Решение Арбитражного суда Амурской области по делу №А04-1342/2010

Номер дела: № А04-1342/2010
Дата публикации: 28 мая 2010, 16:09
Арбитражный суд Амурской области 675023,
г. Благовещенск, ул. Ленина, д. 163
тел. (4162) 59-59-00, факс (4162) 51-83-48
Решение

г. Благовещенск                                Дело № А04-13 42/2010

24 мая 2010 года

Резолютивная часть решения объявлена 17 мая 2010 года. Полный текст решения изготовлен 24 мая 2010 года.
Арбитражный суд Амурской области
в составе: судьи <…>
при ведении протокола судебного заседания <…>.
рассмотрев   в   судебном   заседании   заявление   администрации   города
Свободного
к Управлению Федеральной антимонопольной службы РФ по Амурской области
о признании незаконными решения и предписания
3-й лица: Свободненский городской Совет народных депутатов; МУП «Дорожник»; ООО «Обрядовые услуги» при участии в заседании:
от заявителя: <…>. начальник юридического отдела по доверенности от 11.01.2010 № 06, паспорт;    <…>. ведущий специалист юридического отдела по доверенности <…>, паспорт; от ответчика: <…>
 от 11.12.2009 № 24, удостоверение № 3021; <…>;
от Свободненского городского Совета народных депутатов: <…>;
от ООО «Обрядовые услуги»: <…>. - директор, паспорт;
МУП «Дорожник»; не явились, извещены.
установил:
В Арбитражный суд Амурской области обратилась администрация города Свободного (далее по тексту - заявитель, администрация) с заявлением о признании незаконным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Амурской области (далее по тексту - ответчик, УФАС по Амурской области) от 25 декабря 2009 года и предписания от 25 декабря 2009 года № 4.
В обоснование заявленных требований указал, что администрация не наделяла постановлением от 18.08.2009 № 1202 функциями органа местного самоуправления в части отвода земельных участков под захоронения, ведение книги учета умерших и считает, что не нарушила часть 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции. Считает, что указанное постановление не приводит или не может привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, а равно к ограничению свободного перемещения товаров (работ), свободы экономической деятельности, так как ООО «Обрядовые услуги» не представило доказательств, что указанное постановление привело и должно было привести его к ограничению на рынке ритуальных услуг, а также нарушению прав администрацией.
Ответчик указал, что Закон о погребении не дает право органу местного самоуправления принимать акты или осуществлять действия, которые создавали бы преимущественные условия для деятельности МУП «Дорожник» г.Свободный по отношению к другим хозяйствующим субъектам.
В силу закона запрещается наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, иных органов власти, органов местного самоуправления. При установлении факта наделения хозяйствующих субъектов функциями федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, иных органов власти, органов местного самоуправления не требуется дополнительное доказывание влияния такого наделения на конкуренцию.
Ответчик пояснил, что администрации на основании решения Комиссии Амурского УФАС России выдано предписание № 4 о прекращении нарушения антимонопольного законодательства в срок до 01.02.2010. Администрация г. Свободный письмом от 02.02.2010 информировало Амурское УФ АС России об исполнении предписания № 4 от 25.12.2009 с приложением постановления Администрации г.Свободный от 01.02.2010 № 94 «О внесении изменений в постановление Администрации города от 18.08.2009 № 1202 «О специализированной службе по вопросам похоронного дела». Согласно указанному постановлению пункт 2 Постановления Администрации города Свободного от 18.08.2009 № 1202 «О специализированной службе по вопросам похоронного дела» следует считать утратившим силу.
Амурское УФАС России считает, что Администрация г.Свободный, совершив действия по прекращению нарушения антимонопольного законодательства согласно предписанию № 4 по делу № А-15/452009, фактически признало факт нарушения части 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
Свободненский городской Совет народных депутатов, привлеченный к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора в отзыве указал, что поддерживает позицию администрации. Считает, что администрация постановлением № 1202 не наделяет МУП «Дорожник» какими-либо функциями и правами органа местного самоуправления, считает, что в действиях администрации отсутствуют признаки противоправного деяния.
Представитель ООО «Обрядовые услуги», привлечённого к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, в судебном заседании указал, что поддерживает решение УФАС по Амурской области.
МУП «Дорожник», привлеченное к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, в судебное заседание не явилось, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом. Заявило о рассмотрении дела в отсутствие его представителя. В отзыве указало, что согласно с заявлением администрации, считает, что принятое постановление ни как не нарушает закона о конкуренции, так как фактически земельные участки не предоставлялись, а лишь согласовывалось конкретное место под конкретное захоронение в целях упорядочения захоронений на городских кладбищах, гражданам, обратившимся за оказанием ритуальных услуг в МУП «Дорожник».
Исследовав материалы дела, заслушав пояснения представителей сторон, судом установлены следующие обстоятельства.
25 декабря 2009 года комиссия Амурского УФАС России рассмотрела заявление ООО «Обрядовые услуги» на действия Администрации города Свободный, МУП «Дорожник», выразившиеся в необоснованном препятствовании осуществлению деятельности на рынке ритуальных услуг, по признакам нарушения администрацией частей 1, 3 статьи 15 Федерального закона «О конкуренции», выразившиеся в принятии постановления от 18.08.2009 № 1202 «О специализированной службе по вопросам похоронного дела», согласно части 2 которого МУП «Дорожник» г. Свободный наделён функциями органа местного самоуправления (представление участка земли под конкретное захоронение, ведение учета умерших).
Комиссия Амурского УФАС России установила следующее.
На рынке похоронных (ритуальных) услуг города Свободного осуществляют деятельность ряд предприятий, в том числе МУП «Дорожник» города Свободного, ООО «Обрядовые услуги», Свободненский филиал ЗАО «Военно-мемориальная компания».
Постановлением Главы администрации города Свободного Амурской области от 31.12.2004 № 1602 «О специализированной службе по вопросам организации похоронного дела» ООО «Обрядовые услуги» было наделено статусом специализированной службы по вопросам похоронного дела, как единственный хозяйствующий субъект, осуществляющий деятельность на рынке похоронных услуг.
31.07.2008 Постановлением и.о. Главы администрации города Свободного в целях приведения муниципальных правовых актов действующему законодательству постановление главы города от 31.12.2004 № 1602 «О специализированной службе по вопросам организации похоронного дела» отменено.
На территории г. Свободный земельные участки с инвентарными номерами №№ 01100094, 0110001 в, 01100017 используются под кладбища и находятся в муниципальной собственности, переданы Управлению по использованию муниципального имущества и землепользованию Администрации г.Свободный согласно актам приема-передачи от 28.08.2009 от МУП «Дорожник» г.Свободный.
Постановлением исполняющего обязанности администрации города Свободного от 18.08.2009 № 1202 «О специализированной службе по вопросам похоронного дела» специализированной службой по вопросам похоронного дела определено МУП «Дорожник» г. Свободный.
Частью 2 данного постановления на директора МУП «Дорожник» г.Свободный возлагается обязанность по предоставлению участка земли под конкретное захоронение исполняющим волю умершего лицам при наличии у них соответствующих документов, а также по ведению учета умерших.
По результатам рассмотрения жалобы ООО «Обрядовые услуги» комиссия Амурского УФАС России вынесла решение по делу № А-15/452009 - признать действия Администрации г.Свободный, выразившиеся в принятии постановления от 18.08.2009 № 1202 «О специализированной службе по вопросам похоронного дела», согласно части 2 которого МУП «Дорожник» г.Свободный наделяется функциями органа местного самоуправления (предоставление участка земли под конкретное захоронение, ведение учета умерших), нарушением части 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»; выдать Администрации г. Свободный предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства; прекратить рассмотрение дела в отношении Администрации г.Свободный по признакам нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в виду отсутствия нарушения.
На основании указанного решения вынесено предписание от 25.12.2009 года № 4, об обязании администрации г.Свободный в срок до 01 февраля 2010 года прекратить нарушение антимонопольного законодательства путем изменения постановления от 18.08.2009 № 1202 «О специализированной службе по вопросам похоронного дела» в части, касаемой наделения МУП «Дорожник» функциями органа местного самоуправления; в срок до 02 февраля 2010 года представить в Амурское УФАС России документы, подтверждающие исполнение настоящего предписания.
Постановлением Главы администрации города Свободного от 01.02.2010 № 94, пункт 2 Постановления от 18.08.2009 № 1202 «О специализированной службе по вопросам похоронного дела» признан утратившим силу.
Оценив изложенные обстоятельства в их совокупности, суд считает, что требования заявителя не подлежат удовлетворению.
В соответствии с частями 1, 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия). Запрещается совмещение функций федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, иных органов власти, органов местного самоуправления и функций хозяйствующих субъектов, за исключением случаев, установленных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, а также наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами указанных органов, в том числе функциями и правами органов государственного контроля и надзора.
Согласно пункту 2 статьи 25 Федерального закона «О погребении и похоронном деле» (далее - Закон • о погребении) от 12.01.1996.№ 8-ФЗ организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления.
На указанные специализированные службы в силу статьи 29 названного Закона о погребении возлагается обязанность по осуществлению погребения умерших, порядок их деятельности определяется органами местного самоуправления.
В соответствии с подпунктом 22 пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон № 131-ФЗ), организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения относятся к вопросам местного значения.
Следовательно, указанные нормы закона разделяют полномочия органа местного самоуправления и специализированных служб по вопросам похоронного дела.
В силу названных норм, на орган местного самоуправления возложена организация похоронного дела - осуществление отвода земельного участка под захоронение, ведение учета умерших.
В то время как специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления, осуществляется погребение умершего и оказание услуг по погребению.
Возможность передачи полномочий по организации похоронного дела - осуществление отвода земельного участка под захоронение, ведение учета умерших, специализированной службе законом не предусмотрена.
МУП «Дорожник» является одним из хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на рынке ритуальных услуг наравне с другими хозяйствующими объектами, оказывающими услуги по погребению умершего наказанию услуг по погребению.
Судом установлено, что оспариваемым постановлением, МУП «Дорожник» города Свободного переданы полномочия по организации похоронного дела - осуществление отвода земельного участка под захоронение, ведение учета умерших.
Таким образом, МУП «Дорожник» предоставлено право на осуществление разрешительно-согласовательной деятельности, что свидетельствует о наделении предприятия властно-распорядительными функциями в нарушение указанных выше норм права.
Между тем, МУП «Дорожник» не является органом местного самоуправления, в связи с чем городская специализированная служба по вопросам похоронного дела не может быть наделена функциями и правами органов местного самоуправления.
Таким образом, обоснованным является вывод антимонопольного органа о наличии в действиях администрации нарушения статьи 15 Федерального закона № 135-ФЗ, выразившегося в передаче администрацией г. Свободного МУП «Дорожник» обязанностей организации похоронного обслуживания -осуществлению предоставления участка земли под конкретное захоронение и ведения учета умерших, и наделении предприятия функциями и правами органов местного самоуправления, что создало преимущественные условия для деятельности предприятия как хозяйствующего субъекта по отношению к другим хозяйствующим субъектам, осуществляющим свою деятельность на том же рынке услуг.
Следовательно, администрация г.Свободного, наделив МУП «Дорожник» г.Свободный функциями органа местного самоуправления в части осуществления отвода земельных участков под захоронения, ведение книги учета умерших, нарушила часть 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
Учитывая изложенное суд считает, что оспариваемое решение и предписание Амурского УФАС РФ вынесены в пределах полномочий и в соответствии с Законом о защите конкуренции, в связи с чем в удовлетворении требований следует отказать.
Руководствуясь статьями 167-170, 180, 201 АПК РФ, суд решил:
В удовлетворении требований о признании незаконными решения от 25 декабря 2009 года и предписания от 25 декабря 2009 года № 4 Управления Федеральной антимонопольной службы по Амурской области отказать.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в Шестой Арбитражный апелляционный суд (г. Хабаровск), и (или) в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу в Федеральный Арбитражный суд Дальневосточного округа (г. Хабаровск) через Арбитражный суд Амурской области.

Судья    <…>

 

stdClass Object ( [vid] => 9992 [uid] => 5 [title] => Решение Арбитражного суда Амурской области по делу №А04-1342/2010 [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 9992 [type] => solution [language] => ru [created] => 1324361539 [changed] => 1370524432 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1370524432 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>
Арбитражный суд Амурской области 675023,
г. Благовещенск, ул. Ленина, д. 163
тел. (4162) 59-59-00, факс (4162) 51-83-48
Решение

г. Благовещенск                                Дело № А04-13 42/2010

24 мая 2010 года

Резолютивная часть решения объявлена 17 мая 2010 года. Полный текст решения изготовлен 24 мая 2010 года.
Арбитражный суд Амурской области
в составе: судьи <…>
при ведении протокола судебного заседания <…>.
рассмотрев   в   судебном   заседании   заявление   администрации   города
Свободного
к Управлению Федеральной антимонопольной службы РФ по Амурской области
о признании незаконными решения и предписания
3-й лица: Свободненский городской Совет народных депутатов; МУП «Дорожник»; ООО «Обрядовые услуги» при участии в заседании:
от заявителя: <…>. начальник юридического отдела по доверенности от 11.01.2010 № 06, паспорт;    <…>. ведущий специалист юридического отдела по доверенности <…>, паспорт; от ответчика: <…>
 от 11.12.2009 № 24, удостоверение № 3021; <…>;
от Свободненского городского Совета народных депутатов: <…>;
от ООО «Обрядовые услуги»: <…>. - директор, паспорт;
МУП «Дорожник»; не явились, извещены.
установил:
В Арбитражный суд Амурской области обратилась администрация города Свободного (далее по тексту - заявитель, администрация) с заявлением о признании незаконным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Амурской области (далее по тексту - ответчик, УФАС по Амурской области) от 25 декабря 2009 года и предписания от 25 декабря 2009 года № 4.
В обоснование заявленных требований указал, что администрация не наделяла постановлением от 18.08.2009 № 1202 функциями органа местного самоуправления в части отвода земельных участков под захоронения, ведение книги учета умерших и считает, что не нарушила часть 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции. Считает, что указанное постановление не приводит или не может привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, а равно к ограничению свободного перемещения товаров (работ), свободы экономической деятельности, так как ООО «Обрядовые услуги» не представило доказательств, что указанное постановление привело и должно было привести его к ограничению на рынке ритуальных услуг, а также нарушению прав администрацией.
Ответчик указал, что Закон о погребении не дает право органу местного самоуправления принимать акты или осуществлять действия, которые создавали бы преимущественные условия для деятельности МУП «Дорожник» г.Свободный по отношению к другим хозяйствующим субъектам.
В силу закона запрещается наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, иных органов власти, органов местного самоуправления. При установлении факта наделения хозяйствующих субъектов функциями федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, иных органов власти, органов местного самоуправления не требуется дополнительное доказывание влияния такого наделения на конкуренцию.
Ответчик пояснил, что администрации на основании решения Комиссии Амурского УФАС России выдано предписание № 4 о прекращении нарушения антимонопольного законодательства в срок до 01.02.2010. Администрация г. Свободный письмом от 02.02.2010 информировало Амурское УФ АС России об исполнении предписания № 4 от 25.12.2009 с приложением постановления Администрации г.Свободный от 01.02.2010 № 94 «О внесении изменений в постановление Администрации города от 18.08.2009 № 1202 «О специализированной службе по вопросам похоронного дела». Согласно указанному постановлению пункт 2 Постановления Администрации города Свободного от 18.08.2009 № 1202 «О специализированной службе по вопросам похоронного дела» следует считать утратившим силу.
Амурское УФАС России считает, что Администрация г.Свободный, совершив действия по прекращению нарушения антимонопольного законодательства согласно предписанию № 4 по делу № А-15/452009, фактически признало факт нарушения части 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
Свободненский городской Совет народных депутатов, привлеченный к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора в отзыве указал, что поддерживает позицию администрации. Считает, что администрация постановлением № 1202 не наделяет МУП «Дорожник» какими-либо функциями и правами органа местного самоуправления, считает, что в действиях администрации отсутствуют признаки противоправного деяния.
Представитель ООО «Обрядовые услуги», привлечённого к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, в судебном заседании указал, что поддерживает решение УФАС по Амурской области.
МУП «Дорожник», привлеченное к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, в судебное заседание не явилось, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом. Заявило о рассмотрении дела в отсутствие его представителя. В отзыве указало, что согласно с заявлением администрации, считает, что принятое постановление ни как не нарушает закона о конкуренции, так как фактически земельные участки не предоставлялись, а лишь согласовывалось конкретное место под конкретное захоронение в целях упорядочения захоронений на городских кладбищах, гражданам, обратившимся за оказанием ритуальных услуг в МУП «Дорожник».
Исследовав материалы дела, заслушав пояснения представителей сторон, судом установлены следующие обстоятельства.
25 декабря 2009 года комиссия Амурского УФАС России рассмотрела заявление ООО «Обрядовые услуги» на действия Администрации города Свободный, МУП «Дорожник», выразившиеся в необоснованном препятствовании осуществлению деятельности на рынке ритуальных услуг, по признакам нарушения администрацией частей 1, 3 статьи 15 Федерального закона «О конкуренции», выразившиеся в принятии постановления от 18.08.2009 № 1202 «О специализированной службе по вопросам похоронного дела», согласно части 2 которого МУП «Дорожник» г. Свободный наделён функциями органа местного самоуправления (представление участка земли под конкретное захоронение, ведение учета умерших).
Комиссия Амурского УФАС России установила следующее.
На рынке похоронных (ритуальных) услуг города Свободного осуществляют деятельность ряд предприятий, в том числе МУП «Дорожник» города Свободного, ООО «Обрядовые услуги», Свободненский филиал ЗАО «Военно-мемориальная компания».
Постановлением Главы администрации города Свободного Амурской области от 31.12.2004 № 1602 «О специализированной службе по вопросам организации похоронного дела» ООО «Обрядовые услуги» было наделено статусом специализированной службы по вопросам похоронного дела, как единственный хозяйствующий субъект, осуществляющий деятельность на рынке похоронных услуг.
31.07.2008 Постановлением и.о. Главы администрации города Свободного в целях приведения муниципальных правовых актов действующему законодательству постановление главы города от 31.12.2004 № 1602 «О специализированной службе по вопросам организации похоронного дела» отменено.
На территории г. Свободный земельные участки с инвентарными номерами №№ 01100094, 0110001 в, 01100017 используются под кладбища и находятся в муниципальной собственности, переданы Управлению по использованию муниципального имущества и землепользованию Администрации г.Свободный согласно актам приема-передачи от 28.08.2009 от МУП «Дорожник» г.Свободный.
Постановлением исполняющего обязанности администрации города Свободного от 18.08.2009 № 1202 «О специализированной службе по вопросам похоронного дела» специализированной службой по вопросам похоронного дела определено МУП «Дорожник» г. Свободный.
Частью 2 данного постановления на директора МУП «Дорожник» г.Свободный возлагается обязанность по предоставлению участка земли под конкретное захоронение исполняющим волю умершего лицам при наличии у них соответствующих документов, а также по ведению учета умерших.
По результатам рассмотрения жалобы ООО «Обрядовые услуги» комиссия Амурского УФАС России вынесла решение по делу № А-15/452009 - признать действия Администрации г.Свободный, выразившиеся в принятии постановления от 18.08.2009 № 1202 «О специализированной службе по вопросам похоронного дела», согласно части 2 которого МУП «Дорожник» г.Свободный наделяется функциями органа местного самоуправления (предоставление участка земли под конкретное захоронение, ведение учета умерших), нарушением части 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»; выдать Администрации г. Свободный предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства; прекратить рассмотрение дела в отношении Администрации г.Свободный по признакам нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в виду отсутствия нарушения.
На основании указанного решения вынесено предписание от 25.12.2009 года № 4, об обязании администрации г.Свободный в срок до 01 февраля 2010 года прекратить нарушение антимонопольного законодательства путем изменения постановления от 18.08.2009 № 1202 «О специализированной службе по вопросам похоронного дела» в части, касаемой наделения МУП «Дорожник» функциями органа местного самоуправления; в срок до 02 февраля 2010 года представить в Амурское УФАС России документы, подтверждающие исполнение настоящего предписания.
Постановлением Главы администрации города Свободного от 01.02.2010 № 94, пункт 2 Постановления от 18.08.2009 № 1202 «О специализированной службе по вопросам похоронного дела» признан утратившим силу.
Оценив изложенные обстоятельства в их совокупности, суд считает, что требования заявителя не подлежат удовлетворению.
В соответствии с частями 1, 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия). Запрещается совмещение функций федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, иных органов власти, органов местного самоуправления и функций хозяйствующих субъектов, за исключением случаев, установленных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, а также наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами указанных органов, в том числе функциями и правами органов государственного контроля и надзора.
Согласно пункту 2 статьи 25 Федерального закона «О погребении и похоронном деле» (далее - Закон • о погребении) от 12.01.1996.№ 8-ФЗ организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления.
На указанные специализированные службы в силу статьи 29 названного Закона о погребении возлагается обязанность по осуществлению погребения умерших, порядок их деятельности определяется органами местного самоуправления.
В соответствии с подпунктом 22 пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон № 131-ФЗ), организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения относятся к вопросам местного значения.
Следовательно, указанные нормы закона разделяют полномочия органа местного самоуправления и специализированных служб по вопросам похоронного дела.
В силу названных норм, на орган местного самоуправления возложена организация похоронного дела - осуществление отвода земельного участка под захоронение, ведение учета умерших.
В то время как специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления, осуществляется погребение умершего и оказание услуг по погребению.
Возможность передачи полномочий по организации похоронного дела - осуществление отвода земельного участка под захоронение, ведение учета умерших, специализированной службе законом не предусмотрена.
МУП «Дорожник» является одним из хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на рынке ритуальных услуг наравне с другими хозяйствующими объектами, оказывающими услуги по погребению умершего наказанию услуг по погребению.
Судом установлено, что оспариваемым постановлением, МУП «Дорожник» города Свободного переданы полномочия по организации похоронного дела - осуществление отвода земельного участка под захоронение, ведение учета умерших.
Таким образом, МУП «Дорожник» предоставлено право на осуществление разрешительно-согласовательной деятельности, что свидетельствует о наделении предприятия властно-распорядительными функциями в нарушение указанных выше норм права.
Между тем, МУП «Дорожник» не является органом местного самоуправления, в связи с чем городская специализированная служба по вопросам похоронного дела не может быть наделена функциями и правами органов местного самоуправления.
Таким образом, обоснованным является вывод антимонопольного органа о наличии в действиях администрации нарушения статьи 15 Федерального закона № 135-ФЗ, выразившегося в передаче администрацией г. Свободного МУП «Дорожник» обязанностей организации похоронного обслуживания -осуществлению предоставления участка земли под конкретное захоронение и ведения учета умерших, и наделении предприятия функциями и правами органов местного самоуправления, что создало преимущественные условия для деятельности предприятия как хозяйствующего субъекта по отношению к другим хозяйствующим субъектам, осуществляющим свою деятельность на том же рынке услуг.
Следовательно, администрация г.Свободного, наделив МУП «Дорожник» г.Свободный функциями органа местного самоуправления в части осуществления отвода земельных участков под захоронения, ведение книги учета умерших, нарушила часть 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
Учитывая изложенное суд считает, что оспариваемое решение и предписание Амурского УФАС РФ вынесены в пределах полномочий и в соответствии с Законом о защите конкуренции, в связи с чем в удовлетворении требований следует отказать.
Руководствуясь статьями 167-170, 180, 201 АПК РФ, суд решил:
В удовлетворении требований о признании незаконными решения от 25 декабря 2009 года и предписания от 25 декабря 2009 года № 4 Управления Федеральной антимонопольной службы по Амурской области отказать.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в Шестой Арбитражный апелляционный суд (г. Хабаровск), и (или) в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу в Федеральный Арбитражный суд Дальневосточного округа (г. Хабаровск) через Арбитражный суд Амурской области.

Судья    <…>

 

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>
Арбитражный суд Амурской области 675023,
г. Благовещенск, ул. Ленина, д. 163
тел. (4162) 59-59-00, факс (4162) 51-83-48
Решение

г. Благовещенск                                Дело № А04-13 42/2010

24 мая 2010 года

Резолютивная часть решения объявлена 17 мая 2010 года. Полный текст решения изготовлен 24 мая 2010 года.
Арбитражный суд Амурской области
в составе: судьи <…>
при ведении протокола судебного заседания <…>.
рассмотрев   в   судебном   заседании   заявление   администрации   города
Свободного
к Управлению Федеральной антимонопольной службы РФ по Амурской области
о признании незаконными решения и предписания
3-й лица: Свободненский городской Совет народных депутатов; МУП «Дорожник»; ООО «Обрядовые услуги» при участии в заседании:
от заявителя: <…>. начальник юридического отдела по доверенности от 11.01.2010 № 06, паспорт;    <…>. ведущий специалист юридического отдела по доверенности <…>, паспорт; от ответчика: <…>
 от 11.12.2009 № 24, удостоверение № 3021; <…>;
от Свободненского городского Совета народных депутатов: <…>;
от ООО «Обрядовые услуги»: <…>. - директор, паспорт;
МУП «Дорожник»; не явились, извещены.
установил:
В Арбитражный суд Амурской области обратилась администрация города Свободного (далее по тексту - заявитель, администрация) с заявлением о признании незаконным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Амурской области (далее по тексту - ответчик, УФАС по Амурской области) от 25 декабря 2009 года и предписания от 25 декабря 2009 года № 4.
В обоснование заявленных требований указал, что администрация не наделяла постановлением от 18.08.2009 № 1202 функциями органа местного самоуправления в части отвода земельных участков под захоронения, ведение книги учета умерших и считает, что не нарушила часть 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции. Считает, что указанное постановление не приводит или не может привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, а равно к ограничению свободного перемещения товаров (работ), свободы экономической деятельности, так как ООО «Обрядовые услуги» не представило доказательств, что указанное постановление привело и должно было привести его к ограничению на рынке ритуальных услуг, а также нарушению прав администрацией.
Ответчик указал, что Закон о погребении не дает право органу местного самоуправления принимать акты или осуществлять действия, которые создавали бы преимущественные условия для деятельности МУП «Дорожник» г.Свободный по отношению к другим хозяйствующим субъектам.
В силу закона запрещается наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, иных органов власти, органов местного самоуправления. При установлении факта наделения хозяйствующих субъектов функциями федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, иных органов власти, органов местного самоуправления не требуется дополнительное доказывание влияния такого наделения на конкуренцию.
Ответчик пояснил, что администрации на основании решения Комиссии Амурского УФАС России выдано предписание № 4 о прекращении нарушения антимонопольного законодательства в срок до 01.02.2010. Администрация г. Свободный письмом от 02.02.2010 информировало Амурское УФ АС России об исполнении предписания № 4 от 25.12.2009 с приложением постановления Администрации г.Свободный от 01.02.2010 № 94 «О внесении изменений в постановление Администрации города от 18.08.2009 № 1202 «О специализированной службе по вопросам похоронного дела». Согласно указанному постановлению пункт 2 Постановления Администрации города Свободного от 18.08.2009 № 1202 «О специализированной службе по вопросам похоронного дела» следует считать утратившим силу.
Амурское УФАС России считает, что Администрация г.Свободный, совершив действия по прекращению нарушения антимонопольного законодательства согласно предписанию № 4 по делу № А-15/452009, фактически признало факт нарушения части 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
Свободненский городской Совет народных депутатов, привлеченный к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора в отзыве указал, что поддерживает позицию администрации. Считает, что администрация постановлением № 1202 не наделяет МУП «Дорожник» какими-либо функциями и правами органа местного самоуправления, считает, что в действиях администрации отсутствуют признаки противоправного деяния.
Представитель ООО «Обрядовые услуги», привлечённого к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, в судебном заседании указал, что поддерживает решение УФАС по Амурской области.
МУП «Дорожник», привлеченное к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, в судебное заседание не явилось, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом. Заявило о рассмотрении дела в отсутствие его представителя. В отзыве указало, что согласно с заявлением администрации, считает, что принятое постановление ни как не нарушает закона о конкуренции, так как фактически земельные участки не предоставлялись, а лишь согласовывалось конкретное место под конкретное захоронение в целях упорядочения захоронений на городских кладбищах, гражданам, обратившимся за оказанием ритуальных услуг в МУП «Дорожник».
Исследовав материалы дела, заслушав пояснения представителей сторон, судом установлены следующие обстоятельства.
25 декабря 2009 года комиссия Амурского УФАС России рассмотрела заявление ООО «Обрядовые услуги» на действия Администрации города Свободный, МУП «Дорожник», выразившиеся в необоснованном препятствовании осуществлению деятельности на рынке ритуальных услуг, по признакам нарушения администрацией частей 1, 3 статьи 15 Федерального закона «О конкуренции», выразившиеся в принятии постановления от 18.08.2009 № 1202 «О специализированной службе по вопросам похоронного дела», согласно части 2 которого МУП «Дорожник» г. Свободный наделён функциями органа местного самоуправления (представление участка земли под конкретное захоронение, ведение учета умерших).
Комиссия Амурского УФАС России установила следующее.
На рынке похоронных (ритуальных) услуг города Свободного осуществляют деятельность ряд предприятий, в том числе МУП «Дорожник» города Свободного, ООО «Обрядовые услуги», Свободненский филиал ЗАО «Военно-мемориальная компания».
Постановлением Главы администрации города Свободного Амурской области от 31.12.2004 № 1602 «О специализированной службе по вопросам организации похоронного дела» ООО «Обрядовые услуги» было наделено статусом специализированной службы по вопросам похоронного дела, как единственный хозяйствующий субъект, осуществляющий деятельность на рынке похоронных услуг.
31.07.2008 Постановлением и.о. Главы администрации города Свободного в целях приведения муниципальных правовых актов действующему законодательству постановление главы города от 31.12.2004 № 1602 «О специализированной службе по вопросам организации похоронного дела» отменено.
На территории г. Свободный земельные участки с инвентарными номерами №№ 01100094, 0110001 в, 01100017 используются под кладбища и находятся в муниципальной собственности, переданы Управлению по использованию муниципального имущества и землепользованию Администрации г.Свободный согласно актам приема-передачи от 28.08.2009 от МУП «Дорожник» г.Свободный.
Постановлением исполняющего обязанности администрации города Свободного от 18.08.2009 № 1202 «О специализированной службе по вопросам похоронного дела» специализированной службой по вопросам похоронного дела определено МУП «Дорожник» г. Свободный.
Частью 2 данного постановления на директора МУП «Дорожник» г.Свободный возлагается обязанность по предоставлению участка земли под конкретное захоронение исполняющим волю умершего лицам при наличии у них соответствующих документов, а также по ведению учета умерших.
По результатам рассмотрения жалобы ООО «Обрядовые услуги» комиссия Амурского УФАС России вынесла решение по делу № А-15/452009 - признать действия Администрации г.Свободный, выразившиеся в принятии постановления от 18.08.2009 № 1202 «О специализированной службе по вопросам похоронного дела», согласно части 2 которого МУП «Дорожник» г.Свободный наделяется функциями органа местного самоуправления (предоставление участка земли под конкретное захоронение, ведение учета умерших), нарушением части 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»; выдать Администрации г. Свободный предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства; прекратить рассмотрение дела в отношении Администрации г.Свободный по признакам нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в виду отсутствия нарушения.
На основании указанного решения вынесено предписание от 25.12.2009 года № 4, об обязании администрации г.Свободный в срок до 01 февраля 2010 года прекратить нарушение антимонопольного законодательства путем изменения постановления от 18.08.2009 № 1202 «О специализированной службе по вопросам похоронного дела» в части, касаемой наделения МУП «Дорожник» функциями органа местного самоуправления; в срок до 02 февраля 2010 года представить в Амурское УФАС России документы, подтверждающие исполнение настоящего предписания.
Постановлением Главы администрации города Свободного от 01.02.2010 № 94, пункт 2 Постановления от 18.08.2009 № 1202 «О специализированной службе по вопросам похоронного дела» признан утратившим силу.
Оценив изложенные обстоятельства в их совокупности, суд считает, что требования заявителя не подлежат удовлетворению.
В соответствии с частями 1, 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия). Запрещается совмещение функций федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, иных органов власти, органов местного самоуправления и функций хозяйствующих субъектов, за исключением случаев, установленных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, а также наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами указанных органов, в том числе функциями и правами органов государственного контроля и надзора.
Согласно пункту 2 статьи 25 Федерального закона «О погребении и похоронном деле» (далее - Закон • о погребении) от 12.01.1996.№ 8-ФЗ организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления.
На указанные специализированные службы в силу статьи 29 названного Закона о погребении возлагается обязанность по осуществлению погребения умерших, порядок их деятельности определяется органами местного самоуправления.
В соответствии с подпунктом 22 пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон № 131-ФЗ), организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения относятся к вопросам местного значения.
Следовательно, указанные нормы закона разделяют полномочия органа местного самоуправления и специализированных служб по вопросам похоронного дела.
В силу названных норм, на орган местного самоуправления возложена организация похоронного дела - осуществление отвода земельного участка под захоронение, ведение учета умерших.
В то время как специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления, осуществляется погребение умершего и оказание услуг по погребению.
Возможность передачи полномочий по организации похоронного дела - осуществление отвода земельного участка под захоронение, ведение учета умерших, специализированной службе законом не предусмотрена.
МУП «Дорожник» является одним из хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на рынке ритуальных услуг наравне с другими хозяйствующими объектами, оказывающими услуги по погребению умершего наказанию услуг по погребению.
Судом установлено, что оспариваемым постановлением, МУП «Дорожник» города Свободного переданы полномочия по организации похоронного дела - осуществление отвода земельного участка под захоронение, ведение учета умерших.
Таким образом, МУП «Дорожник» предоставлено право на осуществление разрешительно-согласовательной деятельности, что свидетельствует о наделении предприятия властно-распорядительными функциями в нарушение указанных выше норм права.
Между тем, МУП «Дорожник» не является органом местного самоуправления, в связи с чем городская специализированная служба по вопросам похоронного дела не может быть наделена функциями и правами органов местного самоуправления.
Таким образом, обоснованным является вывод антимонопольного органа о наличии в действиях администрации нарушения статьи 15 Федерального закона № 135-ФЗ, выразившегося в передаче администрацией г. Свободного МУП «Дорожник» обязанностей организации похоронного обслуживания -осуществлению предоставления участка земли под конкретное захоронение и ведения учета умерших, и наделении предприятия функциями и правами органов местного самоуправления, что создало преимущественные условия для деятельности предприятия как хозяйствующего субъекта по отношению к другим хозяйствующим субъектам, осуществляющим свою деятельность на том же рынке услуг.
Следовательно, администрация г.Свободного, наделив МУП «Дорожник» г.Свободный функциями органа местного самоуправления в части осуществления отвода земельных участков под захоронения, ведение книги учета умерших, нарушила часть 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
Учитывая изложенное суд считает, что оспариваемое решение и предписание Амурского УФАС РФ вынесены в пределах полномочий и в соответствии с Законом о защите конкуренции, в связи с чем в удовлетворении требований следует отказать.
Руководствуясь статьями 167-170, 180, 201 АПК РФ, суд решил:
В удовлетворении требований о признании незаконными решения от 25 декабря 2009 года и предписания от 25 декабря 2009 года № 4 Управления Федеральной антимонопольной службы по Амурской области отказать.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в Шестой Арбитражный апелляционный суд (г. Хабаровск), и (или) в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу в Федеральный Арбитражный суд Дальневосточного округа (г. Хабаровск) через Арбитражный суд Амурской области.

Судья    <…>

 

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => № А04-1342/2010 [format] => [safe_value] => № А04-1342/2010 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

Резолютивная часть решения объявлена 17 мая 2010 года. Полный текст решения изготовлен 24 мая 2010 года.

[format] => full_html [safe_value] =>

Резолютивная часть решения объявлена 17 мая 2010 года. Полный текст решения изготовлен 24 мая 2010 года.

) ) ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 13 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 13 [vid] => 3 [name] => Судебные решения [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] => [format] => full_html [weight] => 4 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2010-05-28 05:09:00 [timezone] => Asia/Sakhalin [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2010-05-24 05:09:00 [timezone] => Asia/Sakhalin [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1324361539 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Амурское УФАС России )