АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОТЧЕТ ПО АНАЛИЗУ РОЗНИЧНОГО РЫНКА ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ЭНЕРГИИ (МОЩНОСТИ) АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ

АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОТЧЕТ

ПО АНАЛИЗУ РОЗНИЧНОГО РЫНКА

ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ЭНЕРГИИ (МОЩНОСТИ)

АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ

Управление Федеральной антимонопольной службы по Амурской области, во исполнение пункта 2 приказа ФАС России от 18.12.2014 № 790/14 «О плане работы ФАС России по анализу состояния конкуренции на товарных рынках на 2015-2016 годы», провело анализ состояния конкуренции на розничном рынке электрической энергии (мощности) Амурской области.

Исследование проводилось в соответствии с Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденным приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220, и Методическими рекомендациями по проведению анализа состояния конкуренции на розничных рынках электрической энергии (мощности) в 2015 году, утвержденными Комиссией ФАС России по проведению анализа товарных рынков (далее - Методические рекомендации), по следующим параметрам рынка:

1.                  Общие положения.

2.    Временной интервал исследования товарного рынка.

3.    Продуктовые границы товарного рынка.

4.    Географические границы товарного рынка.

5.    Состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке.

6.    Объем товарного рынка и доли хозяйствующих субъектов на рынке.

7.    Уровень концентрации товарного рынка.

8.    Барьеры входа на товарный рынок.

9.    Оценка состояния конкуренции на товарном рынке.

10.     Выводы.

  1. Общие положения

Целью настоящего анализа является оценка состояния конкуренции на розничном рынке электрической энергии (мощности) Амурской области, установление доминирующего положения энергосбытовых компаний (в том числе гарантирующих поставщиков электрической энергии (мощности)) осуществляющих деятельность на территории Амурской области.

В ходе проведения анализа состояния конкуренции на розничном рынке электрической энергии (мощности) Амурской области использовались следующие нормативные и ненормативные правовые акты:

1.    Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»;

2.    Порядок проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденный приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 (далее - Порядок);

3.    Федеральный закон от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике»;

4.    Основные положения функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 № 442 (далее - Основные положения функционирования розничных рынков электрической энергии);

5.    Общероссийский классификатор видов экономической деятельности ОК 029-2007 (КДЕС Ред. 1.1), принятый и введенный в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 22.11.2007 № 329-ст;

6.    Приказы Управления государственного регулирования цен и тарифов Амурской области «О присвоении статуса гарантирующего поставщика субъектам розничного рынка электрической энергии в Амурской области» от 20.10.2006 № 82-пр/э (в редакциях от 16.10.2009, от 27.11.2009, от 16.07.2010, от 02.08.2011, от 08.05.2013, от 30.10.2015), от 10.08.2012 № 130-пр/э, от 26.04.2013 № 69-пр/э, от 08.05.2013 № 74-пр/э.

Источником исходной информации являются сведения Управления государственного регулирования цен и тарифов Амурской области, а также представленные в Амурское УФАС России данные о результатах хозяйственной деятельности субъектов розничного рынка электрической энергии (мощности) Амурской области.

Основные термины, используемые в аналитическом отчете:

Розничные рынки электрической энергии - сфера обращения электрической энергии вне оптового рынка с участием потребителей электрической энергии;

Субъекты розничных рынков электрической энергии - участники отношений по производству, передаче, купле-продаже (поставке) и потреблению электрической энергии (мощности) на розничных рынках электрической энергии, а также по оказанию услуг, которые являются неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям. В соответствии с Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии к таким субъектам относятся:

потребители электрической энергии - лица, приобретающие электрическую энергию для собственных бытовых и (или) производственных нужд;

гарантирующие поставщики электрической энергии (далее - гарантирующие поставщики) - коммерческие организации, обязанные в соответствии с Федеральным законом от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» или добровольно принятыми обязательствами заключить договор купли-продажи электрической энергии с любым обратившимся к ним потребителем электрической энергии либо с лицом, действующим от имени и в интересах потребителя электрической энергии и желающим приобрести электрическую энергию. Каждый гарантирующий поставщик работает в своей установленной определенной зоне деятельности. Вне пределов границ зоны деятельности Гарантирующий поставщик может выступать как независимая энергосбытовая компания. Границы зоны деятельности разных гарантирующих поставщиков не пересекаются. Эти границы устанавливаются местными органами исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов;

энергосбытовые организации - организации, осуществляющие в качестве основного вида деятельности продажу другим лицам произведенной или приобретенной электрической энергии.  В отличие от гарантирующего поставщика не обязаны заключать договоры с любым потребителем и, как правило, заключают договоры только с крупными потребителями, которых выгодно обслуживать. При этом сбытовая надбавка независимой энергосбытовой организации – величина никем не регулируемая, она устанавливается договором с каждым конкретным потребителем. Исключением является население, которому поставка должна осуществляться строго по установленному тарифу;

производители электрической энергии (мощности) на розничном рынке - собственники или иные законные владельцы объекта по производству электрической энергии (мощности), которые входят в Единую энергетическую систему России, в отношении которых на оптовом рынке электрической энергии и мощности (далее - оптовый рынок) не зарегистрированы группы точек поставки и установленная генерирующая мощность которых составляет менее 25 МВт или равна либо превышает 25 МВт и на которых не распространяется требование законодательства Российской Федерации об электроэнергетике о реализации производимой электрической энергии (мощности) только на оптовом рынке, с использованием которого осуществляется производство электрической энергии (мощности) с целью ее продажи на розничном рынке, а также собственники или иные законные владельцы объекта по производству электрической энергии (мощности) в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах;

исполнители коммунальных услуг - организации которые покупают электроэнергию для обеспечения предоставления коммунальных услуг по энергоснабжению, теплоснабжению и горячему водоснабжению;

сетевые организации - коммерческие организации, которые оказывают услуги по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, не относящихся к единой национальной (общероссийской) электрической сети. У сетевых организаций две основных задачи – передача электроэнергии и технологическое присоединение новых потребителей;

субъекты оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике, осуществляющие оперативно-диспетчерское управление на розничных рынках.

Двусторонний договор купли-продажи электрической энергии - соглашение, в соответствии с которым поставщик обязуется поставить покупателю электрическую энергию, соответствующую обязательным требованиям, в определенном количестве и определенного качества, а покупатель обязуется принять и оплатить электрическую энергию на условиях заключенного в соответствии с правилами оптового рынка и основными положениями функционирования розничных рынков договора.

Гарантирующие поставщики и независимые энергосбытовые компании могут заключать с потребителями электроэнергии следующие виды договоров:

•          Договор купли-продажи электроэнергии. По условиям указанного договора купли-продажи, потребитель должен самостоятельно урегулировать с сетевыми организациями вопросы оказания услуг  по передаче электроэнергии. При этом потребитель также обязан заключить с сетевой компанией договор оказания услуг по передаче электроэнергии.

•          Договор энергоснабжения. В соответствии с условиями договора энергоснабжения гарантирующий поставщик или независимая энергосбытовая компания в интересах потребителя урегулирует отношения по передаче электроэнергии с сетевыми организациями. В этом случае энергосбытовая компания самостоятельно заключает договор оказания услуг по передаче в интересах потребителя с сетевой компанией.

 

  1. Временной интервал исследования товарного рынка

В связи с тем, что настоящее исследование ограничивается изучением характеристик розничного рынка электрической энергии (мощности), которые сложились до момента его проведения, анализ носит ретроспективный характер.

Временным интервалом исследования розничного рынка электрической энергии (мощности) Амурской области в соответствии с Методическими рекомендациями является 2015 год.

  1. Продуктовые границы товарного рынка

Определение продуктовых границ товарного рынка представляет собой процедуру выявления товара, не имеющего заменителя, или взаимозаменяемых товаров, обращающихся на одном и том же товарном рынке.

В данном случае в качестве товара выступает электрическая энергия. Производство, купля-продажа и потребление электрической энергии осуществляется одновременно с мощностью, поэтому невозможно рассматривать рынок электрической энергии и рынок мощности отдельно, рынок электрической энергии (мощности) является единым.

Электроэнергия используется во всех сферах жизнедеятельности человека, непосредственно участвует в процессе создания других видов продукции, но при этом обладает совокупностью специфических свойств, отличающих ее от других товаров.

Во-первых, электрическую энергию невозможно визуально обнаружить как вещь, так как момент ее производства и потребления практически совпадают по времени, также ее нельзя накопить и сохранить в значительных количествах подобно другим товарам на складах или в специальных ёмкостях, поскольку в сети она присутствует лишь до того мгновения, пока сеть находится под напряжением, то есть пока энергия подаётся в сеть и потребляется. Во-вторых, полезные свойства электрической энергии реализуются в процессе её потребления, результатом её использования может быть выполненная работа, какая-то другая технологическая операция, но сама электрическая энергия при этом исчезает, она не материализуется в продукции или в иной форме. В-третьих, передача электрической энергии как товара потребителю возможна только с использованием специальных технических средств - сети электропроводов, по которым электрическая энергия поступает в сеть потребителя.

Таким образом, электрическая энергия как товарная продукция отличается тем, что само её существование проявляется в потреблении, расходовании. По своим функциональным назначениям электроэнергия не может быть сравнима с другими товарами, что свидетельствует об отсутствии товара-заменителя на исследуемом товарном рынке.

В соответствии с пунктом 3.4 Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, определение товара может быть проведено на основе:

- условий договора, заключенного в отношении товара;

- нормативных актов, регулирующих соответствующую деятельность;

-общероссийских классификаторов продукции, работ, услуг, видов экономической деятельности;

- иного способа, позволяющего однозначно определить товар.

В Общероссийском классификаторе видов экономической деятельности ОК 029-2007 (КДЕС Ред. 1.1), принятым и введенным в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 22.11.2007 № 329-ст (далее – ОКВЭД), установлен Раздел Е «Производство и распределение электроэнергии, газа и воды», включающий группировку «Торговля электроэнергией» (код 40.13.2), которая предусматривает:

- продажу электроэнергии потребителям;

- деятельность посредников и агентов, которые организуют сделки по продаже электроэнергии, передаваемой по распределительным системам, управляемым другими лицами.

Амурское УФАС России при установлении продуктовых границ рынка основывалось на положениях пунктов 27, 28, 29 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, согласно которым взаимоотношения гарантирующего поставщика с потребителем (покупателем) электроэнергии оформляются договором энергоснабжения или договором купли-продажи (поставки) электроэнергии (мощности), а также на анализе предметов соответствующих договоров, заключенных между потребителями и энергосбытовыми организациями, копии которых были представлены в адрес управления.

По условиям, предусмотренным вышеуказанными договорами, поставщик обязуется осуществить продажу электрической энергии (мощности), а также самостоятельно или через привлеченных третьих лиц оказывать услуги по передаче электрической энергии и услуги, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителю, а потребитель обязуется оплачивать приобретаемую электрическую энергию (мощность).

Таким образом, продуктовыми границами рынка является «купля-продажа (поставка) электроэнергии».

  1. Географические границы товарного рынка

В соответствии с пунктом 4 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», товарный рынок является сферой обращения товара, который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров, в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.

Обращение на рынке такого специфического товара, как электроэнергия, зависит от расположения электрических сетей, сетевого оборудования и точек присоединения энергопринимающих устройств покупателей к этим сетям. Договор купли-продажи электроэнергии может быть заключен только при наличии технологического присоединения в установленном порядке энергопринимающих устройств покупателя к электрическим сетям. Начало поставки электроэнергии зависит от заключения договора на оказание услуг по передаче электроэнергии с сетевой организацией. Изменение контрагента в договорных отношениях по вопросу оказания услуг передачи электроэнергии связано с большими финансовыми затратами, которые необходимо произвести для присоединения к сетям иных сетевых организаций. То есть выбор потребителем энергосбытовой (энергоснабжающей) организации зависит от договорных отношений с сетевой организацией, к сетям которой присоединен потребитель.

Выбор потребителем гарантирующего поставщика ограничен нормативными правовыми актами, в соответствии с которыми порядок перехода к другому гарантирующему поставщику или энергосбытовой организации ограничен определенными условиями, и также связан с расположением сетей, к которым подключен потребитель. Согласно пункту 32 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии гарантирующий поставщик вправе отказаться от заключения договора энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) с потребителем (покупателем) при отсутствии возможности поставить электрическую энергию (мощность) потребителю вследствие отсутствия технологического присоединения в установленном порядке энергопринимающих устройств, в отношении которых предполагается заключение договора, к объектам электросетевого хозяйства или вследствие нахождения энергопринимающих устройств, в отношении которых предполагается заключение договора, вне зоны деятельности гарантирующего поставщика.

Таким образом, техническая возможность приобретения товара на розничном рынке электрической энергии (мощности) зависит от присоединения энергопринимающих устройств потребителя к сетям сетевой организации.

Границами зон деятельности каждого из гарантирующих поставщиков являются границы, закрепленные за соответствующим гарантирующим поставщиком в установленном законодательством Российской Федерации об электроэнергетике порядке на день вступления в силу Основных положений.

В Амурской области в 2015 году 7 хозяйствующих субъектов имели статус гарантирующего поставщика, который был им присвоен на основании приказов Управления государственного регулирования цен и тарифов Амурской области «О присвоении статуса гарантирующего поставщика субъектам розничного рынка электрической энергии в Амурской области» от 20.10.2006  № 82-пр/э  (в редакциях от 16.10.2009, от 27.11.2009, от 16.07.2010, от 02.08.2011, от 02.08.2011, от 08.05.2013, от 30.10.2015), от 10.08.2012 № 130-пр/э, от 26.04.2013 № 69-пр/э, от 08.05.2013 № 74-пр/э.

Таблица 1

Гарантирующие поставщики Амурской области в 2015 году и географические границы их деятельности

 

№ п/п

Наименование гарантирующего поставщика

Географические границы деятельности гарантирующего поставщика

1

ПАО «Дальневосточная энергетическая компания»

(в лице филиала «Амурэнергосбыт»)

Амурская область, за исключением: с. Осежено и                            с. Игнашино Сковородинского района;  с. Бысса Селемджинского района; п. Снежногорский Зейского района; п. Апрельский и с. Пионер Магдагачинского района.

2

ООО «Энергокомфорт» Единая Амурская сбытовая компания»1

г. Благовещенск по границе балансовой принадлежности электрических сетей                         ОАО «Амурские коммунальные системы»

3

ООО «Свет»

с. Бысса Селемджинского района по границе балансовой принадлежности электрических сетей ООО «Свет»

4

МУП «Снежногорскэнерго»

п. Снежногорский Зейского района по границе балансовой принадлежности электрических сетей                         МУП «Снежногорскэнерго»

5

ООО «Северо-Западнефтепродукт НВ»

с. Игнашино Сковородинского района по границе балансовой принадлежности электрических сетей ООО «Северо-Западнефтепродукт НВ»

6

ООО «Теплоэнергия»

с. Осежено Сковородинского района по границе балансовой принадлежности электрических сетей ООО «Теплоэнергия»                         

7

ООО «ЭнерГиЯ»2

п. Апрельский и с. Пионер Магдагачинского района по границе балансовой принадлежности электрических сетей ООО «ЭнерГиЯ»

1 ООО «Энергокомфорт» Единая Амурская Сбытовая компания» деятельность по реализации электрической энергии прекратило в октябре 2014 года, статуса ГП лишено приказом Управления государственного регулирования цен и тарифов Амурской области от 30.10.2015 №152-пр/э.

2 ООО «ЭнерГиЯ» с 2013 года не осуществляет розничную реализацию электрической энергии (мощности), до настоящего времени общество не лишено статуса гарантирующего поставщика.

 

5.      Состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке

В состав хозяйствующих субъектов, действующих на розничном рынке электрической энергии (мощности), включаются хозяйствующие субъекты, реализующие в его границах электрическую энергию (мощность) в пределах определенного временного интервала.

Так, в состав хозяйствующих субъектов, действующих на исследуемом рынке, входят: гарантирующие поставщики, независимые энергосбытовые организации, производители электрической энергии (мощности) на розничном рынке.

Покупателями являются лица, приобретающие электрическую энергию для собственных бытовых и (или) производственных нужд (в том числе промышленные предприятия, коммерческие  и некоммерческие организации, сельхозпроизводители, население и другие).

В 2015 году на территории Амурской области осуществляли деятельность 8 энергосбытовых организаций, 5 гарантирующих поставщиков (из 8, которым присвоен данный статус), 15 сетевых организаций, 5 производителей электрической энергии, вырабатываемой дизельными электростанциями.

Поставщиками электрической энергии на розничный рынок электроэнергии (мощности) в административных границах Амурской области являются гарантирующий поставщик - ПАО «Дальневосточная энергетическая компания» (в лице  филиала «Амурэнергосбыт»), созданное в результате реформирования  ОАО «Амурэнерго» и энергосбытовые компании ООО «Инженерные изыскания», ООО «Транснефтьэнерго» и ООО «ГлавЭнергоСбыт» являющиеся участниками оптового рынка.

Стоит отметить, что в исследуемом временном интервале состав хозяйствующих субъектов, действующих на рынке, изменился по сравнению с предыдущим периодом.

На оптовый рынок электрической энергии (мощности) в 2015 году вышло общество с ограниченной ответственностью «ГлавЭнергоСбыт».

ООО «Энергокомфорт».Единая Амурская сбытовая компания» решением Арбитражного суда Амурской области признано несостоятельным (банкротом) и в отношении общества открыто конкурсное производство. С 01.10.2014  на основании приказа управления государственного регулирования цен и тарифов Амурской области от 29.08.2014 №102-пр/э зона деятельности гарантирующего поставщика электрической энергии ООО «Энергокомфорт. Единая Амурская сбытовая компания», расположенная на территориях города Благовещенска и села Игнатьево Благовещенского района Амурской области включена в зону деятельности гарантирующего поставщика ПАО «Дальневосточная энергетическая комиссия». Приказом Управления государственного регулирования цен и тарифов от 30.10.2015 №152-пр/э общество лишено статуса гарантирующего поставщика.

6.      Объем товарного рынка и доли хозяйствующих субъектов на рынке

Расчет общего объема розничного рынка электрической энергии (мощности) за 2015 год в установленных продуктовых и географических границах исследования, в соответствии с Методическими рекомендациями, проводился на основании данных хозяйствующих субъектов, действующих на рынке, и сведений Управления государственного регулирования цен и тарифов Амурской области об объемах продаж (поставок) электроэнергии в натуральном выражении (в кВт.ч).

Объем исследуемого розничного рынка электрической энергии определяется как сумма объемов продажи (поставки) электрической энергии (мощности) энергосбытовыми организациями (в том числе гарантирующими поставщиками), производителями электрической энергии (мощности) на розничном рынке, осуществляющими деятельность по купле-продаже (поставке) электрической энергии (мощности) в соответствующих географических границах. При этом не допускается повторный учет одного и того же товара.

Доля хозяйствующего субъекта на розничном рынке электрической энергии (мощности) рассчитывается как выраженное в процентах отношение показателя, характеризующего объем товарной массы, поставляемой данным хозяйствующим субъектом на рассматриваемый товарный рынок, к показателю, характеризующему объем рассматриваемого товарного рынка.

Доля группы лиц на розничном рынке электрической энергии (мощности) определяется как сумма долей хозяйствующих субъектов, действующих на одном рынке и составляющих группу лиц в соответствии с частью 1 статьи 9 Закона о защите конкуренции.

Совокупная доля хозяйствующих субъектов, доминирующее положение которых устанавливается по правилам, предусмотренным частью 3 статьи 5 Закона о защите конкуренции, определяется как сумма долей таких хозяйствующих субъектов или их групп лиц.

На территории Амурской области на так называемых локальных рынках купли-продажи (поставки) электроэнергии сохраняется монопольная структура рынка, где функционирует по одной энергосбытовой организации (гарантирующему поставщику), доля каждой из которых в соответствующих географических границах составляет 100 %.

ПАО «Дальневосточная энергетическая компания» (в лице филиала «Амурэнергосбыт») занимает лидирующее положение по объемам продаж на розничном рынке электрической энергии (мощности) конечным потребителям Амурской области. Общество является основным закупщиком и поставщиком электроэнергии на данном товарном рынке, обладает значительным рыночным потенциалом и имеет возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на рынке.

 

7.      Уровень концентрации товарного рынка

Для определения уровня концентрации товарного рынка в соответствии с пунктом 7.1 Порядка используются коэффициент рыночной концентрации (CR) и индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (HHI).

Коэффициент рыночной концентрации определяется как сумма долей на товарном рынке (выраженных в процентах) определенного числа крупнейших хозяйствующих субъектов, действующих на данном рынке.

Индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана рассчитывается как сумма квадратов долей (выраженных в процентах) на товарном рынке всех хозяйствующих субъектов, действующих на данном рынке.

Для розничного рынка электрической энергии (мощности) в административных границах Амурской области в 2015 году значение индекса Герфиндаля-Гиршмана составляет более 2000, а коэффициента рыночной концентрации более 70 %, что свидетельствует о высокой степени экономической концентрации.

 

8.      Барьеры входа на товарный рынок

Процедура определения обстоятельств или действий, препятствующих или затрудняющих и ограничивающих хозяйствующим субъектам начало деятельности на товарном рынке (определение барьеров входа на товарный рынок), в соответствии с пунктом 8.1 Порядка включает выявление наличия или отсутствия барьеров входа на рассматриваемый товарный рынок и определение преодолимости выявленных барьеров входа на рассматриваемый товарный рынок.

Амурское УФАС России в рамках исследования розничного рынка электрической энергии (мощности) Амурской области провело опрос хозяйствующих субъектов, действующих на данном товарном рынке, на предмет наличия барьеров, с которыми они сталкиваются в процессе осуществления деятельности, а также барьеров входа на данный рынок новых участников.

Обобщив полученную информацию, Амурское УФАС России пришло к выводу, что большинство хозяйствующих субъектов на исследуемом товарном рынке сталкивается с барьерами экономического и технологического характера, которые являются труднопреодолимыми, так как затраты на их преодоление экономически не оправдываются (во всяком случае в приемлемые сроки).

 

9.      Оценка состояния конкуренции на товарном рынке

В целом ситуация на розничном рынке электрической энергии (мощности) Амурской области в 2015 году по сравнению с предыдущим годом существенно не изменилась. Рынок продолжает оставаться в условиях неразвитой конкуренции и характеризуется высокой степенью экономической концентрации.

Необходимо обратить внимание на имевшие место случаи лишения энергосбытовой компании статуса гарантирующего поставщика. Так, в 2014 году Управлением государственного регулирования цен и тарифов Амурской области было принято решение (приказ Управления от 21.11.2014 №142-пр/э, вступил в силу 01.01.2015) о лишении статуса гарантирующего поставщика АО «Оборонэнергосбыт» в лице Амурского отделения филиала «Дальневосточный».  Также приказом Управления государственного регулирования цен и тарифов Амурской области от 30.10.2015 №152-пр/э ООО «Энергокомфорт. Единая Амурская сбытовая компания»  лишено статуса гарантирующего поставщика.

По результатам расчетов Амурским УФАС России количественных показателей структуры рынка - коэффициентов концентрации и коэффициентов индекса Герфиндаля-Гиршмана установлено, что в 2015 году розничный рынок электрической энергии (мощности) в Амурской области характеризовался высоким уровнем концентрации и неразвитой конкуренцией.

Потребители электроэнергии не имеют возможности выбрать энергосбытовую компанию, альтернативную той, у которой заключен договор на передачу электроэнергии с сетевой организацией, к сетям которой подключен потребитель (ввиду отсутствия технической возможности). В этой связи в области сформировались локальные рынки купли-продажи электрической энергии (мощности), географические границы которых определяются протяженностью сетей, принадлежащих сетевой организации, у которой заключен договор на передачу электроэнергии с соответствующей энергосбытовой компанией.

Розничные рынки купли-продажи (поставки) электрической энергии относятся к потенциально конкурентной сфере деятельности, но только в условиях, когда продажа электроэнергии осуществляется несколькими энергосбытовыми организациями в зоне деятельности гарантирующего поставщика, на одной и той же территории в границах сетей соответствующей сетевой организации.

Необходимо отметить, что на территории Амурской области наблюдается тенденция развития конкуренции на розничном рынке электрической энергии (мощности), выразившаяся в появлении независимых энергосбытовых компаний, продающих покупаемую ими на оптовом рынке электроэнергию на розничном рынке, наряду с гарантирующими поставщиками. Так на оптовый рынок электрической энергии (мощности) в 2014 году вышло ООО «Инженерные изыскания», а в 2015 году ООО «ГлавЭнергоСбыт».

Учитывая социальную значимость розничного рынка электрической энергии (мощности) необходимо анализировать состояние конкуренции на указанном рынке, а также продолжать осуществлять антимонопольный контроль за действиями субъектов электроэнергетики.

 

Файлы для скачивания

analiz_roznichnogo_rynka_elektricheskoy_energii_amurskoy_oblasti.doc
Тип файла: doc
Размер файла: 0.14 МБ