Антимонопольное регулирование в области торговой деятельности

С 1 февраля 2010 года Федеральная антимонопольная служба осуществляет государственный контроль  за соблюдением антимонопольных требований, установленных Федеральным законом «О государственном регулировании торговой деятельности в Российской Федерации» от 28 декабря 2009 года № 381-ФЗ (далее – Закон «О торговле»).

Закон «О торговле» направлен на упорядочение отношений, связанных с организацией торговой деятельности на территории Российской Федерации, в целях создания прозрачного и предсказуемого порядка осуществления торговой деятельности, устранения недобросовестных практик и давления на контрагентов со стороны торговых сетей и поставщиков, а также устранения излишних административных барьеров в торговле, поддержки малого и среднего бизнеса в сфере торговли и производства продовольственных товаров.

Правовые нормы Закона «О торговле» направлены на совершенствование антимонопольного регулирования и развитие конкуренции на рынке услуг розничной торговли.

Так, частью 6 статьи 9 Закона «О торговле» установлен запрет на включение участниками торговой деятельности в цену договора поставки продовольственных товаров в торговую сеть каких-либо видов вознаграждения за исполнение торговой сетью условий этого договора, кроме допустимых частью 4 статьи 9 Закона «О торговле».

В соответствии с частью 12 статьи 9 Закона «О торговле» запрещается включение в договор поставки продовольственных товаров условий о совершении поставщиком действий или об оказании услуг, направленных на продвижение товаров (услуг по рекламированию товаров, маркетинговых и других), а также понуждение поставщика к заключению таких договоров в целях заключения договора поставки.

Согласно положениям Методического пособия для предпринимателей «Антимонопольное регулирование в области торговой деятельности», разработанного ФАС России, указанные нормы направлены на пресечение одного из наиболее распространенных способов навязывания торговыми сетями контрагентам и создания дискриминационных условий доступа поставщиков продовольственных товаров в торговые сети.

Кроме того, статьей 9 Закона «О торговле» устанавливается обязанность для хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность и хозяйствующих субъектов, осуществляющими поставки продовольственных товаров в торговые сети, по размещению (предоставлению) информации об условиях отбора контрагента для заключения договора поставки продовольственных товаров и о существенных условиях такого договора.

Часть 1 статьи 13 Закона «О торговле» содержит антимонопольные правила и перечень действий, которые запрещается предпринимать хозяйствующим субъектам, осуществляющим торговую деятельность посредством организации торговой сети, и хозяйствующим субъектам, осуществляющим поставки продовольственных товаров в торговые сети, так как указанные действия могут привести к ограничению конкуренции в сфере оптовой и (или) розничной торговли и ущемлению прав других хозяйствующих субъектов.

Статьей 14 Закона «О торговле» устанавливаются ограничения на приобретение дополнительных торговых площадей для целей торговой деятельности. Данные ограничения распространяются на торговые сети, доля которых превышает 25% в границах субъекта Российской Федерации, в том числе, в границах города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга, в границах муниципального района, городского округа.

По мнению ФАС России, отраженному в Методическом пособии для предпринимателей «Антимонопольное регулирование в области торговой деятельности», данные ограничения создадут возможности для развития конъюнктуры рынка, развития торговых сетей по горизонтали. Реализация нормы будет способствовать обеспечению равного доступа хозяйствующих субъектов на рынок услуг розничной торговли, защите и сохранению конкурентной среды на данном товарном рынке, что в свою очередь должно способствовать снижению цен и улучшению обслуживания потребителя. Кроме того, данная норма направлена на поддержку малого и среднего бизнеса на рынке услуг розничной торговли.

Кроме того, статьей 15 Закона «О торговле» определены нормы, направленные на устранение региональных барьеров в розничной торговле.

Так, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к установлению на товарном рынке правил осуществления торговой деятельности, отличающихся от аналогичных правил, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

С целью обеспечения реализации и применения требований Закона «О торговле» статьями 14.40 - 14.42 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее – КоАП РФ) предусмотрена ответственность за нарушение антимонопольных правил и требований при осуществлении торговой деятельности.

Основаниями для привлечения лиц к административной ответственности за нарушения при осуществлении торговой деятельности являются:

- нарушения при осуществлении хозяйствующими субъектами торговой деятельности антимонопольных правил (статья 14.40 КоАП РФ);

- нарушение требований по предоставлению информации об условиях заключения договора поставки продовольственных товаров (статья 14.41 КоАП РФ);

- нарушение требований к условиям заключения договора поставки продовольственных товаров, установленных Законом «О торговле» (статья 14.42).

В соответствии с частью 1 статьи 23.48 КоАП РФ федеральный антимонопольный орган, его территориальные органы рассматривают дела об административных правонарушениях, ответственность за которые установлена статьями 14.40 - 14.42 КоАП.

Амурское УФАС России, как территориальный орган ФАС России осуществляет государственный контроль за соблюдением антимонопольных требований, установленных Законом «О торговле» на территории Амурской области.

Согласно части 2 статьи 16 Закона «О торговле»,  антимонопольный орган при осуществлении государственного контроля (надзора) за соблюдением антимонопольных правил и требований, предусмотренных статьями 13 – 15 Закона «О торговле», наделен правом выдачи соответствующих предписаний в порядке и в пределах полномочий, которые установлены антимонопольным законодательством Российской Федерации.

При наличии сведений о нарушении антимонопольных требований, установленных Законом «О торговле» (создание дискриминационных условий для поставщиков товара и покупателей; ограничение доступа на рынок и других нарушений), юридические и физические лица, а также государственные органы, органы местного самоуправления вправе обратиться в Амурское УФАС России с заявлением, указывающим на наличие признаков нарушения Закона «О торговле».

Заявление, материалы оформляются в письменном виде в произвольной форме и должны быть подписаны заявителем или его представителем.

В заявлении должны содержаться сведения о заявителе и о лице, в отношении которого подано заявление, описание нарушения Закона «О торговле», существо требований, с которыми заявитель обращается, а также перечень прилагаемых документов. В случае невозможности представления документов, указывается причина невозможности их представления, а также предполагаемое лицо или орган, у которого эти документы могут быть получены.

Антимонопольный орган рассматривает заявление или материалы в срок, не превышающий 1 месяца со дня их представления.

В случае недостаточности или отсутствия доказательств, позволяющих антимонопольному органу сделать вывод о наличии или об отсутствии признаков нарушения антимонопольного законодательства, антимонопольный орган для сбора и анализа дополнительных доказательств вправе продлить срок рассмотрения заявления или материалов, но не более чем на 2 месяца. О продлении срока рассмотрения заявления или материалов антимонопольный орган уведомляет в письменной форме заявителя.

При установлении фактов нарушения Закона «О торговле» антимонопольным органом возбуждается административное производство.