АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОТЧЕТ ПО АНАЛИЗУ РЫНКА УСЛУГ ПО ТЕПЛОСНАБЖЕНИЮ В ГОРОДЕ БЛАГОВЕЩЕНСК АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ

АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОТЧЕТ

ПО АНАЛИЗУ  РЫНКА УСЛУГ ПО ТЕПЛОСНАБЖЕНИЮ

В ГОРОДЕ БЛАГОВЕЩЕНСК АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ

 

Управление Федеральной антимонопольной службы по Амурской области, во исполнение пункта 2 приказа ФАС России от 18.12.2014 № 790/14   «О плане работы ФАС России по анализу состояния конкуренции на товарных рынках на 2015-2016 годы», провело анализ состояния конкуренции на рынке услуг по теплоснабжению в городе Благовещенск Амурской области.

Исследование проводилось в соответствии с Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденным приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220, и Методическими рекомендациями по проведению анализа состояния конкуренции на рынке услуг по теплоснабжению  в 2013-2014 годах (далее - Методические рекомендации), по следующим параметрам рынка:

1.   Общие положения.

2.   Временной интервал исследования товарного рынка.

3.   Продуктовые границы товарного рынка.

4.   Географические границы товарного рынка.

5.   Состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке.

6.   Объем товарного рынка и доли хозяйствующих субъектов на рынке.

7.   Уровень концентрации товарного рынка.

8.   Барьеры входа на товарный рынок.

9.   Оценка состояния конкуренции на товарном рынке.

10.    Выводы.

 

1.                 Общие положения

Целью анализа является оценка состояния конкурентной среды на рынке услуг по теплоснабжению, установление доминирующего положения теплоснабжающих организаций (в том числе единой теплоснабжающей организации), теплосетевых организаций, осуществляющих деятельность на территории города Благовещенска Амурской области.

Анализ и оценка состояния конкурентной среды на рынке услуг по теплоснабжению в городе Благовещенск проведены в соответствии со следующими нормативными документами:

·                    Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон «О защите конкуренции»);

·                           Федеральный закон от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее – Закон   «О теплоснабжении»);

·                           Общероссийский классификатор видов экономической деятельности ОК 029-2007, утвержденный  приказом  Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 22 ноября 2007 г. N 329-ст (далее – ОК 029-2007).

В качестве источников исходной информации при анализе исследуемого рынка  использовались:

- сведения Управления государственного регулирования цен и тарифов Амурской области;

- сведения Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Амурской области;

- сведения Администрации города Благовещенска;

- информация хозяйствующих субъектов, действующих на рынке услуг по теплоснабжению на территории г. Благовещенска.

 

2.Временной интервал

В соответствии с Методическими рекомендациями временной интервал определен периодом 2013 - 2014 годы.

Согласно п. 2.2. Порядка, в случае если исследование ограничивается изучением характеристик рассматриваемого товарного рынка, которые сложились до момента проведения исследования, то проводится ретроспективный анализ состояния конкуренции на товарном рынке.

Таким образом, в соответствии с требованиями Методических рекомендаций и Порядка, в качестве временного интервала исследования рынков тепловой энергии на территории города Благовещенска был выбран период 2013 - 2014 гг.

 

3.      Продуктовые границы товарного рынка

В соответствии с разделом III Порядка определение продуктовых границ рынка представляет  собой процедуру выявления товара, не имеющего заменителя, или взаимозаменяемых товаров (работ, услуг), обращающихся на одном и том же товарном рынке. 

В соответствии с определением, данным в статье 2 Закона  «О теплоснабжении», под теплоснабжением понимается деятельность по  обеспечению потребителей тепловой энергией, теплоносителем, в том числе поддержание мощности.

Теплоснабжение, как и другие виды экономической деятельности, является объектом классификации в Общероссийском  классификаторе  видов экономической деятельности (далее – ОКВЭД).

Согласно ОКВЭД ОК 029-2007, рынок теплоснабжения относится к разделу Е «Производство, передача и распределение электроэнергии, газа, пара и воды», классу 40 «Производство, передача и распределение электроэнергии  газа, пара и воды», подклассу 40.3 «Производство, передача и распределение пара и горячей воды (тепловой энергии)».

В соответствии с Гражданским Кодексом РФ услуга по теплоснабжению представляет собой поставку ресурсоснабжающей организацией абоненту произведенной или приобретенной тепловой энергии.

При этом процесс теплоснабжения включает следующие стадии: производство, передачу, сбыт тепловой энергии.

На территории г. Благовещенска для оказания услуг теплоснабжения населения преимущественно используется централизованная система теплоснабжения, при которой источник производства тепловой энергии работает на теплоснабжение группы зданий и связан транспортными устройствами с приборами потребления тепла.

Не существует товаров-заменителей с точки зрения цели потребления (теплоэнергия в потреблении не может быть заменена другим товаром), то есть является единственно возможным для потребления товаром (услугой) в части производства тепла - строительство новой котельной экономически нецелесообразно или же требует больших затрат, что не под силу покупателям, как и прокладка новых труб и строительство новых тепловых пунктов в части передачи тепловой энергии, а также в части распределения тепловой энергии.

В силу технологических особенностей производства, передачи и распределения, тепловая энергия, производимая хозяйствующими субъектами, не может обращаться  на разных товарных рынках (наличие проложенных сетей подразумевает один состав покупателей), отсутствует техническая возможность потребителей товара отказаться от услуг того исполнителя, к сетям которого они подключены.

Также на теплоэнергию распространяется государственное регулирование путем утверждения тарифов (основание – п. 3 постановления Правительства РФ от 22.10.2012     № 1075 «О ценообразовании в сфере теплоснабжения»). Управление государственного регулирования цен и тарифов Амурской области осуществляет государственное регулирование тарифов на тепловую энергию, отпускаемую всеми энергоснабжающими организациями  потребителям, расположенным на территории Амурской области.

Соответственно спрос на данном товарном рынке не зависит от изменения цены на этот товар, так как покупатель вынужден продолжать пользоваться услугами исполнителя даже в том случае, когда тарифы на услуги изменятся.

Таким образом, в целях проведения данного анализа  продуктовыми границами исследуемого рынка является «Производство, передача и распределение пара и горячей воды (тепловой энергии)» код по ОКВЭД 40.3, за исключением подгрупп  40.30.4 и  40.30.5, в связи с тем, что деятельность, соответствующая указанным кодам,  не является предметом исследования, так как в связи с изложенным выше услуга по теплоснабжению представляет собой поставку ресурсоснабжающей организацией абоненту произведенной или приобретенной тепловой энергии.    

 

4.                  Географические границы товарного рынка

В соответствии с пунктом 4.1  Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке,  определение географических границ товарного рынка заключается в определении территории, на которой покупатель приобретает или имеет экономическую, техническую или иную  возможность приобрести товар  и не имеет такой возможности за ее пределами.

Технически теплоснабжение населения города  Благовещенск осуществляется посредством системы трубопроводов (тепловая сеть, технологическая инфраструктура) централизованного теплоснабжения, которые находятся в собственности или аренде у различных теплоснабжающих организаций.

Потребитель тепловой энергии (абонент) не может поменять теплоснабжающую организацию и получать услуги другой организации в силу технологической невозможности отключить обслуживаемый объект от существующей тепловой сети (технологической инфраструктуры). Таким образом, на рынке услуг теплоснабжения создается ситуация, когда потребители услуги теплоснабжения, проживающие на определенном участке муниципального образования и подключенные к определенной тепловой сети (технологической инфраструктуре), получают услуги только от одной теплоснабжающей организации, в пользовании которой и находится подключенная тепловая сеть (технологическая инфраструктура).

Из информации, представленной Администрацией города Благовещенск, следует, что на территории города организациям, владеющим на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями, статус единой теплоснабжающей организации не присвоен.

Учитывая изложенное, в географических границах города Благовещенск действуют локальные рынки, границы которых определяются границами балансовой принадлежности технологической инфраструктуры (тепловых сетей). То есть формируется монополия в рамках балансовой принадлежности тепловой сети.

5.                  Состав хозяйствующих субъектов, действующих на рассматриваемом товарном рынке

В Законе  «О теплоснабжении» отражены  основные понятия, разъясняющие статус хозяйствующих субъектов – участников рынка теплоснабжения, позволяющие сформировать круг продавцов и покупателей на рынке услуг по теплоснабжению.

Первым участником является теплоснабжающая организация - организация, осуществляющая продажу потребителям и (или) теплоснабжающим организациям произведенной или приобретенной тепловой энергии (мощности), теплоносителя и владеющая на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями в системе теплоснабжения, посредством которой осуществляется теплоснабжение потребителей тепловой энергией.

Каждая теплоснабжающая организация фактически является доминирующим хозяйствующим субъектом для потребителей, чье энергопринимающее оборудование непосредственно присоединено к тепловым сетям, посредством которых осуществляется доставка тепловой энергии от данной теплоснабжающей организации.

Второй участник - теплосетевая организация - организация, оказывающая услуги по передаче тепловой энергии. Теплосетевая  организация обеспечивает  поддержание технических устройств тепловых сетей в состоянии, соответствующем установленным техническими регламентами требованиям, преобразование тепловой энергии в центральных тепловых пунктах и передачу тепловой энергии с использованием теплоносителя от точки приема тепловой энергии, теплоносителя до точки передачи тепловой энергии, теплоносителя.

Третьим участником является потребитель тепловой энергии - лицо, приобретающее тепловую энергию (мощность), теплоноситель для использования на принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании теплопотребляющих установках либо для оказания коммунальных услуг в части горячего водоснабжения и отопления.

Среди покупателей на исследуемом товарном рынке можно выделить следующие группы:

- население и организации, потребляющие тепловую энергию для коммунально-бытовых нужд, в том числе управляющие организации, ТСЖ, ЖСК, иные лица, приобретающие коммунальный ресурс тепловую энергию для оказания коммунальных услуг отопления и горячего водоснабжения;

- теплоснабжающие организации, использующие тепловую энергию для приготовления горячей воды для поставки по централизованным системам горячего водоснабжения для оказания коммунальной услуги горячего водоснабжения;

- организации, использующие тепловую энергию для производственных нужд;

- организации, использующие тепловую энергию для перепродажи.

Потребитель имеет технические возможности получать тепловую энергию только от того поставщика, который оказывает услугу в данных географических границах рынка, определенных границами тепловых сетей.

            По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Амурской области в списке предприятий  г. Благовещенска,  которые учтены в Статистическом регистре, 21 хозяйствующий субъект указал при государственной регистрации основным и (или) дополнительным видом деятельности  код подкласса 40.3 «Производство, передача и распределение пара и горячей воды (тепловой энергии)».

Управление государственного регулирования цен и тарифов Амурской области представило перечень организаций, осуществляющих регулируемый вид деятельности в области теплоснабжения на территории г. Благовещенска: по состоянию на 01.01.2014 г.  - 11 хозяйствующих субъектов, на 01.01.2015 г.- 12 хозяйствующих субъекта.

Состав хозяйствующих субъектов за исследуемый период практически не изменился: в 2013 году на рынке теплоснабжения осуществляли деятельность 14 хозяйствующих субъектов, в 2014 году - 15 хозяйствующих субъектов.

Крупнейшим производителем тепловой энергии в городе Благовещенск является филиал «Амурская генерация» ОАО «Дальневосточная генерирующая компания». В состав  филиала «Амурская генерация» ОАО «Дальневосточная генерирующая компания» входит структурное подразделение Благовещенская ТЭЦ,  которая обеспечивает тепловой энергией около 80% потребителей, остальные 20% приходятся на ведомственные и муниципальные котельные.

Хозяйствующие субъекты, реализующие тепловую энергию конечным потребителям на территории города Благовещенск владеют  сетями  инженерно-технического обеспечения на правах собственности, аренды, оперативного управления и безвозмездного пользования.  

 

6.                 Расчет объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на товарном рынке

Объем исследуемого товарного рынка в соответствии с Методическими рекомендациями ФАС определен как сумма объемов реализованной конечным потребителям тепловой энергии хозяйствующими субъектами, осуществляющими производство и (или) реализацию тепловой энергии.

Оценка объема товарного рынка осуществляется на основании объема тепловой энергии, реализованной конечным потребителя, выраженной в Гкал.

Продажу тепловой энергии на территории города Благовещенск осуществляют и производители (генерирующие компании) и перепродавцы.

При расчете общего объема реализации тепловой энергии, во избежание повторного учета проданной энергии учтены данные по реализации конечным потребителям по каждому из опрошенных хозяйствующих субъектов.

Количественные показатели, характеризующие структуру рынка услуг теплоснабжения (число хозяйствующих субъектов, объем товарного рынка, доля каждого субъекта на рынке), рассчитывались на основании данных, представленных хозяйствующими субъектами.

В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи Закона «О защите конкуренции» Амурское УФАС России ведет Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем тридцать пять процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка другими федеральными законами в целях их применения установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов (далее – Реестр). Приказом Амурского УФАС от 23.05.2005 № 89 ОАО «Амурские коммунальные системы» включено в Реестр по товарной группе «предоставления услуг центрального отопления (населению)»  в географических границах города Благовещенск.         

В соответствии с Методическими рекомендациями и с учетом того, что передача тепловой энергии является составляющей услуги по теплоснабжению, рассчитан объем рынка передачи тепловой энергии и долей теплосетевых (теплоснабжающих) организаций за исследуемый период.

Расчет объема рынка передачи тепловой энергии производится на основании переданной конечному потребителю тепловой энергии, которая была приобретена хозяйствующим субъектом, а не произведена (Гкал).

На территории города Благовещенск действует один хозяйствующий субъект,  который не производит, а продает конечному потребителю приобретенную тепловую энергию.

 

7.                 Уровень концентрации товарного рынка

Для определения уровня концентрации товарного рынка в соответствии с пунктом 7.1 Порядка используются коэффициент рыночной концентрации (CR) и индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (HHI).

В связи с тем, что на локальных рынках теплоснабжения, сложившихся в географических границах города Благовещенск, действует по одному хозяйствующему субъекту с долей 100 %, расчет коэффициента рыночной концентрации является нецелесообразным. Значение индекса рыночной  концентрации Герфиндаля-Гиршмана  для каждого из рынков составляет 10 000, что свидетельствует о высокой степени их концентрации в условиях неразвитой конкуренции.

 

8.                 Барьеры  входа на товарный рынок

Амурским УФАС России в рамках исследования товарного рынка услуг теплоснабжения проведен  опрос хозяйствующих субъектов, предоставляющих данный вид услуг на территории города Благовещенск,  на предмет наличия барьеров, с которыми они сталкиваются в процессе осуществления деятельности, а также барьеров входа на данный рынок новых участников. Обобщив полученную  информацию, Амурское УФАС России пришло к выводу, что на исследуемом товарном рынке присутствуют труднопреодолимые барьеры как административного, так и экономического характера.            

 

9.                 Оценка состояния конкурентной среды на товарном рынке

В идеальном случае полноценная конкуренция на рынке теплоснабжения могла бы быть создана путем обеспечения возможности потребителя выбирать конкретный вид ресурса в зависимости от его качественных и ценовых характеристик в определенный момент времени. Как теоретически, так и практически (во многих крупных городах мира) энергетическим ресурсом для обеспечения отопления и горячего водоснабжения зданий, кроме тепловой энергии, может служить электроэнергия или природный газ. Но поскольку распределительные сети рассчитаны на стандартное оборудование помещений в соответствии с проектными характеристиками, фактически такой возможности не существует.

Учитывая географическое и климатическое положение России, стабильное снабжение тепловой энергией населенных пунктов относится к вопросам национальной безопасности. Ограниченные запасы традиционного природного топлива (угля, газа и нефтепродуктов), а также повышение их стоимости требуют эффективного производства и потребления энергии, а также развития альтернативных источников энергии. Возобновляемые источники энергии, такие как ветроэнергетика, геотермальная энергетика и другие, в сравнении с традиционными источниками энергии являются относительно дорогими и на данный момент в большинстве случаев экономически не оправданными для потребителей.

Интегральным показателем 100-процентного рыночного потенциала является государственное регулирование тарифа на услуги в сфере теплоснабжения, которое обеспечивает установление баланса интересов потребителей тепловой энергии, покупающих услуги, и исполнителей услуг, которые производят, передают и распределяют тепловую энергию.