Аналитический отчет по результатам анализа состояния конкуренции на товарном рынке услуг по перевозке пассажиров (и багажа) по регулярному межмуниципальному автобусному маршруту № 502 «г. Благовещенск - г. Белогорск» Амурской области

Аналитический отчет

по результатам анализа состояния конкуренции на товарном рынке услуг по перевозке пассажиров (и багажа) по регулярному межмуниципальному автобусному маршруту № 502

«г. Благовещенск - г. Белогорск» Амурской области

Управлением Федеральной антимонопольной службы по Амурской области (далее – Амурское УФАС России) во исполнение приказа ФАС России от 23.04.2015 № 290/15 «Об утверждении перечня товарных рынков для исследования территориальными управлениями ФАС России» проведен анализ состояния конкуренции на товарном рынке услуг по перевозке пассажиров (и багажа) по регулярному межмуниципальному автобусному маршруту № 502 «г. Благовещенск - г. Белогорск» Амурской области.

Исследование проводилось в соответствии с Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденным приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220, и Методическими рекомендациями по исследованию рынков социальной сферы в целях оценки изменений состояния конкуренции в результате реализации мероприятий Стандарта развития конкуренции в субъектах Российской Федерации (далее - Методические рекомендации), по следующим параметрам рынка:

1.        Общие положения.

2.        Временной интервал исследования товарного рынка.

3.        Продуктовые границы товарного рынка.

4.        Географические границы товарного рынка.

5.        Состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке.

6.        Объем товарного рынка и доли хозяйствующих субъектов на рынке.

7.        Уровень концентрации товарного рынка.

8.        Барьеры входа на товарный рынок.

9.        Оценка состояния конкуренции на товарном рынке.

10.      Выводы.

1. Общие положения

Настоящий анализ проводится в целях оценки изменений состояния конкуренции в результате реализации мероприятий Стандарта развития конкуренции в субъектах Российской Федерации.

Анализ и оценка состояния конкурентной среды на рынке услуг по перевозке пассажиров (и багажа) по регулярному межмуниципальному автобусному маршруту № 502 «г. Благовещенск - г. Белогорск» Амурской области проведены в соответствии со следующими нормативными документами:

·        Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон «О защите конкуренции»);

·        Федеральный закон от 13.07.2015 № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон  «Об организации перевозок пассажиров»);

·        Общероссийский классификатор видов экономической деятельности ОК 029-2014, утвержденный  приказом Росстандарта  от 31 января 2014 г. N 14-ст (далее – ОК 029-2014).

В качестве источников исходной информации при анализе исследуемого рынка  использовались:

- сведения министерства транспорта и строительства Амурской области;

- информация хозяйствующих субъектов, действующих на рынке услуг по перевозке пассажиров (и багажа) по маршруту № 502 «Благовещенск-Белогорск».

2.      Временной интервал

Временной интервал исследования товарного рынка в соответствии с    пунктом 2.1. Порядка определяется в зависимости от цели исследования, особенностей товарного рынка и доступности информации.

Для целей настоящего исследования необходимо изучение сложившихся характеристик рассматриваемого товарного рынка, то есть проведение ретроспективного анализа состояния конкурентной среды на товарном рынке, следовательно, за временной интервал исследования рынка принят 2014 год и 1 полугодие 2015 года.

3. Продуктовые границы

Определение продуктовых границ товарного рынка в соответствии с  пунктом 3.1 Порядка представляет собой процедуру выявления товара, не имеющего заменителя, или взаимозаменяемых товаров, обращающихся на одном и том же товарном рынке.

Определение товара может проводиться на основе нормативных актов, регулирующих соответствующую деятельность; условий договора, заключенного в отношении товара; общероссийских классификаторов продукции, работ, услуг, видов экономической деятельности;  а также иных способов, позволяющих однозначно определить товар.

Согласно ОКВЭД деятельность по перевозке пассажиров в междугороднем сообщении, подчиняющаяся расписанию, принадлежит к следующей классификационной группе:

- раздел H «Транспортировка и хранение»;

- класс 49 «Деятельность сухопутного и трубопроводного транспорта»;

- подкласс 49.3 «Деятельность прочего сухопутного пассажирского транспорта»;

- группа 49.39 «Деятельность прочего сухопутного пассажирского транспорта, не включенная в другие группировки»;

- подгруппа 49.39.11 «Перевозки автомобильным (автобусным) пассажирским транспортом в междугородном сообщении по расписанию».

Амурским УФАС России был проведен тест гипотетического монополиста с целью выявления взаимозаменяемых товаров, обращающихся на одном и том же товарном рынке, который показал, что 18,03 % опрошенных респондентов готовы заменить пассажирские перевозки автобусным транспортом по маршруту «г.Благовещенск-г.Белогорск» на перевозки железнодорожным транспортом с учетом того, что стоимость проезда будет льготная. Как показал опрос, это люди пенсионного возраста и студенты, которые подпадают под льготную стоимость проезда на железнодорожном транспорте. 4,92% респондентов готовы заменить автобусные перевозки на частных извозчиков, как правило, нелегальных.

Остальные 77,05 % респондентов не готовы заменить услуги по перевозке пассажиров (и багажа) автобусным транспортом каким-либо другим видом наземного транспорта, даже при условии, что цена на данную услугу долговременно (на срок более одного года) повысится на 5-10 процентов, а цены на остальные услуги останутся неизменными.

На основании изложенного, в целях проведения данного исследования продуктовыми границами рынка являются перевозки автомобильным (автобусным) пассажирским транспортом в междугородном сообщении по расписанию (код ОКВЭД 49.39.11).

4.      Географические границы

Географические границы товарного рынка определяют территорию, на которой приобретатель (приобретатели) приобретает или имеет экономическую, техническую или иную возможность  приобрести рассматриваемый товар и не имеет такой  возможности за ее пределами. Процедура определения географических границ товарного рынка  включает в себя предварительное определение географических границ товарного рынка, выявление условий обращения товара, ограничивающих экономические возможности приобретения товара приобретателем, определение территорий, входящих в географические границы рассматриваемого товарного рынка.

В соответствии с методическими рекомендациями по исследованию рынков социальной сферы в целях оценки изменений состояния конкуренции в результате реализации мероприятий Стандарта развития конкуренции в субъектах Российской Федерации, утвержденных приказом ФАС России от 23.04.2015 № 290/15(далее - методические рекомендации) необходимо рассмотреть маршрут, на котором при наличии большого пассажиропотока действует несколько перевозчиков (более двух). По информации представленной министерством транспорта и строительства Амурской области на территории области маршрутом, подходящим под указанные выше параметры является маршрут №502 «Благовещенск-Белогорск».

В целях настоящего исследования географическими границами товарного рынка установлены границы маршрута общего пользования № 502 «г. Благовещенск – г. Белогорск».

5. Состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке

В состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке, включаются хозяйствующие субъекты, реализующие в его границах рассматриваемый товар (услугу) в пределах определенного временного интервала исследования товарного рынка.

Согласно сведениям, поступившим в Амурское УФАС России от министерства транспорта и строительства Амурской области по маршруту № 502 «г. Благовещенск – г. Белогорск» в анализируемый период оказывали услуги пассажирских перевозок 5 хозяйствующих субъектов.

Состав хозяйствующих субъектов действующих на рассматриваемом рынке представлен в таблице №1.

Таблица №1

№ п/п

Наименование хозяйствующего субъекта

Юридический адрес хозяйствующего субъекта

1

Муниципальное предприятие «Автоколонна 1275»

675000, Амурская область, г.Благовещенск, ул. Калинина, д.114

2

ООО «Райчихинское пассажирское автотранспортное предприятие-1»

676770, Амурская область, г.Райчихинск, ул.Транспортная, д.6

3

ООО «Райчихинское пассажирское автотранспортное предприятие-3»

676770, Амурская область, г.Райчихинск, ул. Школьная, д.4

4

ООО «Белогорское пассажирское автотранспортное предприятие №1»

676854, Амурская область, г.Белогорск, ул. Производственная, д.26

5

ООО «Автосфера»

675000, Амурская область, г.Благовещенск, ул. 50 лет Октября, д.42/2

Состав хозяйствующих субъектов за исследуемый период не изменялся, на рынке услуг по перевозке пассажиров по маршруту № 502 «г.Благовещенск-г.Белогорск» осуществляют деятельность 5 хозяйствующих субъектов.

В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи Закона «О защите конкуренции» Амурское УФАС России ведет Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем тридцать пять процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка другими федеральными законами в целях их применения установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов (далее – Реестр). Приказом Амурского УФАС от 31.03.1997 № 24 МП «Автоколонна 1275» включено в Реестр по товарной группе «услуги автомобильного транспорта» в географических границах города Благовещенска и Благовещенского района.  

6. Расчет объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на товарном рынке

В соответствии с п. 6.1 Порядка основным показателем для расчета объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке является объем продаж (поставок) на рассматриваемом товарном рынке, который может использоваться как в стоимостном, так и натуральном выражении.

В соответствии с пунктом 6.2. Порядка объем товарного рынка определяется как сумма объемов продаж данного товара хозяйствующими субъектами, действующими на рассматриваемом товарном рынке. При этом не допускается повторный учет одного и того же товара.

Доля хозяйствующего субъекта на товарном рынке рассчитывается как выраженное в процентах отношение показателя, характеризующего объем товарной массы, поставляемой данным хозяйствующим субъектом на рассматриваемый товарный рынок, к показателю, характеризующему объем рассматриваемого товарного рынка.

В соответствии с Методическими рекомендациями расчет объема товарного рынка пассажирских перевозок по маршруту № 502 «г.Благовещенск - г. Белогорск» Амурской области и долей хозяйствующих субъектов произведен на основании количества перевезенных пассажиров. Исходными данными для расчета являются сведения, представленные хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность на данном рынке.

Объем товарного рынка пассажирских перевозок по маршруту № 502                                «г.Благовещенск - г.Белогорск» в 1-ом полугодии 2014 года составил 106782 пассажира, во 2-ом полугодии 2014 года - 114937 пассажиров и в 1-ом полугодии 2015 года- 108344 пассажиров, что больше чем в 1 полугодии 2014 года на 1,46%, но меньше чем во 2-ом полугодии 2014 года на 5,74%.

7. Уровень концентрации товарного рынка

Для определения уровня концентрации товарного рынка в соответствии с пунктом 7.1 Порядка используются коэффициент рыночной концентрации (CR) и индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (HHI).

Анализ расчетных значений коэффициента рыночной концентрации и индекса рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана свидетельствуют о том, что рынок услуг по перевозке пассажиров по маршруту № 502 «Благовещенск-Белогорск» Амурской области в 2014 и 1-ом полугодии 2015 года относится к типу рынков с высокой степенью концентрации, поскольку значение индекса Герфиндаля-Гиршмана находится в диапазоне от 2000 до 10000, а коэффициент рыночной концентрации в диапазоне от 70 до 100 %.

 

8.                 Барьеры  входа на товарный рынок

Под барьерами входа на товарный рынок понимают обстоятельства или действия, препятствующие или затрудняющие и ограничивающие хозяйствующим субъектам начало деятельности на товарном рынке.

Амурским УФАС России в рамках исследования товарного рынка услуг перевозки пассажиров по маршруту №502 «г.Благовещенск-г.Белогорск» Амурской области проведен опрос хозяйствующих субъектов, действующих на данном товарном рынке на территории Амурской области, на предмет наличия барьеров, с которыми они сталкиваются в процессе осуществления деятельности, а также барьеров входа на данный рынок, новых участников. ООО «Белогорское пассажирское автотранспортное предприятие №1» указывает на следующие барьеры:

- разрешительный характер открытия (изменения) маршрута;

- отсутствие нормативно-правового регулирования в сфере борьбы с «нелегальными перевозчиками»;

- возможность изменять тариф на перевозку пассажиров (и багажа) только один раз в год, независимо от того, что цены на основные средства, запасные части и горюче-смазочные материалы изменяются постоянно и могут не соответствовать запланированному тарифу;

- запрет на использование некоторых марок транспортных средств (автобусов) для осуществления перевозок пассажиров (и багажа);

- значительный стартовый капитал, необходимый для организации деятельности (приобретение транспортных средств), обременение, связанное с лизингом транспортных средств, а также текущие затраты (на ГСМ, запчасти);

- деятельность «нелегальных перевозчиков» на маршруте.

Одно из автотранспортных предприятий к барьерам входа на рынок отнесло нехватку собственных средств на покупку техники, но этот барьер оказался преодолимым. Предприятие получило субсидию на возврат первоначального взноса по договору лизинга на автотранспорт. В настоящее время, предприятие испытывает давление со стороны Управления государственного автодорожного надзора Амурской области. Это проявляется в виде ежедневных проверок, которые влекут задержку автобуса в рейс, что вызывает недовольство пассажиров и как результат отток к нелегальным перевозчикам.

Также присутствуют барьеры экономического характера – значительные капиталовложения и сроки окупаемости капитальных вложений. Административные барьеры в виде ограничений в виде законодательных актов, определяющих налоговую политику и тарифной политики при осуществлении перевозок.

Обобщив полученную информацию, Амурское УФАС России пришло к выводу, что на рассматриваемом рынке присутствуют труднопреодолимые барьеры как экономического, так и административного характера.

 

9.         Оценка состояния конкурентной среды на товарном рынке

Проведенный анализ рынка услуг по перевозке пассажиров (и багажа) по маршруту №502 «г.Благовещенск - г.Белогорск» Амурской области свидетельствует о том, что данный товарный рынок относится к типу рынков с неразвитой конкуренцией, что связано с преимущественным положением крупного хозяйствующего субъекта, имеющего необходимую инфраструктуру.

Правительством Амурской области созданы условия для развития конкуренции на рынке услуг по перевозке пассажиров и багажа по автобусному маршруту №502 «г.Благовещенск-г.Белогорск», в этих целях приняты нормативные правовые акты: Закон Амурской области от 22.12.2004 №394-ОЗ «Об автомобильном пассажирском транспорте в Амурской области»; постановление Правительства Амурской области от 03.06.2011 № 363 «Об утверждении Порядка и оснований открытия, закрытия, изменения муниципального, пригородного и межмуниципального регулярного маршрута общего пользования»; постановление Правительства Амурской области от 03.06.2011 №364 «Об утверждении Порядка проведения конкурса на обслуживание муниципальных, пригородных и межмуниципальных регулярных автобусных маршрутов общего пользования»; постановление Правительства Амурской области от 03.06.2011 № 365 «Об утверждении Порядка заключения договора на обслуживание муниципальных, пригородных и межмуниципальных регулярных автобусных маршрутов общего пользования без проведения конкурса». Указанные нормативно-правовые акты направлены на развитие конкуренции среди перевозчиков, повышение безопасности и качества пассажирских перевозок.

 

10.   Вывод

В настоящее время рынок услуг перевозки пассажиров по маршруту № 502 «г.Благовещенск-г.Белогорск» Амурской области слабо развит.

Доминирующее положение на рассматриваемом рынке в географических границах маршрута общего пользования № 502 «г. Благовещенск – г. Белогорск» занимает муниципальное предприятие «Автоколонна №1275».

 

Файлы для скачивания

analiz_sostoyaniya_konkurencii_na_tovarnom_rynke_uslug_po_perevozke_passazhirov_po_regulyarnomu_avtobusnomu_marshrutu_blagoveshchensk-belogorsk_amurskoy_oblasti.doc
Тип файла: doc
Размер файла: 0.11 МБ