г. Благовещенск
Резолютивная часть решения оглашена «17» июля 2014 г.
В полном объеме решение изготовлено «28» июля 2014 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Амурской области (далее – Амурское УФАС России) по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства в составе: <…> председателя комиссии, заместителя руководителя управления; <…> начальника отдела антимонопольного контроля и контроля органов власти; <…> главного специалиста отдела антимонопольного контроля и контроля органов власти; <…> старшего государственного инспектора отдела антимонопольного контроля и контроля органов власти, рассмотрев дело № А-15/38 2014 по признакам нарушения администрацией г. Белогорска пункта 8 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон «О защите конкуренции»), выражающегося:
1. в принятии постановления от 25.04.2013 № 760, устанавливающего, что в 2013 году частичная оплата стоимости путевок в загородные лагеря производится в размерах:
- в МОБУ ДОД ООЛ «Мелиоратор», МОБУ ДОД ООЛ «Белогорка» в сумме 12 889,20 руб., что составляет 60 % от средней стоимости путевки для детей работающих граждан (21 482 руб.), установленной областной межведомственной комиссией по оздоровлению и занятости детей и молодежи;
- в другие загородные лагеря, расположенные на территории Амурской области, в сумме 8 592,8 руб., что составляет 40 % от средней стоимости путевки для детей работающих граждан, установленной областной межведомственной комиссией по оздоровлению и занятости детей и молодежи;
2. в принятии постановления от 22.04.2014 № 700, устанавливающего, что в 2014 году частичная оплата стоимости путевок в загородные лагеря производится в размерах:
- в МОБУ ДОД ООЛ «Мелиоратор», МОБУ ДОД ООЛ «Белогорка» в сумме 10741 руб., что составляет 50 % от средней стоимости путевки для детей работающих граждан (21 482 руб.), установленной областной межведомственной комиссией по оздоровлению и занятости детей и молодежи;
- в другие загородные лагеря, расположенные на территории Амурской области, в сумме 4 296,40 руб., что составляет 20 % от средней стоимости путевки для детей работающих граждан, установленной областной межведомственной комиссией по оздоровлению и занятости детей и молодежи,
УСТАНОВИЛА:
В Амурское УФАС России поступило заявление <…> на действия администрации г. Белогорска, выраженные в принятии постановления от 22.04.2014 № 700 «О предоставлении частичной оплаты стоимости путевок для детей работающих граждан в организации отдыха и оздоровления детей в каникулярное время на 2014 год», создающем дискриминационные условия хозяйствующим субъектам, оказывающим услуги по организации отдыха и оздоровления детей.
Приказом Амурского УФАС России от 03.07.2014 № 175 в отношении администрации г. Белогорска возбуждено дело по признакам нарушения пункта 8 части 1 статьи 15 Закона «О защите конкуренции». Определением Амурского УФАС России от 08.07.2014 рассмотрение дела назначено на 17.07.2014 в 10.00.
На заседание Комиссии 17.07.2014 явились: представители администрации г. Белогорска <…> (по доверенности от 16.07.2014 № 34), <…> (по доверенности от 14.07.2014 № 32), представитель ОАО «Российские железные дороги в лице филиала – Забайкальская железная дорога <…> (по доверенности от 15.01.2014 № НЮ-221Д). ОАО «ДРСК» заявлено ходатайство о рассмотрение дела в отсутствие представителя общества, ходатайство удовлетворено. Заявитель явку не обеспечила, уведомлена надлежащим образом.
В ходе заседания Комиссии представители администрации г. Белогорска пояснили, что при обстоятельствах, когда решением областной межведомственной комиссии по оздоровлению и занятости детей и молодежи установлен только нижний предел частичной оплаты средней стоимости путевки (20 %), а верхний предел такой оплаты не установлен, содержащиеся в постановлениях администрации г. Белогорска от 22.04.2014 № 700, 25.04.2013 № 760 нормы о частичной оплате стоимости путевок не противоречат антимонопольному законодательству. Решение о частичной оплате путевок для детей работающих граждан в МОАУ ДОД ООЛ «Мелиоратор», МОАУ ДОД ОООЛ «Белогорка» в размере 50 % от средней стоимости путевки, установленной областной межведомственной комиссией по оздоровлению и занятости детей и молодежи, и - в размере 20 % в другие загородные лагеря Амурской области принято администрацией г. Белогорска с учетом запросов жителей города. Согласно пояснениям представителей администрации г. Белогорска у жителей г. Белогорска наибольшим спросом пользуются путевки в МОАУ ДОД ООЛ «Мелиоратор», МОАУ ДОД ОООЛ «Белогорка», поскольку эти загородные лагеря расположены рядом с городом, организована доставка детей в места отдыха и обратно, цена путевки в указанные лагеря является одной из самых низких по Амурской области. Постановлением администрации г. Белогорска от 03.06.2014 № 924 утвержден порядок предоставления частичной оплаты стоимости путевок в загородные лагеря Амурской области для детей, проживающих на территории г. Белогорск, пострадавших в результате крупномасштабного наводнения. Указанным постановлением утверждено, что частичная оплата стоимости путевки производится в детские стационарные оздоровительные лагеря в размере 40 % стоимости путевки, но не более 40 % средней стоимости путевки, рекомендованной областной межведомственной комиссией по оздоровлению и занятости детей и молодежи в 2014 году. Не смотря на то, что размер частичной оплаты стоимости путевки, установленным указанным постановлением одинаков для всех загородных лагерей, большим спросом пользуются путевки в МОАУ ДОД ООЛ «Мелиоратор», МОАУ ДОД ОООЛ «Белогорка».
Представитель ОАО «Российские железные дороги» филиал - Забайкальская железная дорога, пояснила, что на территории Амурской области расположены детские оздоровительные лагеря «Медвежонок», «Сосновый бор». Работники общества, приобретая путевки в загородные лагеря «Медвежонок», «Сосновый бор», оплачивают 3 000 рублей, ОАО «Российские железные дороги» самостоятельно обращаются в администрацию г. Белогорска за получением частичной оплаты стоимости путевки из бюджета в размере, установленном постановлением от 22.04.2014 № 700, а именно, 20 %. В последние годы, согласно пояснениям представителя общества, наблюдается снижение количества детей, отдыхающих в лагерях «Медвежонок», «Сосновый бор». ОАО «Российские железные дороги» филиал - Забайкальская железная дорога заинтересовано в утверждении размеров частичной оплаты стоимости путевки в размерах, утвержденных для МОАУ ДОД ООЛ «Мелиоратор», МОАУ ДОД ОООЛ «Белогорка». Путевки в детские оздоровительные лагеря «Медвежонок», «Сосновый бор» могут приобрести все желающие, не только работники общества.
Согласно письменным пояснениям ОАО «ДРСК» с 5 июня по 20 июля на турбазе Мухинка, являющейся структурным подразделением филиала ОАО «ДРСК» - «Амурские электрические сети», действует детский оздоровительный лагерь «Энергетик». Стоимость путевки на 2013 года составляла 25 000 рублей, в 2014 году – 28 500 рублей. В связи с тем, что заполняемость лагеря «Энергетик» является полной, общество не усматривает ущемление законных прав и интересов постановлениями администрации г. Белогорска от 22.04.2014 № 700, 25.04.2013 № 760.
Согласно письменным пояснениям <…> не смотря на то, что частичная оплата средней стоимости путевки предоставляется работающим граждан в лагеря «Мелиоратор», «Белогорка» в размере 10 741рублей (50 % от средней стоимости путевки), а в другие загородные лагеря 4 296,40 рублей (20 % средней стоимости путевки) дети не желают отдыхать каждый год в одном и том же лагере. Считает, что постановление администрации г. Белогорск от 22.04.2014 № 700 направлено на увеличение продаж в загородные лагеря «Белогорка», «Мелиоратор».
Комиссия, заслушав лиц, участвующих в деле, рассмотрев материалы, установила следующее.
Пунктом 13 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами), организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации), создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также организация отдыха детей в каникулярное время.
25.09.2013 постановлением Правительства Амурской области № 448 утверждена государственная программа «Развитие образования Амурской области на 2014 – 2020 годы».
Решением областной межведомственной комиссии по оздоровлению и занятости молодежи № 1 от 18.02.2014 утверждена средняя стоимость путевки в детские стационарные оздоровительные лагеря, используемая при определении уровня частичной оплаты стоимости путевок для детей работающих граждан за счет средств субсидий из областного бюджета бюджетам муниципальных районов и городских округов на указанные цели, в период оздоровительной компании 2014 года в размере 21 482 рубля на 21 день.
Приложение № 8 к вышеназванному решению содержит реестр стационарных учреждений отдыха и оздоровления детей, функционирующих на территории Амурской области в 2014 году. Согласно указанному реестру на территории Амурской области расположен 21 детский стационарный оздоровительный лагерь.
Постановлением администрации г. Белогорска от 25.04.2013 № 760 утвержден порядок предоставления частичной оплаты стоимости путевок для детей работающих граждан в организации отдыха и оздоровления в каникулярное время на 2013 год.
Пунктом 3 указанного порядка предусмотрено, что частичная оплата стоимости путевок в загородные лагеря производится в размерах:
- в МОБУ ДОД ООЛ «Мелиоратор», МОБУ ДОД ООЛ «Белогорка» в сумме 12 889,20 руб., что составляет 60 % от средней стоимости путевки для детей работающих граждан (21 482 руб.), установленной областной межведомственной комиссией по оздоровлению и занятости детей и молодежи;
- в другие загородные лагеря, расположенные на территории Амурской области, в сумме 8 592,8 руб., что составляет 40 % от средней стоимости путевки для детей работающих граждан, установленной областной межведомственной комиссией по оздоровлению и занятости детей и молодежи.
Постановлением администрации г. Белогорска от 22.04.2014 № 700 утвержден порядок предоставления частичной оплаты стоимости путевок для детей работающих граждан в организации отдыха и оздоровления в каникулярное время на 2014 год.
Пунктом 3 указанного порядка предусмотрено, что частичная оплата стоимости путевок в загородные лагеря производится в размерах:
- в МОБУ ДОД ООЛ «Мелиоратор», МОБУ ДОД ООЛ «Белогорка» в сумме 10741 руб., что составляет 50 % от средней стоимости путевки для детей работающих граждан (21 482 руб.), установленной областной межведомственной комиссией по оздоровлению и занятости детей и молодежи;
- в другие загородные лагеря, расположенные на территории Амурской области, в сумме 4 296,40 руб., что составляет 20 % от средней стоимости путевки для детей работающих граждан, установленной областной межведомственной комиссией по оздоровлению и занятости детей и молодежи.
Пунктом 2 постановлений администрации г. Белогорска от 25.04.2013 № 760, от 22.04.2014 № 700 предусмотрено, что уполномоченным органом по предоставлению частичной оплаты стоимости путевок для детей работающих граждан в организации отдыха и оздоровления детей в каникулярное время соответственно в 2013, 2014 годах является «Комитет по образованию и делам молодежи Администрации города Белогорск» (далее - МКУ КОДМ г. Белогорск).
МКУ КОДМ г. Белогорск создано в соответствии с решением Совета народных депутатов г. Белогорска от 23.12.2011 № 50/353. Согласно положению о МКУ КОДМ г. Белогорск комитет является муниципальным органом осуществляющим управление в сфере образования.
В соответствии с пунктами 12 постановлений администрации г. Белогорска от 25.04.2013 № 760, от 22.04.2014 № 700 частичная оплата стоимости путевок производится организациям отдыха и оздоровления детей в случае наличия соответствующего договора, заключенного между организацией отдыха и оздоровления детей и МКУ КОДМ г. Белогорск.
Согласно информации, представленной администрацией г. Белогорска, МКУ КОДМ г. Белогорск заключены договоры со следующими хозяйствующими субъектами, предоставляющими услуги по организации отдыха и оздоровления детей в каникулярное время:
- МОБУ ДОД ООЛ «Белогорка» (договоры от 10.06.2013 № 3, 03.07.2013 № 3, 26.07.2013 № 3, 21.05.2014 № 1);
- МОБУ ДОД ООЛ «Мелиоратор» (договор от 23.05.2014 № 1, 14.06.2013 б/н, 09.07.2013 б/н, 01.08.2013 б/н);
- ГАУ АО ДОЛ «Колосок» (договор от 02.07.2013 № 88-07/13, от 20.05.2014 № 85-05);
- ДОЛ Забайкальская железная дорога филиал ОАО «РЖД» (договор от 18.07.2013 № 558);
- ОАО «ДРСК» (договор от 31.05.2013);
- МАУ ДОЛ «Огонек» (договор от 26.06.2013 № 21).
Сведения о стоимости путевок, размерах частичной оплаты и сумм, подлежащих оплате родителями с учетом размеров частичной оплаты стоимости путевок в загородные лагеря, установленных постановлениями администрации г. Белогорска от 25.04.2013 № 760, от 22.04.2014 № 700 представлены в следующей таблице.
ДОЛ | 2013 год | 2014 год |
Стоимость путевки | Частичная оплата стоимости путевки за счет бюджета | Родительская плата | Стоимость путевки | Частичная оплата стоимости путевки за счет бюджета | Родительская плата |
«Белогорка», «Мелиоратор» | 19500 | 12889,0 | 6610,8 | 22000 | 10741 | 11259 |
«Колосок» | 26000 | 8592,8 | 17407,0 | 27000 | 4296,4 | 22704 |
«Сосновый бор» | 22173 | 8592,8 | 13580,0 | 22761 | 4296,4 | 18465 |
«Энергетик» | 25000 | 8592,8 | 16407,0 | 28500 | 4296,4 | 24204 |
Данные таблицы свидетельствуют о том, что с финансовой точки зрения родители заинтересованы в приобретении путевок в загородные лагеря «Белогорка», «Мелиоратор», так как размер родительской платы с учетом возмещения из бюджета ниже, чем в другие загородные лагеря. Наиболее наглядно об этом свидетельствует сравнительный анализ стоимости путевок в лагеря «Белогорка», «Мелиоратор» и «Сосновый бор» - стоимость путевки на 2014 год близко сопоставима (22000 рублей и 22761 рублей соответственно), при этом родительская плата в лагеря г. Белогорска составит 11259 рублей, в лагерь «Сосновый бор» - 18465 рублей, то есть на 64 % больше, чем в лагеря «Белогорка», «Мелиоратор», при том, что стоимость путевки лишь на 3,5 % превышает стоимость путевки в указанные лагеря.
Доводы администрации г. Белогорска о том, что установление разных процентов частичной оплаты стоимости путевок в стационарные оздоровительные лагеря не оказывает решающего влияния на выбор родителем места отдыха ребенка не подтверждаются сведениями, представленными в материалы дела.
Так согласно информации, представленной администрацией г. Белогорска в 2011 году в детских стационарных оздоровительных лагерях отдохнуло 687 детей, из них в лагерях «Белогорка», «Мелиоратор» 504, в остальных 183 ребенка. В 2012 году в детских стационарных оздоровительных лагерях отдохнул 571 ребенок, из них в лагерях «Белогорка», «Мелиоратор» 432, в остальных 139 детей. Согласно сведениям администрации г. Белогорск до 2013 года процент частичной оплаты стоимости путевок в стационарные оздоровительные лагеря был равным для всех организаций отдыха, при этом, наблюдается снижение общего количества отдохнувших детей на 116 (17%) детей в 2012 году по сравнению с 2011 годом, в том числе за счет снижения количества отдохнувших в лагерях г. Белогорска на 72 (14%) ребенка и за счет отдохнувших в других лагерях – на 44 (24%).
С 2013 года – с момента установления процента частичной оплаты путевок в лагеря «Белогорка», «Мелиоратор» в размере, превышающем соответствующий показатель для других организаций отдыха, тенденция меняется: в 2013 году общее количество отдохнувших детей возрастает на 31 (5,4 %) ребенка по сравнению с 2012 годом, в том числе за счет увеличения количества отдохнувших в лагерях г. Белогорска на 48 (11%) детей и снижения количества отдохнувших в других лагерях – на 17 (12%) человек.
Соответственно, действия администрации г. Белогорска, выраженные в установлении процента частичной оплаты стоимости путевки в МОБУ ДОД ООЛ «Мелиоратор», МОБУ ДОД ООЛ «Белогорка» в размерах превышающих аналогичный показатель для других загородных лагерей направлены на стимулирование продаж путевок в загородные лагеря, учредителем которых является муниципальное образование г. Белогорск.
Статьей 15 Закона «О защите конкуренции» введен запрет на ограничивающие конкуренцию акты и действия (бездействие) федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов органов или организаций, организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственных внебюджетных фондов, Центрального банка Российской Федерации, в том числе путем установления запретов или введения ограничений в отношении свободного перемещения товаров в Российской Федерации, иных ограничений прав хозяйствующих субъектов на продажу, покупку, иное приобретение, обмен товаров; необоснованного препятствования осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам; создание дискриминационных условий.
В соответствии со статьей 4 Закона «О защите конкуренции» дискриминационные условия - условия доступа на товарный рынок, условия производства, обмена, потребления, приобретения, продажи, иной передачи товара, при которых хозяйствующий субъект или несколько хозяйствующих субъектов поставлены в неравное положение по сравнению с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами.
По смыслу пункта 17 статьи 4 Закона «О защите конкуренции» признаками ограничения конкуренции является сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации.
В Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.04.2011 № 14686/10 указано, что согласно части 1 статьи 15 Закона «О защите конкуренции» федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям запрещается принимать акты и осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции. Из данного положения следует, что достаточным основанием для вывода о нарушении части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции является создание условий, возможности для наступления последствий в виде недопущения, ограничения либо устранения конкуренции.
На основании вышеизложенного, Комиссия приходит к выводу о наличии в действиях администрации г. Белогорска, выраженных в утверждении постановлениями от 25.04.2013 № 760, от 22.04.2014 № 700 Порядка предоставления частичной оплаты средней стоимости путевок для детей работающих граждан в организации отдыха и оздоровления детей в каникулярное время на 2013, 2014 годы, положения пункта 3 которых создают дискриминационные условия хозяйствующим субъектам, оказывающим услуги по организации отдыха и оздоровления детей, нарушением пункта 8 части 1 статьи 15 Закона «О защите конкуренции».
В соответствии с вышеизложенным, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Амурского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать действия администрации г. Белогорска, выраженные в утверждении постановлениями от 25.04.2013 № 760, от 22.04.2014 № 700 Порядка предоставления частичной оплаты средней стоимости путевок для детей работающих граждан в организации отдыха и оздоровления детей в каникулярное время на 2013, 2014 годы, положения пункта 3 которых создают дискриминационные условия хозяйствующим субъектам, оказывающим услуги по организации отдыха и оздоровления детей, нарушением пункта 8 части 1 статьи 15 Закона «О защите конкуренции».
2. Выдать администрации г. Белогорска предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня его принятия.
stdClass Object
(
[vid] => 17560
[uid] => 5
[title] => Решение
[log] =>
[status] => 1
[comment] => 1
[promote] => 0
[sticky] => 0
[nid] => 17560
[type] => solution
[language] => ru
[created] => 1413791474
[changed] => 1413791474
[tnid] => 0
[translate] => 0
[revision_timestamp] => 1413791474
[revision_uid] => 5
[body] => Array
(
[ru] => Array
(
[0] => Array
(
[value] =>
г. Благовещенск
Резолютивная часть решения оглашена «17» июля 2014 г.
В полном объеме решение изготовлено «28» июля 2014 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Амурской области (далее – Амурское УФАС России) по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства в составе: <…> председателя комиссии, заместителя руководителя управления; <…> начальника отдела антимонопольного контроля и контроля органов власти; <…> главного специалиста отдела антимонопольного контроля и контроля органов власти; <…> старшего государственного инспектора отдела антимонопольного контроля и контроля органов власти, рассмотрев дело № А-15/38 2014 по признакам нарушения администрацией г. Белогорска пункта 8 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон «О защите конкуренции»), выражающегося:
1. в принятии постановления от 25.04.2013 № 760, устанавливающего, что в 2013 году частичная оплата стоимости путевок в загородные лагеря производится в размерах:
- в МОБУ ДОД ООЛ «Мелиоратор», МОБУ ДОД ООЛ «Белогорка» в сумме 12 889,20 руб., что составляет 60 % от средней стоимости путевки для детей работающих граждан (21 482 руб.), установленной областной межведомственной комиссией по оздоровлению и занятости детей и молодежи;
- в другие загородные лагеря, расположенные на территории Амурской области, в сумме 8 592,8 руб., что составляет 40 % от средней стоимости путевки для детей работающих граждан, установленной областной межведомственной комиссией по оздоровлению и занятости детей и молодежи;
2. в принятии постановления от 22.04.2014 № 700, устанавливающего, что в 2014 году частичная оплата стоимости путевок в загородные лагеря производится в размерах:
- в МОБУ ДОД ООЛ «Мелиоратор», МОБУ ДОД ООЛ «Белогорка» в сумме 10741 руб., что составляет 50 % от средней стоимости путевки для детей работающих граждан (21 482 руб.), установленной областной межведомственной комиссией по оздоровлению и занятости детей и молодежи;
- в другие загородные лагеря, расположенные на территории Амурской области, в сумме 4 296,40 руб., что составляет 20 % от средней стоимости путевки для детей работающих граждан, установленной областной межведомственной комиссией по оздоровлению и занятости детей и молодежи,
УСТАНОВИЛА:
В Амурское УФАС России поступило заявление <…> на действия администрации г. Белогорска, выраженные в принятии постановления от 22.04.2014 № 700 «О предоставлении частичной оплаты стоимости путевок для детей работающих граждан в организации отдыха и оздоровления детей в каникулярное время на 2014 год», создающем дискриминационные условия хозяйствующим субъектам, оказывающим услуги по организации отдыха и оздоровления детей.
Приказом Амурского УФАС России от 03.07.2014 № 175 в отношении администрации г. Белогорска возбуждено дело по признакам нарушения пункта 8 части 1 статьи 15 Закона «О защите конкуренции». Определением Амурского УФАС России от 08.07.2014 рассмотрение дела назначено на 17.07.2014 в 10.00.
На заседание Комиссии 17.07.2014 явились: представители администрации г. Белогорска <…> (по доверенности от 16.07.2014 № 34), <…> (по доверенности от 14.07.2014 № 32), представитель ОАО «Российские железные дороги в лице филиала – Забайкальская железная дорога <…> (по доверенности от 15.01.2014 № НЮ-221Д). ОАО «ДРСК» заявлено ходатайство о рассмотрение дела в отсутствие представителя общества, ходатайство удовлетворено. Заявитель явку не обеспечила, уведомлена надлежащим образом.
В ходе заседания Комиссии представители администрации г. Белогорска пояснили, что при обстоятельствах, когда решением областной межведомственной комиссии по оздоровлению и занятости детей и молодежи установлен только нижний предел частичной оплаты средней стоимости путевки (20 %), а верхний предел такой оплаты не установлен, содержащиеся в постановлениях администрации г. Белогорска от 22.04.2014 № 700, 25.04.2013 № 760 нормы о частичной оплате стоимости путевок не противоречат антимонопольному законодательству. Решение о частичной оплате путевок для детей работающих граждан в МОАУ ДОД ООЛ «Мелиоратор», МОАУ ДОД ОООЛ «Белогорка» в размере 50 % от средней стоимости путевки, установленной областной межведомственной комиссией по оздоровлению и занятости детей и молодежи, и - в размере 20 % в другие загородные лагеря Амурской области принято администрацией г. Белогорска с учетом запросов жителей города. Согласно пояснениям представителей администрации г. Белогорска у жителей г. Белогорска наибольшим спросом пользуются путевки в МОАУ ДОД ООЛ «Мелиоратор», МОАУ ДОД ОООЛ «Белогорка», поскольку эти загородные лагеря расположены рядом с городом, организована доставка детей в места отдыха и обратно, цена путевки в указанные лагеря является одной из самых низких по Амурской области. Постановлением администрации г. Белогорска от 03.06.2014 № 924 утвержден порядок предоставления частичной оплаты стоимости путевок в загородные лагеря Амурской области для детей, проживающих на территории г. Белогорск, пострадавших в результате крупномасштабного наводнения. Указанным постановлением утверждено, что частичная оплата стоимости путевки производится в детские стационарные оздоровительные лагеря в размере 40 % стоимости путевки, но не более 40 % средней стоимости путевки, рекомендованной областной межведомственной комиссией по оздоровлению и занятости детей и молодежи в 2014 году. Не смотря на то, что размер частичной оплаты стоимости путевки, установленным указанным постановлением одинаков для всех загородных лагерей, большим спросом пользуются путевки в МОАУ ДОД ООЛ «Мелиоратор», МОАУ ДОД ОООЛ «Белогорка».
Представитель ОАО «Российские железные дороги» филиал - Забайкальская железная дорога, пояснила, что на территории Амурской области расположены детские оздоровительные лагеря «Медвежонок», «Сосновый бор». Работники общества, приобретая путевки в загородные лагеря «Медвежонок», «Сосновый бор», оплачивают 3 000 рублей, ОАО «Российские железные дороги» самостоятельно обращаются в администрацию г. Белогорска за получением частичной оплаты стоимости путевки из бюджета в размере, установленном постановлением от 22.04.2014 № 700, а именно, 20 %. В последние годы, согласно пояснениям представителя общества, наблюдается снижение количества детей, отдыхающих в лагерях «Медвежонок», «Сосновый бор». ОАО «Российские железные дороги» филиал - Забайкальская железная дорога заинтересовано в утверждении размеров частичной оплаты стоимости путевки в размерах, утвержденных для МОАУ ДОД ООЛ «Мелиоратор», МОАУ ДОД ОООЛ «Белогорка». Путевки в детские оздоровительные лагеря «Медвежонок», «Сосновый бор» могут приобрести все желающие, не только работники общества.
Согласно письменным пояснениям ОАО «ДРСК» с 5 июня по 20 июля на турбазе Мухинка, являющейся структурным подразделением филиала ОАО «ДРСК» - «Амурские электрические сети», действует детский оздоровительный лагерь «Энергетик». Стоимость путевки на 2013 года составляла 25 000 рублей, в 2014 году – 28 500 рублей. В связи с тем, что заполняемость лагеря «Энергетик» является полной, общество не усматривает ущемление законных прав и интересов постановлениями администрации г. Белогорска от 22.04.2014 № 700, 25.04.2013 № 760.
Согласно письменным пояснениям <…> не смотря на то, что частичная оплата средней стоимости путевки предоставляется работающим граждан в лагеря «Мелиоратор», «Белогорка» в размере 10 741рублей (50 % от средней стоимости путевки), а в другие загородные лагеря 4 296,40 рублей (20 % средней стоимости путевки) дети не желают отдыхать каждый год в одном и том же лагере. Считает, что постановление администрации г. Белогорск от 22.04.2014 № 700 направлено на увеличение продаж в загородные лагеря «Белогорка», «Мелиоратор».
Комиссия, заслушав лиц, участвующих в деле, рассмотрев материалы, установила следующее.
Пунктом 13 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами), организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации), создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также организация отдыха детей в каникулярное время.
25.09.2013 постановлением Правительства Амурской области № 448 утверждена государственная программа «Развитие образования Амурской области на 2014 – 2020 годы».
Решением областной межведомственной комиссии по оздоровлению и занятости молодежи № 1 от 18.02.2014 утверждена средняя стоимость путевки в детские стационарные оздоровительные лагеря, используемая при определении уровня частичной оплаты стоимости путевок для детей работающих граждан за счет средств субсидий из областного бюджета бюджетам муниципальных районов и городских округов на указанные цели, в период оздоровительной компании 2014 года в размере 21 482 рубля на 21 день.
Приложение № 8 к вышеназванному решению содержит реестр стационарных учреждений отдыха и оздоровления детей, функционирующих на территории Амурской области в 2014 году. Согласно указанному реестру на территории Амурской области расположен 21 детский стационарный оздоровительный лагерь.
Постановлением администрации г. Белогорска от 25.04.2013 № 760 утвержден порядок предоставления частичной оплаты стоимости путевок для детей работающих граждан в организации отдыха и оздоровления в каникулярное время на 2013 год.
Пунктом 3 указанного порядка предусмотрено, что частичная оплата стоимости путевок в загородные лагеря производится в размерах:
- в МОБУ ДОД ООЛ «Мелиоратор», МОБУ ДОД ООЛ «Белогорка» в сумме 12 889,20 руб., что составляет 60 % от средней стоимости путевки для детей работающих граждан (21 482 руб.), установленной областной межведомственной комиссией по оздоровлению и занятости детей и молодежи;
- в другие загородные лагеря, расположенные на территории Амурской области, в сумме 8 592,8 руб., что составляет 40 % от средней стоимости путевки для детей работающих граждан, установленной областной межведомственной комиссией по оздоровлению и занятости детей и молодежи.
Постановлением администрации г. Белогорска от 22.04.2014 № 700 утвержден порядок предоставления частичной оплаты стоимости путевок для детей работающих граждан в организации отдыха и оздоровления в каникулярное время на 2014 год.
Пунктом 3 указанного порядка предусмотрено, что частичная оплата стоимости путевок в загородные лагеря производится в размерах:
- в МОБУ ДОД ООЛ «Мелиоратор», МОБУ ДОД ООЛ «Белогорка» в сумме 10741 руб., что составляет 50 % от средней стоимости путевки для детей работающих граждан (21 482 руб.), установленной областной межведомственной комиссией по оздоровлению и занятости детей и молодежи;
- в другие загородные лагеря, расположенные на территории Амурской области, в сумме 4 296,40 руб., что составляет 20 % от средней стоимости путевки для детей работающих граждан, установленной областной межведомственной комиссией по оздоровлению и занятости детей и молодежи.
Пунктом 2 постановлений администрации г. Белогорска от 25.04.2013 № 760, от 22.04.2014 № 700 предусмотрено, что уполномоченным органом по предоставлению частичной оплаты стоимости путевок для детей работающих граждан в организации отдыха и оздоровления детей в каникулярное время соответственно в 2013, 2014 годах является «Комитет по образованию и делам молодежи Администрации города Белогорск» (далее - МКУ КОДМ г. Белогорск).
МКУ КОДМ г. Белогорск создано в соответствии с решением Совета народных депутатов г. Белогорска от 23.12.2011 № 50/353. Согласно положению о МКУ КОДМ г. Белогорск комитет является муниципальным органом осуществляющим управление в сфере образования.
В соответствии с пунктами 12 постановлений администрации г. Белогорска от 25.04.2013 № 760, от 22.04.2014 № 700 частичная оплата стоимости путевок производится организациям отдыха и оздоровления детей в случае наличия соответствующего договора, заключенного между организацией отдыха и оздоровления детей и МКУ КОДМ г. Белогорск.
Согласно информации, представленной администрацией г. Белогорска, МКУ КОДМ г. Белогорск заключены договоры со следующими хозяйствующими субъектами, предоставляющими услуги по организации отдыха и оздоровления детей в каникулярное время:
- МОБУ ДОД ООЛ «Белогорка» (договоры от 10.06.2013 № 3, 03.07.2013 № 3, 26.07.2013 № 3, 21.05.2014 № 1);
- МОБУ ДОД ООЛ «Мелиоратор» (договор от 23.05.2014 № 1, 14.06.2013 б/н, 09.07.2013 б/н, 01.08.2013 б/н);
- ГАУ АО ДОЛ «Колосок» (договор от 02.07.2013 № 88-07/13, от 20.05.2014 № 85-05);
- ДОЛ Забайкальская железная дорога филиал ОАО «РЖД» (договор от 18.07.2013 № 558);
- ОАО «ДРСК» (договор от 31.05.2013);
- МАУ ДОЛ «Огонек» (договор от 26.06.2013 № 21).
Сведения о стоимости путевок, размерах частичной оплаты и сумм, подлежащих оплате родителями с учетом размеров частичной оплаты стоимости путевок в загородные лагеря, установленных постановлениями администрации г. Белогорска от 25.04.2013 № 760, от 22.04.2014 № 700 представлены в следующей таблице.
ДОЛ | 2013 год | 2014 год |
Стоимость путевки | Частичная оплата стоимости путевки за счет бюджета | Родительская плата | Стоимость путевки | Частичная оплата стоимости путевки за счет бюджета | Родительская плата |
«Белогорка», «Мелиоратор» | 19500 | 12889,0 | 6610,8 | 22000 | 10741 | 11259 |
«Колосок» | 26000 | 8592,8 | 17407,0 | 27000 | 4296,4 | 22704 |
«Сосновый бор» | 22173 | 8592,8 | 13580,0 | 22761 | 4296,4 | 18465 |
«Энергетик» | 25000 | 8592,8 | 16407,0 | 28500 | 4296,4 | 24204 |
Данные таблицы свидетельствуют о том, что с финансовой точки зрения родители заинтересованы в приобретении путевок в загородные лагеря «Белогорка», «Мелиоратор», так как размер родительской платы с учетом возмещения из бюджета ниже, чем в другие загородные лагеря. Наиболее наглядно об этом свидетельствует сравнительный анализ стоимости путевок в лагеря «Белогорка», «Мелиоратор» и «Сосновый бор» - стоимость путевки на 2014 год близко сопоставима (22000 рублей и 22761 рублей соответственно), при этом родительская плата в лагеря г. Белогорска составит 11259 рублей, в лагерь «Сосновый бор» - 18465 рублей, то есть на 64 % больше, чем в лагеря «Белогорка», «Мелиоратор», при том, что стоимость путевки лишь на 3,5 % превышает стоимость путевки в указанные лагеря.
Доводы администрации г. Белогорска о том, что установление разных процентов частичной оплаты стоимости путевок в стационарные оздоровительные лагеря не оказывает решающего влияния на выбор родителем места отдыха ребенка не подтверждаются сведениями, представленными в материалы дела.
Так согласно информации, представленной администрацией г. Белогорска в 2011 году в детских стационарных оздоровительных лагерях отдохнуло 687 детей, из них в лагерях «Белогорка», «Мелиоратор» 504, в остальных 183 ребенка. В 2012 году в детских стационарных оздоровительных лагерях отдохнул 571 ребенок, из них в лагерях «Белогорка», «Мелиоратор» 432, в остальных 139 детей. Согласно сведениям администрации г. Белогорск до 2013 года процент частичной оплаты стоимости путевок в стационарные оздоровительные лагеря был равным для всех организаций отдыха, при этом, наблюдается снижение общего количества отдохнувших детей на 116 (17%) детей в 2012 году по сравнению с 2011 годом, в том числе за счет снижения количества отдохнувших в лагерях г. Белогорска на 72 (14%) ребенка и за счет отдохнувших в других лагерях – на 44 (24%).
С 2013 года – с момента установления процента частичной оплаты путевок в лагеря «Белогорка», «Мелиоратор» в размере, превышающем соответствующий показатель для других организаций отдыха, тенденция меняется: в 2013 году общее количество отдохнувших детей возрастает на 31 (5,4 %) ребенка по сравнению с 2012 годом, в том числе за счет увеличения количества отдохнувших в лагерях г. Белогорска на 48 (11%) детей и снижения количества отдохнувших в других лагерях – на 17 (12%) человек.
Соответственно, действия администрации г. Белогорска, выраженные в установлении процента частичной оплаты стоимости путевки в МОБУ ДОД ООЛ «Мелиоратор», МОБУ ДОД ООЛ «Белогорка» в размерах превышающих аналогичный показатель для других загородных лагерей направлены на стимулирование продаж путевок в загородные лагеря, учредителем которых является муниципальное образование г. Белогорск.
Статьей 15 Закона «О защите конкуренции» введен запрет на ограничивающие конкуренцию акты и действия (бездействие) федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов органов или организаций, организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственных внебюджетных фондов, Центрального банка Российской Федерации, в том числе путем установления запретов или введения ограничений в отношении свободного перемещения товаров в Российской Федерации, иных ограничений прав хозяйствующих субъектов на продажу, покупку, иное приобретение, обмен товаров; необоснованного препятствования осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам; создание дискриминационных условий.
В соответствии со статьей 4 Закона «О защите конкуренции» дискриминационные условия - условия доступа на товарный рынок, условия производства, обмена, потребления, приобретения, продажи, иной передачи товара, при которых хозяйствующий субъект или несколько хозяйствующих субъектов поставлены в неравное положение по сравнению с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами.
По смыслу пункта 17 статьи 4 Закона «О защите конкуренции» признаками ограничения конкуренции является сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации.
В Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.04.2011 № 14686/10 указано, что согласно части 1 статьи 15 Закона «О защите конкуренции» федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям запрещается принимать акты и осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции. Из данного положения следует, что достаточным основанием для вывода о нарушении части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции является создание условий, возможности для наступления последствий в виде недопущения, ограничения либо устранения конкуренции.
На основании вышеизложенного, Комиссия приходит к выводу о наличии в действиях администрации г. Белогорска, выраженных в утверждении постановлениями от 25.04.2013 № 760, от 22.04.2014 № 700 Порядка предоставления частичной оплаты средней стоимости путевок для детей работающих граждан в организации отдыха и оздоровления детей в каникулярное время на 2013, 2014 годы, положения пункта 3 которых создают дискриминационные условия хозяйствующим субъектам, оказывающим услуги по организации отдыха и оздоровления детей, нарушением пункта 8 части 1 статьи 15 Закона «О защите конкуренции».
В соответствии с вышеизложенным, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Амурского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать действия администрации г. Белогорска, выраженные в утверждении постановлениями от 25.04.2013 № 760, от 22.04.2014 № 700 Порядка предоставления частичной оплаты средней стоимости путевок для детей работающих граждан в организации отдыха и оздоровления детей в каникулярное время на 2013, 2014 годы, положения пункта 3 которых создают дискриминационные условия хозяйствующим субъектам, оказывающим услуги по организации отдыха и оздоровления детей, нарушением пункта 8 части 1 статьи 15 Закона «О защите конкуренции».
2. Выдать администрации г. Белогорска предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня его принятия.
[summary] =>
[format] => full_html
[safe_value] =>
г. Благовещенск
Резолютивная часть решения оглашена «17» июля 2014 г.
В полном объеме решение изготовлено «28» июля 2014 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Амурской области (далее – Амурское УФАС России) по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства в составе: <…> председателя комиссии, заместителя руководителя управления; <…> начальника отдела антимонопольного контроля и контроля органов власти; <…> главного специалиста отдела антимонопольного контроля и контроля органов власти; <…> старшего государственного инспектора отдела антимонопольного контроля и контроля органов власти, рассмотрев дело № А-15/38 2014 по признакам нарушения администрацией г. Белогорска пункта 8 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон «О защите конкуренции»), выражающегося:
1. в принятии постановления от 25.04.2013 № 760, устанавливающего, что в 2013 году частичная оплата стоимости путевок в загородные лагеря производится в размерах:
- в МОБУ ДОД ООЛ «Мелиоратор», МОБУ ДОД ООЛ «Белогорка» в сумме 12 889,20 руб., что составляет 60 % от средней стоимости путевки для детей работающих граждан (21 482 руб.), установленной областной межведомственной комиссией по оздоровлению и занятости детей и молодежи;
- в другие загородные лагеря, расположенные на территории Амурской области, в сумме 8 592,8 руб., что составляет 40 % от средней стоимости путевки для детей работающих граждан, установленной областной межведомственной комиссией по оздоровлению и занятости детей и молодежи;
2. в принятии постановления от 22.04.2014 № 700, устанавливающего, что в 2014 году частичная оплата стоимости путевок в загородные лагеря производится в размерах:
- в МОБУ ДОД ООЛ «Мелиоратор», МОБУ ДОД ООЛ «Белогорка» в сумме 10741 руб., что составляет 50 % от средней стоимости путевки для детей работающих граждан (21 482 руб.), установленной областной межведомственной комиссией по оздоровлению и занятости детей и молодежи;
- в другие загородные лагеря, расположенные на территории Амурской области, в сумме 4 296,40 руб., что составляет 20 % от средней стоимости путевки для детей работающих граждан, установленной областной межведомственной комиссией по оздоровлению и занятости детей и молодежи,
УСТАНОВИЛА:
В Амурское УФАС России поступило заявление <…> на действия администрации г. Белогорска, выраженные в принятии постановления от 22.04.2014 № 700 «О предоставлении частичной оплаты стоимости путевок для детей работающих граждан в организации отдыха и оздоровления детей в каникулярное время на 2014 год», создающем дискриминационные условия хозяйствующим субъектам, оказывающим услуги по организации отдыха и оздоровления детей.
Приказом Амурского УФАС России от 03.07.2014 № 175 в отношении администрации г. Белогорска возбуждено дело по признакам нарушения пункта 8 части 1 статьи 15 Закона «О защите конкуренции». Определением Амурского УФАС России от 08.07.2014 рассмотрение дела назначено на 17.07.2014 в 10.00.
На заседание Комиссии 17.07.2014 явились: представители администрации г. Белогорска <…> (по доверенности от 16.07.2014 № 34), <…> (по доверенности от 14.07.2014 № 32), представитель ОАО «Российские железные дороги в лице филиала – Забайкальская железная дорога <…> (по доверенности от 15.01.2014 № НЮ-221Д). ОАО «ДРСК» заявлено ходатайство о рассмотрение дела в отсутствие представителя общества, ходатайство удовлетворено. Заявитель явку не обеспечила, уведомлена надлежащим образом.
В ходе заседания Комиссии представители администрации г. Белогорска пояснили, что при обстоятельствах, когда решением областной межведомственной комиссии по оздоровлению и занятости детей и молодежи установлен только нижний предел частичной оплаты средней стоимости путевки (20 %), а верхний предел такой оплаты не установлен, содержащиеся в постановлениях администрации г. Белогорска от 22.04.2014 № 700, 25.04.2013 № 760 нормы о частичной оплате стоимости путевок не противоречат антимонопольному законодательству. Решение о частичной оплате путевок для детей работающих граждан в МОАУ ДОД ООЛ «Мелиоратор», МОАУ ДОД ОООЛ «Белогорка» в размере 50 % от средней стоимости путевки, установленной областной межведомственной комиссией по оздоровлению и занятости детей и молодежи, и - в размере 20 % в другие загородные лагеря Амурской области принято администрацией г. Белогорска с учетом запросов жителей города. Согласно пояснениям представителей администрации г. Белогорска у жителей г. Белогорска наибольшим спросом пользуются путевки в МОАУ ДОД ООЛ «Мелиоратор», МОАУ ДОД ОООЛ «Белогорка», поскольку эти загородные лагеря расположены рядом с городом, организована доставка детей в места отдыха и обратно, цена путевки в указанные лагеря является одной из самых низких по Амурской области. Постановлением администрации г. Белогорска от 03.06.2014 № 924 утвержден порядок предоставления частичной оплаты стоимости путевок в загородные лагеря Амурской области для детей, проживающих на территории г. Белогорск, пострадавших в результате крупномасштабного наводнения. Указанным постановлением утверждено, что частичная оплата стоимости путевки производится в детские стационарные оздоровительные лагеря в размере 40 % стоимости путевки, но не более 40 % средней стоимости путевки, рекомендованной областной межведомственной комиссией по оздоровлению и занятости детей и молодежи в 2014 году. Не смотря на то, что размер частичной оплаты стоимости путевки, установленным указанным постановлением одинаков для всех загородных лагерей, большим спросом пользуются путевки в МОАУ ДОД ООЛ «Мелиоратор», МОАУ ДОД ОООЛ «Белогорка».
Представитель ОАО «Российские железные дороги» филиал - Забайкальская железная дорога, пояснила, что на территории Амурской области расположены детские оздоровительные лагеря «Медвежонок», «Сосновый бор». Работники общества, приобретая путевки в загородные лагеря «Медвежонок», «Сосновый бор», оплачивают 3 000 рублей, ОАО «Российские железные дороги» самостоятельно обращаются в администрацию г. Белогорска за получением частичной оплаты стоимости путевки из бюджета в размере, установленном постановлением от 22.04.2014 № 700, а именно, 20 %. В последние годы, согласно пояснениям представителя общества, наблюдается снижение количества детей, отдыхающих в лагерях «Медвежонок», «Сосновый бор». ОАО «Российские железные дороги» филиал - Забайкальская железная дорога заинтересовано в утверждении размеров частичной оплаты стоимости путевки в размерах, утвержденных для МОАУ ДОД ООЛ «Мелиоратор», МОАУ ДОД ОООЛ «Белогорка». Путевки в детские оздоровительные лагеря «Медвежонок», «Сосновый бор» могут приобрести все желающие, не только работники общества.
Согласно письменным пояснениям ОАО «ДРСК» с 5 июня по 20 июля на турбазе Мухинка, являющейся структурным подразделением филиала ОАО «ДРСК» - «Амурские электрические сети», действует детский оздоровительный лагерь «Энергетик». Стоимость путевки на 2013 года составляла 25 000 рублей, в 2014 году – 28 500 рублей. В связи с тем, что заполняемость лагеря «Энергетик» является полной, общество не усматривает ущемление законных прав и интересов постановлениями администрации г. Белогорска от 22.04.2014 № 700, 25.04.2013 № 760.
Согласно письменным пояснениям <…> не смотря на то, что частичная оплата средней стоимости путевки предоставляется работающим граждан в лагеря «Мелиоратор», «Белогорка» в размере 10 741рублей (50 % от средней стоимости путевки), а в другие загородные лагеря 4 296,40 рублей (20 % средней стоимости путевки) дети не желают отдыхать каждый год в одном и том же лагере. Считает, что постановление администрации г. Белогорск от 22.04.2014 № 700 направлено на увеличение продаж в загородные лагеря «Белогорка», «Мелиоратор».
Комиссия, заслушав лиц, участвующих в деле, рассмотрев материалы, установила следующее.
Пунктом 13 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами), организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации), создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также организация отдыха детей в каникулярное время.
25.09.2013 постановлением Правительства Амурской области № 448 утверждена государственная программа «Развитие образования Амурской области на 2014 – 2020 годы».
Решением областной межведомственной комиссии по оздоровлению и занятости молодежи № 1 от 18.02.2014 утверждена средняя стоимость путевки в детские стационарные оздоровительные лагеря, используемая при определении уровня частичной оплаты стоимости путевок для детей работающих граждан за счет средств субсидий из областного бюджета бюджетам муниципальных районов и городских округов на указанные цели, в период оздоровительной компании 2014 года в размере 21 482 рубля на 21 день.
Приложение № 8 к вышеназванному решению содержит реестр стационарных учреждений отдыха и оздоровления детей, функционирующих на территории Амурской области в 2014 году. Согласно указанному реестру на территории Амурской области расположен 21 детский стационарный оздоровительный лагерь.
Постановлением администрации г. Белогорска от 25.04.2013 № 760 утвержден порядок предоставления частичной оплаты стоимости путевок для детей работающих граждан в организации отдыха и оздоровления в каникулярное время на 2013 год.
Пунктом 3 указанного порядка предусмотрено, что частичная оплата стоимости путевок в загородные лагеря производится в размерах:
- в МОБУ ДОД ООЛ «Мелиоратор», МОБУ ДОД ООЛ «Белогорка» в сумме 12 889,20 руб., что составляет 60 % от средней стоимости путевки для детей работающих граждан (21 482 руб.), установленной областной межведомственной комиссией по оздоровлению и занятости детей и молодежи;
- в другие загородные лагеря, расположенные на территории Амурской области, в сумме 8 592,8 руб., что составляет 40 % от средней стоимости путевки для детей работающих граждан, установленной областной межведомственной комиссией по оздоровлению и занятости детей и молодежи.
Постановлением администрации г. Белогорска от 22.04.2014 № 700 утвержден порядок предоставления частичной оплаты стоимости путевок для детей работающих граждан в организации отдыха и оздоровления в каникулярное время на 2014 год.
Пунктом 3 указанного порядка предусмотрено, что частичная оплата стоимости путевок в загородные лагеря производится в размерах:
- в МОБУ ДОД ООЛ «Мелиоратор», МОБУ ДОД ООЛ «Белогорка» в сумме 10741 руб., что составляет 50 % от средней стоимости путевки для детей работающих граждан (21 482 руб.), установленной областной межведомственной комиссией по оздоровлению и занятости детей и молодежи;
- в другие загородные лагеря, расположенные на территории Амурской области, в сумме 4 296,40 руб., что составляет 20 % от средней стоимости путевки для детей работающих граждан, установленной областной межведомственной комиссией по оздоровлению и занятости детей и молодежи.
Пунктом 2 постановлений администрации г. Белогорска от 25.04.2013 № 760, от 22.04.2014 № 700 предусмотрено, что уполномоченным органом по предоставлению частичной оплаты стоимости путевок для детей работающих граждан в организации отдыха и оздоровления детей в каникулярное время соответственно в 2013, 2014 годах является «Комитет по образованию и делам молодежи Администрации города Белогорск» (далее - МКУ КОДМ г. Белогорск).
МКУ КОДМ г. Белогорск создано в соответствии с решением Совета народных депутатов г. Белогорска от 23.12.2011 № 50/353. Согласно положению о МКУ КОДМ г. Белогорск комитет является муниципальным органом осуществляющим управление в сфере образования.
В соответствии с пунктами 12 постановлений администрации г. Белогорска от 25.04.2013 № 760, от 22.04.2014 № 700 частичная оплата стоимости путевок производится организациям отдыха и оздоровления детей в случае наличия соответствующего договора, заключенного между организацией отдыха и оздоровления детей и МКУ КОДМ г. Белогорск.
Согласно информации, представленной администрацией г. Белогорска, МКУ КОДМ г. Белогорск заключены договоры со следующими хозяйствующими субъектами, предоставляющими услуги по организации отдыха и оздоровления детей в каникулярное время:
- МОБУ ДОД ООЛ «Белогорка» (договоры от 10.06.2013 № 3, 03.07.2013 № 3, 26.07.2013 № 3, 21.05.2014 № 1);
- МОБУ ДОД ООЛ «Мелиоратор» (договор от 23.05.2014 № 1, 14.06.2013 б/н, 09.07.2013 б/н, 01.08.2013 б/н);
- ГАУ АО ДОЛ «Колосок» (договор от 02.07.2013 № 88-07/13, от 20.05.2014 № 85-05);
- ДОЛ Забайкальская железная дорога филиал ОАО «РЖД» (договор от 18.07.2013 № 558);
- ОАО «ДРСК» (договор от 31.05.2013);
- МАУ ДОЛ «Огонек» (договор от 26.06.2013 № 21).
Сведения о стоимости путевок, размерах частичной оплаты и сумм, подлежащих оплате родителями с учетом размеров частичной оплаты стоимости путевок в загородные лагеря, установленных постановлениями администрации г. Белогорска от 25.04.2013 № 760, от 22.04.2014 № 700 представлены в следующей таблице.
ДОЛ
|
2013 год
|
2014 год
|
Стоимость путевки
|
Частичная оплата стоимости путевки за счет бюджета
|
Родительская плата
|
Стоимость путевки
|
Частичная оплата стоимости путевки за счет бюджета
|
Родительская плата
|
«Белогорка», «Мелиоратор»
|
19500
|
12889,0
|
6610,8
|
22000
|
10741
|
11259
|
«Колосок»
|
26000
|
8592,8
|
17407,0
|
27000
|
4296,4
|
22704
|
«Сосновый бор»
|
22173
|
8592,8
|
13580,0
|
22761
|
4296,4
|
18465
|
«Энергетик»
|
25000
|
8592,8
|
16407,0
|
28500
|
4296,4
|
24204
|
Данные таблицы свидетельствуют о том, что с финансовой точки зрения родители заинтересованы в приобретении путевок в загородные лагеря «Белогорка», «Мелиоратор», так как размер родительской платы с учетом возмещения из бюджета ниже, чем в другие загородные лагеря. Наиболее наглядно об этом свидетельствует сравнительный анализ стоимости путевок в лагеря «Белогорка», «Мелиоратор» и «Сосновый бор» - стоимость путевки на 2014 год близко сопоставима (22000 рублей и 22761 рублей соответственно), при этом родительская плата в лагеря г. Белогорска составит 11259 рублей, в лагерь «Сосновый бор» - 18465 рублей, то есть на 64 % больше, чем в лагеря «Белогорка», «Мелиоратор», при том, что стоимость путевки лишь на 3,5 % превышает стоимость путевки в указанные лагеря.
Доводы администрации г. Белогорска о том, что установление разных процентов частичной оплаты стоимости путевок в стационарные оздоровительные лагеря не оказывает решающего влияния на выбор родителем места отдыха ребенка не подтверждаются сведениями, представленными в материалы дела.
Так согласно информации, представленной администрацией г. Белогорска в 2011 году в детских стационарных оздоровительных лагерях отдохнуло 687 детей, из них в лагерях «Белогорка», «Мелиоратор» 504, в остальных 183 ребенка. В 2012 году в детских стационарных оздоровительных лагерях отдохнул 571 ребенок, из них в лагерях «Белогорка», «Мелиоратор» 432, в остальных 139 детей. Согласно сведениям администрации г. Белогорск до 2013 года процент частичной оплаты стоимости путевок в стационарные оздоровительные лагеря был равным для всех организаций отдыха, при этом, наблюдается снижение общего количества отдохнувших детей на 116 (17%) детей в 2012 году по сравнению с 2011 годом, в том числе за счет снижения количества отдохнувших в лагерях г. Белогорска на 72 (14%) ребенка и за счет отдохнувших в других лагерях – на 44 (24%).
С 2013 года – с момента установления процента частичной оплаты путевок в лагеря «Белогорка», «Мелиоратор» в размере, превышающем соответствующий показатель для других организаций отдыха, тенденция меняется: в 2013 году общее количество отдохнувших детей возрастает на 31 (5,4 %) ребенка по сравнению с 2012 годом, в том числе за счет увеличения количества отдохнувших в лагерях г. Белогорска на 48 (11%) детей и снижения количества отдохнувших в других лагерях – на 17 (12%) человек.
Соответственно, действия администрации г. Белогорска, выраженные в установлении процента частичной оплаты стоимости путевки в МОБУ ДОД ООЛ «Мелиоратор», МОБУ ДОД ООЛ «Белогорка» в размерах превышающих аналогичный показатель для других загородных лагерей направлены на стимулирование продаж путевок в загородные лагеря, учредителем которых является муниципальное образование г. Белогорск.
Статьей 15 Закона «О защите конкуренции» введен запрет на ограничивающие конкуренцию акты и действия (бездействие) федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов органов или организаций, организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственных внебюджетных фондов, Центрального банка Российской Федерации, в том числе путем установления запретов или введения ограничений в отношении свободного перемещения товаров в Российской Федерации, иных ограничений прав хозяйствующих субъектов на продажу, покупку, иное приобретение, обмен товаров; необоснованного препятствования осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам; создание дискриминационных условий.
В соответствии со статьей 4 Закона «О защите конкуренции» дискриминационные условия - условия доступа на товарный рынок, условия производства, обмена, потребления, приобретения, продажи, иной передачи товара, при которых хозяйствующий субъект или несколько хозяйствующих субъектов поставлены в неравное положение по сравнению с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами.
По смыслу пункта 17 статьи 4 Закона «О защите конкуренции» признаками ограничения конкуренции является сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации.
В Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.04.2011 № 14686/10 указано, что согласно части 1 статьи 15 Закона «О защите конкуренции» федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям запрещается принимать акты и осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции. Из данного положения следует, что достаточным основанием для вывода о нарушении части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции является создание условий, возможности для наступления последствий в виде недопущения, ограничения либо устранения конкуренции.
На основании вышеизложенного, Комиссия приходит к выводу о наличии в действиях администрации г. Белогорска, выраженных в утверждении постановлениями от 25.04.2013 № 760, от 22.04.2014 № 700 Порядка предоставления частичной оплаты средней стоимости путевок для детей работающих граждан в организации отдыха и оздоровления детей в каникулярное время на 2013, 2014 годы, положения пункта 3 которых создают дискриминационные условия хозяйствующим субъектам, оказывающим услуги по организации отдыха и оздоровления детей, нарушением пункта 8 части 1 статьи 15 Закона «О защите конкуренции».
В соответствии с вышеизложенным, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Амурского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать действия администрации г. Белогорска, выраженные в утверждении постановлениями от 25.04.2013 № 760, от 22.04.2014 № 700 Порядка предоставления частичной оплаты средней стоимости путевок для детей работающих граждан в организации отдыха и оздоровления детей в каникулярное время на 2013, 2014 годы, положения пункта 3 которых создают дискриминационные условия хозяйствующим субъектам, оказывающим услуги по организации отдыха и оздоровления детей, нарушением пункта 8 части 1 статьи 15 Закона «О защите конкуренции».
2. Выдать администрации г. Белогорска предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня его принятия.
[safe_summary] =>
)
)
)
[field_solution_num] => Array
(
)
[field_solution_file_num] => Array
(
[ru] => Array
(
[0] => Array
(
[value] => № А-15/38 2014
[format] =>
[safe_value] => № А-15/38 2014
)
)
)
[field_solution_preview] => Array
(
)
[field_solution_cat] => Array
(
)
[field_solution_file] => Array
(
)
[field_solution_scope] => Array
(
[ru] => Array
(
[0] => Array
(
[tid] => 3
[taxonomy_term] => stdClass Object
(
[tid] => 3
[vid] => 6
[name] => Антимонопольное регулирование
[description] =>
[format] => full_html
[weight] => 4
[vocabulary_machine_name] => practice_areas
[rdf_mapping] => Array
(
[rdftype] => Array
(
[0] => skos:Concept
)
[name] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => rdfs:label
[1] => skos:prefLabel
)
)
[description] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:definition
)
)
[vid] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:inScheme
)
[type] => rel
)
[parent] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:broader
)
[type] => rel
)
)
)
)
)
)
[field_solution_tags] => Array
(
[und] => Array
(
[0] => Array
(
[tid] => 898
[taxonomy_term] => stdClass Object
(
[tid] => 898
[vid] => 1
[name] => МОБУ ДОД ООЛ «Мелиоратор»
[description] =>
[format] =>
[weight] => 0
[vocabulary_machine_name] => tags
[rdf_mapping] => Array
(
[rdftype] => Array
(
[0] => skos:Concept
)
[name] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => rdfs:label
[1] => skos:prefLabel
)
)
[description] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:definition
)
)
[vid] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:inScheme
)
[type] => rel
)
[parent] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:broader
)
[type] => rel
)
)
)
)
[1] => Array
(
[tid] => 899
[taxonomy_term] => stdClass Object
(
[tid] => 899
[vid] => 1
[name] => МОБУ ДОД ООЛ «Белогорка»
[description] =>
[format] =>
[weight] => 0
[vocabulary_machine_name] => tags
[rdf_mapping] => Array
(
[rdftype] => Array
(
[0] => skos:Concept
)
[name] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => rdfs:label
[1] => skos:prefLabel
)
)
[description] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:definition
)
)
[vid] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:inScheme
)
[type] => rel
)
[parent] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:broader
)
[type] => rel
)
)
)
)
)
)
[field_solution_datetime_public] => Array
(
[und] => Array
(
[0] => Array
(
[value] => 2014-07-28 07:49:00
[timezone] => Asia/Sakhalin
[timezone_db] => UTC
[date_type] => datetime
)
)
)
[field_nodes_related] => Array
(
)
[field_date] => Array
(
[und] => Array
(
[0] => Array
(
[value] => 2014-07-28 07:49:00
[timezone] => Asia/Sakhalin
[timezone_db] => UTC
[date_type] => datetime
)
)
)
[field_simplenews_term] => Array
(
)
[rdf_mapping] => Array
(
[rdftype] => Array
(
[0] => sioc:Item
[1] => foaf:Document
)
[title] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => dc:title
)
)
[created] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => dc:date
[1] => dc:created
)
[datatype] => xsd:dateTime
[callback] => date_iso8601
)
[changed] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => dc:modified
)
[datatype] => xsd:dateTime
[callback] => date_iso8601
)
[body] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => content:encoded
)
)
[uid] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => sioc:has_creator
)
[type] => rel
)
[name] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => foaf:name
)
)
[comment_count] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => sioc:num_replies
)
[datatype] => xsd:integer
)
[last_activity] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => sioc:last_activity_date
)
[datatype] => xsd:dateTime
[callback] => date_iso8601
)
)
[cid] => 0
[last_comment_timestamp] => 1413791474
[last_comment_name] =>
[last_comment_uid] => 5
[comment_count] => 0
[name] => moder
[picture] => 0
[data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;}
[subscriptions_notify] =>
[entity_view_prepared] => 1
[region_name] => Амурское УФАС России
)