Решение

Номер дела: № А-15/38 2014
Дата публикации: 28 июля 2014, 18:49

     г. Благовещенск

Резолютивная часть решения  оглашена «17» июля 2014 г.

В полном объеме решение изготовлено  «28» июля 2014 г.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Амурской области  (далее – Амурское УФАС России) по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства в составе: <…> председателя комиссии, заместителя руководителя управления; <…> начальника отдела антимонопольного контроля и контроля органов власти; <…> главного специалиста отдела  антимонопольного контроля и контроля органов власти; <…> старшего государственного инспектора отдела  антимонопольного контроля и контроля органов власти,  рассмотрев дело № А-15/38 2014 по признакам нарушения администрацией г. Белогорска пункта 8 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон «О защите конкуренции»), выражающегося:

1. в принятии постановления от 25.04.2013 № 760, устанавливающего, что в 2013 году частичная оплата стоимости путевок в загородные лагеря производится в размерах:

- в МОБУ ДОД ООЛ «Мелиоратор», МОБУ ДОД ООЛ «Белогорка» в сумме 12 889,20 руб., что составляет 60 % от средней стоимости путевки для детей работающих граждан (21 482 руб.), установленной областной межведомственной комиссией по оздоровлению и занятости детей и молодежи;

- в другие загородные лагеря, расположенные на территории Амурской области, в сумме 8 592,8 руб., что составляет 40 % от средней стоимости путевки для детей работающих граждан, установленной областной межведомственной комиссией по оздоровлению и занятости детей и молодежи;

2. в принятии постановления от 22.04.2014 № 700, устанавливающего, что в 2014 году частичная оплата стоимости путевок в загородные лагеря производится в размерах:

- в МОБУ ДОД ООЛ «Мелиоратор», МОБУ ДОД ООЛ «Белогорка» в сумме 10741 руб., что составляет 50 % от средней стоимости путевки для детей работающих граждан (21 482 руб.), установленной областной межведомственной комиссией по оздоровлению и занятости детей и молодежи;

- в другие загородные лагеря, расположенные на территории Амурской области, в сумме 4 296,40 руб., что составляет 20 % от средней стоимости путевки для детей работающих граждан, установленной областной межведомственной комиссией по оздоровлению и занятости детей и молодежи,

УСТАНОВИЛА:

В Амурское УФАС России поступило заявление <…> на действия администрации г. Белогорска, выраженные в принятии постановления от 22.04.2014 № 700 «О предоставлении частичной оплаты стоимости путевок для детей работающих граждан в организации отдыха и оздоровления детей в каникулярное время на 2014 год», создающем дискриминационные условия хозяйствующим субъектам, оказывающим услуги по организации отдыха и оздоровления детей.

Приказом Амурского УФАС России от 03.07.2014 № 175 в отношении администрации г. Белогорска возбуждено дело по признакам нарушения пункта 8 части 1 статьи 15 Закона «О защите конкуренции». Определением Амурского УФАС России от 08.07.2014 рассмотрение дела назначено на 17.07.2014 в 10.00.

На заседание Комиссии 17.07.2014 явились: представители администрации г. Белогорска <…> (по доверенности от 16.07.2014 № 34), <…> (по доверенности от 14.07.2014 № 32), представитель ОАО «Российские железные дороги в лице филиала – Забайкальская железная дорога <…> (по доверенности от 15.01.2014 № НЮ-221Д). ОАО «ДРСК» заявлено ходатайство о рассмотрение дела в отсутствие представителя общества, ходатайство удовлетворено. Заявитель явку не обеспечила, уведомлена надлежащим образом.

В ходе заседания Комиссии представители администрации г. Белогорска пояснили, что при обстоятельствах, когда решением областной межведомственной комиссии по оздоровлению и занятости детей и молодежи установлен только нижний предел частичной оплаты средней стоимости путевки (20 %), а верхний предел такой оплаты не установлен, содержащиеся в постановлениях администрации г. Белогорска от 22.04.2014 № 700, 25.04.2013 № 760 нормы о частичной оплате стоимости путевок не противоречат антимонопольному законодательству. Решение о частичной оплате путевок для детей работающих граждан в МОАУ ДОД ООЛ «Мелиоратор», МОАУ ДОД ОООЛ «Белогорка» в размере 50 % от средней стоимости путевки, установленной областной межведомственной комиссией по оздоровлению и занятости детей и молодежи, и - в размере 20 % в другие загородные лагеря Амурской области принято администрацией г. Белогорска с учетом запросов жителей города. Согласно пояснениям представителей администрации г. Белогорска у жителей г. Белогорска наибольшим спросом пользуются путевки в МОАУ ДОД ООЛ «Мелиоратор», МОАУ ДОД ОООЛ «Белогорка», поскольку эти загородные лагеря расположены рядом с городом, организована доставка детей в места отдыха и обратно, цена путевки в указанные лагеря является одной из самых низких по Амурской области. Постановлением администрации г. Белогорска от 03.06.2014 № 924 утвержден порядок предоставления частичной оплаты стоимости путевок в загородные лагеря Амурской области для детей, проживающих на территории г. Белогорск, пострадавших в результате крупномасштабного наводнения. Указанным постановлением  утверждено, что частичная оплата стоимости путевки производится в детские стационарные оздоровительные лагеря в размере 40 % стоимости путевки, но не более 40 % средней стоимости путевки, рекомендованной областной межведомственной комиссией по оздоровлению и занятости детей и молодежи в 2014 году. Не смотря на то, что размер частичной оплаты стоимости путевки, установленным указанным постановлением одинаков для всех загородных лагерей, большим спросом пользуются путевки в МОАУ ДОД ООЛ «Мелиоратор», МОАУ ДОД ОООЛ «Белогорка».

Представитель ОАО «Российские железные дороги» филиал - Забайкальская железная дорога, пояснила, что на территории Амурской области расположены детские оздоровительные лагеря «Медвежонок», «Сосновый бор». Работники общества, приобретая путевки в загородные лагеря «Медвежонок», «Сосновый бор», оплачивают 3 000 рублей, ОАО «Российские железные дороги» самостоятельно обращаются в администрацию г. Белогорска за получением частичной оплаты стоимости путевки из бюджета в размере, установленном постановлением от 22.04.2014 № 700, а именно, 20 %. В последние годы, согласно пояснениям представителя общества, наблюдается снижение количества детей, отдыхающих в лагерях «Медвежонок», «Сосновый бор». ОАО «Российские железные дороги» филиал - Забайкальская железная дорога заинтересовано в утверждении размеров частичной оплаты стоимости путевки в размерах, утвержденных для МОАУ ДОД ООЛ «Мелиоратор», МОАУ ДОД ОООЛ «Белогорка». Путевки в детские оздоровительные лагеря «Медвежонок», «Сосновый бор» могут приобрести все желающие, не только работники общества.

Согласно письменным пояснениям ОАО «ДРСК» с 5 июня по 20 июля на турбазе Мухинка, являющейся структурным подразделением филиала ОАО «ДРСК» - «Амурские электрические сети», действует детский оздоровительный лагерь «Энергетик». Стоимость путевки на 2013 года составляла 25 000 рублей, в 2014 году – 28 500 рублей. В связи с тем, что заполняемость лагеря «Энергетик» является полной, общество не усматривает ущемление законных прав и интересов постановлениями администрации г. Белогорска от 22.04.2014 № 700, 25.04.2013 № 760.

Согласно письменным пояснениям <…> не смотря на то, что частичная оплата средней стоимости путевки предоставляется работающим граждан в лагеря «Мелиоратор», «Белогорка» в размере 10 741рублей (50 % от средней стоимости путевки), а в другие загородные лагеря 4 296,40 рублей (20 % средней стоимости путевки) дети не желают отдыхать каждый год в одном и том же лагере. Считает, что постановление администрации г. Белогорск от 22.04.2014 № 700 направлено на увеличение продаж в загородные лагеря «Белогорка», «Мелиоратор».

Комиссия, заслушав лиц, участвующих в деле, рассмотрев материалы, установила следующее.

Пунктом 13 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами), организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации), создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также организация отдыха детей в каникулярное время.

25.09.2013 постановлением Правительства Амурской области № 448 утверждена государственная программа «Развитие образования Амурской области на 2014 – 2020 годы».

Решением областной межведомственной комиссии по оздоровлению и занятости молодежи № 1 от 18.02.2014 утверждена средняя стоимость путевки в детские стационарные оздоровительные лагеря, используемая при определении уровня частичной оплаты стоимости путевок для детей работающих граждан за счет средств субсидий из областного бюджета бюджетам муниципальных районов и городских округов на указанные цели, в период оздоровительной компании 2014 года в размере 21 482 рубля на 21 день.

Приложение № 8 к вышеназванному решению содержит реестр стационарных учреждений отдыха и оздоровления детей, функционирующих на территории Амурской области в 2014 году. Согласно указанному реестру на территории Амурской области расположен 21 детский стационарный оздоровительный лагерь.

  Постановлением администрации г. Белогорска от 25.04.2013 № 760 утвержден порядок предоставления частичной оплаты стоимости путевок для детей работающих граждан в организации отдыха и оздоровления в каникулярное время на 2013 год.

Пунктом 3 указанного порядка предусмотрено, что частичная оплата стоимости путевок в загородные лагеря производится в размерах:

- в МОБУ ДОД ООЛ «Мелиоратор», МОБУ ДОД ООЛ «Белогорка» в сумме 12 889,20 руб., что составляет 60 % от средней стоимости путевки для детей работающих граждан (21 482 руб.), установленной областной межведомственной комиссией по оздоровлению и занятости детей и молодежи;

- в другие загородные лагеря, расположенные на территории Амурской области, в сумме 8 592,8 руб., что составляет 40 % от средней стоимости путевки для детей работающих граждан, установленной областной межведомственной комиссией по оздоровлению и занятости детей и молодежи.

 Постановлением администрации г. Белогорска от 22.04.2014 № 700 утвержден порядок предоставления частичной оплаты стоимости путевок для детей работающих граждан в организации отдыха и оздоровления в каникулярное время на 2014 год.

Пунктом 3 указанного порядка предусмотрено, что частичная оплата стоимости путевок в загородные лагеря производится в размерах:

- в МОБУ ДОД ООЛ «Мелиоратор», МОБУ ДОД ООЛ «Белогорка» в сумме 10741 руб., что составляет 50 % от средней стоимости путевки для детей работающих граждан (21 482 руб.), установленной областной межведомственной комиссией по оздоровлению и занятости детей и молодежи;

- в другие загородные лагеря, расположенные на территории Амурской области, в сумме 4 296,40 руб., что составляет 20 % от средней стоимости путевки для детей работающих граждан, установленной областной межведомственной комиссией по оздоровлению и занятости детей и молодежи.

Пунктом 2 постановлений администрации г. Белогорска от 25.04.2013 № 760, от 22.04.2014 № 700 предусмотрено, что уполномоченным органом по предоставлению частичной оплаты стоимости путевок для детей работающих граждан в организации отдыха и оздоровления детей в каникулярное время соответственно в 2013, 2014 годах является «Комитет по образованию и делам молодежи Администрации города Белогорск» (далее - МКУ КОДМ г. Белогорск).

МКУ КОДМ г. Белогорск создано в соответствии с решением Совета народных депутатов г. Белогорска от 23.12.2011 № 50/353. Согласно положению о МКУ КОДМ г. Белогорск комитет является муниципальным органом осуществляющим управление в сфере образования.

В соответствии с пунктами 12 постановлений администрации г. Белогорска от 25.04.2013 № 760, от 22.04.2014 № 700 частичная оплата стоимости путевок производится организациям отдыха и оздоровления детей в случае наличия соответствующего договора, заключенного между организацией отдыха и оздоровления детей и МКУ КОДМ г. Белогорск.

Согласно информации, представленной администрацией г. Белогорска, МКУ КОДМ г. Белогорск заключены договоры со следующими хозяйствующими субъектами, предоставляющими услуги по организации отдыха и оздоровления детей в каникулярное время:

- МОБУ ДОД ООЛ «Белогорка» (договоры от 10.06.2013 № 3, 03.07.2013 № 3, 26.07.2013 № 3, 21.05.2014 № 1);

- МОБУ ДОД ООЛ «Мелиоратор» (договор  от 23.05.2014 № 1, 14.06.2013 б/н, 09.07.2013 б/н, 01.08.2013 б/н);

- ГАУ АО ДОЛ «Колосок» (договор от 02.07.2013 № 88-07/13, от 20.05.2014 № 85-05);

- ДОЛ Забайкальская железная дорога филиал ОАО «РЖД» (договор от 18.07.2013 № 558);

- ОАО «ДРСК» (договор от 31.05.2013);

- МАУ ДОЛ «Огонек» (договор от 26.06.2013 № 21).

Сведения о стоимости путевок, размерах частичной оплаты и сумм, подлежащих оплате родителями с учетом размеров частичной оплаты стоимости путевок в загородные лагеря, установленных постановлениями администрации г. Белогорска от 25.04.2013 № 760, от 22.04.2014 № 700 представлены в следующей таблице.

 

ДОЛ

2013 год

2014 год

Стоимость путевки

Частичная оплата стоимости путевки за счет бюджета

Родительская плата

Стоимость путевки

Частичная оплата стоимости путевки за счет бюджета

Родительская плата

«Белогорка», «Мелиоратор»

19500

12889,0

6610,8

22000

10741

11259

«Колосок»

26000

8592,8

17407,0

27000

4296,4

22704

«Сосновый бор»

22173

8592,8

13580,0

22761

4296,4

18465

«Энергетик»

25000

8592,8

16407,0

28500

4296,4

24204

 

Данные таблицы свидетельствуют о том, что с финансовой точки зрения родители заинтересованы в приобретении путевок в загородные лагеря «Белогорка», «Мелиоратор», так как размер родительской платы с учетом возмещения из бюджета ниже, чем в другие загородные лагеря. Наиболее наглядно об этом свидетельствует сравнительный анализ стоимости путевок в лагеря «Белогорка», «Мелиоратор» и «Сосновый бор» - стоимость путевки на 2014 год близко сопоставима (22000 рублей и 22761 рублей соответственно), при этом родительская плата в лагеря г. Белогорска составит 11259 рублей, в лагерь «Сосновый бор» - 18465 рублей, то есть на 64 % больше, чем в лагеря «Белогорка», «Мелиоратор», при том, что стоимость путевки лишь на 3,5 % превышает стоимость путевки в указанные лагеря.

Доводы администрации г. Белогорска о том, что установление разных процентов частичной оплаты стоимости путевок в стационарные оздоровительные лагеря не оказывает решающего влияния на выбор родителем места отдыха ребенка не подтверждаются сведениями, представленными в материалы дела.

Так согласно информации, представленной администрацией г. Белогорска в 2011 году в детских стационарных оздоровительных лагерях отдохнуло 687 детей, из них в лагерях «Белогорка», «Мелиоратор» 504, в остальных 183 ребенка. В 2012 году в детских стационарных оздоровительных лагерях отдохнул 571 ребенок, из них в лагерях «Белогорка», «Мелиоратор» 432, в остальных 139 детей. Согласно сведениям администрации г. Белогорск до 2013 года процент частичной оплаты стоимости путевок в стационарные оздоровительные лагеря был равным для всех организаций отдыха, при этом, наблюдается снижение общего количества отдохнувших детей на 116 (17%) детей в 2012 году по сравнению с 2011 годом, в том числе за счет снижения количества отдохнувших в лагерях г. Белогорска на 72 (14%) ребенка и за счет отдохнувших в других лагерях – на 44 (24%).

С 2013 года – с момента установления процента частичной оплаты путевок в лагеря «Белогорка», «Мелиоратор» в размере, превышающем соответствующий показатель для других организаций отдыха, тенденция меняется: в 2013 году общее количество отдохнувших детей возрастает на 31 (5,4 %) ребенка по сравнению с 2012 годом, в том числе за счет увеличения количества отдохнувших в лагерях г. Белогорска на 48 (11%) детей и снижения количества отдохнувших в других лагерях – на 17 (12%) человек.

Соответственно, действия администрации г. Белогорска, выраженные в установлении процента частичной оплаты стоимости путевки в МОБУ ДОД ООЛ «Мелиоратор», МОБУ ДОД ООЛ «Белогорка» в размерах превышающих аналогичный показатель для других загородных лагерей направлены на стимулирование продаж путевок в загородные лагеря, учредителем которых является муниципальное образование г. Белогорск.

Статьей 15 Закона «О защите конкуренции» введен запрет на ограничивающие конкуренцию акты и действия (бездействие) федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов органов или организаций, организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственных внебюджетных фондов, Центрального банка Российской Федерации, в том числе путем установления запретов или введения ограничений в отношении свободного перемещения товаров в Российской Федерации, иных ограничений прав хозяйствующих субъектов на продажу, покупку, иное приобретение, обмен товаров; необоснованного препятствования осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам; создание дискриминационных условий.

В соответствии со статьей 4 Закона «О защите конкуренции» дискриминационные условия - условия доступа на товарный рынок, условия производства, обмена, потребления, приобретения, продажи, иной передачи товара, при которых хозяйствующий субъект или несколько хозяйствующих субъектов поставлены в неравное положение по сравнению с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами.

По смыслу пункта 17 статьи 4  Закона «О защите конкуренции» признаками ограничения конкуренции является сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации.

В Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.04.2011 № 14686/10 указано, что согласно части 1 статьи 15 Закона «О защите конкуренции» федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям запрещается принимать акты и осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции. Из данного положения следует, что достаточным основанием для вывода о нарушении части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции является создание условий, возможности для наступления последствий в виде недопущения, ограничения либо устранения конкуренции.

На основании вышеизложенного, Комиссия приходит к выводу о наличии в действиях администрации г. Белогорска, выраженных в утверждении постановлениями от 25.04.2013 № 760, от 22.04.2014 № 700 Порядка предоставления частичной оплаты средней стоимости путевок для детей работающих граждан в организации отдыха и оздоровления детей в каникулярное время на 2013, 2014 годы, положения пункта 3 которых создают дискриминационные условия хозяйствующим субъектам, оказывающим услуги по организации отдыха и оздоровления детей, нарушением пункта 8 части 1 статьи 15 Закона «О защите конкуренции».

В соответствии с вышеизложенным, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Амурского УФАС России

РЕШИЛА:

1.     Признать действия администрации г. Белогорска, выраженные в утверждении постановлениями от 25.04.2013 № 760, от 22.04.2014 № 700 Порядка предоставления частичной оплаты средней стоимости путевок для детей работающих граждан в организации отдыха и оздоровления детей в каникулярное время на 2013, 2014 годы, положения пункта 3 которых создают дискриминационные условия хозяйствующим субъектам, оказывающим услуги по организации отдыха и оздоровления детей, нарушением пункта 8 части 1 статьи 15 Закона «О защите конкуренции».

2.     Выдать администрации г. Белогорска предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня его принятия.

stdClass Object ( [vid] => 17560 [uid] => 5 [title] => Решение [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 17560 [type] => solution [language] => ru [created] => 1413791474 [changed] => 1413791474 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1413791474 [revision_uid] => 5 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

     г. Благовещенск

Резолютивная часть решения  оглашена «17» июля 2014 г.

В полном объеме решение изготовлено  «28» июля 2014 г.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Амурской области  (далее – Амурское УФАС России) по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства в составе: <…> председателя комиссии, заместителя руководителя управления; <…> начальника отдела антимонопольного контроля и контроля органов власти; <…> главного специалиста отдела  антимонопольного контроля и контроля органов власти; <…> старшего государственного инспектора отдела  антимонопольного контроля и контроля органов власти,  рассмотрев дело № А-15/38 2014 по признакам нарушения администрацией г. Белогорска пункта 8 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон «О защите конкуренции»), выражающегося:

1. в принятии постановления от 25.04.2013 № 760, устанавливающего, что в 2013 году частичная оплата стоимости путевок в загородные лагеря производится в размерах:

- в МОБУ ДОД ООЛ «Мелиоратор», МОБУ ДОД ООЛ «Белогорка» в сумме 12 889,20 руб., что составляет 60 % от средней стоимости путевки для детей работающих граждан (21 482 руб.), установленной областной межведомственной комиссией по оздоровлению и занятости детей и молодежи;

- в другие загородные лагеря, расположенные на территории Амурской области, в сумме 8 592,8 руб., что составляет 40 % от средней стоимости путевки для детей работающих граждан, установленной областной межведомственной комиссией по оздоровлению и занятости детей и молодежи;

2. в принятии постановления от 22.04.2014 № 700, устанавливающего, что в 2014 году частичная оплата стоимости путевок в загородные лагеря производится в размерах:

- в МОБУ ДОД ООЛ «Мелиоратор», МОБУ ДОД ООЛ «Белогорка» в сумме 10741 руб., что составляет 50 % от средней стоимости путевки для детей работающих граждан (21 482 руб.), установленной областной межведомственной комиссией по оздоровлению и занятости детей и молодежи;

- в другие загородные лагеря, расположенные на территории Амурской области, в сумме 4 296,40 руб., что составляет 20 % от средней стоимости путевки для детей работающих граждан, установленной областной межведомственной комиссией по оздоровлению и занятости детей и молодежи,

УСТАНОВИЛА:

В Амурское УФАС России поступило заявление <…> на действия администрации г. Белогорска, выраженные в принятии постановления от 22.04.2014 № 700 «О предоставлении частичной оплаты стоимости путевок для детей работающих граждан в организации отдыха и оздоровления детей в каникулярное время на 2014 год», создающем дискриминационные условия хозяйствующим субъектам, оказывающим услуги по организации отдыха и оздоровления детей.

Приказом Амурского УФАС России от 03.07.2014 № 175 в отношении администрации г. Белогорска возбуждено дело по признакам нарушения пункта 8 части 1 статьи 15 Закона «О защите конкуренции». Определением Амурского УФАС России от 08.07.2014 рассмотрение дела назначено на 17.07.2014 в 10.00.

На заседание Комиссии 17.07.2014 явились: представители администрации г. Белогорска <…> (по доверенности от 16.07.2014 № 34), <…> (по доверенности от 14.07.2014 № 32), представитель ОАО «Российские железные дороги в лице филиала – Забайкальская железная дорога <…> (по доверенности от 15.01.2014 № НЮ-221Д). ОАО «ДРСК» заявлено ходатайство о рассмотрение дела в отсутствие представителя общества, ходатайство удовлетворено. Заявитель явку не обеспечила, уведомлена надлежащим образом.

В ходе заседания Комиссии представители администрации г. Белогорска пояснили, что при обстоятельствах, когда решением областной межведомственной комиссии по оздоровлению и занятости детей и молодежи установлен только нижний предел частичной оплаты средней стоимости путевки (20 %), а верхний предел такой оплаты не установлен, содержащиеся в постановлениях администрации г. Белогорска от 22.04.2014 № 700, 25.04.2013 № 760 нормы о частичной оплате стоимости путевок не противоречат антимонопольному законодательству. Решение о частичной оплате путевок для детей работающих граждан в МОАУ ДОД ООЛ «Мелиоратор», МОАУ ДОД ОООЛ «Белогорка» в размере 50 % от средней стоимости путевки, установленной областной межведомственной комиссией по оздоровлению и занятости детей и молодежи, и - в размере 20 % в другие загородные лагеря Амурской области принято администрацией г. Белогорска с учетом запросов жителей города. Согласно пояснениям представителей администрации г. Белогорска у жителей г. Белогорска наибольшим спросом пользуются путевки в МОАУ ДОД ООЛ «Мелиоратор», МОАУ ДОД ОООЛ «Белогорка», поскольку эти загородные лагеря расположены рядом с городом, организована доставка детей в места отдыха и обратно, цена путевки в указанные лагеря является одной из самых низких по Амурской области. Постановлением администрации г. Белогорска от 03.06.2014 № 924 утвержден порядок предоставления частичной оплаты стоимости путевок в загородные лагеря Амурской области для детей, проживающих на территории г. Белогорск, пострадавших в результате крупномасштабного наводнения. Указанным постановлением  утверждено, что частичная оплата стоимости путевки производится в детские стационарные оздоровительные лагеря в размере 40 % стоимости путевки, но не более 40 % средней стоимости путевки, рекомендованной областной межведомственной комиссией по оздоровлению и занятости детей и молодежи в 2014 году. Не смотря на то, что размер частичной оплаты стоимости путевки, установленным указанным постановлением одинаков для всех загородных лагерей, большим спросом пользуются путевки в МОАУ ДОД ООЛ «Мелиоратор», МОАУ ДОД ОООЛ «Белогорка».

Представитель ОАО «Российские железные дороги» филиал - Забайкальская железная дорога, пояснила, что на территории Амурской области расположены детские оздоровительные лагеря «Медвежонок», «Сосновый бор». Работники общества, приобретая путевки в загородные лагеря «Медвежонок», «Сосновый бор», оплачивают 3 000 рублей, ОАО «Российские железные дороги» самостоятельно обращаются в администрацию г. Белогорска за получением частичной оплаты стоимости путевки из бюджета в размере, установленном постановлением от 22.04.2014 № 700, а именно, 20 %. В последние годы, согласно пояснениям представителя общества, наблюдается снижение количества детей, отдыхающих в лагерях «Медвежонок», «Сосновый бор». ОАО «Российские железные дороги» филиал - Забайкальская железная дорога заинтересовано в утверждении размеров частичной оплаты стоимости путевки в размерах, утвержденных для МОАУ ДОД ООЛ «Мелиоратор», МОАУ ДОД ОООЛ «Белогорка». Путевки в детские оздоровительные лагеря «Медвежонок», «Сосновый бор» могут приобрести все желающие, не только работники общества.

Согласно письменным пояснениям ОАО «ДРСК» с 5 июня по 20 июля на турбазе Мухинка, являющейся структурным подразделением филиала ОАО «ДРСК» - «Амурские электрические сети», действует детский оздоровительный лагерь «Энергетик». Стоимость путевки на 2013 года составляла 25 000 рублей, в 2014 году – 28 500 рублей. В связи с тем, что заполняемость лагеря «Энергетик» является полной, общество не усматривает ущемление законных прав и интересов постановлениями администрации г. Белогорска от 22.04.2014 № 700, 25.04.2013 № 760.

Согласно письменным пояснениям <…> не смотря на то, что частичная оплата средней стоимости путевки предоставляется работающим граждан в лагеря «Мелиоратор», «Белогорка» в размере 10 741рублей (50 % от средней стоимости путевки), а в другие загородные лагеря 4 296,40 рублей (20 % средней стоимости путевки) дети не желают отдыхать каждый год в одном и том же лагере. Считает, что постановление администрации г. Белогорск от 22.04.2014 № 700 направлено на увеличение продаж в загородные лагеря «Белогорка», «Мелиоратор».

Комиссия, заслушав лиц, участвующих в деле, рассмотрев материалы, установила следующее.

Пунктом 13 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами), организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации), создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также организация отдыха детей в каникулярное время.

25.09.2013 постановлением Правительства Амурской области № 448 утверждена государственная программа «Развитие образования Амурской области на 2014 – 2020 годы».

Решением областной межведомственной комиссии по оздоровлению и занятости молодежи № 1 от 18.02.2014 утверждена средняя стоимость путевки в детские стационарные оздоровительные лагеря, используемая при определении уровня частичной оплаты стоимости путевок для детей работающих граждан за счет средств субсидий из областного бюджета бюджетам муниципальных районов и городских округов на указанные цели, в период оздоровительной компании 2014 года в размере 21 482 рубля на 21 день.

Приложение № 8 к вышеназванному решению содержит реестр стационарных учреждений отдыха и оздоровления детей, функционирующих на территории Амурской области в 2014 году. Согласно указанному реестру на территории Амурской области расположен 21 детский стационарный оздоровительный лагерь.

  Постановлением администрации г. Белогорска от 25.04.2013 № 760 утвержден порядок предоставления частичной оплаты стоимости путевок для детей работающих граждан в организации отдыха и оздоровления в каникулярное время на 2013 год.

Пунктом 3 указанного порядка предусмотрено, что частичная оплата стоимости путевок в загородные лагеря производится в размерах:

- в МОБУ ДОД ООЛ «Мелиоратор», МОБУ ДОД ООЛ «Белогорка» в сумме 12 889,20 руб., что составляет 60 % от средней стоимости путевки для детей работающих граждан (21 482 руб.), установленной областной межведомственной комиссией по оздоровлению и занятости детей и молодежи;

- в другие загородные лагеря, расположенные на территории Амурской области, в сумме 8 592,8 руб., что составляет 40 % от средней стоимости путевки для детей работающих граждан, установленной областной межведомственной комиссией по оздоровлению и занятости детей и молодежи.

 Постановлением администрации г. Белогорска от 22.04.2014 № 700 утвержден порядок предоставления частичной оплаты стоимости путевок для детей работающих граждан в организации отдыха и оздоровления в каникулярное время на 2014 год.

Пунктом 3 указанного порядка предусмотрено, что частичная оплата стоимости путевок в загородные лагеря производится в размерах:

- в МОБУ ДОД ООЛ «Мелиоратор», МОБУ ДОД ООЛ «Белогорка» в сумме 10741 руб., что составляет 50 % от средней стоимости путевки для детей работающих граждан (21 482 руб.), установленной областной межведомственной комиссией по оздоровлению и занятости детей и молодежи;

- в другие загородные лагеря, расположенные на территории Амурской области, в сумме 4 296,40 руб., что составляет 20 % от средней стоимости путевки для детей работающих граждан, установленной областной межведомственной комиссией по оздоровлению и занятости детей и молодежи.

Пунктом 2 постановлений администрации г. Белогорска от 25.04.2013 № 760, от 22.04.2014 № 700 предусмотрено, что уполномоченным органом по предоставлению частичной оплаты стоимости путевок для детей работающих граждан в организации отдыха и оздоровления детей в каникулярное время соответственно в 2013, 2014 годах является «Комитет по образованию и делам молодежи Администрации города Белогорск» (далее - МКУ КОДМ г. Белогорск).

МКУ КОДМ г. Белогорск создано в соответствии с решением Совета народных депутатов г. Белогорска от 23.12.2011 № 50/353. Согласно положению о МКУ КОДМ г. Белогорск комитет является муниципальным органом осуществляющим управление в сфере образования.

В соответствии с пунктами 12 постановлений администрации г. Белогорска от 25.04.2013 № 760, от 22.04.2014 № 700 частичная оплата стоимости путевок производится организациям отдыха и оздоровления детей в случае наличия соответствующего договора, заключенного между организацией отдыха и оздоровления детей и МКУ КОДМ г. Белогорск.

Согласно информации, представленной администрацией г. Белогорска, МКУ КОДМ г. Белогорск заключены договоры со следующими хозяйствующими субъектами, предоставляющими услуги по организации отдыха и оздоровления детей в каникулярное время:

- МОБУ ДОД ООЛ «Белогорка» (договоры от 10.06.2013 № 3, 03.07.2013 № 3, 26.07.2013 № 3, 21.05.2014 № 1);

- МОБУ ДОД ООЛ «Мелиоратор» (договор  от 23.05.2014 № 1, 14.06.2013 б/н, 09.07.2013 б/н, 01.08.2013 б/н);

- ГАУ АО ДОЛ «Колосок» (договор от 02.07.2013 № 88-07/13, от 20.05.2014 № 85-05);

- ДОЛ Забайкальская железная дорога филиал ОАО «РЖД» (договор от 18.07.2013 № 558);

- ОАО «ДРСК» (договор от 31.05.2013);

- МАУ ДОЛ «Огонек» (договор от 26.06.2013 № 21).

Сведения о стоимости путевок, размерах частичной оплаты и сумм, подлежащих оплате родителями с учетом размеров частичной оплаты стоимости путевок в загородные лагеря, установленных постановлениями администрации г. Белогорска от 25.04.2013 № 760, от 22.04.2014 № 700 представлены в следующей таблице.

 

ДОЛ

2013 год

2014 год

Стоимость путевки

Частичная оплата стоимости путевки за счет бюджета

Родительская плата

Стоимость путевки

Частичная оплата стоимости путевки за счет бюджета

Родительская плата

«Белогорка», «Мелиоратор»

19500

12889,0

6610,8

22000

10741

11259

«Колосок»

26000

8592,8

17407,0

27000

4296,4

22704

«Сосновый бор»

22173

8592,8

13580,0

22761

4296,4

18465

«Энергетик»

25000

8592,8

16407,0

28500

4296,4

24204

 

Данные таблицы свидетельствуют о том, что с финансовой точки зрения родители заинтересованы в приобретении путевок в загородные лагеря «Белогорка», «Мелиоратор», так как размер родительской платы с учетом возмещения из бюджета ниже, чем в другие загородные лагеря. Наиболее наглядно об этом свидетельствует сравнительный анализ стоимости путевок в лагеря «Белогорка», «Мелиоратор» и «Сосновый бор» - стоимость путевки на 2014 год близко сопоставима (22000 рублей и 22761 рублей соответственно), при этом родительская плата в лагеря г. Белогорска составит 11259 рублей, в лагерь «Сосновый бор» - 18465 рублей, то есть на 64 % больше, чем в лагеря «Белогорка», «Мелиоратор», при том, что стоимость путевки лишь на 3,5 % превышает стоимость путевки в указанные лагеря.

Доводы администрации г. Белогорска о том, что установление разных процентов частичной оплаты стоимости путевок в стационарные оздоровительные лагеря не оказывает решающего влияния на выбор родителем места отдыха ребенка не подтверждаются сведениями, представленными в материалы дела.

Так согласно информации, представленной администрацией г. Белогорска в 2011 году в детских стационарных оздоровительных лагерях отдохнуло 687 детей, из них в лагерях «Белогорка», «Мелиоратор» 504, в остальных 183 ребенка. В 2012 году в детских стационарных оздоровительных лагерях отдохнул 571 ребенок, из них в лагерях «Белогорка», «Мелиоратор» 432, в остальных 139 детей. Согласно сведениям администрации г. Белогорск до 2013 года процент частичной оплаты стоимости путевок в стационарные оздоровительные лагеря был равным для всех организаций отдыха, при этом, наблюдается снижение общего количества отдохнувших детей на 116 (17%) детей в 2012 году по сравнению с 2011 годом, в том числе за счет снижения количества отдохнувших в лагерях г. Белогорска на 72 (14%) ребенка и за счет отдохнувших в других лагерях – на 44 (24%).

С 2013 года – с момента установления процента частичной оплаты путевок в лагеря «Белогорка», «Мелиоратор» в размере, превышающем соответствующий показатель для других организаций отдыха, тенденция меняется: в 2013 году общее количество отдохнувших детей возрастает на 31 (5,4 %) ребенка по сравнению с 2012 годом, в том числе за счет увеличения количества отдохнувших в лагерях г. Белогорска на 48 (11%) детей и снижения количества отдохнувших в других лагерях – на 17 (12%) человек.

Соответственно, действия администрации г. Белогорска, выраженные в установлении процента частичной оплаты стоимости путевки в МОБУ ДОД ООЛ «Мелиоратор», МОБУ ДОД ООЛ «Белогорка» в размерах превышающих аналогичный показатель для других загородных лагерей направлены на стимулирование продаж путевок в загородные лагеря, учредителем которых является муниципальное образование г. Белогорск.

Статьей 15 Закона «О защите конкуренции» введен запрет на ограничивающие конкуренцию акты и действия (бездействие) федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов органов или организаций, организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственных внебюджетных фондов, Центрального банка Российской Федерации, в том числе путем установления запретов или введения ограничений в отношении свободного перемещения товаров в Российской Федерации, иных ограничений прав хозяйствующих субъектов на продажу, покупку, иное приобретение, обмен товаров; необоснованного препятствования осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам; создание дискриминационных условий.

В соответствии со статьей 4 Закона «О защите конкуренции» дискриминационные условия - условия доступа на товарный рынок, условия производства, обмена, потребления, приобретения, продажи, иной передачи товара, при которых хозяйствующий субъект или несколько хозяйствующих субъектов поставлены в неравное положение по сравнению с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами.

По смыслу пункта 17 статьи 4  Закона «О защите конкуренции» признаками ограничения конкуренции является сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации.

В Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.04.2011 № 14686/10 указано, что согласно части 1 статьи 15 Закона «О защите конкуренции» федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям запрещается принимать акты и осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции. Из данного положения следует, что достаточным основанием для вывода о нарушении части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции является создание условий, возможности для наступления последствий в виде недопущения, ограничения либо устранения конкуренции.

На основании вышеизложенного, Комиссия приходит к выводу о наличии в действиях администрации г. Белогорска, выраженных в утверждении постановлениями от 25.04.2013 № 760, от 22.04.2014 № 700 Порядка предоставления частичной оплаты средней стоимости путевок для детей работающих граждан в организации отдыха и оздоровления детей в каникулярное время на 2013, 2014 годы, положения пункта 3 которых создают дискриминационные условия хозяйствующим субъектам, оказывающим услуги по организации отдыха и оздоровления детей, нарушением пункта 8 части 1 статьи 15 Закона «О защите конкуренции».

В соответствии с вышеизложенным, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Амурского УФАС России

РЕШИЛА:

1.     Признать действия администрации г. Белогорска, выраженные в утверждении постановлениями от 25.04.2013 № 760, от 22.04.2014 № 700 Порядка предоставления частичной оплаты средней стоимости путевок для детей работающих граждан в организации отдыха и оздоровления детей в каникулярное время на 2013, 2014 годы, положения пункта 3 которых создают дискриминационные условия хозяйствующим субъектам, оказывающим услуги по организации отдыха и оздоровления детей, нарушением пункта 8 части 1 статьи 15 Закона «О защите конкуренции».

2.     Выдать администрации г. Белогорска предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня его принятия.

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

     г. Благовещенск

Резолютивная часть решения  оглашена «17» июля 2014 г.

В полном объеме решение изготовлено  «28» июля 2014 г.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Амурской области  (далее – Амурское УФАС России) по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства в составе: <…> председателя комиссии, заместителя руководителя управления; <…> начальника отдела антимонопольного контроля и контроля органов власти; <…> главного специалиста отдела  антимонопольного контроля и контроля органов власти; <…> старшего государственного инспектора отдела  антимонопольного контроля и контроля органов власти,  рассмотрев дело № А-15/38 2014 по признакам нарушения администрацией г. Белогорска пункта 8 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон «О защите конкуренции»), выражающегося:

1. в принятии постановления от 25.04.2013 № 760, устанавливающего, что в 2013 году частичная оплата стоимости путевок в загородные лагеря производится в размерах:

- в МОБУ ДОД ООЛ «Мелиоратор», МОБУ ДОД ООЛ «Белогорка» в сумме 12 889,20 руб., что составляет 60 % от средней стоимости путевки для детей работающих граждан (21 482 руб.), установленной областной межведомственной комиссией по оздоровлению и занятости детей и молодежи;

- в другие загородные лагеря, расположенные на территории Амурской области, в сумме 8 592,8 руб., что составляет 40 % от средней стоимости путевки для детей работающих граждан, установленной областной межведомственной комиссией по оздоровлению и занятости детей и молодежи;

2. в принятии постановления от 22.04.2014 № 700, устанавливающего, что в 2014 году частичная оплата стоимости путевок в загородные лагеря производится в размерах:

- в МОБУ ДОД ООЛ «Мелиоратор», МОБУ ДОД ООЛ «Белогорка» в сумме 10741 руб., что составляет 50 % от средней стоимости путевки для детей работающих граждан (21 482 руб.), установленной областной межведомственной комиссией по оздоровлению и занятости детей и молодежи;

- в другие загородные лагеря, расположенные на территории Амурской области, в сумме 4 296,40 руб., что составляет 20 % от средней стоимости путевки для детей работающих граждан, установленной областной межведомственной комиссией по оздоровлению и занятости детей и молодежи,

УСТАНОВИЛА:

В Амурское УФАС России поступило заявление <…> на действия администрации г. Белогорска, выраженные в принятии постановления от 22.04.2014 № 700 «О предоставлении частичной оплаты стоимости путевок для детей работающих граждан в организации отдыха и оздоровления детей в каникулярное время на 2014 год», создающем дискриминационные условия хозяйствующим субъектам, оказывающим услуги по организации отдыха и оздоровления детей.

Приказом Амурского УФАС России от 03.07.2014 № 175 в отношении администрации г. Белогорска возбуждено дело по признакам нарушения пункта 8 части 1 статьи 15 Закона «О защите конкуренции». Определением Амурского УФАС России от 08.07.2014 рассмотрение дела назначено на 17.07.2014 в 10.00.

На заседание Комиссии 17.07.2014 явились: представители администрации г. Белогорска <…> (по доверенности от 16.07.2014 № 34), <…> (по доверенности от 14.07.2014 № 32), представитель ОАО «Российские железные дороги в лице филиала – Забайкальская железная дорога <…> (по доверенности от 15.01.2014 № НЮ-221Д). ОАО «ДРСК» заявлено ходатайство о рассмотрение дела в отсутствие представителя общества, ходатайство удовлетворено. Заявитель явку не обеспечила, уведомлена надлежащим образом.

В ходе заседания Комиссии представители администрации г. Белогорска пояснили, что при обстоятельствах, когда решением областной межведомственной комиссии по оздоровлению и занятости детей и молодежи установлен только нижний предел частичной оплаты средней стоимости путевки (20 %), а верхний предел такой оплаты не установлен, содержащиеся в постановлениях администрации г. Белогорска от 22.04.2014 № 700, 25.04.2013 № 760 нормы о частичной оплате стоимости путевок не противоречат антимонопольному законодательству. Решение о частичной оплате путевок для детей работающих граждан в МОАУ ДОД ООЛ «Мелиоратор», МОАУ ДОД ОООЛ «Белогорка» в размере 50 % от средней стоимости путевки, установленной областной межведомственной комиссией по оздоровлению и занятости детей и молодежи, и - в размере 20 % в другие загородные лагеря Амурской области принято администрацией г. Белогорска с учетом запросов жителей города. Согласно пояснениям представителей администрации г. Белогорска у жителей г. Белогорска наибольшим спросом пользуются путевки в МОАУ ДОД ООЛ «Мелиоратор», МОАУ ДОД ОООЛ «Белогорка», поскольку эти загородные лагеря расположены рядом с городом, организована доставка детей в места отдыха и обратно, цена путевки в указанные лагеря является одной из самых низких по Амурской области. Постановлением администрации г. Белогорска от 03.06.2014 № 924 утвержден порядок предоставления частичной оплаты стоимости путевок в загородные лагеря Амурской области для детей, проживающих на территории г. Белогорск, пострадавших в результате крупномасштабного наводнения. Указанным постановлением  утверждено, что частичная оплата стоимости путевки производится в детские стационарные оздоровительные лагеря в размере 40 % стоимости путевки, но не более 40 % средней стоимости путевки, рекомендованной областной межведомственной комиссией по оздоровлению и занятости детей и молодежи в 2014 году. Не смотря на то, что размер частичной оплаты стоимости путевки, установленным указанным постановлением одинаков для всех загородных лагерей, большим спросом пользуются путевки в МОАУ ДОД ООЛ «Мелиоратор», МОАУ ДОД ОООЛ «Белогорка».

Представитель ОАО «Российские железные дороги» филиал - Забайкальская железная дорога, пояснила, что на территории Амурской области расположены детские оздоровительные лагеря «Медвежонок», «Сосновый бор». Работники общества, приобретая путевки в загородные лагеря «Медвежонок», «Сосновый бор», оплачивают 3 000 рублей, ОАО «Российские железные дороги» самостоятельно обращаются в администрацию г. Белогорска за получением частичной оплаты стоимости путевки из бюджета в размере, установленном постановлением от 22.04.2014 № 700, а именно, 20 %. В последние годы, согласно пояснениям представителя общества, наблюдается снижение количества детей, отдыхающих в лагерях «Медвежонок», «Сосновый бор». ОАО «Российские железные дороги» филиал - Забайкальская железная дорога заинтересовано в утверждении размеров частичной оплаты стоимости путевки в размерах, утвержденных для МОАУ ДОД ООЛ «Мелиоратор», МОАУ ДОД ОООЛ «Белогорка». Путевки в детские оздоровительные лагеря «Медвежонок», «Сосновый бор» могут приобрести все желающие, не только работники общества.

Согласно письменным пояснениям ОАО «ДРСК» с 5 июня по 20 июля на турбазе Мухинка, являющейся структурным подразделением филиала ОАО «ДРСК» - «Амурские электрические сети», действует детский оздоровительный лагерь «Энергетик». Стоимость путевки на 2013 года составляла 25 000 рублей, в 2014 году – 28 500 рублей. В связи с тем, что заполняемость лагеря «Энергетик» является полной, общество не усматривает ущемление законных прав и интересов постановлениями администрации г. Белогорска от 22.04.2014 № 700, 25.04.2013 № 760.

Согласно письменным пояснениям <…> не смотря на то, что частичная оплата средней стоимости путевки предоставляется работающим граждан в лагеря «Мелиоратор», «Белогорка» в размере 10 741рублей (50 % от средней стоимости путевки), а в другие загородные лагеря 4 296,40 рублей (20 % средней стоимости путевки) дети не желают отдыхать каждый год в одном и том же лагере. Считает, что постановление администрации г. Белогорск от 22.04.2014 № 700 направлено на увеличение продаж в загородные лагеря «Белогорка», «Мелиоратор».

Комиссия, заслушав лиц, участвующих в деле, рассмотрев материалы, установила следующее.

Пунктом 13 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами), организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации), создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также организация отдыха детей в каникулярное время.

25.09.2013 постановлением Правительства Амурской области № 448 утверждена государственная программа «Развитие образования Амурской области на 2014 – 2020 годы».

Решением областной межведомственной комиссии по оздоровлению и занятости молодежи № 1 от 18.02.2014 утверждена средняя стоимость путевки в детские стационарные оздоровительные лагеря, используемая при определении уровня частичной оплаты стоимости путевок для детей работающих граждан за счет средств субсидий из областного бюджета бюджетам муниципальных районов и городских округов на указанные цели, в период оздоровительной компании 2014 года в размере 21 482 рубля на 21 день.

Приложение № 8 к вышеназванному решению содержит реестр стационарных учреждений отдыха и оздоровления детей, функционирующих на территории Амурской области в 2014 году. Согласно указанному реестру на территории Амурской области расположен 21 детский стационарный оздоровительный лагерь.

  Постановлением администрации г. Белогорска от 25.04.2013 № 760 утвержден порядок предоставления частичной оплаты стоимости путевок для детей работающих граждан в организации отдыха и оздоровления в каникулярное время на 2013 год.

Пунктом 3 указанного порядка предусмотрено, что частичная оплата стоимости путевок в загородные лагеря производится в размерах:

- в МОБУ ДОД ООЛ «Мелиоратор», МОБУ ДОД ООЛ «Белогорка» в сумме 12 889,20 руб., что составляет 60 % от средней стоимости путевки для детей работающих граждан (21 482 руб.), установленной областной межведомственной комиссией по оздоровлению и занятости детей и молодежи;

- в другие загородные лагеря, расположенные на территории Амурской области, в сумме 8 592,8 руб., что составляет 40 % от средней стоимости путевки для детей работающих граждан, установленной областной межведомственной комиссией по оздоровлению и занятости детей и молодежи.

 Постановлением администрации г. Белогорска от 22.04.2014 № 700 утвержден порядок предоставления частичной оплаты стоимости путевок для детей работающих граждан в организации отдыха и оздоровления в каникулярное время на 2014 год.

Пунктом 3 указанного порядка предусмотрено, что частичная оплата стоимости путевок в загородные лагеря производится в размерах:

- в МОБУ ДОД ООЛ «Мелиоратор», МОБУ ДОД ООЛ «Белогорка» в сумме 10741 руб., что составляет 50 % от средней стоимости путевки для детей работающих граждан (21 482 руб.), установленной областной межведомственной комиссией по оздоровлению и занятости детей и молодежи;

- в другие загородные лагеря, расположенные на территории Амурской области, в сумме 4 296,40 руб., что составляет 20 % от средней стоимости путевки для детей работающих граждан, установленной областной межведомственной комиссией по оздоровлению и занятости детей и молодежи.

Пунктом 2 постановлений администрации г. Белогорска от 25.04.2013 № 760, от 22.04.2014 № 700 предусмотрено, что уполномоченным органом по предоставлению частичной оплаты стоимости путевок для детей работающих граждан в организации отдыха и оздоровления детей в каникулярное время соответственно в 2013, 2014 годах является «Комитет по образованию и делам молодежи Администрации города Белогорск» (далее - МКУ КОДМ г. Белогорск).

МКУ КОДМ г. Белогорск создано в соответствии с решением Совета народных депутатов г. Белогорска от 23.12.2011 № 50/353. Согласно положению о МКУ КОДМ г. Белогорск комитет является муниципальным органом осуществляющим управление в сфере образования.

В соответствии с пунктами 12 постановлений администрации г. Белогорска от 25.04.2013 № 760, от 22.04.2014 № 700 частичная оплата стоимости путевок производится организациям отдыха и оздоровления детей в случае наличия соответствующего договора, заключенного между организацией отдыха и оздоровления детей и МКУ КОДМ г. Белогорск.

Согласно информации, представленной администрацией г. Белогорска, МКУ КОДМ г. Белогорск заключены договоры со следующими хозяйствующими субъектами, предоставляющими услуги по организации отдыха и оздоровления детей в каникулярное время:

- МОБУ ДОД ООЛ «Белогорка» (договоры от 10.06.2013 № 3, 03.07.2013 № 3, 26.07.2013 № 3, 21.05.2014 № 1);

- МОБУ ДОД ООЛ «Мелиоратор» (договор  от 23.05.2014 № 1, 14.06.2013 б/н, 09.07.2013 б/н, 01.08.2013 б/н);

- ГАУ АО ДОЛ «Колосок» (договор от 02.07.2013 № 88-07/13, от 20.05.2014 № 85-05);

- ДОЛ Забайкальская железная дорога филиал ОАО «РЖД» (договор от 18.07.2013 № 558);

- ОАО «ДРСК» (договор от 31.05.2013);

- МАУ ДОЛ «Огонек» (договор от 26.06.2013 № 21).

Сведения о стоимости путевок, размерах частичной оплаты и сумм, подлежащих оплате родителями с учетом размеров частичной оплаты стоимости путевок в загородные лагеря, установленных постановлениями администрации г. Белогорска от 25.04.2013 № 760, от 22.04.2014 № 700 представлены в следующей таблице.

 

ДОЛ

2013 год

2014 год

Стоимость путевки

Частичная оплата стоимости путевки за счет бюджета

Родительская плата

Стоимость путевки

Частичная оплата стоимости путевки за счет бюджета

Родительская плата

«Белогорка», «Мелиоратор»

19500

12889,0

6610,8

22000

10741

11259

«Колосок»

26000

8592,8

17407,0

27000

4296,4

22704

«Сосновый бор»

22173

8592,8

13580,0

22761

4296,4

18465

«Энергетик»

25000

8592,8

16407,0

28500

4296,4

24204

 

Данные таблицы свидетельствуют о том, что с финансовой точки зрения родители заинтересованы в приобретении путевок в загородные лагеря «Белогорка», «Мелиоратор», так как размер родительской платы с учетом возмещения из бюджета ниже, чем в другие загородные лагеря. Наиболее наглядно об этом свидетельствует сравнительный анализ стоимости путевок в лагеря «Белогорка», «Мелиоратор» и «Сосновый бор» - стоимость путевки на 2014 год близко сопоставима (22000 рублей и 22761 рублей соответственно), при этом родительская плата в лагеря г. Белогорска составит 11259 рублей, в лагерь «Сосновый бор» - 18465 рублей, то есть на 64 % больше, чем в лагеря «Белогорка», «Мелиоратор», при том, что стоимость путевки лишь на 3,5 % превышает стоимость путевки в указанные лагеря.

Доводы администрации г. Белогорска о том, что установление разных процентов частичной оплаты стоимости путевок в стационарные оздоровительные лагеря не оказывает решающего влияния на выбор родителем места отдыха ребенка не подтверждаются сведениями, представленными в материалы дела.

Так согласно информации, представленной администрацией г. Белогорска в 2011 году в детских стационарных оздоровительных лагерях отдохнуло 687 детей, из них в лагерях «Белогорка», «Мелиоратор» 504, в остальных 183 ребенка. В 2012 году в детских стационарных оздоровительных лагерях отдохнул 571 ребенок, из них в лагерях «Белогорка», «Мелиоратор» 432, в остальных 139 детей. Согласно сведениям администрации г. Белогорск до 2013 года процент частичной оплаты стоимости путевок в стационарные оздоровительные лагеря был равным для всех организаций отдыха, при этом, наблюдается снижение общего количества отдохнувших детей на 116 (17%) детей в 2012 году по сравнению с 2011 годом, в том числе за счет снижения количества отдохнувших в лагерях г. Белогорска на 72 (14%) ребенка и за счет отдохнувших в других лагерях – на 44 (24%).

С 2013 года – с момента установления процента частичной оплаты путевок в лагеря «Белогорка», «Мелиоратор» в размере, превышающем соответствующий показатель для других организаций отдыха, тенденция меняется: в 2013 году общее количество отдохнувших детей возрастает на 31 (5,4 %) ребенка по сравнению с 2012 годом, в том числе за счет увеличения количества отдохнувших в лагерях г. Белогорска на 48 (11%) детей и снижения количества отдохнувших в других лагерях – на 17 (12%) человек.

Соответственно, действия администрации г. Белогорска, выраженные в установлении процента частичной оплаты стоимости путевки в МОБУ ДОД ООЛ «Мелиоратор», МОБУ ДОД ООЛ «Белогорка» в размерах превышающих аналогичный показатель для других загородных лагерей направлены на стимулирование продаж путевок в загородные лагеря, учредителем которых является муниципальное образование г. Белогорск.

Статьей 15 Закона «О защите конкуренции» введен запрет на ограничивающие конкуренцию акты и действия (бездействие) федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов органов или организаций, организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственных внебюджетных фондов, Центрального банка Российской Федерации, в том числе путем установления запретов или введения ограничений в отношении свободного перемещения товаров в Российской Федерации, иных ограничений прав хозяйствующих субъектов на продажу, покупку, иное приобретение, обмен товаров; необоснованного препятствования осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам; создание дискриминационных условий.

В соответствии со статьей 4 Закона «О защите конкуренции» дискриминационные условия - условия доступа на товарный рынок, условия производства, обмена, потребления, приобретения, продажи, иной передачи товара, при которых хозяйствующий субъект или несколько хозяйствующих субъектов поставлены в неравное положение по сравнению с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами.

По смыслу пункта 17 статьи 4  Закона «О защите конкуренции» признаками ограничения конкуренции является сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации.

В Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.04.2011 № 14686/10 указано, что согласно части 1 статьи 15 Закона «О защите конкуренции» федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям запрещается принимать акты и осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции. Из данного положения следует, что достаточным основанием для вывода о нарушении части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции является создание условий, возможности для наступления последствий в виде недопущения, ограничения либо устранения конкуренции.

На основании вышеизложенного, Комиссия приходит к выводу о наличии в действиях администрации г. Белогорска, выраженных в утверждении постановлениями от 25.04.2013 № 760, от 22.04.2014 № 700 Порядка предоставления частичной оплаты средней стоимости путевок для детей работающих граждан в организации отдыха и оздоровления детей в каникулярное время на 2013, 2014 годы, положения пункта 3 которых создают дискриминационные условия хозяйствующим субъектам, оказывающим услуги по организации отдыха и оздоровления детей, нарушением пункта 8 части 1 статьи 15 Закона «О защите конкуренции».

В соответствии с вышеизложенным, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Амурского УФАС России

РЕШИЛА:

1.     Признать действия администрации г. Белогорска, выраженные в утверждении постановлениями от 25.04.2013 № 760, от 22.04.2014 № 700 Порядка предоставления частичной оплаты средней стоимости путевок для детей работающих граждан в организации отдыха и оздоровления детей в каникулярное время на 2013, 2014 годы, положения пункта 3 которых создают дискриминационные условия хозяйствующим субъектам, оказывающим услуги по организации отдыха и оздоровления детей, нарушением пункта 8 части 1 статьи 15 Закона «О защите конкуренции».

2.     Выдать администрации г. Белогорска предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня его принятия.

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => № А-15/38 2014 [format] => [safe_value] => № А-15/38 2014 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] => [format] => full_html [weight] => 4 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 898 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 898 [vid] => 1 [name] => МОБУ ДОД ООЛ «Мелиоратор» [description] => [format] => [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => tags [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) [1] => Array ( [tid] => 899 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 899 [vid] => 1 [name] => МОБУ ДОД ООЛ «Белогорка» [description] => [format] => [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => tags [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2014-07-28 07:49:00 [timezone] => Asia/Sakhalin [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2014-07-28 07:49:00 [timezone] => Asia/Sakhalin [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1413791474 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Амурское УФАС России )