Изучение состояния конкуренции на оптовом рынке минеральных удобрений Амурской области

Изучение состояния конкуренции на оптовом рынке

минеральных удобрений Амурской области

Амурское УФАС России во исполнение Плана работы ФАС России по анализу состояния конкуренции на товарных рынках на 2015-2016 годы, утвержденного приказом ФАС России от 18.12.2014 № 790/14, изучило состояние конкуренции на оптовом рынке минеральных удобрений Амурской области.

Повышение эффективности производства сельскохозяйственных культур является одной из актуальных проблем растениеводства, успешное решение которой открывает дальнейшие возможности для ускорения темпов его развития и надежного снабжения страны сельскохозяйственной продукцией. Важное место в повышении экономической эффективности амурского растениеводства принадлежит увеличению урожайности и валового производства ценной высокобелковой культуры сои. Амурская область занимает одно из первых мест по производству сои в Российской Федерации. В структуре себестоимости сои наибольший удельный вес имеют затраты на удобрения. Цена на удобрения с каждым годом неуклонно растет, превосходя рост цен на сельскохозяйственную продукцию. Учитывая низкую доходность сельскохозяйственных товаропроизводителей (далее – СХТП), которые в первоочередном порядке направляют финансовые средства на приобретение техники, запчастей, семян, горюче - смазочных материалов, затраты на удобрение становятся не первоочередными. И этот фактор сказывается на урожайности и соответственно на развитии сельского хозяйства в целом.

Анализ информации за 2012-2014 годы показал, что на территории Амурской области отсутствуют как сбытовые организации, входящие с производителями минеральных удобрений в одну группу лиц (далее – сбытовые организации), так и независимые оптовые поставщики или дистрибьюторы, осуществляющие закупку минеральных удобрений непосредственно у производителей и реализующие их СХТП или мелкооптовым продавцам.

По информации, представленной ФАС России, на территории Амурской области действовали 2 хозяйствующих субъекта, которым в период 2012 - 2014 годы производитель осуществил отгрузку минеральных удобрений. Данные предприятия приобретали удобрения для собственных нужд, их перепродажа не производилась.

Основными барьерами входа новых участников на оптовый рынок минеральных удобрений Амурской области являются:

1)                невозможность приобретения минеральных удобрений непосредственно у производителя, а только через перепродавцов;

2)                административный барьер - тарифная политика при осуществлении железнодорожных перевозок. Учитывая то, что Амурская область находится на расстоянии более четырех тысяч километров от производителей/поставщиков, доставка минеральных удобрений возможна только железнодорожным транспортом. Железнодорожные тарифы  достаточно велики и существенно влияют на увеличение стоимости минеральных удобрений для конечных потребителей, то есть для СХТП;

3)                организационный барьер - отсутствие платежеспособного спроса со стороны потребителей минеральных удобрений. Цены на зерновые культуры и сою в течение нескольких лет остаются практически неизменными, что не может не сказаться на рентабельности сельхозпроизводителей Амурской области.

Сельское хозяйство восточных регионов страны практически не обеспечено минеральными удобрениями. Все предприятия по их производству находятся в европейской части России, и высокие транспортные тарифы делают их закупку трудной для сельхозпроизводителей. Поэтому целесообразность строительства на Дальнем Востоке завода по производству минеральных удобрений очевидна. Месторождения фосфорного сырья, подобные Евгеньевскому (Амурская область), могут быть инвестиционно привлекательными.

Вышеперечисленные барьеры входа новых участников на оптовый рынок минеральных удобрений Амурской области относятся к труднопреодолимым. Решением данных проблем, помимо строительства завода по производству минеральных удобрений, может послужить внесение в Правительство Российской Федерации предложений о снижении тарифов на железнодорожные перевозки для Дальневосточного федерального округа. Также следует уделить должное внимание вопросам субсидирования аграриев области, снижения ставок по кредитованию. Необходимо рассмотреть вопрос о предоставлении возможности независимым оптовым поставщикам и/или дистрибьюторам приобретать минеральные удобрения непосредственно у производителей, что, в первую очередь, отразится на снижении стоимости минеральных удобрений.

При подготовке анализа использовались следующие источники: 

- статья «Факторы эффективного возделывания сои в хозяйствах Амурской области, М.О. Синеговский, старший научный сотрудник ГНУ Всероссийский научно-исследовательский институт сои,

-  http://geographyofrussia.com/amurskaya-oblast/