Решение Арбитражного суда Амурской области по заявлению «Азиатско-Тихоокеанский Банк» (ОАО)

Номер дела: №А04-7480/08-25/226 от 11.12.2008
Дата публикации: 12 декабря 2008, 13:47

РЕШЕНИЕ
Арбитражный суд Амурской области
675023, г. Благовещенск, ул. Ленина, 163
http://amuras.arbitr.ru
Дело № А04-7480/08-25/226    г. Благовещенск « 11 » декабря 2008г.

Резолютивная часть решения оглашена 4 декабря 2008 года, решение в полном объёме изготовлено 11 декабря 2008 года.

Арбитражный суд в составе судьи ***
Рассмотрев в судебном заседании заявление ОАО «Азиатско-Тихоокеанский банк» к Управлению Федеральной антимонопольной службы России по Амурской области о признании незаконным решения
Протокол вел: секретарь ***

установил:


В арбитражный суд Амурской области обратилось ОАО «Азиатско-Тихоокеанский банк» (далее по тексту банк) с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы России по Амурской области (далее по тексту УФАС по Амурской области) о признании незаконным решения от 05.06.2008г. № Р-28/11 2008.
В обоснование своих требований заявитель указал, что оспариваемым решением реклама банка была признана ненадлежащей. Считает решение незаконным по следующим основаниям. В соответствии со ст. 30 Федерального закона «О банках и банковской деятельности», Указанием Банка России от 13.05.2008г. № 2008-У предусмотрено понятие полная стоимость кредита (далее по тексту ПСК), платежи, формирующие полную стоимость кредита, являются условиями, которые влияют на фактическую стоимость кредита. Из анализа условий, формирующих платежи, включенные в ПСК видно, что такие платежи зависят от размеров и сроков. Таким образом, именно размер и срок платежа является определяющим в формировании фактической стоимости кредита.
Согласно Указанию № 2008-У сумма кредита не влияет на ПСК, не влияет на фактические расходы заемщика и не может влиять на них, т.к. напрямую зависит от размеров (процентных ставок, размеров комиссий и т.д.) и сроков тех или иных платежей. При равенстве сумм двух кредитов, ПСК по этим кредитам может отличаться в зависимости размеров и сроков платежей. От суммы разница в ПСК по двум кредитам в зависимость не ставится.

Следовательно, в рекламе кредитов допустимо указывать те условия, которые не влияют на фактическую стоимость кредита, такие как сумма кредита, и не указывать остальные. В связи с чем отсутствует нарушение ст. 28 Федерального закона «О рекламе» при указании в рекламе кредита «Новогодний» максимальной суммы кредита (до 150000 рублей).
Законодательство о рекламе не содержит обязанности кредитных организаций указывать наименование лиц, страхующих риски невозврата кредита, банк не вправе запретить заёмщику страховать жизнь и здоровье в любой на выбор заёмщика страховой компании.
Слова «для всех» в названии кредитного продукта «Кредит для всех», является его наименованием и не подразумевает предоставление данного кредита лицам, которые в соответствии с гражданским законодательством не могут выступать заёмщиками.
При этом интересы банка застрахованы нормами ГК РФ о том, что банк вправе отказаться от предоставления заёмщику предусмотренного кредитным договором кредита полностью или частично при наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что предоставленная заёмщику сумма не будет возвращена в срок.
Требование антимонопольного органа о необходимости размещения в рекламе информации о праве банка на отказ в предоставлении рекламируемой услуги не соответствует законодательству, данное право предоставлено кредитной организации в силу статей 819-821 ГК РФ.
Поскольку Указанием № 2008-У предусмотрено, что в полную стоимость кредита не включаются предусмотренные кредитным договором платежи заёмщика по обслуживанию кредита, величина и (или) сроки уплаты которых зависят от решения заёмщика и (или) варианта его поведения, в частности комиссия за частичное (полное) досрочное погашение кредита, считает, что в рекламе кредитов допустимо не указывать те условия, которые не влияют на фактическую стоимость кредита, такие как комиссия за частичное (полное) досрочное погашение кредита.
Любые условия кредитования, изложенные в договоре и тарифах банка, могут быть изменены заёмщиком, путем предоставления банку протокола разногласий. Банк может кредитовать заёмщиков на любой срок, вплоть до 50, 70 лет, в связи с чем условие о максимальном сроке кредита отсутствует как таковое.
Программа кредитования «на приобретение бытовой техники и товаров длительного пользования» в банке не принималась и такое понятие не используется, данная реклама банком не распространялась. Акт проверки от 08.04.2008г. № 6-А банку не представлен в нарушение Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)».
По кредиту «Ипотека от 9 %» УФАС по Амурской области не доказано, что обязанность оценки недвижимости вытекает из условий кредитного договора.
Ответчик требования заявителя не признал. Указал, что согласно требованиям ст. 30 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» и Указаний ЦБ РФ № 2008-У расчет полной (фактической) стоимости кредита определяется исходя из суммы кредита и срока кредитования. Следовательно, как сумма кредита так и срок кредитования напрямую определяют фактическую стоимость кредита для заёмщика и влияют на неё.
Согласно графе 13 строки 5 таблицы «Данные о фактических условиях потребительского кредитования по состоянию на декабрь 2007 года» по кредиту «Для всех 12 %» существуют ограничения по возрасту заёмщика от 21 года до 65 лет, следовательно, реклама содержит не соответствующие действительности сведения об условиях приобретения товара всеми дееспособными гражданами («... Для всех ...»). По кредиту «АТБ-Партнер» указанной таблицей предусмотрены требования о страховании жизни и здоровья заёмщика по условиям страховой компании, требования к заёмщику: гражданство РФ, возраст от 21 года до 65 лет и др. - проживание и регистрация на территории присутствия банка, положительная кредитная история без замечаний в АТБ, стаж на последнем месте работы не менее 3 мес. По кредиту «Их осталось всего 12 ...» также установлены аналогичные требования к заёмщику, а также предусмотрен максимальный срок кредитования - 60 мес. По кредиту «Ипотека от 9 %» установлены аналогичные требования к заёмщику, а также комплексное ипотечное страхование по условиям страховой компании.
Реклама «Кредиты на приобретение бытовой техники и товаров длительного пользования» распространялась ОАО «Азиатско-Тихоокеанский банк» в виде информации на стендах в помещениях указанного банка.
Исследовав материалы дела, суд установил следующие обстоятельства.
На основании приказа и.о. руководителя УФАС по Амурской области от 19.03.2008г. № 63 должностными лицами антимонопольного органа проведено контрольное мероприятие по проверке ОАО «Азиатско-Тихоокеанский банк».
5 июня 2008 года Комиссия УФАС по Амурской области вынесла решение по делу № Р-28/11 2008. В соответствии с решением была признана ненадлежащей реклама ОАО «Азиатско-Тихоокеанский банк» распространенная в декабре 2007 года на территории Амурской области, Еврейской автономной области, Читинской области, Республики Бурятия, Республики Саха (Якутия), Приморского края, Хабаровского края. Была признана ненадлежащей реклама «Кредит «Новогодний», «Кредит «Для всех 12 %», «Кредит АТБ-Партнер», «Их осталось всего 12», «Кредиты на приобретение бытовой техники и товаров длительного пользования», «Ипотека от 9 %». В решении указаны следующие обстоятельства.
В рекламе: «Кредит Новогодний»: указано только одно условие выдачи кредитов - максимальная сумма кредита (до 150 ООО рублей); «Кредит «Для всех 12%»: отсутствуют следующие условия по выдаче кредитов
- сведения о страховании, его размерах (полиграфическая продукция); требования к заёмщику (гражданство РФ, возраст от 21 года до 65 лет и др.);
«Кредит «АТБ-Партнер»: отсутствуют следующие условия по выдаче кредитов
- сведения о страховании, его размерах; сведения о размере комиссии за частично досрочное гашение кредита не в дату платежа, определенную договором (500 руб.); требования к заёмщику (гражданство РФ, возраст от 21 года до 65 лет и др.);
«Их осталось всего 12...»: отсутствуют следующие условия по выдаче кредитов - сведения о максимальном сроке кредитования (до 60 мес); требования к заемщику (гражданство РФ, возраст от 21 года до 65 лет и др.);
кредиты на приобретение бытовой техники и товаров длительного пользования: указано только одно условие выдачи кредитов - минимальный размер годовой процентной ставки по кредиту (от 12% годовых);
«Ипотека от 9%»: отсутствуют следующие условия по выдаче кредитов -сведения о страховании, его размерах; сведения о необходимости наличия достаточного количества собственных средств для оплаты операционных сборов для оформления сделки (оценка недвижимости и др.); требования к заемщику (гражданство РФ, возраст от 18 до 75 лет, проживание и регистрация на территории присутствия Банка, стаж работы на последнем месте работы не менее 6-х месяцев и др.).
Вышеуказанная реклама Банка противоречит требованиям части 3 статьи 28; пункта 2 части 2 статьи 28; части 7 статьи 5 Закона «О рекламе».
В соответствии с частью 1 статья 5 Закона «О рекламе» реклама должна быть достоверной. Недостоверная реклама не допускается. Согласно пункту 4 части 3 статьи 5 Закона «О рекламе» недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о стоимости или цене товара, порядке его оплаты, размере скидок, тарифов и других условиях приобретения товара.
Вместе с тем, по смыслу рекламы «Азиатско-Тихоокеанский банк» (ОАО) «Кредит «Для всех 12%», услуги по предоставлению потребительских кредитов предоставляются всем обратившимся в Банк лицам. Согласно статье 21 ГК РФ гражданская дееспособность, то есть способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их возникает в полном объеме с наступлением совершеннолетия, то есть по достижении восемнадцатилетнего возраста. Тогда как действительные условия кредитования содержат ограничения по возрасту заемщика от 21 до 65 лет (сведения, содержащиеся в графе № 13 строки № 5 таблицы под заголовком «Данные о фактических условиях потребительского кредитования «Азиатско-Тихоокеанский банк» (ОАО) по состоянию на декабрь 2007 года» заполненной Банком в ходе вышеуказанного контрольного мероприятия).
Следовательно, вышеуказанная реклама «Азиатско-Тихоокеанский Банк» (ОАО) «Кредит «Для всех 12%», является недостоверной рекламой, поскольку содержит не соответствующие сведения об условиях приобретения товара всеми дееспособными гражданами: (Для всех...).
Кроме того, в рекламе Банка «Кредит «Для всех 12%», распространённой:
в декабре 2007 года на территории Амурской области указано: «...До 100 ООО руб. Без справок и поручительства. Условия КРЕДИТА: От 15 ООО рублей до 100 000 рублей включительно без обеспечения, без страхования, на срок до 5 лет, ставка составит 12% годовых. Тел.: 2-33-44...»; «...До 150 000 руб. Без справок и поручительства! Условия КРЕДИТА: От 15 000 рублей до 150 000 рублей включительно без обеспечения, без страхования, на срок до 5 лет, ставка составит 12% годовых...»;
в феврале-марте 2008 года на территории Республики Бурятия указано: «...До 100 000 руб. Без справок и поручительства! Ваш Банк т. (3012) 211-311... Условия КРЕДИТА: От 15 000 рублей до 100 000 рублей включительно без обеспечения, без страхования, на срок до 5 лет, ставка составит 12% годовых...».
Тогда как при получении данного банковского продукта предусмотрено осуществление страхования жизни и здоровья заёмщика по условиям страховой компании (сведения, содержащиеся в графе № 10 строки № 5 таблицы под заголовком «Данные о фактических условиях потребительского кредитования «Азиатско-Тихоокеанский банк» (ОАО) по состоянию на декабрь 2007 года», заполненной Банком в ходе вышеуказанного контрольного мероприятия).
Следовательно, вышеуказанная реклама «Азиатско-Тихоокеанский Банк» (ОАО) «Кредит «Для всех 12%», содержит не соответствующие сведения о стоимости или цене товара, размере тарифов и других условиях приобретения товара: «без страхования».
Оценив изложенные обстоятельства, суд считает, что требования заявителя подлежат удовлетворению в части по следующим основаниям.
На основании ч. 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно статье 3 Федерального закона «О рекламе», реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Законом о рекламе установлен запрет на недобросовестную рекламу. К недобросовестной, в силу пункта 7 статьи 5 Закона о рекламе отнесена реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
В соответствии со статьей 28 Федерального закона «О рекламе» реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги. Реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.
Если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита, пользованием им и погашением кредита, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие фактическую стоимость кредита для заемщика и влияющие на нее.
Судом установлено, что в распространенной банком рекламе по предоставлению денежных средств в кредит, направленной на формирование у потребителей желания ими воспользоваться, указана лишь часть условий кредитного договора. При этом в нарушение требований приведенных выше норм Федерального закона «О рекламе» в распространённой банком рекламе не указаны такие условия, как требования к заёмщику (гражданство РФ, возраст от 21 до 65 лет) («Кредит «Для всех 12 %», «Кредит «АТБ-Партнер», «Кредит «Их осталось всего 12»), требования к заёмщику (гражданство РФ, возраст от 18 до 75 лет, проживание и регистрация на территории присутствия Банка, стаж работы на последнем месте работы не менее 6 месяцев) («Кредит «Ипотека от 9 %»), сведения о страховании, его размерах («Кредит «Для всех 12 %», «Кредит «АТБ-Партнер», «Кредит «Ипотека от 9 %»), сведения о максимальном сроке кредитования («Кредит «Их осталось всего 12»), сведения о необходимости наличия достаточного количества собственных средств для оплаты операционных сборов для оформления сделки (оценка недвижимости) («Кредит «Ипотека от 9 %»).
Перечисленные обстоятельства установлены судом путём сопоставления содержания рекламы кредитов с «Данными о фактических условиях потребительского кредитования Азиатско-Тихоокеанский Банк (ОАО) по состоянию на декабрь 2007 года» предоставленными банком антимонопольному органу.
Суд признает обоснованным довод заявителя об отсутствии необходимости указания в рекламе сведений о размере комиссии за частично досрочное погашение кредита не в дату платежа, определенную договором, в связи с тем, что данный платеж зависит от соблюдения заёмщиком условий договора, а, следовательно, не может быть признан фактической стоимостью кредита для заёмщика. Указанный вывод подтверждается Указанием Центрального Банка РФ № 2008-У. Однако, по кредиту «АТБ-Партнер» заявителем также не были указаны иные условия, влияющие на фактическую стоимость кредита для заёмщика, то есть нарушение ст. 28 Федерального закона «О рекламе» подтверждается.
На основании изложенного заявителем нарушены требования ст. 28 Федерального закона «О рекламе».
Суд признает обоснованным довод ответчика о нарушении Федерального закона «О рекламе» при рекламировании «Кредита «Для всех 12 %».
Из смысла рекламы следует, что кредит предоставляется всем обратившимся в банк лицам. Действительные условия кредитования указанные в «Данных о фактических условиях потребительского кредитования Азиатско-Тихоокеанский Банк (ОАО) по состоянию на декабрь 2007 года» содержат ограничения по возрасту заёмщиков от 21 до 65 лет.
Кроме того, в указанной рекламе предусмотрено условие «без страхования», однако «Данными о фактических условиях потребительского кредитования Азиатско-Тихоокеанский Банк (ОАО) по состоянию на декабрь 2007 года» предусмотрено страхование жизни и здоровья заёмщика по условиям страховой компании.
Следовательно, вышеуказанная реклама Азиатско-Тихоокеанский банк является недостоверной рекламой, поскольку содержит не соответствующие действительности сведения об условиях приобретения товара всеми дееспособными гражданами, а также об условии получения кредита «Без страхования».
Довод заявителя по кредиту «Ипотека от 9 %» о том, что антимонопольным органом не доказано, что обязанность оценки недвижимости вытекает из условий кредитного договора судом отклонен, в связи с тем, что данное условие (наличие достаточного количества собственных средств для оплаты операционных сборов для оформления сделки) указано в предоставленной банком информации для клиентов размещенной на стендах в отделениях г. Благовещенска, то есть указанная информация имелась на стендах, но данной информации не содержали макет наружной рекламы «Ипотека», флаер 1/3 А 4 «Ипотека», плакат А 3 «Ипотека».
Довод заявителя о не получении акта проверки судом отклонен, поскольку акт проверки содержит запись «С актом ознакомлен, 1 экземпляр акта на 8 страницах получил, от подписи отказался», следовательно, банк мог реализовать свое право на получение акта проверки.
Доводы заявителя связанные с «Кредитом «Новогодний» и «Кредитом на приобретение бытовой техники и товаров длительного пользования» суд признает обоснованными.
Из текста рекламы «Кредит «Новогодний» следует, что банком предлагается кредит до 150000 рублей.
Из текста рекламы «Кредит на приобретение бытовой техники и товаров длительного пользования» следует, что банком указан минимальный размер годовой процентной ставки по кредиту от 12 % годовых.
В указанной рекламе не содержится определенных условий банковских услуг, а указаны лишь минимальный размер процентной ставки кредиту, максимальный размер суммы кредита, которые формируют интерес и побуждают потребителя обратиться в соответствующий орган за подробной информацией.
Указанная реклама не содержит информации об определенных условиях по вкладам, а лишь указывает сведения о возможности получения кредита с размером до 150000 рублей («Кредит Новогодний»), минимальном размере годовой процентной ставки (от 12 % годовых) без указания конкретных процентов по кредитам, что не является существенным условием, влияющим на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица.
Таким образом, указание в рекламе максимально возможной суммы кредита, а также минимальной годовой процентной ставки по кредиту не является существенным условием, влияющим на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, в связи с чем в действиях банка отсутствуют признаки нарушения ст. 28 Федерального закона «О рекламе».
Довод заявителя о не распространении рекламы «Кредит на приобретение бытовой техники и товаров длительного пользования» подлежит отклонению по следующим основаниям.
При проведении проверки антимонопольный орган письмом от 19.03.2008г. № 02/03-787 запросил документы по рекламе услуг по предоставлению кредитов (исчерпывающий перечень) распространённую банком в декабре 2007 года.
Банк на запрос антимонопольного органа письмом от 21.03.2008г. № 03-192/юд сообщил о невозможности представления информации и попросил отложить срок предоставления документов до 04.04.2008г.
Антимонопольный орган удовлетворил ходатайство банка, продлил срок проведения контрольного мероприятия до 04.04,2008г.
Согласно приложению № 18.6 к перечню рекламных материалов распространяемых в декабре 2007 года по кредитам банком была размещена информация на стендах в отделениях в г. Благовещенске о кредитах на приобретение бытовой техники следующего содержания «Зачем копить на необходимые в быту вещи? Они могут послужить Вам уже сейчас! ВАШ БАНК ПРЕДЛАГАЕТ ВАМ КРЕДИТЫ НА ПРИОБРЕТЕНИЕ БЫТОВОЙ ТЕХНИКИ И ТОВАРОВ ДЛИТЕЛЬНОГО ПОЛЬЗОВАНИЯ. БЕЗ ПЕРВОНАЧАЛЬНОГО ВЗНОСА! Данный вид кредита Вы можете получить по сниженной процентной ставке всего от 12 % годовых! АЗИАТСКО-ТИХООКЕАНСКИЙ БАНК». Указанные обстоятельства подтверждают распространение спорной рекламы.
В соответствии со статьёй 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие)
государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными. В резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц должно содержаться, в частности, указание на обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Частью 8 статьи 201 АПК РФ предусмотрено, что со дня принятия решения арбитражного суда о признании недействительным ненормативного правового акта полностью или в части указанный акт или отдельные его положения не подлежат применению.
Так как оспариваемое решение признано недействительным в части, следовательно, не подлежащим применению, суд считает, что права заявителя восстановлены, в связи с чем указание в резолютивной части решения на обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя не производится.
Заявителем при обращении в суд уплачена государственная пошлина 2000 рублей, требования заявителя в части удовлетворены, следовательно, на основании ст. ПО АПК РФ уплаченная государственная пошлина подлежит взысканию с ответчика в пользу заявителя.
Руководствуясь статьями ПО, 167-170, 180, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

                                                                      РЕШИЛ :
Признать незаконным как не соответствующее Федеральному закону «О рекламе» решение Управления Федеральной антимонопольной службы России по Амурской области от 05.06,2008г. № Р-28/11 2008 в части признания ненадлежащей рекламы п. 1.1 «Кредит «Новогодний», 1.5 «Кредит на приобретение бытовой техники и товаров длительного пользования». В остальной части в удовлетворении требований отказать. Взыскать с Управления Федеральной антимонопольной службы России по Амурской области в пользу ОАО «Азиатско-Тихоокеанский банк» расходы по уплате государственной пошлины 2000 рублей.
Решение может быть обжаловано в месячный срок в Шестой арбитражный апелляционный суд (г. Хабаровск), либо в двухмесячный срок после вступления его в законную силу - в Федеральный Арбитражный суд Дальневосточного округа (г. Хабаровск) Через Арбитражный суд Амурской области

 

stdClass Object ( [vid] => 8688 [uid] => 5 [title] => Решение Арбитражного суда Амурской области по заявлению «Азиатско-Тихоокеанский Банк» (ОАО) [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 8688 [type] => solution [language] => ru [created] => 1323057191 [changed] => 1370524432 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1370524432 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

РЕШЕНИЕ
Арбитражный суд Амурской области
675023, г. Благовещенск, ул. Ленина, 163
http://amuras.arbitr.ru
Дело № А04-7480/08-25/226    г. Благовещенск « 11 » декабря 2008г.

Резолютивная часть решения оглашена 4 декабря 2008 года, решение в полном объёме изготовлено 11 декабря 2008 года.

Арбитражный суд в составе судьи ***
Рассмотрев в судебном заседании заявление ОАО «Азиатско-Тихоокеанский банк» к Управлению Федеральной антимонопольной службы России по Амурской области о признании незаконным решения
Протокол вел: секретарь ***

установил:


В арбитражный суд Амурской области обратилось ОАО «Азиатско-Тихоокеанский банк» (далее по тексту банк) с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы России по Амурской области (далее по тексту УФАС по Амурской области) о признании незаконным решения от 05.06.2008г. № Р-28/11 2008.
В обоснование своих требований заявитель указал, что оспариваемым решением реклама банка была признана ненадлежащей. Считает решение незаконным по следующим основаниям. В соответствии со ст. 30 Федерального закона «О банках и банковской деятельности», Указанием Банка России от 13.05.2008г. № 2008-У предусмотрено понятие полная стоимость кредита (далее по тексту ПСК), платежи, формирующие полную стоимость кредита, являются условиями, которые влияют на фактическую стоимость кредита. Из анализа условий, формирующих платежи, включенные в ПСК видно, что такие платежи зависят от размеров и сроков. Таким образом, именно размер и срок платежа является определяющим в формировании фактической стоимости кредита.
Согласно Указанию № 2008-У сумма кредита не влияет на ПСК, не влияет на фактические расходы заемщика и не может влиять на них, т.к. напрямую зависит от размеров (процентных ставок, размеров комиссий и т.д.) и сроков тех или иных платежей. При равенстве сумм двух кредитов, ПСК по этим кредитам может отличаться в зависимости размеров и сроков платежей. От суммы разница в ПСК по двум кредитам в зависимость не ставится.

Следовательно, в рекламе кредитов допустимо указывать те условия, которые не влияют на фактическую стоимость кредита, такие как сумма кредита, и не указывать остальные. В связи с чем отсутствует нарушение ст. 28 Федерального закона «О рекламе» при указании в рекламе кредита «Новогодний» максимальной суммы кредита (до 150000 рублей).
Законодательство о рекламе не содержит обязанности кредитных организаций указывать наименование лиц, страхующих риски невозврата кредита, банк не вправе запретить заёмщику страховать жизнь и здоровье в любой на выбор заёмщика страховой компании.
Слова «для всех» в названии кредитного продукта «Кредит для всех», является его наименованием и не подразумевает предоставление данного кредита лицам, которые в соответствии с гражданским законодательством не могут выступать заёмщиками.
При этом интересы банка застрахованы нормами ГК РФ о том, что банк вправе отказаться от предоставления заёмщику предусмотренного кредитным договором кредита полностью или частично при наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что предоставленная заёмщику сумма не будет возвращена в срок.
Требование антимонопольного органа о необходимости размещения в рекламе информации о праве банка на отказ в предоставлении рекламируемой услуги не соответствует законодательству, данное право предоставлено кредитной организации в силу статей 819-821 ГК РФ.
Поскольку Указанием № 2008-У предусмотрено, что в полную стоимость кредита не включаются предусмотренные кредитным договором платежи заёмщика по обслуживанию кредита, величина и (или) сроки уплаты которых зависят от решения заёмщика и (или) варианта его поведения, в частности комиссия за частичное (полное) досрочное погашение кредита, считает, что в рекламе кредитов допустимо не указывать те условия, которые не влияют на фактическую стоимость кредита, такие как комиссия за частичное (полное) досрочное погашение кредита.
Любые условия кредитования, изложенные в договоре и тарифах банка, могут быть изменены заёмщиком, путем предоставления банку протокола разногласий. Банк может кредитовать заёмщиков на любой срок, вплоть до 50, 70 лет, в связи с чем условие о максимальном сроке кредита отсутствует как таковое.
Программа кредитования «на приобретение бытовой техники и товаров длительного пользования» в банке не принималась и такое понятие не используется, данная реклама банком не распространялась. Акт проверки от 08.04.2008г. № 6-А банку не представлен в нарушение Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)».
По кредиту «Ипотека от 9 %» УФАС по Амурской области не доказано, что обязанность оценки недвижимости вытекает из условий кредитного договора.
Ответчик требования заявителя не признал. Указал, что согласно требованиям ст. 30 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» и Указаний ЦБ РФ № 2008-У расчет полной (фактической) стоимости кредита определяется исходя из суммы кредита и срока кредитования. Следовательно, как сумма кредита так и срок кредитования напрямую определяют фактическую стоимость кредита для заёмщика и влияют на неё.
Согласно графе 13 строки 5 таблицы «Данные о фактических условиях потребительского кредитования по состоянию на декабрь 2007 года» по кредиту «Для всех 12 %» существуют ограничения по возрасту заёмщика от 21 года до 65 лет, следовательно, реклама содержит не соответствующие действительности сведения об условиях приобретения товара всеми дееспособными гражданами («... Для всех ...»). По кредиту «АТБ-Партнер» указанной таблицей предусмотрены требования о страховании жизни и здоровья заёмщика по условиям страховой компании, требования к заёмщику: гражданство РФ, возраст от 21 года до 65 лет и др. - проживание и регистрация на территории присутствия банка, положительная кредитная история без замечаний в АТБ, стаж на последнем месте работы не менее 3 мес. По кредиту «Их осталось всего 12 ...» также установлены аналогичные требования к заёмщику, а также предусмотрен максимальный срок кредитования - 60 мес. По кредиту «Ипотека от 9 %» установлены аналогичные требования к заёмщику, а также комплексное ипотечное страхование по условиям страховой компании.
Реклама «Кредиты на приобретение бытовой техники и товаров длительного пользования» распространялась ОАО «Азиатско-Тихоокеанский банк» в виде информации на стендах в помещениях указанного банка.
Исследовав материалы дела, суд установил следующие обстоятельства.
На основании приказа и.о. руководителя УФАС по Амурской области от 19.03.2008г. № 63 должностными лицами антимонопольного органа проведено контрольное мероприятие по проверке ОАО «Азиатско-Тихоокеанский банк».
5 июня 2008 года Комиссия УФАС по Амурской области вынесла решение по делу № Р-28/11 2008. В соответствии с решением была признана ненадлежащей реклама ОАО «Азиатско-Тихоокеанский банк» распространенная в декабре 2007 года на территории Амурской области, Еврейской автономной области, Читинской области, Республики Бурятия, Республики Саха (Якутия), Приморского края, Хабаровского края. Была признана ненадлежащей реклама «Кредит «Новогодний», «Кредит «Для всех 12 %», «Кредит АТБ-Партнер», «Их осталось всего 12», «Кредиты на приобретение бытовой техники и товаров длительного пользования», «Ипотека от 9 %». В решении указаны следующие обстоятельства.
В рекламе: «Кредит Новогодний»: указано только одно условие выдачи кредитов - максимальная сумма кредита (до 150 ООО рублей); «Кредит «Для всех 12%»: отсутствуют следующие условия по выдаче кредитов
- сведения о страховании, его размерах (полиграфическая продукция); требования к заёмщику (гражданство РФ, возраст от 21 года до 65 лет и др.);
«Кредит «АТБ-Партнер»: отсутствуют следующие условия по выдаче кредитов
- сведения о страховании, его размерах; сведения о размере комиссии за частично досрочное гашение кредита не в дату платежа, определенную договором (500 руб.); требования к заёмщику (гражданство РФ, возраст от 21 года до 65 лет и др.);
«Их осталось всего 12...»: отсутствуют следующие условия по выдаче кредитов - сведения о максимальном сроке кредитования (до 60 мес); требования к заемщику (гражданство РФ, возраст от 21 года до 65 лет и др.);
кредиты на приобретение бытовой техники и товаров длительного пользования: указано только одно условие выдачи кредитов - минимальный размер годовой процентной ставки по кредиту (от 12% годовых);
«Ипотека от 9%»: отсутствуют следующие условия по выдаче кредитов -сведения о страховании, его размерах; сведения о необходимости наличия достаточного количества собственных средств для оплаты операционных сборов для оформления сделки (оценка недвижимости и др.); требования к заемщику (гражданство РФ, возраст от 18 до 75 лет, проживание и регистрация на территории присутствия Банка, стаж работы на последнем месте работы не менее 6-х месяцев и др.).
Вышеуказанная реклама Банка противоречит требованиям части 3 статьи 28; пункта 2 части 2 статьи 28; части 7 статьи 5 Закона «О рекламе».
В соответствии с частью 1 статья 5 Закона «О рекламе» реклама должна быть достоверной. Недостоверная реклама не допускается. Согласно пункту 4 части 3 статьи 5 Закона «О рекламе» недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о стоимости или цене товара, порядке его оплаты, размере скидок, тарифов и других условиях приобретения товара.
Вместе с тем, по смыслу рекламы «Азиатско-Тихоокеанский банк» (ОАО) «Кредит «Для всех 12%», услуги по предоставлению потребительских кредитов предоставляются всем обратившимся в Банк лицам. Согласно статье 21 ГК РФ гражданская дееспособность, то есть способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их возникает в полном объеме с наступлением совершеннолетия, то есть по достижении восемнадцатилетнего возраста. Тогда как действительные условия кредитования содержат ограничения по возрасту заемщика от 21 до 65 лет (сведения, содержащиеся в графе № 13 строки № 5 таблицы под заголовком «Данные о фактических условиях потребительского кредитования «Азиатско-Тихоокеанский банк» (ОАО) по состоянию на декабрь 2007 года» заполненной Банком в ходе вышеуказанного контрольного мероприятия).
Следовательно, вышеуказанная реклама «Азиатско-Тихоокеанский Банк» (ОАО) «Кредит «Для всех 12%», является недостоверной рекламой, поскольку содержит не соответствующие сведения об условиях приобретения товара всеми дееспособными гражданами: (Для всех...).
Кроме того, в рекламе Банка «Кредит «Для всех 12%», распространённой:
в декабре 2007 года на территории Амурской области указано: «...До 100 ООО руб. Без справок и поручительства. Условия КРЕДИТА: От 15 ООО рублей до 100 000 рублей включительно без обеспечения, без страхования, на срок до 5 лет, ставка составит 12% годовых. Тел.: 2-33-44...»; «...До 150 000 руб. Без справок и поручительства! Условия КРЕДИТА: От 15 000 рублей до 150 000 рублей включительно без обеспечения, без страхования, на срок до 5 лет, ставка составит 12% годовых...»;
в феврале-марте 2008 года на территории Республики Бурятия указано: «...До 100 000 руб. Без справок и поручительства! Ваш Банк т. (3012) 211-311... Условия КРЕДИТА: От 15 000 рублей до 100 000 рублей включительно без обеспечения, без страхования, на срок до 5 лет, ставка составит 12% годовых...».
Тогда как при получении данного банковского продукта предусмотрено осуществление страхования жизни и здоровья заёмщика по условиям страховой компании (сведения, содержащиеся в графе № 10 строки № 5 таблицы под заголовком «Данные о фактических условиях потребительского кредитования «Азиатско-Тихоокеанский банк» (ОАО) по состоянию на декабрь 2007 года», заполненной Банком в ходе вышеуказанного контрольного мероприятия).
Следовательно, вышеуказанная реклама «Азиатско-Тихоокеанский Банк» (ОАО) «Кредит «Для всех 12%», содержит не соответствующие сведения о стоимости или цене товара, размере тарифов и других условиях приобретения товара: «без страхования».
Оценив изложенные обстоятельства, суд считает, что требования заявителя подлежат удовлетворению в части по следующим основаниям.
На основании ч. 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно статье 3 Федерального закона «О рекламе», реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Законом о рекламе установлен запрет на недобросовестную рекламу. К недобросовестной, в силу пункта 7 статьи 5 Закона о рекламе отнесена реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
В соответствии со статьей 28 Федерального закона «О рекламе» реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги. Реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.
Если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита, пользованием им и погашением кредита, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие фактическую стоимость кредита для заемщика и влияющие на нее.
Судом установлено, что в распространенной банком рекламе по предоставлению денежных средств в кредит, направленной на формирование у потребителей желания ими воспользоваться, указана лишь часть условий кредитного договора. При этом в нарушение требований приведенных выше норм Федерального закона «О рекламе» в распространённой банком рекламе не указаны такие условия, как требования к заёмщику (гражданство РФ, возраст от 21 до 65 лет) («Кредит «Для всех 12 %», «Кредит «АТБ-Партнер», «Кредит «Их осталось всего 12»), требования к заёмщику (гражданство РФ, возраст от 18 до 75 лет, проживание и регистрация на территории присутствия Банка, стаж работы на последнем месте работы не менее 6 месяцев) («Кредит «Ипотека от 9 %»), сведения о страховании, его размерах («Кредит «Для всех 12 %», «Кредит «АТБ-Партнер», «Кредит «Ипотека от 9 %»), сведения о максимальном сроке кредитования («Кредит «Их осталось всего 12»), сведения о необходимости наличия достаточного количества собственных средств для оплаты операционных сборов для оформления сделки (оценка недвижимости) («Кредит «Ипотека от 9 %»).
Перечисленные обстоятельства установлены судом путём сопоставления содержания рекламы кредитов с «Данными о фактических условиях потребительского кредитования Азиатско-Тихоокеанский Банк (ОАО) по состоянию на декабрь 2007 года» предоставленными банком антимонопольному органу.
Суд признает обоснованным довод заявителя об отсутствии необходимости указания в рекламе сведений о размере комиссии за частично досрочное погашение кредита не в дату платежа, определенную договором, в связи с тем, что данный платеж зависит от соблюдения заёмщиком условий договора, а, следовательно, не может быть признан фактической стоимостью кредита для заёмщика. Указанный вывод подтверждается Указанием Центрального Банка РФ № 2008-У. Однако, по кредиту «АТБ-Партнер» заявителем также не были указаны иные условия, влияющие на фактическую стоимость кредита для заёмщика, то есть нарушение ст. 28 Федерального закона «О рекламе» подтверждается.
На основании изложенного заявителем нарушены требования ст. 28 Федерального закона «О рекламе».
Суд признает обоснованным довод ответчика о нарушении Федерального закона «О рекламе» при рекламировании «Кредита «Для всех 12 %».
Из смысла рекламы следует, что кредит предоставляется всем обратившимся в банк лицам. Действительные условия кредитования указанные в «Данных о фактических условиях потребительского кредитования Азиатско-Тихоокеанский Банк (ОАО) по состоянию на декабрь 2007 года» содержат ограничения по возрасту заёмщиков от 21 до 65 лет.
Кроме того, в указанной рекламе предусмотрено условие «без страхования», однако «Данными о фактических условиях потребительского кредитования Азиатско-Тихоокеанский Банк (ОАО) по состоянию на декабрь 2007 года» предусмотрено страхование жизни и здоровья заёмщика по условиям страховой компании.
Следовательно, вышеуказанная реклама Азиатско-Тихоокеанский банк является недостоверной рекламой, поскольку содержит не соответствующие действительности сведения об условиях приобретения товара всеми дееспособными гражданами, а также об условии получения кредита «Без страхования».
Довод заявителя по кредиту «Ипотека от 9 %» о том, что антимонопольным органом не доказано, что обязанность оценки недвижимости вытекает из условий кредитного договора судом отклонен, в связи с тем, что данное условие (наличие достаточного количества собственных средств для оплаты операционных сборов для оформления сделки) указано в предоставленной банком информации для клиентов размещенной на стендах в отделениях г. Благовещенска, то есть указанная информация имелась на стендах, но данной информации не содержали макет наружной рекламы «Ипотека», флаер 1/3 А 4 «Ипотека», плакат А 3 «Ипотека».
Довод заявителя о не получении акта проверки судом отклонен, поскольку акт проверки содержит запись «С актом ознакомлен, 1 экземпляр акта на 8 страницах получил, от подписи отказался», следовательно, банк мог реализовать свое право на получение акта проверки.
Доводы заявителя связанные с «Кредитом «Новогодний» и «Кредитом на приобретение бытовой техники и товаров длительного пользования» суд признает обоснованными.
Из текста рекламы «Кредит «Новогодний» следует, что банком предлагается кредит до 150000 рублей.
Из текста рекламы «Кредит на приобретение бытовой техники и товаров длительного пользования» следует, что банком указан минимальный размер годовой процентной ставки по кредиту от 12 % годовых.
В указанной рекламе не содержится определенных условий банковских услуг, а указаны лишь минимальный размер процентной ставки кредиту, максимальный размер суммы кредита, которые формируют интерес и побуждают потребителя обратиться в соответствующий орган за подробной информацией.
Указанная реклама не содержит информации об определенных условиях по вкладам, а лишь указывает сведения о возможности получения кредита с размером до 150000 рублей («Кредит Новогодний»), минимальном размере годовой процентной ставки (от 12 % годовых) без указания конкретных процентов по кредитам, что не является существенным условием, влияющим на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица.
Таким образом, указание в рекламе максимально возможной суммы кредита, а также минимальной годовой процентной ставки по кредиту не является существенным условием, влияющим на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, в связи с чем в действиях банка отсутствуют признаки нарушения ст. 28 Федерального закона «О рекламе».
Довод заявителя о не распространении рекламы «Кредит на приобретение бытовой техники и товаров длительного пользования» подлежит отклонению по следующим основаниям.
При проведении проверки антимонопольный орган письмом от 19.03.2008г. № 02/03-787 запросил документы по рекламе услуг по предоставлению кредитов (исчерпывающий перечень) распространённую банком в декабре 2007 года.
Банк на запрос антимонопольного органа письмом от 21.03.2008г. № 03-192/юд сообщил о невозможности представления информации и попросил отложить срок предоставления документов до 04.04.2008г.
Антимонопольный орган удовлетворил ходатайство банка, продлил срок проведения контрольного мероприятия до 04.04,2008г.
Согласно приложению № 18.6 к перечню рекламных материалов распространяемых в декабре 2007 года по кредитам банком была размещена информация на стендах в отделениях в г. Благовещенске о кредитах на приобретение бытовой техники следующего содержания «Зачем копить на необходимые в быту вещи? Они могут послужить Вам уже сейчас! ВАШ БАНК ПРЕДЛАГАЕТ ВАМ КРЕДИТЫ НА ПРИОБРЕТЕНИЕ БЫТОВОЙ ТЕХНИКИ И ТОВАРОВ ДЛИТЕЛЬНОГО ПОЛЬЗОВАНИЯ. БЕЗ ПЕРВОНАЧАЛЬНОГО ВЗНОСА! Данный вид кредита Вы можете получить по сниженной процентной ставке всего от 12 % годовых! АЗИАТСКО-ТИХООКЕАНСКИЙ БАНК». Указанные обстоятельства подтверждают распространение спорной рекламы.
В соответствии со статьёй 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие)
государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными. В резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц должно содержаться, в частности, указание на обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Частью 8 статьи 201 АПК РФ предусмотрено, что со дня принятия решения арбитражного суда о признании недействительным ненормативного правового акта полностью или в части указанный акт или отдельные его положения не подлежат применению.
Так как оспариваемое решение признано недействительным в части, следовательно, не подлежащим применению, суд считает, что права заявителя восстановлены, в связи с чем указание в резолютивной части решения на обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя не производится.
Заявителем при обращении в суд уплачена государственная пошлина 2000 рублей, требования заявителя в части удовлетворены, следовательно, на основании ст. ПО АПК РФ уплаченная государственная пошлина подлежит взысканию с ответчика в пользу заявителя.
Руководствуясь статьями ПО, 167-170, 180, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

                                                                      РЕШИЛ :
Признать незаконным как не соответствующее Федеральному закону «О рекламе» решение Управления Федеральной антимонопольной службы России по Амурской области от 05.06,2008г. № Р-28/11 2008 в части признания ненадлежащей рекламы п. 1.1 «Кредит «Новогодний», 1.5 «Кредит на приобретение бытовой техники и товаров длительного пользования». В остальной части в удовлетворении требований отказать. Взыскать с Управления Федеральной антимонопольной службы России по Амурской области в пользу ОАО «Азиатско-Тихоокеанский банк» расходы по уплате государственной пошлины 2000 рублей.
Решение может быть обжаловано в месячный срок в Шестой арбитражный апелляционный суд (г. Хабаровск), либо в двухмесячный срок после вступления его в законную силу - в Федеральный Арбитражный суд Дальневосточного округа (г. Хабаровск) Через Арбитражный суд Амурской области

 

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

РЕШЕНИЕ
Арбитражный суд Амурской области
675023, г. Благовещенск, ул. Ленина, 163
http://amuras.arbitr.ru
Дело № А04-7480/08-25/226    г. Благовещенск « 11 » декабря 2008г.

Резолютивная часть решения оглашена 4 декабря 2008 года, решение в полном объёме изготовлено 11 декабря 2008 года.

Арбитражный суд в составе судьи ***
Рассмотрев в судебном заседании заявление ОАО «Азиатско-Тихоокеанский банк» к Управлению Федеральной антимонопольной службы России по Амурской области о признании незаконным решения
Протокол вел: секретарь ***

установил:

В арбитражный суд Амурской области обратилось ОАО «Азиатско-Тихоокеанский банк» (далее по тексту банк) с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы России по Амурской области (далее по тексту УФАС по Амурской области) о признании незаконным решения от 05.06.2008г. № Р-28/11 2008.
В обоснование своих требований заявитель указал, что оспариваемым решением реклама банка была признана ненадлежащей. Считает решение незаконным по следующим основаниям. В соответствии со ст. 30 Федерального закона «О банках и банковской деятельности», Указанием Банка России от 13.05.2008г. № 2008-У предусмотрено понятие полная стоимость кредита (далее по тексту ПСК), платежи, формирующие полную стоимость кредита, являются условиями, которые влияют на фактическую стоимость кредита. Из анализа условий, формирующих платежи, включенные в ПСК видно, что такие платежи зависят от размеров и сроков. Таким образом, именно размер и срок платежа является определяющим в формировании фактической стоимости кредита.
Согласно Указанию № 2008-У сумма кредита не влияет на ПСК, не влияет на фактические расходы заемщика и не может влиять на них, т.к. напрямую зависит от размеров (процентных ставок, размеров комиссий и т.д.) и сроков тех или иных платежей. При равенстве сумм двух кредитов, ПСК по этим кредитам может отличаться в зависимости размеров и сроков платежей. От суммы разница в ПСК по двум кредитам в зависимость не ставится.

Следовательно, в рекламе кредитов допустимо указывать те условия, которые не влияют на фактическую стоимость кредита, такие как сумма кредита, и не указывать остальные. В связи с чем отсутствует нарушение ст. 28 Федерального закона «О рекламе» при указании в рекламе кредита «Новогодний» максимальной суммы кредита (до 150000 рублей).
Законодательство о рекламе не содержит обязанности кредитных организаций указывать наименование лиц, страхующих риски невозврата кредита, банк не вправе запретить заёмщику страховать жизнь и здоровье в любой на выбор заёмщика страховой компании.
Слова «для всех» в названии кредитного продукта «Кредит для всех», является его наименованием и не подразумевает предоставление данного кредита лицам, которые в соответствии с гражданским законодательством не могут выступать заёмщиками.
При этом интересы банка застрахованы нормами ГК РФ о том, что банк вправе отказаться от предоставления заёмщику предусмотренного кредитным договором кредита полностью или частично при наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что предоставленная заёмщику сумма не будет возвращена в срок.
Требование антимонопольного органа о необходимости размещения в рекламе информации о праве банка на отказ в предоставлении рекламируемой услуги не соответствует законодательству, данное право предоставлено кредитной организации в силу статей 819-821 ГК РФ.
Поскольку Указанием № 2008-У предусмотрено, что в полную стоимость кредита не включаются предусмотренные кредитным договором платежи заёмщика по обслуживанию кредита, величина и (или) сроки уплаты которых зависят от решения заёмщика и (или) варианта его поведения, в частности комиссия за частичное (полное) досрочное погашение кредита, считает, что в рекламе кредитов допустимо не указывать те условия, которые не влияют на фактическую стоимость кредита, такие как комиссия за частичное (полное) досрочное погашение кредита.
Любые условия кредитования, изложенные в договоре и тарифах банка, могут быть изменены заёмщиком, путем предоставления банку протокола разногласий. Банк может кредитовать заёмщиков на любой срок, вплоть до 50, 70 лет, в связи с чем условие о максимальном сроке кредита отсутствует как таковое.
Программа кредитования «на приобретение бытовой техники и товаров длительного пользования» в банке не принималась и такое понятие не используется, данная реклама банком не распространялась. Акт проверки от 08.04.2008г. № 6-А банку не представлен в нарушение Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)».
По кредиту «Ипотека от 9 %» УФАС по Амурской области не доказано, что обязанность оценки недвижимости вытекает из условий кредитного договора.
Ответчик требования заявителя не признал. Указал, что согласно требованиям ст. 30 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» и Указаний ЦБ РФ № 2008-У расчет полной (фактической) стоимости кредита определяется исходя из суммы кредита и срока кредитования. Следовательно, как сумма кредита так и срок кредитования напрямую определяют фактическую стоимость кредита для заёмщика и влияют на неё.
Согласно графе 13 строки 5 таблицы «Данные о фактических условиях потребительского кредитования по состоянию на декабрь 2007 года» по кредиту «Для всех 12 %» существуют ограничения по возрасту заёмщика от 21 года до 65 лет, следовательно, реклама содержит не соответствующие действительности сведения об условиях приобретения товара всеми дееспособными гражданами («... Для всех ...»). По кредиту «АТБ-Партнер» указанной таблицей предусмотрены требования о страховании жизни и здоровья заёмщика по условиям страховой компании, требования к заёмщику: гражданство РФ, возраст от 21 года до 65 лет и др. - проживание и регистрация на территории присутствия банка, положительная кредитная история без замечаний в АТБ, стаж на последнем месте работы не менее 3 мес. По кредиту «Их осталось всего 12 ...» также установлены аналогичные требования к заёмщику, а также предусмотрен максимальный срок кредитования - 60 мес. По кредиту «Ипотека от 9 %» установлены аналогичные требования к заёмщику, а также комплексное ипотечное страхование по условиям страховой компании.
Реклама «Кредиты на приобретение бытовой техники и товаров длительного пользования» распространялась ОАО «Азиатско-Тихоокеанский банк» в виде информации на стендах в помещениях указанного банка.
Исследовав материалы дела, суд установил следующие обстоятельства.
На основании приказа и.о. руководителя УФАС по Амурской области от 19.03.2008г. № 63 должностными лицами антимонопольного органа проведено контрольное мероприятие по проверке ОАО «Азиатско-Тихоокеанский банк».
5 июня 2008 года Комиссия УФАС по Амурской области вынесла решение по делу № Р-28/11 2008. В соответствии с решением была признана ненадлежащей реклама ОАО «Азиатско-Тихоокеанский банк» распространенная в декабре 2007 года на территории Амурской области, Еврейской автономной области, Читинской области, Республики Бурятия, Республики Саха (Якутия), Приморского края, Хабаровского края. Была признана ненадлежащей реклама «Кредит «Новогодний», «Кредит «Для всех 12 %», «Кредит АТБ-Партнер», «Их осталось всего 12», «Кредиты на приобретение бытовой техники и товаров длительного пользования», «Ипотека от 9 %». В решении указаны следующие обстоятельства.
В рекламе: «Кредит Новогодний»: указано только одно условие выдачи кредитов - максимальная сумма кредита (до 150 ООО рублей); «Кредит «Для всех 12%»: отсутствуют следующие условия по выдаче кредитов
- сведения о страховании, его размерах (полиграфическая продукция); требования к заёмщику (гражданство РФ, возраст от 21 года до 65 лет и др.);
«Кредит «АТБ-Партнер»: отсутствуют следующие условия по выдаче кредитов
- сведения о страховании, его размерах; сведения о размере комиссии за частично досрочное гашение кредита не в дату платежа, определенную договором (500 руб.); требования к заёмщику (гражданство РФ, возраст от 21 года до 65 лет и др.);
«Их осталось всего 12...»: отсутствуют следующие условия по выдаче кредитов - сведения о максимальном сроке кредитования (до 60 мес); требования к заемщику (гражданство РФ, возраст от 21 года до 65 лет и др.);
кредиты на приобретение бытовой техники и товаров длительного пользования: указано только одно условие выдачи кредитов - минимальный размер годовой процентной ставки по кредиту (от 12% годовых);
«Ипотека от 9%»: отсутствуют следующие условия по выдаче кредитов -сведения о страховании, его размерах; сведения о необходимости наличия достаточного количества собственных средств для оплаты операционных сборов для оформления сделки (оценка недвижимости и др.); требования к заемщику (гражданство РФ, возраст от 18 до 75 лет, проживание и регистрация на территории присутствия Банка, стаж работы на последнем месте работы не менее 6-х месяцев и др.).
Вышеуказанная реклама Банка противоречит требованиям части 3 статьи 28; пункта 2 части 2 статьи 28; части 7 статьи 5 Закона «О рекламе».
В соответствии с частью 1 статья 5 Закона «О рекламе» реклама должна быть достоверной. Недостоверная реклама не допускается. Согласно пункту 4 части 3 статьи 5 Закона «О рекламе» недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о стоимости или цене товара, порядке его оплаты, размере скидок, тарифов и других условиях приобретения товара.
Вместе с тем, по смыслу рекламы «Азиатско-Тихоокеанский банк» (ОАО) «Кредит «Для всех 12%», услуги по предоставлению потребительских кредитов предоставляются всем обратившимся в Банк лицам. Согласно статье 21 ГК РФ гражданская дееспособность, то есть способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их возникает в полном объеме с наступлением совершеннолетия, то есть по достижении восемнадцатилетнего возраста. Тогда как действительные условия кредитования содержат ограничения по возрасту заемщика от 21 до 65 лет (сведения, содержащиеся в графе № 13 строки № 5 таблицы под заголовком «Данные о фактических условиях потребительского кредитования «Азиатско-Тихоокеанский банк» (ОАО) по состоянию на декабрь 2007 года» заполненной Банком в ходе вышеуказанного контрольного мероприятия).
Следовательно, вышеуказанная реклама «Азиатско-Тихоокеанский Банк» (ОАО) «Кредит «Для всех 12%», является недостоверной рекламой, поскольку содержит не соответствующие сведения об условиях приобретения товара всеми дееспособными гражданами: (Для всех...).
Кроме того, в рекламе Банка «Кредит «Для всех 12%», распространённой:
в декабре 2007 года на территории Амурской области указано: «...До 100 ООО руб. Без справок и поручительства. Условия КРЕДИТА: От 15 ООО рублей до 100 000 рублей включительно без обеспечения, без страхования, на срок до 5 лет, ставка составит 12% годовых. Тел.: 2-33-44...»; «...До 150 000 руб. Без справок и поручительства! Условия КРЕДИТА: От 15 000 рублей до 150 000 рублей включительно без обеспечения, без страхования, на срок до 5 лет, ставка составит 12% годовых...»;
в феврале-марте 2008 года на территории Республики Бурятия указано: «...До 100 000 руб. Без справок и поручительства! Ваш Банк т. (3012) 211-311... Условия КРЕДИТА: От 15 000 рублей до 100 000 рублей включительно без обеспечения, без страхования, на срок до 5 лет, ставка составит 12% годовых...».
Тогда как при получении данного банковского продукта предусмотрено осуществление страхования жизни и здоровья заёмщика по условиям страховой компании (сведения, содержащиеся в графе № 10 строки № 5 таблицы под заголовком «Данные о фактических условиях потребительского кредитования «Азиатско-Тихоокеанский банк» (ОАО) по состоянию на декабрь 2007 года», заполненной Банком в ходе вышеуказанного контрольного мероприятия).
Следовательно, вышеуказанная реклама «Азиатско-Тихоокеанский Банк» (ОАО) «Кредит «Для всех 12%», содержит не соответствующие сведения о стоимости или цене товара, размере тарифов и других условиях приобретения товара: «без страхования».
Оценив изложенные обстоятельства, суд считает, что требования заявителя подлежат удовлетворению в части по следующим основаниям.
На основании ч. 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно статье 3 Федерального закона «О рекламе», реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Законом о рекламе установлен запрет на недобросовестную рекламу. К недобросовестной, в силу пункта 7 статьи 5 Закона о рекламе отнесена реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
В соответствии со статьей 28 Федерального закона «О рекламе» реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги. Реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.
Если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита, пользованием им и погашением кредита, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие фактическую стоимость кредита для заемщика и влияющие на нее.
Судом установлено, что в распространенной банком рекламе по предоставлению денежных средств в кредит, направленной на формирование у потребителей желания ими воспользоваться, указана лишь часть условий кредитного договора. При этом в нарушение требований приведенных выше норм Федерального закона «О рекламе» в распространённой банком рекламе не указаны такие условия, как требования к заёмщику (гражданство РФ, возраст от 21 до 65 лет) («Кредит «Для всех 12 %», «Кредит «АТБ-Партнер», «Кредит «Их осталось всего 12»), требования к заёмщику (гражданство РФ, возраст от 18 до 75 лет, проживание и регистрация на территории присутствия Банка, стаж работы на последнем месте работы не менее 6 месяцев) («Кредит «Ипотека от 9 %»), сведения о страховании, его размерах («Кредит «Для всех 12 %», «Кредит «АТБ-Партнер», «Кредит «Ипотека от 9 %»), сведения о максимальном сроке кредитования («Кредит «Их осталось всего 12»), сведения о необходимости наличия достаточного количества собственных средств для оплаты операционных сборов для оформления сделки (оценка недвижимости) («Кредит «Ипотека от 9 %»).
Перечисленные обстоятельства установлены судом путём сопоставления содержания рекламы кредитов с «Данными о фактических условиях потребительского кредитования Азиатско-Тихоокеанский Банк (ОАО) по состоянию на декабрь 2007 года» предоставленными банком антимонопольному органу.
Суд признает обоснованным довод заявителя об отсутствии необходимости указания в рекламе сведений о размере комиссии за частично досрочное погашение кредита не в дату платежа, определенную договором, в связи с тем, что данный платеж зависит от соблюдения заёмщиком условий договора, а, следовательно, не может быть признан фактической стоимостью кредита для заёмщика. Указанный вывод подтверждается Указанием Центрального Банка РФ № 2008-У. Однако, по кредиту «АТБ-Партнер» заявителем также не были указаны иные условия, влияющие на фактическую стоимость кредита для заёмщика, то есть нарушение ст. 28 Федерального закона «О рекламе» подтверждается.
На основании изложенного заявителем нарушены требования ст. 28 Федерального закона «О рекламе».
Суд признает обоснованным довод ответчика о нарушении Федерального закона «О рекламе» при рекламировании «Кредита «Для всех 12 %».
Из смысла рекламы следует, что кредит предоставляется всем обратившимся в банк лицам. Действительные условия кредитования указанные в «Данных о фактических условиях потребительского кредитования Азиатско-Тихоокеанский Банк (ОАО) по состоянию на декабрь 2007 года» содержат ограничения по возрасту заёмщиков от 21 до 65 лет.
Кроме того, в указанной рекламе предусмотрено условие «без страхования», однако «Данными о фактических условиях потребительского кредитования Азиатско-Тихоокеанский Банк (ОАО) по состоянию на декабрь 2007 года» предусмотрено страхование жизни и здоровья заёмщика по условиям страховой компании.
Следовательно, вышеуказанная реклама Азиатско-Тихоокеанский банк является недостоверной рекламой, поскольку содержит не соответствующие действительности сведения об условиях приобретения товара всеми дееспособными гражданами, а также об условии получения кредита «Без страхования».
Довод заявителя по кредиту «Ипотека от 9 %» о том, что антимонопольным органом не доказано, что обязанность оценки недвижимости вытекает из условий кредитного договора судом отклонен, в связи с тем, что данное условие (наличие достаточного количества собственных средств для оплаты операционных сборов для оформления сделки) указано в предоставленной банком информации для клиентов размещенной на стендах в отделениях г. Благовещенска, то есть указанная информация имелась на стендах, но данной информации не содержали макет наружной рекламы «Ипотека», флаер 1/3 А 4 «Ипотека», плакат А 3 «Ипотека».
Довод заявителя о не получении акта проверки судом отклонен, поскольку акт проверки содержит запись «С актом ознакомлен, 1 экземпляр акта на 8 страницах получил, от подписи отказался», следовательно, банк мог реализовать свое право на получение акта проверки.
Доводы заявителя связанные с «Кредитом «Новогодний» и «Кредитом на приобретение бытовой техники и товаров длительного пользования» суд признает обоснованными.
Из текста рекламы «Кредит «Новогодний» следует, что банком предлагается кредит до 150000 рублей.
Из текста рекламы «Кредит на приобретение бытовой техники и товаров длительного пользования» следует, что банком указан минимальный размер годовой процентной ставки по кредиту от 12 % годовых.
В указанной рекламе не содержится определенных условий банковских услуг, а указаны лишь минимальный размер процентной ставки кредиту, максимальный размер суммы кредита, которые формируют интерес и побуждают потребителя обратиться в соответствующий орган за подробной информацией.
Указанная реклама не содержит информации об определенных условиях по вкладам, а лишь указывает сведения о возможности получения кредита с размером до 150000 рублей («Кредит Новогодний»), минимальном размере годовой процентной ставки (от 12 % годовых) без указания конкретных процентов по кредитам, что не является существенным условием, влияющим на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица.
Таким образом, указание в рекламе максимально возможной суммы кредита, а также минимальной годовой процентной ставки по кредиту не является существенным условием, влияющим на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, в связи с чем в действиях банка отсутствуют признаки нарушения ст. 28 Федерального закона «О рекламе».
Довод заявителя о не распространении рекламы «Кредит на приобретение бытовой техники и товаров длительного пользования» подлежит отклонению по следующим основаниям.
При проведении проверки антимонопольный орган письмом от 19.03.2008г. № 02/03-787 запросил документы по рекламе услуг по предоставлению кредитов (исчерпывающий перечень) распространённую банком в декабре 2007 года.
Банк на запрос антимонопольного органа письмом от 21.03.2008г. № 03-192/юд сообщил о невозможности представления информации и попросил отложить срок предоставления документов до 04.04.2008г.
Антимонопольный орган удовлетворил ходатайство банка, продлил срок проведения контрольного мероприятия до 04.04,2008г.
Согласно приложению № 18.6 к перечню рекламных материалов распространяемых в декабре 2007 года по кредитам банком была размещена информация на стендах в отделениях в г. Благовещенске о кредитах на приобретение бытовой техники следующего содержания «Зачем копить на необходимые в быту вещи? Они могут послужить Вам уже сейчас! ВАШ БАНК ПРЕДЛАГАЕТ ВАМ КРЕДИТЫ НА ПРИОБРЕТЕНИЕ БЫТОВОЙ ТЕХНИКИ И ТОВАРОВ ДЛИТЕЛЬНОГО ПОЛЬЗОВАНИЯ. БЕЗ ПЕРВОНАЧАЛЬНОГО ВЗНОСА! Данный вид кредита Вы можете получить по сниженной процентной ставке всего от 12 % годовых! АЗИАТСКО-ТИХООКЕАНСКИЙ БАНК». Указанные обстоятельства подтверждают распространение спорной рекламы.
В соответствии со статьёй 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие)
государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными. В резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц должно содержаться, в частности, указание на обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Частью 8 статьи 201 АПК РФ предусмотрено, что со дня принятия решения арбитражного суда о признании недействительным ненормативного правового акта полностью или в части указанный акт или отдельные его положения не подлежат применению.
Так как оспариваемое решение признано недействительным в части, следовательно, не подлежащим применению, суд считает, что права заявителя восстановлены, в связи с чем указание в резолютивной части решения на обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя не производится.
Заявителем при обращении в суд уплачена государственная пошлина 2000 рублей, требования заявителя в части удовлетворены, следовательно, на основании ст. ПО АПК РФ уплаченная государственная пошлина подлежит взысканию с ответчика в пользу заявителя.
Руководствуясь статьями ПО, 167-170, 180, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

                                                                      РЕШИЛ :
Признать незаконным как не соответствующее Федеральному закону «О рекламе» решение Управления Федеральной антимонопольной службы России по Амурской области от 05.06,2008г. № Р-28/11 2008 в части признания ненадлежащей рекламы п. 1.1 «Кредит «Новогодний», 1.5 «Кредит на приобретение бытовой техники и товаров длительного пользования». В остальной части в удовлетворении требований отказать. Взыскать с Управления Федеральной антимонопольной службы России по Амурской области в пользу ОАО «Азиатско-Тихоокеанский банк» расходы по уплате государственной пошлины 2000 рублей.
Решение может быть обжаловано в месячный срок в Шестой арбитражный апелляционный суд (г. Хабаровск), либо в двухмесячный срок после вступления его в законную силу - в Федеральный Арбитражный суд Дальневосточного округа (г. Хабаровск) Через Арбитражный суд Амурской области

 

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => №А04-7480/08-25/226 от 11.12.2008 [format] => [safe_value] => №А04-7480/08-25/226 от 11.12.2008 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

Арбитражный суд в составе судьи *** рассмотрев в судебном заседании заявление ОАО «Азиатско-Тихоокеанский банк» К Управлению Федеральной антимонопольной службы России по Амурской области о признании незаконным решения

[format] => full_html [safe_value] =>

Арбитражный суд в составе судьи *** рассмотрев в судебном заседании заявление ОАО «Азиатско-Тихоокеанский банк» К Управлению Федеральной антимонопольной службы России по Амурской области о признании незаконным решения

) ) ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 13 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 13 [vid] => 3 [name] => Судебные решения [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 5 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 5 [vid] => 6 [name] => Контроль рекламы и недобросовестной конкуренции [description] => [format] => full_html [weight] => 6 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2008-12-12 03:47:00 [timezone] => Asia/Sakhalin [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2008-12-11 03:47:00 [timezone] => Asia/Sakhalin [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1323057191 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Амурское УФАС России )