеральный закон «О рекламе») по факту распространения на территории г. Тынды Амурской области, в том числе в апреле 2013, на обороте квитанций на оплату жилищно-коммунальных услуг ООО «Сервисный Расчетно-Информационный Центр» информации следующего содержания: РОСБАНК; Societe Generale Group; уникальное предложение от Росбанка; решение по ипотеке в течение 2 часов; данное решение является предварительным; вам потребуется только паспорт! Консультации по телефону: 4-00-43, 4-00-13, 89146114022, сумма кредита, рубли 1,3 млн. рублей, 2,1 млн. рублей, 3,0 млн. рублей; Взнос по кредиту рубли 15 000 руб., 25 000 руб., 35 000 руб.; расчет сделан по программе Эконом5 для работника «Финансово устойчивого предприятия» на срок 15 лет»,

в присутствии представителей:

лиц, в действиях которых усматриваются признаки нарушения законодательства о рекламе – ОАО АКБ «РОСБАНК» в лице Операционного офиса «Амурский» Дальневосточного филиала, юридический адрес: <…>, адрес операционного офиса: <…>, представитель: <…>, доверенность <…>; ООО «Сервисный Расчетно-Информационный Центр», юридический адрес: <…>, представитель: <…>, доверенность <…>.  <…> не явился, уведомлен о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.

Заявитель – <…>, не явилась, уведомлена о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.

 

УСТАНОВИЛА:

 

В ходе осуществления государственного контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе, в связи с поступлением заявления физического лица – <…>, Амурским УФАС России установлено, что на территории г. Тынды Амурской области в 2013 году, в том числе в апреле 2013 года, на обороте квитанций на оплату жилищно-коммунальных услуг ООО «Сервисный Расчетно-Информационный Центр» распространена информация следующего содержания: РОСБАНК; Societe Generale Group; уникальное предложение от Росбанка; решение по ипотеке в течение 2 часов; данное решение является предварительным; вам потребуется только паспорт! Консультации по телефону: 4-00-43, 4-00-13, 89146114022, сумма кредита, рубли 1,3 млн. рублей, 2,1 млн. рублей, 3,0 млн. рублей; Взнос по кредиту рубли 15 000 руб., 25 000 руб., 35 000 руб.; расчет сделан по программе Эконом5 для работника «Финансово устойчивого предприятия» на срок 15 лет».

23.08.2013 Амурским УФАС России по данному факту возбуждено дело № Р-28/07 2013 в отношении ООО «Сервисный Расчетно-Информационный Центр» по признакам  нарушения части 1, пункта 2 части 4 статьи 28 Федерального закона «О рекламе» и в отношении ОАО АКБ «Росбанк» по признакам нарушения пункта 1 части 3, части 7 статьи 5; части 1, пункта 2 части 2, пункта 2 части 4 статьи 28  Федерального закона «О рекламе».

Комиссия  Амурского УФАС России, исследовав материалы дела, заслушав участвующих в деле лиц, установила следующие обстоятельства.

В 2013 году на территории г. Тынды Амурской области, в том числе в апреле 2013, на обороте квитанций на оплату жилищно-коммунальных услуг ООО «Сервисный Расчетно-Информационный Центр» распространена информация следующего содержания: РОСБАНК; Societe Generale Group; уникальное предложение от Росбанка; решение по ипотеке в течение 2 часов; данное решение является предварительным; вам потребуется только паспорт! Консультации по телефону: 4-00-43, 4-00-13, 89146114022, сумма кредита, рубли 1,3 млн. рублей, 2,1 млн. рублей, 3,0 млн. рублей; Взнос по кредиту рубли 15 000 руб., 25 000 руб., 35 000 руб.; расчет сделан по программе Эконом5 для работника «Финансово устойчивого предприятия» на срок 15 лет».

Вышеуказанная информация подпадает под понятие рекламы, указанное в пункте 1 статьи 3 Федерального закона «О рекламе», поскольку она адресована неопределенному кругу лиц и направлена на привлечение внимания к объектам рекламирования, формирование и (или) поддержание интереса к ним и их продвижение на рынке.  Объектами рекламирования в данном случае являются ОАО АКБ «РОСБАНК»  и оказываемые им финансовые услуги.

ОАО АКБ «РОСБАНК» является действующим юридическим лицом (ОГРН <…>, ИНН/КПП <…>, место нахождения: <…>. Полное фирменное наименование Банка – Акционерный коммерческий банк «РОСБАНК» (открытое акционерное общество), сокращенное наименование - ОАО АКБ «РОСБАНК». Банк является кредитной организацией и входит в банковскую систему Российской Федерации. Банку выдана Генеральная лицензия от <…> № <…> на осуществление банковских операций.

Деятельность на территории г. Благовещенска от имени Банка осуществляет Операционный офис «Амурский» Дальневосточного филиала ОАО АКБ «РОСБАНК» (копии: Устава, выписки из Единого государственного реестра юридических лиц от <…> № <…>, Положения об Операционном офисе «Амурский» Дальневосточного филиала Акционерного коммерческого банка «РОСБАНК» (открытое акционерное общество)).

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности» (далее – Закон «О банках и банковской деятельности»), пунктами 2 и 6 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» ОАО АКБ «РОСБАНК» является кредитной, финансовой организацией, оказывающей финансовые, банковские услуги. 

В соответствии с частью 1 статьи 28 Федерального закона «О рекламе»: реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя, отчество).

Согласно части 4 статьи 2 Федерального закона «О рекламе»: специальные требования и ограничения, установленные настоящим Федеральным законом в отношении рекламы отдельных видов товаров, распространяются также на рекламу средств индивидуализации таких товаров, их изготовителей или продавцов, за исключением случая, если реклама средств индивидуализации отдельного товара, его изготовителя или продавца явно не относится к товару, в отношении рекламы которого настоящим Федеральным законом установлены специальные требования и ограничения.

В силу статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации (части первой): юридическое лицо имеет свое наименование, содержащее указание на его организационно-правовую форму. Наименования некоммерческих организаций, а в предусмотренных законом случаях наименования коммерческих организаций должны содержать указание на характер деятельности юридического лица.

В соответствии со статьёй 7 Закона «О банках и банковской деятельности»:

кредитная организация должна иметь полное фирменное наименование и вправе иметь сокращенное фирменное наименование на русском языке. Кредитная организация вправе иметь также полное фирменное наименование и (или) сокращенное фирменное наименование на языках народов Российской Федерации и (или) иностранных языках;

фирменное наименование кредитной организации на русском языке и языках народов Российской Федерации может содержать иноязычные заимствования в русской транскрипции или в транскрипциях языков народов Российской Федерации, за исключением терминов и аббревиатур, отражающих организационно-правовую форму кредитной организации;

фирменное наименование кредитной организации должно содержать указание на характер ее деятельности путем использования слов «банк» или «небанковская кредитная организация»;

ни одно юридическое лицо в Российской Федерации, за исключением юридического лица, получившего от Банка России лицензию на осуществление банковских операций, не может использовать в своем фирменном наименовании слова «банк», «кредитная организация» или иным образом указывать на то, что данное юридическое лицо имеет право на осуществление банковских операций.

Тогда как, в указанной рекламе ОАО АКБ «РОСБАНК» не содержится указание на организационно-правовую форму Банка, оказывающего рекламируемые финансовые (банковские) услуги – Открытое акционерное общество (ОАО).

Следовательно, вышеназванная реклама не соответствует требованиям части 1 статьи 28 Федерального закона «О рекламе» и, в силу пункта 4 статьи 3 Федерального закона «О рекламе», является ненадлежащей.

В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 28 Федерального закона «О рекламе» реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.  В расходы лица, заключившего договор на предоставление кредита, включается: оплата стоимости кредита; оплата услуг страхования, иные расходы, возникающие у заемщика в процессе исполнения кредитного договора. Следовательно, если в рекламе услуг по предоставлению кредита указано любое из перечисленных условий, то должны быть указаны все остальные перечисленные условия, как определяющие размеры расходов заемщика по кредиту, так и влияющие на эти расходы.

В силу части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения и использования, если при этом искажается смысл информации, и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Одним из главных признаков рекламы является предназначенность содержащейся в ней информации для неопределенного круга лиц. Соответственно распространяемая Банком реклама направлена на формирование интереса и желания воспользоваться банковской услугой к любому лицу, который еще не воспользовался фактически услугами банка.

Основными принципами кредитных отношений между банком и клиентом являются платность, срочность и возвратность.

В силу пункта 1 статьи 819 Гражданского кодекса Российской Федерации по кредитному договору банк и иная кредитная организация (кредитор) обязуются предоставить денежные средства (кредит) заемщику в размере и на условиях, предусмотренных договором, а заемщик обязуется возвратить полученную денежную сумму и уплатить проценты на нее.

Федеральный закон «О рекламе» не ставит своей целью обязать рекламодателя раскрывать весь объем имеющейся информации об объекте рекламирования. Назначение рекламы - сформировать интерес у потребителя к товару (услуге), а не дать ей полную характеристику. При этом, существенной должна являться не только информация, привлекательная для потребителя рекламы, но и информация, способная обмануть его ожидания, сформированные рекламой. Недостаточная информированность потребителей обо всех условиях предоставления, пользования и погашения кредита может привести к созданию у потребителя искаженного представления о возможностях пользования кредитом, о его затратах, влияющих на сумму расходов, о фактической стоимости кредита.

Отсутствие в рекламе информации об условиях кредитного договора, требующих дополнительных затрат заемщика и влияющих на фактическую стоимость кредита для заемщика, вводит в заблуждение относительно стоимости товара, что является нарушением части 7 статьи 5, пункта 2 части 2 статьи 28  Федерального закона «О рекламе».

Следовательно, вышеназванная реклама не соответствует требованиям части 7 статьи 5, пункта 2 части 2 статьи 28  Федерального закона «О рекламе».

Согласно пункту 1 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения  о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами. Товаром в данном случае являются банковские услуги, оказываемые ОАО АКБ «РОСБАНК».

Согласно словарю русского языка С.И. Ожегова (www.ozhegov.ru), уникальный - единственный в своём роде, неповторимый. Использование в вышеуказанной рекламе словосочетания «Уникальное предложение от Росбанка» указывает на преимущество финансовых услуг, оказываемых ОАО АКБ «РОСБАНК» перед остальными  участниками рынка финансовых услуг.  Однако в ходе рассмотрения дела № Р-28/07 2013, возбужденного по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,  ОАО АКБ «РОСБАНК» не представил доказательств, подтверждающих уникальность финансовых услуг оказываемых Банком. Вышеуказанная реклама не сопровождалась указанием на конкретный критерий, по которому осуществлялось сравнение и который имеет объективное подтверждение.

Согласно позиции Пленума ВАС РФ (п. 29 Постановление Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе»), в связи с тем, что информация, содержащаяся в рекламе, должна отвечать критериям достоверности, в том числе в целях формирования у потребителя верного, истинного представления о товаре (услуге), его качестве, потребительских свойствах, то использование в рекламе сравнительной характеристики объекта рекламирования с иными товарами, например путем употребления слов «лучший», «первый», «номер один», должно производиться с указанием конкретного критерия, по которому осуществляется сравнение и который имеет объективное подтверждение. Поэтому реклама, не сопровождаемая таким подтверждением, должна считаться недостоверной в соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».

Следовательно, вышеназванная реклама не соответствует требованиям пункта 1 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».

Таким образом, вышеназванная реклама не соответствует требованиям пункта 1 части 3, части 7 статьи 5; части 1, пункта 2 части 2, пункта 2 части 4 статьи 28  Федерального закона «О рекламе» и, в силу пункта 4 статьи 3 Федерального закона «О рекламе», является ненадлежащей.

Представитель ОАО АКБ «Росбанк» письменно (вх. <…>от <…>) и устно в ходе рассмотрения дела № Р-28/07 2013, возбужденного по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, сообщил, что распространение рекламы финансовых услуг в сфере ипотечного кредитования ОАО АКБ «Росбанк» осуществлялось на обороте квитанций на оплату жилищно-коммунальных услуг ООО «Сервисный Расчетно-Информационный Центр» по устной договоренности между C<…>, руководителем бизнес-территории «Тында» Амурского филиала ОАО АКБ «Росбанк» и  директором ООО «Сервисный Расчетно-Информационный Центр» Р<…>. С <…> не имел полномочий на распространение рекламы, действовал исходя из собственных побуждений, так как его работа построена на расширении рынка оказываемых услуг, привлечении большей части клиентов в сфере оказания финансовых услуг со стороны банка. Договор на изготовление и распространение данной рекламы между юридическими лицами не заключался. О факте распространения вышеуказанной рекламы руководство банка узнало только тогда, когда получило запрос со стороны Амурского УФАС России. В тот момент, когда руководство операционного офиса «Амурский» Дальневосточного филиала ОАО АКБ «Росбанк» узнало о распространении подобного рода информации на квитанциях на оплату жилищно-коммунальных услуг, было направлено требование о том, чтобы ООО «Сервисный Расчетно-Информационный Центр» прекратил распространение какой-либо информации в отношении деятельности ОАО АКБ «Росбанк».

Представитель ООО «Сервисный Расчетно-Информационный Центр» пояснила,  что  предприятие распространило вышеуказанную информацию один раз по договоренности руководителя ООО «Сервисный Расчетно-Информационный Центр» со С <…>– должностным лицом ОАО АКБ «Росбанк». ООО «Сервисный Расчетно-Информационный Центр» не получал от ОАО АКБ «Росбанк» письмо о прекращении распространения вышеуказанной рекламы. Деятельность предприятия осуществляется на основании Устава, пункт 2.4.18 которого гласит, что предприятие может осуществлять рекламную деятельность. В данном случае договоренность была устная на взаимовыгодных условиях, а именно: распространение рекламы взамен на картриджи для оргтехники.

В соответствии с частью 6 статьи 38 Федерального закона «О рекламе»: рекламодатель несет ответственность за нарушение требований, установленных пунктом 1 части 3,  частью 7 статьи 5; частью 1, пунктом 2 части 2, пунктом 2 части 4  статьи   28 Федерального закона «О рекламе».

В соответствии с частью 7 статьи 38 Федерального закона «О рекламе»: рекламораспространитель несет ответственность за нарушение требований, установленных частью 1, пунктом 2 части 4  статьи 28 Федерального закона «О рекламе».

Согласно пункту 5 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» рекламодателем данной рекламы является ОАО АКБ «РОСБАНК» (Операционный офис «Амурский» Дальневосточного филиала), которое определило объект рекламирования и содержание рекламы на обороте квитанций на оплату жилищно-коммунальных услуг ООО «Сервисный Расчетно-Информационный Центр».

В силу пункта 6 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» ООО «Сервисный Расчетно-Информационный Центр» является рекламораспространителем, лицом, осуществившим распространение вышеуказанной рекламы.   

Нарушение пункта 1 части 3,  части 7 статьи 5; части 1, пункта 2 части 2, пункта 2 части 4  статьи   28 Федерального закона «О рекламе» в вышеназванной рекламе, распространенной на территории г. Благовещенска в 2013 году, в том числе в апреле 2013 года, представителем ОАО АКБ «РОСБАНК» не оспаривается.

Статьей 53 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) установлено, что юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы, действующие в соответствии с законом, иными правовыми актами и учредительными документами. Лицо, которое в силу закона или учредительных документов юридического лица выступает от его имени, должно действовать в интересах представляемого им юридического лица добросовестно и разумно. Оно обязано по требованию учредителей (участников) юридического лица, если иное не предусмотрено законом или договором, возместить убытки, причиненные им юридическому лицу (часть 3 статьи 53 ГК РФ).

В соответствии с пунктом 1 статьи 50 ГК РФ основной целью деятельности коммерческой организации является извлечение прибыли.  Должностное лицо ОАО АКБ «РОСБАНК», руководитель бизнес-территории «Тында» - С <…> действовал от имени и в интересах ОАО АКБ «РОСБАНК». Одной из основных функций  С <…>., в соответствии с должностной инструкцией,  является организация распространения рекламных материалов как в помещениях филиала, так и вне их. С <…> превысил свои полномочия, заключив устный договор с ООО «Сервисный Расчетно-Информационный Центр» на распространение вышеназванной ненадлежащей рекламы.

Таким образом, по совокупности документов установлено, что по вине                      ОАО АКБ «РОСБАНК» (Операционный офис «Амурский» Дальневосточного филиала ОАО АКБ «РОСБАНК») (рекламодателя) и ООО «Сервисный Расчетно-Информационный Центр» (рекламораспространителя) произошло распространение на территории                        г. Благовещенска Амурской области вышеназванной ненадлежащей рекламы финансовых услуг, не соответствующей требованиям пункта 1 части 3, части 7 статьи 5; части 1, пункта 2 части 2, пункта 2 части 4 статьи 28  Федерального закона «О рекламе».

Согласно частям 4, 6 и 7 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» к лицам, виновным в нарушении требований законодательства о рекламе, необходимо применить меры ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.    

ОАО АКБ «РОСБАНК» (Операционный офис «Амурский» Дальневосточного филиала ОАО АКБ «РОСБАНК») (рекламодателю) и ООО «Сервисный Расчетно-Информационный Центр» (рекламораспространителю), в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1 и 3 статьи 36 Федерального закона «О рекламе», пунктом 44 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утв. Постановлением Правительства РФ от 17.08.2006 № 508 (далее - Правила рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе), выдать предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе: о прекращении распространения и не распространении впредь любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, вышеназванной рекламы ОАО АКБ «РОСБАНК», не соответствующей требованиям пункта 1 части 3, части 7 статьи 5; части 1, пункта 2 части 2, пункта 2 части 4 статьи 28  Федерального закона «О рекламе».

Резолютивная часть решения, принятого Комиссией Амурского УФАС России по результатам рассмотрения настоящего дела, оглашена Председателем Комиссии <…> немедленно по окончании рассмотрения дела – 23.10.2013.

Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

 

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать ненадлежащей рекламу ОАО АКБ «Росбанк» распространенную на территории г. Тынды Амурской области, в том числе в апреле 2013, на обороте квитанций на оплату жилищно-коммунальных услуг ООО «Сервисный Расчетно-Информационный Центр» следующего содержания: РОСБАНК; Societe Generale Group; уникальное предложение от Росбанка; решение по ипотеке в течение 2 часов; данное решение является предварительным; вам потребуется только паспорт! Консультации по телефону: 4-00-43, 4-00-13, 89146114022, сумма кредита, рубли 1,3 млн. рублей, 2,1 млн. рублей, 3,0 млн. рублей; Взнос по кредиту рубли 15 000 руб., 25 000 руб., 35 000 руб.; расчет сделан по программе Эконом5 для работника «Финансово устойчивого предприятия» на срок 15 лет»,

поскольку в ней нарушены требования пункта 1 части 3, части 7 статьи 5; части 1, пункта 2 части 2, пункта 2 части 4 статьи 28 Федерального закона «О рекламе»,

2. Выдать ОАО АКБ «Росбанк» (рекламодателю) и ООО «Сервисный Расчетно-Информационный Центр» (рекламораспространителю) предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе.

3. Передать материалы дела уполномоченному  должностному лицу Амурского УФАС России  для  возбуждения  дела  об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 КоАП РФ.

Решение будет изготовлено в полном объеме в течение 10 рабочих дней со дня оглашения резолютивной части. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

stdClass Object ( [vid] => 15312 [uid] => 5 [title] => Решение по делу № Р-28/07 2013 [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 15312 [type] => solution [language] => ru [created] => 1383197369 [changed] => 1383198021 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1383198021 [revision_uid] => 5 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

 РЕШЕНИЕ

 

«29» октября 2013 г.                                                                                            г. Благовещенск

                                                                                                                                                                                                                

Комиссия Амурского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

председатель Комиссии: <…>, исполняющий обязанности  руководителя управления,

члены Комиссии: <…> ведущий специалист-эксперт отдела товарных рынков и рекламы,  <…> специалист-эксперт отдела товарных рынков и рекламы, <…> специалист - эксперт отдела государственных и муниципальных заказов, 

рассмотрев дело № Р-28/07 2013 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (требований пункта 1 части 3, части 7 статьи 5; части 1, пункта 2 части 2, пункта 2 части 4 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе», далее – Федеральный закон «О рекламе») по факту распространения на территории г. Тынды Амурской области, в том числе в апреле 2013, на обороте квитанций на оплату жилищно-коммунальных услуг ООО «Сервисный Расчетно-Информационный Центр» информации следующего содержания: РОСБАНК; Societe Generale Group; уникальное предложение от Росбанка; решение по ипотеке в течение 2 часов; данное решение является предварительным; вам потребуется только паспорт! Консультации по телефону: 4-00-43, 4-00-13, 89146114022, сумма кредита, рубли 1,3 млн. рублей, 2,1 млн. рублей, 3,0 млн. рублей; Взнос по кредиту рубли 15 000 руб., 25 000 руб., 35 000 руб.; расчет сделан по программе Эконом5 для работника «Финансово устойчивого предприятия» на срок 15 лет»,

в присутствии представителей:

лиц, в действиях которых усматриваются признаки нарушения законодательства о рекламе – ОАО АКБ «РОСБАНК» в лице Операционного офиса «Амурский» Дальневосточного филиала, юридический адрес: <…>, адрес операционного офиса: <…>, представитель: <…>, доверенность <…>; ООО «Сервисный Расчетно-Информационный Центр», юридический адрес: <…>, представитель: <…>, доверенность <…>.  <…> не явился, уведомлен о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.

Заявитель – <…>, не явилась, уведомлена о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.

 

УСТАНОВИЛА:

 

В ходе осуществления государственного контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе, в связи с поступлением заявления физического лица – <…>, Амурским УФАС России установлено, что на территории г. Тынды Амурской области в 2013 году, в том числе в апреле 2013 года, на обороте квитанций на оплату жилищно-коммунальных услуг ООО «Сервисный Расчетно-Информационный Центр» распространена информация следующего содержания: РОСБАНК; Societe Generale Group; уникальное предложение от Росбанка; решение по ипотеке в течение 2 часов; данное решение является предварительным; вам потребуется только паспорт! Консультации по телефону: 4-00-43, 4-00-13, 89146114022, сумма кредита, рубли 1,3 млн. рублей, 2,1 млн. рублей, 3,0 млн. рублей; Взнос по кредиту рубли 15 000 руб., 25 000 руб., 35 000 руб.; расчет сделан по программе Эконом5 для работника «Финансово устойчивого предприятия» на срок 15 лет».

23.08.2013 Амурским УФАС России по данному факту возбуждено дело № Р-28/07 2013 в отношении ООО «Сервисный Расчетно-Информационный Центр» по признакам  нарушения части 1, пункта 2 части 4 статьи 28 Федерального закона «О рекламе» и в отношении ОАО АКБ «Росбанк» по признакам нарушения пункта 1 части 3, части 7 статьи 5; части 1, пункта 2 части 2, пункта 2 части 4 статьи 28  Федерального закона «О рекламе».

Комиссия  Амурского УФАС России, исследовав материалы дела, заслушав участвующих в деле лиц, установила следующие обстоятельства.

В 2013 году на территории г. Тынды Амурской области, в том числе в апреле 2013, на обороте квитанций на оплату жилищно-коммунальных услуг ООО «Сервисный Расчетно-Информационный Центр» распространена информация следующего содержания: РОСБАНК; Societe Generale Group; уникальное предложение от Росбанка; решение по ипотеке в течение 2 часов; данное решение является предварительным; вам потребуется только паспорт! Консультации по телефону: 4-00-43, 4-00-13, 89146114022, сумма кредита, рубли 1,3 млн. рублей, 2,1 млн. рублей, 3,0 млн. рублей; Взнос по кредиту рубли 15 000 руб., 25 000 руб., 35 000 руб.; расчет сделан по программе Эконом5 для работника «Финансово устойчивого предприятия» на срок 15 лет».

Вышеуказанная информация подпадает под понятие рекламы, указанное в пункте 1 статьи 3 Федерального закона «О рекламе», поскольку она адресована неопределенному кругу лиц и направлена на привлечение внимания к объектам рекламирования, формирование и (или) поддержание интереса к ним и их продвижение на рынке.  Объектами рекламирования в данном случае являются ОАО АКБ «РОСБАНК»  и оказываемые им финансовые услуги.

ОАО АКБ «РОСБАНК» является действующим юридическим лицом (ОГРН <…>, ИНН/КПП <…>, место нахождения: <…>. Полное фирменное наименование Банка – Акционерный коммерческий банк «РОСБАНК» (открытое акционерное общество), сокращенное наименование - ОАО АКБ «РОСБАНК». Банк является кредитной организацией и входит в банковскую систему Российской Федерации. Банку выдана Генеральная лицензия от <…> № <…> на осуществление банковских операций.

Деятельность на территории г. Благовещенска от имени Банка осуществляет Операционный офис «Амурский» Дальневосточного филиала ОАО АКБ «РОСБАНК» (копии: Устава, выписки из Единого государственного реестра юридических лиц от <…> № <…>, Положения об Операционном офисе «Амурский» Дальневосточного филиала Акционерного коммерческого банка «РОСБАНК» (открытое акционерное общество)).

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности» (далее – Закон «О банках и банковской деятельности»), пунктами 2 и 6 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» ОАО АКБ «РОСБАНК» является кредитной, финансовой организацией, оказывающей финансовые, банковские услуги. 

В соответствии с частью 1 статьи 28 Федерального закона «О рекламе»: реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя, отчество).

Согласно части 4 статьи 2 Федерального закона «О рекламе»: специальные требования и ограничения, установленные настоящим Федеральным законом в отношении рекламы отдельных видов товаров, распространяются также на рекламу средств индивидуализации таких товаров, их изготовителей или продавцов, за исключением случая, если реклама средств индивидуализации отдельного товара, его изготовителя или продавца явно не относится к товару, в отношении рекламы которого настоящим Федеральным законом установлены специальные требования и ограничения.

В силу статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации (части первой): юридическое лицо имеет свое наименование, содержащее указание на его организационно-правовую форму. Наименования некоммерческих организаций, а в предусмотренных законом случаях наименования коммерческих организаций должны содержать указание на характер деятельности юридического лица.

В соответствии со статьёй 7 Закона «О банках и банковской деятельности»:

кредитная организация должна иметь полное фирменное наименование и вправе иметь сокращенное фирменное наименование на русском языке. Кредитная организация вправе иметь также полное фирменное наименование и (или) сокращенное фирменное наименование на языках народов Российской Федерации и (или) иностранных языках;

фирменное наименование кредитной организации на русском языке и языках народов Российской Федерации может содержать иноязычные заимствования в русской транскрипции или в транскрипциях языков народов Российской Федерации, за исключением терминов и аббревиатур, отражающих организационно-правовую форму кредитной организации;

фирменное наименование кредитной организации должно содержать указание на характер ее деятельности путем использования слов «банк» или «небанковская кредитная организация»;

ни одно юридическое лицо в Российской Федерации, за исключением юридического лица, получившего от Банка России лицензию на осуществление банковских операций, не может использовать в своем фирменном наименовании слова «банк», «кредитная организация» или иным образом указывать на то, что данное юридическое лицо имеет право на осуществление банковских операций.

Тогда как, в указанной рекламе ОАО АКБ «РОСБАНК» не содержится указание на организационно-правовую форму Банка, оказывающего рекламируемые финансовые (банковские) услуги – Открытое акционерное общество (ОАО).

Следовательно, вышеназванная реклама не соответствует требованиям части 1 статьи 28 Федерального закона «О рекламе» и, в силу пункта 4 статьи 3 Федерального закона «О рекламе», является ненадлежащей.

В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 28 Федерального закона «О рекламе» реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.  В расходы лица, заключившего договор на предоставление кредита, включается: оплата стоимости кредита; оплата услуг страхования, иные расходы, возникающие у заемщика в процессе исполнения кредитного договора. Следовательно, если в рекламе услуг по предоставлению кредита указано любое из перечисленных условий, то должны быть указаны все остальные перечисленные условия, как определяющие размеры расходов заемщика по кредиту, так и влияющие на эти расходы.

В силу части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения и использования, если при этом искажается смысл информации, и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Одним из главных признаков рекламы является предназначенность содержащейся в ней информации для неопределенного круга лиц. Соответственно распространяемая Банком реклама направлена на формирование интереса и желания воспользоваться банковской услугой к любому лицу, который еще не воспользовался фактически услугами банка.

Основными принципами кредитных отношений между банком и клиентом являются платность, срочность и возвратность.

В силу пункта 1 статьи 819 Гражданского кодекса Российской Федерации по кредитному договору банк и иная кредитная организация (кредитор) обязуются предоставить денежные средства (кредит) заемщику в размере и на условиях, предусмотренных договором, а заемщик обязуется возвратить полученную денежную сумму и уплатить проценты на нее.

Федеральный закон «О рекламе» не ставит своей целью обязать рекламодателя раскрывать весь объем имеющейся информации об объекте рекламирования. Назначение рекламы - сформировать интерес у потребителя к товару (услуге), а не дать ей полную характеристику. При этом, существенной должна являться не только информация, привлекательная для потребителя рекламы, но и информация, способная обмануть его ожидания, сформированные рекламой. Недостаточная информированность потребителей обо всех условиях предоставления, пользования и погашения кредита может привести к созданию у потребителя искаженного представления о возможностях пользования кредитом, о его затратах, влияющих на сумму расходов, о фактической стоимости кредита.

Отсутствие в рекламе информации об условиях кредитного договора, требующих дополнительных затрат заемщика и влияющих на фактическую стоимость кредита для заемщика, вводит в заблуждение относительно стоимости товара, что является нарушением части 7 статьи 5, пункта 2 части 2 статьи 28  Федерального закона «О рекламе».

Следовательно, вышеназванная реклама не соответствует требованиям части 7 статьи 5, пункта 2 части 2 статьи 28  Федерального закона «О рекламе».

Согласно пункту 1 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения  о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами. Товаром в данном случае являются банковские услуги, оказываемые ОАО АКБ «РОСБАНК».

Согласно словарю русского языка С.И. Ожегова (www.ozhegov.ru), уникальный - единственный в своём роде, неповторимый. Использование в вышеуказанной рекламе словосочетания «Уникальное предложение от Росбанка» указывает на преимущество финансовых услуг, оказываемых ОАО АКБ «РОСБАНК» перед остальными  участниками рынка финансовых услуг.  Однако в ходе рассмотрения дела № Р-28/07 2013, возбужденного по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,  ОАО АКБ «РОСБАНК» не представил доказательств, подтверждающих уникальность финансовых услуг оказываемых Банком. Вышеуказанная реклама не сопровождалась указанием на конкретный критерий, по которому осуществлялось сравнение и который имеет объективное подтверждение.

Согласно позиции Пленума ВАС РФ (п. 29 Постановление Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе»), в связи с тем, что информация, содержащаяся в рекламе, должна отвечать критериям достоверности, в том числе в целях формирования у потребителя верного, истинного представления о товаре (услуге), его качестве, потребительских свойствах, то использование в рекламе сравнительной характеристики объекта рекламирования с иными товарами, например путем употребления слов «лучший», «первый», «номер один», должно производиться с указанием конкретного критерия, по которому осуществляется сравнение и который имеет объективное подтверждение. Поэтому реклама, не сопровождаемая таким подтверждением, должна считаться недостоверной в соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».

Следовательно, вышеназванная реклама не соответствует требованиям пункта 1 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».

Таким образом, вышеназванная реклама не соответствует требованиям пункта 1 части 3, части 7 статьи 5; части 1, пункта 2 части 2, пункта 2 части 4 статьи 28  Федерального закона «О рекламе» и, в силу пункта 4 статьи 3 Федерального закона «О рекламе», является ненадлежащей.

Представитель ОАО АКБ «Росбанк» письменно (вх. <…>от <…>) и устно в ходе рассмотрения дела № Р-28/07 2013, возбужденного по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, сообщил, что распространение рекламы финансовых услуг в сфере ипотечного кредитования ОАО АКБ «Росбанк» осуществлялось на обороте квитанций на оплату жилищно-коммунальных услуг ООО «Сервисный Расчетно-Информационный Центр» по устной договоренности между C<…>, руководителем бизнес-территории «Тында» Амурского филиала ОАО АКБ «Росбанк» и  директором ООО «Сервисный Расчетно-Информационный Центр» Р<…>. С <…> не имел полномочий на распространение рекламы, действовал исходя из собственных побуждений, так как его работа построена на расширении рынка оказываемых услуг, привлечении большей части клиентов в сфере оказания финансовых услуг со стороны банка. Договор на изготовление и распространение данной рекламы между юридическими лицами не заключался. О факте распространения вышеуказанной рекламы руководство банка узнало только тогда, когда получило запрос со стороны Амурского УФАС России. В тот момент, когда руководство операционного офиса «Амурский» Дальневосточного филиала ОАО АКБ «Росбанк» узнало о распространении подобного рода информации на квитанциях на оплату жилищно-коммунальных услуг, было направлено требование о том, чтобы ООО «Сервисный Расчетно-Информационный Центр» прекратил распространение какой-либо информации в отношении деятельности ОАО АКБ «Росбанк».

Представитель ООО «Сервисный Расчетно-Информационный Центр» пояснила,  что  предприятие распространило вышеуказанную информацию один раз по договоренности руководителя ООО «Сервисный Расчетно-Информационный Центр» со С <…>– должностным лицом ОАО АКБ «Росбанк». ООО «Сервисный Расчетно-Информационный Центр» не получал от ОАО АКБ «Росбанк» письмо о прекращении распространения вышеуказанной рекламы. Деятельность предприятия осуществляется на основании Устава, пункт 2.4.18 которого гласит, что предприятие может осуществлять рекламную деятельность. В данном случае договоренность была устная на взаимовыгодных условиях, а именно: распространение рекламы взамен на картриджи для оргтехники.

В соответствии с частью 6 статьи 38 Федерального закона «О рекламе»: рекламодатель несет ответственность за нарушение требований, установленных пунктом 1 части 3,  частью 7 статьи 5; частью 1, пунктом 2 части 2, пунктом 2 части 4  статьи   28 Федерального закона «О рекламе».

В соответствии с частью 7 статьи 38 Федерального закона «О рекламе»: рекламораспространитель несет ответственность за нарушение требований, установленных частью 1, пунктом 2 части 4  статьи 28 Федерального закона «О рекламе».

Согласно пункту 5 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» рекламодателем данной рекламы является ОАО АКБ «РОСБАНК» (Операционный офис «Амурский» Дальневосточного филиала), которое определило объект рекламирования и содержание рекламы на обороте квитанций на оплату жилищно-коммунальных услуг ООО «Сервисный Расчетно-Информационный Центр».

В силу пункта 6 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» ООО «Сервисный Расчетно-Информационный Центр» является рекламораспространителем, лицом, осуществившим распространение вышеуказанной рекламы.   

Нарушение пункта 1 части 3,  части 7 статьи 5; части 1, пункта 2 части 2, пункта 2 части 4  статьи   28 Федерального закона «О рекламе» в вышеназванной рекламе, распространенной на территории г. Благовещенска в 2013 году, в том числе в апреле 2013 года, представителем ОАО АКБ «РОСБАНК» не оспаривается.

Статьей 53 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) установлено, что юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы, действующие в соответствии с законом, иными правовыми актами и учредительными документами. Лицо, которое в силу закона или учредительных документов юридического лица выступает от его имени, должно действовать в интересах представляемого им юридического лица добросовестно и разумно. Оно обязано по требованию учредителей (участников) юридического лица, если иное не предусмотрено законом или договором, возместить убытки, причиненные им юридическому лицу (часть 3 статьи 53 ГК РФ).

В соответствии с пунктом 1 статьи 50 ГК РФ основной целью деятельности коммерческой организации является извлечение прибыли.  Должностное лицо ОАО АКБ «РОСБАНК», руководитель бизнес-территории «Тында» - С <…> действовал от имени и в интересах ОАО АКБ «РОСБАНК». Одной из основных функций  С <…>., в соответствии с должностной инструкцией,  является организация распространения рекламных материалов как в помещениях филиала, так и вне их. С <…> превысил свои полномочия, заключив устный договор с ООО «Сервисный Расчетно-Информационный Центр» на распространение вышеназванной ненадлежащей рекламы.

Таким образом, по совокупности документов установлено, что по вине                      ОАО АКБ «РОСБАНК» (Операционный офис «Амурский» Дальневосточного филиала ОАО АКБ «РОСБАНК») (рекламодателя) и ООО «Сервисный Расчетно-Информационный Центр» (рекламораспространителя) произошло распространение на территории                        г. Благовещенска Амурской области вышеназванной ненадлежащей рекламы финансовых услуг, не соответствующей требованиям пункта 1 части 3, части 7 статьи 5; части 1, пункта 2 части 2, пункта 2 части 4 статьи 28  Федерального закона «О рекламе».

Согласно частям 4, 6 и 7 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» к лицам, виновным в нарушении требований законодательства о рекламе, необходимо применить меры ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.    

ОАО АКБ «РОСБАНК» (Операционный офис «Амурский» Дальневосточного филиала ОАО АКБ «РОСБАНК») (рекламодателю) и ООО «Сервисный Расчетно-Информационный Центр» (рекламораспространителю), в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1 и 3 статьи 36 Федерального закона «О рекламе», пунктом 44 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утв. Постановлением Правительства РФ от 17.08.2006 № 508 (далее - Правила рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе), выдать предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе: о прекращении распространения и не распространении впредь любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, вышеназванной рекламы ОАО АКБ «РОСБАНК», не соответствующей требованиям пункта 1 части 3, части 7 статьи 5; части 1, пункта 2 части 2, пункта 2 части 4 статьи 28  Федерального закона «О рекламе».

Резолютивная часть решения, принятого Комиссией Амурского УФАС России по результатам рассмотрения настоящего дела, оглашена Председателем Комиссии <…> немедленно по окончании рассмотрения дела – 23.10.2013.

Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

 

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать ненадлежащей рекламу ОАО АКБ «Росбанк» распространенную на территории г. Тынды Амурской области, в том числе в апреле 2013, на обороте квитанций на оплату жилищно-коммунальных услуг ООО «Сервисный Расчетно-Информационный Центр» следующего содержания: РОСБАНК; Societe Generale Group; уникальное предложение от Росбанка; решение по ипотеке в течение 2 часов; данное решение является предварительным; вам потребуется только паспорт! Консультации по телефону: 4-00-43, 4-00-13, 89146114022, сумма кредита, рубли 1,3 млн. рублей, 2,1 млн. рублей, 3,0 млн. рублей; Взнос по кредиту рубли 15 000 руб., 25 000 руб., 35 000 руб.; расчет сделан по программе Эконом5 для работника «Финансово устойчивого предприятия» на срок 15 лет»,

поскольку в ней нарушены требования пункта 1 части 3, части 7 статьи 5; части 1, пункта 2 части 2, пункта 2 части 4 статьи 28 Федерального закона «О рекламе»,

2. Выдать ОАО АКБ «Росбанк» (рекламодателю) и ООО «Сервисный Расчетно-Информационный Центр» (рекламораспространителю) предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе.

3. Передать материалы дела уполномоченному  должностному лицу Амурского УФАС России  для  возбуждения  дела  об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 КоАП РФ.

Решение будет изготовлено в полном объеме в течение 10 рабочих дней со дня оглашения резолютивной части. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

 РЕШЕНИЕ

 

«29» октября 2013 г.                                                                                            г. Благовещенск

                                                                                                                                                                                                                

Комиссия Амурского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

председатель Комиссии: <…>, исполняющий обязанности  руководителя управления,

члены Комиссии: <…> ведущий специалист-эксперт отдела товарных рынков и рекламы,  <…> специалист-эксперт отдела товарных рынков и рекламы, <…> специалист - эксперт отдела государственных и муниципальных заказов, 

рассмотрев дело № Р-28/07 2013 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (требований пункта 1 части 3, части 7 статьи 5; части 1, пункта 2 части 2, пункта 2 части 4 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе», далее – Федеральный закон «О рекламе») по факту распространения на территории г. Тынды Амурской области, в том числе в апреле 2013, на обороте квитанций на оплату жилищно-коммунальных услуг ООО «Сервисный Расчетно-Информационный Центр» информации следующего содержания: РОСБАНК; Societe Generale Group; уникальное предложение от Росбанка; решение по ипотеке в течение 2 часов; данное решение является предварительным; вам потребуется только паспорт! Консультации по телефону: 4-00-43, 4-00-13, 89146114022, сумма кредита, рубли 1,3 млн. рублей, 2,1 млн. рублей, 3,0 млн. рублей; Взнос по кредиту рубли 15 000 руб., 25 000 руб., 35 000 руб.; расчет сделан по программе Эконом5 для работника «Финансово устойчивого предприятия» на срок 15 лет»,

в присутствии представителей:

лиц, в действиях которых усматриваются признаки нарушения законодательства о рекламе – ОАО АКБ «РОСБАНК» в лице Операционного офиса «Амурский» Дальневосточного филиала, юридический адрес: <…>, адрес операционного офиса: <…>, представитель: <…>, доверенность <…>; ООО «Сервисный Расчетно-Информационный Центр», юридический адрес: <…>, представитель: <…>, доверенность <…>.  <…> не явился, уведомлен о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.

Заявитель – <…>, не явилась, уведомлена о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.

 

УСТАНОВИЛА:

 

В ходе осуществления государственного контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе, в связи с поступлением заявления физического лица – <…>, Амурским УФАС России установлено, что на территории г. Тынды Амурской области в 2013 году, в том числе в апреле 2013 года, на обороте квитанций на оплату жилищно-коммунальных услуг ООО «Сервисный Расчетно-Информационный Центр» распространена информация следующего содержания: РОСБАНК; Societe Generale Group; уникальное предложение от Росбанка; решение по ипотеке в течение 2 часов; данное решение является предварительным; вам потребуется только паспорт! Консультации по телефону: 4-00-43, 4-00-13, 89146114022, сумма кредита, рубли 1,3 млн. рублей, 2,1 млн. рублей, 3,0 млн. рублей; Взнос по кредиту рубли 15 000 руб., 25 000 руб., 35 000 руб.; расчет сделан по программе Эконом5 для работника «Финансово устойчивого предприятия» на срок 15 лет».

23.08.2013 Амурским УФАС России по данному факту возбуждено дело № Р-28/07 2013 в отношении ООО «Сервисный Расчетно-Информационный Центр» по признакам  нарушения части 1, пункта 2 части 4 статьи 28 Федерального закона «О рекламе» и в отношении ОАО АКБ «Росбанк» по признакам нарушения пункта 1 части 3, части 7 статьи 5; части 1, пункта 2 части 2, пункта 2 части 4 статьи 28  Федерального закона «О рекламе».

Комиссия  Амурского УФАС России, исследовав материалы дела, заслушав участвующих в деле лиц, установила следующие обстоятельства.

В 2013 году на территории г. Тынды Амурской области, в том числе в апреле 2013, на обороте квитанций на оплату жилищно-коммунальных услуг ООО «Сервисный Расчетно-Информационный Центр» распространена информация следующего содержания: РОСБАНК; Societe Generale Group; уникальное предложение от Росбанка; решение по ипотеке в течение 2 часов; данное решение является предварительным; вам потребуется только паспорт! Консультации по телефону: 4-00-43, 4-00-13, 89146114022, сумма кредита, рубли 1,3 млн. рублей, 2,1 млн. рублей, 3,0 млн. рублей; Взнос по кредиту рубли 15 000 руб., 25 000 руб., 35 000 руб.; расчет сделан по программе Эконом5 для работника «Финансово устойчивого предприятия» на срок 15 лет».

Вышеуказанная информация подпадает под понятие рекламы, указанное в пункте 1 статьи 3 Федерального закона «О рекламе», поскольку она адресована неопределенному кругу лиц и направлена на привлечение внимания к объектам рекламирования, формирование и (или) поддержание интереса к ним и их продвижение на рынке.  Объектами рекламирования в данном случае являются ОАО АКБ «РОСБАНК»  и оказываемые им финансовые услуги.

ОАО АКБ «РОСБАНК» является действующим юридическим лицом (ОГРН <…>, ИНН/КПП <…>, место нахождения: <…>. Полное фирменное наименование Банка – Акционерный коммерческий банк «РОСБАНК» (открытое акционерное общество), сокращенное наименование - ОАО АКБ «РОСБАНК». Банк является кредитной организацией и входит в банковскую систему Российской Федерации. Банку выдана Генеральная лицензия от <…> № <…> на осуществление банковских операций.

Деятельность на территории г. Благовещенска от имени Банка осуществляет Операционный офис «Амурский» Дальневосточного филиала ОАО АКБ «РОСБАНК» (копии: Устава, выписки из Единого государственного реестра юридических лиц от <…> № <…>, Положения об Операционном офисе «Амурский» Дальневосточного филиала Акционерного коммерческого банка «РОСБАНК» (открытое акционерное общество)).

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности» (далее – Закон «О банках и банковской деятельности»), пунктами 2 и 6 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» ОАО АКБ «РОСБАНК» является кредитной, финансовой организацией, оказывающей финансовые, банковские услуги. 

В соответствии с частью 1 статьи 28 Федерального закона «О рекламе»: реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя, отчество).

Согласно части 4 статьи 2 Федерального закона «О рекламе»: специальные требования и ограничения, установленные настоящим Федеральным законом в отношении рекламы отдельных видов товаров, распространяются также на рекламу средств индивидуализации таких товаров, их изготовителей или продавцов, за исключением случая, если реклама средств индивидуализации отдельного товара, его изготовителя или продавца явно не относится к товару, в отношении рекламы которого настоящим Федеральным законом установлены специальные требования и ограничения.

В силу статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации (части первой): юридическое лицо имеет свое наименование, содержащее указание на его организационно-правовую форму. Наименования некоммерческих организаций, а в предусмотренных законом случаях наименования коммерческих организаций должны содержать указание на характер деятельности юридического лица.

В соответствии со статьёй 7 Закона «О банках и банковской деятельности»:

кредитная организация должна иметь полное фирменное наименование и вправе иметь сокращенное фирменное наименование на русском языке. Кредитная организация вправе иметь также полное фирменное наименование и (или) сокращенное фирменное наименование на языках народов Российской Федерации и (или) иностранных языках;

фирменное наименование кредитной организации на русском языке и языках народов Российской Федерации может содержать иноязычные заимствования в русской транскрипции или в транскрипциях языков народов Российской Федерации, за исключением терминов и аббревиатур, отражающих организационно-правовую форму кредитной организации;

фирменное наименование кредитной организации должно содержать указание на характер ее деятельности путем использования слов «банк» или «небанковская кредитная организация»;

ни одно юридическое лицо в Российской Федерации, за исключением юридического лица, получившего от Банка России лицензию на осуществление банковских операций, не может использовать в своем фирменном наименовании слова «банк», «кредитная организация» или иным образом указывать на то, что данное юридическое лицо имеет право на осуществление банковских операций.

Тогда как, в указанной рекламе ОАО АКБ «РОСБАНК» не содержится указание на организационно-правовую форму Банка, оказывающего рекламируемые финансовые (банковские) услуги – Открытое акционерное общество (ОАО).

Следовательно, вышеназванная реклама не соответствует требованиям части 1 статьи 28 Федерального закона «О рекламе» и, в силу пункта 4 статьи 3 Федерального закона «О рекламе», является ненадлежащей.

В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 28 Федерального закона «О рекламе» реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.  В расходы лица, заключившего договор на предоставление кредита, включается: оплата стоимости кредита; оплата услуг страхования, иные расходы, возникающие у заемщика в процессе исполнения кредитного договора. Следовательно, если в рекламе услуг по предоставлению кредита указано любое из перечисленных условий, то должны быть указаны все остальные перечисленные условия, как определяющие размеры расходов заемщика по кредиту, так и влияющие на эти расходы.

В силу части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения и использования, если при этом искажается смысл информации, и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Одним из главных признаков рекламы является предназначенность содержащейся в ней информации для неопределенного круга лиц. Соответственно распространяемая Банком реклама направлена на формирование интереса и желания воспользоваться банковской услугой к любому лицу, который еще не воспользовался фактически услугами банка.

Основными принципами кредитных отношений между банком и клиентом являются платность, срочность и возвратность.

В силу пункта 1 статьи 819 Гражданского кодекса Российской Федерации по кредитному договору банк и иная кредитная организация (кредитор) обязуются предоставить денежные средства (кредит) заемщику в размере и на условиях, предусмотренных договором, а заемщик обязуется возвратить полученную денежную сумму и уплатить проценты на нее.

Федеральный закон «О рекламе» не ставит своей целью обязать рекламодателя раскрывать весь объем имеющейся информации об объекте рекламирования. Назначение рекламы - сформировать интерес у потребителя к товару (услуге), а не дать ей полную характеристику. При этом, существенной должна являться не только информация, привлекательная для потребителя рекламы, но и информация, способная обмануть его ожидания, сформированные рекламой. Недостаточная информированность потребителей обо всех условиях предоставления, пользования и погашения кредита может привести к созданию у потребителя искаженного представления о возможностях пользования кредитом, о его затратах, влияющих на сумму расходов, о фактической стоимости кредита.

Отсутствие в рекламе информации об условиях кредитного договора, требующих дополнительных затрат заемщика и влияющих на фактическую стоимость кредита для заемщика, вводит в заблуждение относительно стоимости товара, что является нарушением части 7 статьи 5, пункта 2 части 2 статьи 28  Федерального закона «О рекламе».

Следовательно, вышеназванная реклама не соответствует требованиям части 7 статьи 5, пункта 2 части 2 статьи 28  Федерального закона «О рекламе».

Согласно пункту 1 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения  о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами. Товаром в данном случае являются банковские услуги, оказываемые ОАО АКБ «РОСБАНК».

Согласно словарю русского языка С.И. Ожегова (www.ozhegov.ru), уникальный - единственный в своём роде, неповторимый. Использование в вышеуказанной рекламе словосочетания «Уникальное предложение от Росбанка» указывает на преимущество финансовых услуг, оказываемых ОАО АКБ «РОСБАНК» перед остальными  участниками рынка финансовых услуг.  Однако в ходе рассмотрения дела № Р-28/07 2013, возбужденного по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,  ОАО АКБ «РОСБАНК» не представил доказательств, подтверждающих уникальность финансовых услуг оказываемых Банком. Вышеуказанная реклама не сопровождалась указанием на конкретный критерий, по которому осуществлялось сравнение и который имеет объективное подтверждение.

Согласно позиции Пленума ВАС РФ (п. 29 Постановление Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе»), в связи с тем, что информация, содержащаяся в рекламе, должна отвечать критериям достоверности, в том числе в целях формирования у потребителя верного, истинного представления о товаре (услуге), его качестве, потребительских свойствах, то использование в рекламе сравнительной характеристики объекта рекламирования с иными товарами, например путем употребления слов «лучший», «первый», «номер один», должно производиться с указанием конкретного критерия, по которому осуществляется сравнение и который имеет объективное подтверждение. Поэтому реклама, не сопровождаемая таким подтверждением, должна считаться недостоверной в соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».

Следовательно, вышеназванная реклама не соответствует требованиям пункта 1 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».

Таким образом, вышеназванная реклама не соответствует требованиям пункта 1 части 3, части 7 статьи 5; части 1, пункта 2 части 2, пункта 2 части 4 статьи 28  Федерального закона «О рекламе» и, в силу пункта 4 статьи 3 Федерального закона «О рекламе», является ненадлежащей.

Представитель ОАО АКБ «Росбанк» письменно (вх. <…>от <…>) и устно в ходе рассмотрения дела № Р-28/07 2013, возбужденного по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, сообщил, что распространение рекламы финансовых услуг в сфере ипотечного кредитования ОАО АКБ «Росбанк» осуществлялось на обороте квитанций на оплату жилищно-коммунальных услуг ООО «Сервисный Расчетно-Информационный Центр» по устной договоренности между C<…>, руководителем бизнес-территории «Тында» Амурского филиала ОАО АКБ «Росбанк» и  директором ООО «Сервисный Расчетно-Информационный Центр» Р<…>. С <…> не имел полномочий на распространение рекламы, действовал исходя из собственных побуждений, так как его работа построена на расширении рынка оказываемых услуг, привлечении большей части клиентов в сфере оказания финансовых услуг со стороны банка. Договор на изготовление и распространение данной рекламы между юридическими лицами не заключался. О факте распространения вышеуказанной рекламы руководство банка узнало только тогда, когда получило запрос со стороны Амурского УФАС России. В тот момент, когда руководство операционного офиса «Амурский» Дальневосточного филиала ОАО АКБ «Росбанк» узнало о распространении подобного рода информации на квитанциях на оплату жилищно-коммунальных услуг, было направлено требование о том, чтобы ООО «Сервисный Расчетно-Информационный Центр» прекратил распространение какой-либо информации в отношении деятельности ОАО АКБ «Росбанк».

Представитель ООО «Сервисный Расчетно-Информационный Центр» пояснила,  что  предприятие распространило вышеуказанную информацию один раз по договоренности руководителя ООО «Сервисный Расчетно-Информационный Центр» со С <…>– должностным лицом ОАО АКБ «Росбанк». ООО «Сервисный Расчетно-Информационный Центр» не получал от ОАО АКБ «Росбанк» письмо о прекращении распространения вышеуказанной рекламы. Деятельность предприятия осуществляется на основании Устава, пункт 2.4.18 которого гласит, что предприятие может осуществлять рекламную деятельность. В данном случае договоренность была устная на взаимовыгодных условиях, а именно: распространение рекламы взамен на картриджи для оргтехники.

В соответствии с частью 6 статьи 38 Федерального закона «О рекламе»: рекламодатель несет ответственность за нарушение требований, установленных пунктом 1 части 3,  частью 7 статьи 5; частью 1, пунктом 2 части 2, пунктом 2 части 4  статьи   28 Федерального закона «О рекламе».

В соответствии с частью 7 статьи 38 Федерального закона «О рекламе»: рекламораспространитель несет ответственность за нарушение требований, установленных частью 1, пунктом 2 части 4  статьи 28 Федерального закона «О рекламе».

Согласно пункту 5 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» рекламодателем данной рекламы является ОАО АКБ «РОСБАНК» (Операционный офис «Амурский» Дальневосточного филиала), которое определило объект рекламирования и содержание рекламы на обороте квитанций на оплату жилищно-коммунальных услуг ООО «Сервисный Расчетно-Информационный Центр».

В силу пункта 6 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» ООО «Сервисный Расчетно-Информационный Центр» является рекламораспространителем, лицом, осуществившим распространение вышеуказанной рекламы.   

Нарушение пункта 1 части 3,  части 7 статьи 5; части 1, пункта 2 части 2, пункта 2 части 4  статьи   28 Федерального закона «О рекламе» в вышеназванной рекламе, распространенной на территории г. Благовещенска в 2013 году, в том числе в апреле 2013 года, представителем ОАО АКБ «РОСБАНК» не оспаривается.

Статьей 53 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) установлено, что юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы, действующие в соответствии с законом, иными правовыми актами и учредительными документами. Лицо, которое в силу закона или учредительных документов юридического лица выступает от его имени, должно действовать в интересах представляемого им юридического лица добросовестно и разумно. Оно обязано по требованию учредителей (участников) юридического лица, если иное не предусмотрено законом или договором, возместить убытки, причиненные им юридическому лицу (часть 3 статьи 53 ГК РФ).

В соответствии с пунктом 1 статьи 50 ГК РФ основной целью деятельности коммерческой организации является извлечение прибыли.  Должностное лицо ОАО АКБ «РОСБАНК», руководитель бизнес-территории «Тында» - С <…> действовал от имени и в интересах ОАО АКБ «РОСБАНК». Одной из основных функций  С <…>., в соответствии с должностной инструкцией,  является организация распространения рекламных материалов как в помещениях филиала, так и вне их. С <…> превысил свои полномочия, заключив устный договор с ООО «Сервисный Расчетно-Информационный Центр» на распространение вышеназванной ненадлежащей рекламы.

Таким образом, по совокупности документов установлено, что по вине                      ОАО АКБ «РОСБАНК» (Операционный офис «Амурский» Дальневосточного филиала ОАО АКБ «РОСБАНК») (рекламодателя) и ООО «Сервисный Расчетно-Информационный Центр» (рекламораспространителя) произошло распространение на территории                        г. Благовещенска Амурской области вышеназванной ненадлежащей рекламы финансовых услуг, не соответствующей требованиям пункта 1 части 3, части 7 статьи 5; части 1, пункта 2 части 2, пункта 2 части 4 статьи 28  Федерального закона «О рекламе».

Согласно частям 4, 6 и 7 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» к лицам, виновным в нарушении требований законодательства о рекламе, необходимо применить меры ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.    

ОАО АКБ «РОСБАНК» (Операционный офис «Амурский» Дальневосточного филиала ОАО АКБ «РОСБАНК») (рекламодателю) и ООО «Сервисный Расчетно-Информационный Центр» (рекламораспространителю), в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1 и 3 статьи 36 Федерального закона «О рекламе», пунктом 44 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утв. Постановлением Правительства РФ от 17.08.2006 № 508 (далее - Правила рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе), выдать предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе: о прекращении распространения и не распространении впредь любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, вышеназванной рекламы ОАО АКБ «РОСБАНК», не соответствующей требованиям пункта 1 части 3, части 7 статьи 5; части 1, пункта 2 части 2, пункта 2 части 4 статьи 28  Федерального закона «О рекламе».

Резолютивная часть решения, принятого Комиссией Амурского УФАС России по результатам рассмотрения настоящего дела, оглашена Председателем Комиссии <…> немедленно по окончании рассмотрения дела – 23.10.2013.

Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

 

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать ненадлежащей рекламу ОАО АКБ «Росбанк» распространенную на территории г. Тынды Амурской области, в том числе в апреле 2013, на обороте квитанций на оплату жилищно-коммунальных услуг ООО «Сервисный Расчетно-Информационный Центр» следующего содержания: РОСБАНК; Societe Generale Group; уникальное предложение от Росбанка; решение по ипотеке в течение 2 часов; данное решение является предварительным; вам потребуется только паспорт! Консультации по телефону: 4-00-43, 4-00-13, 89146114022, сумма кредита, рубли 1,3 млн. рублей, 2,1 млн. рублей, 3,0 млн. рублей; Взнос по кредиту рубли 15 000 руб., 25 000 руб., 35 000 руб.; расчет сделан по программе Эконом5 для работника «Финансово устойчивого предприятия» на срок 15 лет»,

поскольку в ней нарушены требования пункта 1 части 3, части 7 статьи 5; части 1, пункта 2 части 2, пункта 2 части 4 статьи 28 Федерального закона «О рекламе»,

2. Выдать ОАО АКБ «Росбанк» (рекламодателю) и ООО «Сервисный Расчетно-Информационный Центр» (рекламораспространителю) предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе.

3. Передать материалы дела уполномоченному  должностному лицу Амурского УФАС России  для  возбуждения  дела  об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 КоАП РФ.

Решение будет изготовлено в полном объеме в течение 10 рабочих дней со дня оглашения резолютивной части. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => № Р-28/07 2013 [format] => [safe_value] => № Р-28/07 2013 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 5 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 5 [vid] => 6 [name] => Контроль рекламы и недобросовестной конкуренции [description] => [format] => full_html [weight] => 6 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2013-10-31 05:27:00 [timezone] => Asia/Sakhalin [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2013-10-31 05:27:00 [timezone] => Asia/Sakhalin [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1383197369 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Амурское УФАС России )