Аналитический отчет по результатам анализа состояния конкуренции на товарном рынке услуг по транспортировке и размещению твердых коммунальных отходов в г. Свободном Амурской области

АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОТЧЕТ

по результатам анализа состояния конкуренции на товарном рынке услуг

по транспортировке и размещению твердых коммунальных отходов

в г. Свободном Амурской области

Управлением Федеральной антимонопольной службы по Амурской области (далее также – Амурское УФАС России, Управление) проведен анализ состояния конкуренции на товарном рынке услуг по транспортировке и размещению твердых коммунальных отходов в г. Свободном Амурской области в соответствии с Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденным приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 «Об утверждении порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке» (далее – Порядок). Методическую основу исследования составили методические рекомендации ФАС России по проведению анализа рынка услуг по транспортировке и размещению твердых коммунальных отходов (исх. № АЦ/11598/13 от 27.03.2013) (далее – Методические рекомендации).

Настоящий анализ включает следующие этапы:

1. Общие положения.

2. Временной интервал исследования товарного рынка.

3. Продуктовые границы товарного рынка.

4. Географические границы товарного рынка.

5. Состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке.

6. Объема товарного рынка и доли хозяйствующих субъектов на товарном рынке.

7. Определение уровня концентрации товарного рынка.

8. Определение барьеров товарного рынка.

9. Оценка состояния конкурентной среды на товарном рынке.

10. Вывод.

1. Общие положения

В Амурское УФАС России 03.12.2015 года поступило заявление индивидуального предпринимателя Ч. (далее – ИП Ч.) на действия ООО «С…» (далее – ООО «С…»), выразившиеся, по мнению заявителя в навязывании невыгодных условий договора по вывозу (транспортировке) и размещению твердых коммунальных (бытовых) отходов (далее – ТКО).

Целью анализа является определение положения ООО «С…» на рынке услуг по транспортировке и размещению твердых коммунальных отходов в г. Свободном Амурской области.

Анализ проведен в соответствии со следующими нормативными документами:

  1. Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).
  2. Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».
  3. Федеральный закон от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – Закон о лицензировании).
  4. Постановление Правительства РФ от 10.02.1997 № 155 «Об утверждении Правил предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов» (далее – Правила предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов).
  5. Постановление Госстандарта России от 06.11.2001 № 454-ст «О принятии и введении в действие ОКВЭД» ("ОК 029-2001 (КДЕС Ред. 1). Общероссийский классификатор видов экономической деятельности").
  6. Приказ МПР РФ от 02.12.2002 № 786 «Об утверждении федерального классификационного каталога отходов» (далее – Федеральный классификационный каталог отходов (ФККО)).
  7. Национальный стандарт Российской Федерации «ГОСТ Р 53692-2009. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Этапы технологического цикла отходов.» (утвержден и введен в действие приказом Ростехрегулирования от 15.12.2009 № 1092-ст) (далее – Стандарт).
  8. ОК 034-2007 (КПЕС 2002). «Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности» (принят и введен в действие Приказом Ростехрегулирования от 22.11.2007 № 329-ст) (далее - Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности).
  9. Иные нормативные правовые акты, регламентирующие отношения в сфере услуг по транспортировке и размещению твердых коммунальных отходов.

Источниками информации, используемыми при проведении данной аналитической работы, являются сведения органов исполнительной власти Амурской области, органов местного самоуправления г. Свободного Амурской области и хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на рассматриваемом рынке.

 

2. Временной интервал исследования

В соответствии с Порядком временной интервал исследования товарного рынка услуг по транспортировке и размещению ТКО определен из цели исследования. В ходе рассмотрения заявления ИП Ч. установлены признаки нарушения со стороны ООО «С…» антимонопольного законодательства в период с 2011 по 2015 годы.

Поскольку основными целями исследования данного рынка является всестороннее и полное изучение особенностей и сложившихся характеристик рассматриваемого товарного рынка как в период совершения нарушений антимонопольного законодательства, так и до начала осуществления деятельности ООО «С…», проводится ретроспективный анализа состояния конкурентной среды на товарном рынке. Временной интервал исследования рассматриваемого товарного рынка установлен 2010-2015 годы.

 

3. Продуктовые границы товарного рынка

Согласно пункту 4 статьи 4 Закона о защите конкуренции товарный рынок – сфера обращения товара, который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров, в границах которой (и том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности или целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность, либо целесообразность отсутствует за его пределами.

Определение продуктовых границ товарного рынка в соответствии с  пунктом 3.1. Порядка представляет собой процедуру выявления товара, не имеющего заменителя, или взаимозаменяемых товаров, обращающихся на одном и том же товарном рынке.

Предварительное определение товара проводилось на основе условий договора, заключенного в отношении товара; общероссийских классификаторов продукции, работ, услуг, видов экономической деятельности; а также иных способов, позволяющих однозначно определить товар.

Предварительное определение товара.

В общероссийском классификаторе продукции по видам экономической деятельности услуги по сбору, транспортированию, обезвреживанию, размещению отходов включены в группу 90 «Услуги по удалению сточных вод и отходов, улучшению санитарного состояния и аналогичные услуги». При этом, в подгруппе 90.02 объединены услуги по сбору и обработке прочих отходов (твердых отходов).

В Общероссийском классификаторе видов экономической деятельности деятельность по обращению с отходами в основном сконцентрирована в разделе О «Предоставление прочих бытовых, социальных и персональных услуг», код 90.00.2 «Удаление и обработка твердых отходов». Эта группировка включает:

- сбор мусора, хлама, отбросов и отходов;

            - сбор и удаление строительного мусора;

            - уничтожение   отходов  методом  сжигания  или  другими способами:  измельчение отходов, свалку отходов на земле или в воде, захоронение или запахивание отходов;

          - обработку  и  уничтожение  опасных  отходов,   включая очистку загрязненной почвы;

          - захоронение радиоактивных отходов.

Согласно указанным классификаторам можно определить самостоятельные виды услуг по обращению отходов, формирующими анализируемый рынок:

- услуги по транспортировке твердых коммунальных отходов;

- услуги по обработке твердых коммунальных отходов (включают обезвреживание, размещение, хранение, захоронение, использование и уничтожение).

Анализ договоров, представленных хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность в сфере обращения ТКО, позволяет сделать вывод о том, что договора с потребителями на услуги в сфере обращения ТКО заключаются как отдельно на транспортировку или размещение отходов, так и на комплекс услуг, включая например, сбор, уборку, погрузку и вывоз свалок, слежавшихся отходов. ООО «С…» оказывает потребителям как комплекс услуг по вывозу и размещению отходов на полигоне, так и исключительно услуги по размещению ТКО на полигоне, тем потребителям услуг, которые самостоятельно доставляют отходы до места их размещения. Причем, потребителями услуг по размещению отходов на полигоне ООО «С…» может являться любой хозяйствующий субъект, который самостоятельно доставляет до полигона отходы, образовавшиеся в результате его деятельности, так и организации, которые в свою очередь заключают с потребителями договоры на вывоз и размещение отходов. Следует отметить, что цена за комплекс услуг по вывозу и размещению отходов определяется исходя из стоимости сбора и вывоза 1 кубического метра ТКО, установленной исполнителем, а также затрат на размещение (утилизацию) отходов, установленных в соответствии с приказами Управления государственного регулирования цен и тарифов Амурской области.

В соответствии с пунктом 30 статьи 12 Закона о лицензировании (в редакции Федерального закона от 29.12.2014 № 458-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления", отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации") лицензированию подлежит деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, начиная с 1 июля 2015 года. До 1 июля 2015 года в соответствии с Законом о лицензировании (в редакции Федерального закона от 25.06.2012 № 93-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам государственного контроля (надзора) и муниципального контроля") лицензированию подлежала деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности.

Исходя из вышеизложенного, Амурское УФАС России приходит к выводу о том, что в период исследования товарного рынка услуг по транспортировке и размещению ТКО лицензированию подлежал только вид деятельности по обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности, вид деятельности по транспортировке отходов I - IV классов опасности не подлежал лицензированию  до 1 июля 2015 года.

ООО «С…» имеет лицензию на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, выданную 27.10.2015 г. на бессрочный период. Также ООО «С…» имеет лицензию, выданную на соответствующий вид деятельности, сроком действия с 20.12.2010 по 20.12.2015 года.

Выявление свойств товара, определяющих выбор покупателя, и товаров, потенциально являющихся взаимозаменяемыми для данного товара.

Согласно положениям Стандарта твердые бытовые отходы (ТБО) – отходы потребления, образующиеся у населения, в том числе при приготовлении пищи, уборке и ремонте жилых помещений, содержании придомовых территорий и мест общего пользования, содержании в жилых помещениях домашних животных и птиц, а также устаревшие, пришедшие в негодность предметы домашнего обихода.

В соответствии с Правилами предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов «твердые бытовые отходы» – это отходы, образующиеся в результате жизнедеятельности населения.

В Федеральном классификационном каталоге отходов (ФККО) в блоке «отходы коммунальные» отсутствует группа «твердые бытовые отходы», но введена «твердые коммунальные отходы». Данная группа содержит гораздо большее количество подгрупп. Категория ТБО устарела, так как не охватывает все источники образования отходов в современной рыночной экономике.

В рамках проведения анализа понятия «твердые бытовые отходы» и «твердые коммунальные отходы» приняты за равнозначные.

Отходы, в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду, подразделяются в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, на пять классов опасности:

- I класс - чрезвычайно опасные отходы;

- II класс - высокоопасные отходы;

- III класс - умеренно опасные отходы;

- IV класс - малоопасные отходы;

- V класс - практически неопасные отходы.

Критерии отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей природной среды утверждены приказом Минприроды России от 04.12.2014 № 536 "Об утверждении Критериев отнесения отходов к I - V классам опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду".

Согласно Закону об отходах производства и потребления обращение с отходами – это деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов, где:

твердые коммунальные отходы - отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами;

транспортирование отходов - перемещение отходов с помощью транспортных средств вне границ земельного участка, находящегося в собственности юридического лица или индивидуального предпринимателя либо предоставленного им на иных правах;

размещение отходов - хранение и захоронение отходов;

хранение отходов - содержание отходов в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования;

захоронение отходов - изоляция отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду;

использование отходов - применение отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг или для получения энергии;

обезвреживание отходов - обработка отходов, в том числе сжигание и обеззараживание отходов на специализированных установках, в целях предотвращения вредного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду;

накопление отходов - временное складирование отходов (на срок не более чем шесть месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейшего использования, обезвреживания, размещения, транспортирования;

объект размещения отходов - специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое).

В соответствии со Стандартом:

технологический цикл отходов (ТЦО) – последовательность технологических процессов ликвидации конкретных отходов. Примечание. ТЦО: технологические процессы и операции ресурсосберегающего и безопасного обращения с отходами;

этапы технологического цикла отходов – последовательность процессов и операций менеджмента в технологическом цикле отходов в период времени от их появления в хозяйственной деятельности, на стадиях жизненного цикла продукции и/или в быту избавления от них путем утилизации и/или захоронение, уничтожение.

Появление отходов (1-й этап) имеет место в технологических и эксплуатационных процессах, а также в период ликвидации объектов, снятых с эксплуатации по истечении срока службы или по другим причинам, с образованием соответствующих отходов различных классов опасности.

Сбор и накопление отходов (2-й этап) в установленных местах должны проводиться на территории их владельца или на другой санкционированной территории.

Идентификация отходов (3-й этап) может быть визуальной и/или инструментальной по признакам, параметрам, показателям, критериям и требованиям, необходимым для подтверждения соответствия конкретного отхода и его свойств документированному описанию.

Сортировка (4-й этап) проводится путем разделения и/или смешивания отходов, согласно определенным критериям, на качественно различающиеся составляющие. При необходимости проводят работы по первичному обезвреживанию отходов.

При паспортизации отходов (5-й этап) заполняют паспорта установленных форм и регистрируют их в соответствии с порядком, принятым в законодательстве по охране окружающей среды.

Упаковка и маркировка отходов (6-й этап) состоит в обеспечении установленными методами и средствами (с помощью укладки в тару или другие емкости, пакетирования, брикетирования с нанесением соответствующей маркировки) целостности и сохранности отходов в период помещения их в упаковку и тару, сортировки, погрузки, транспортирования, складирования, хранения в установленных местах. Особое внимание должно быть уделено упаковке и маркировке отходов I - IV классов опасности.

Транспортирование и складирование отходов (7-й этап) должно производиться в специально установленных (санкционированных) местах.

Необходимо отметить, что транспортировка твердых коммунальных отходов осуществляется предприятиями, имеющими соответствующие (специализированные) транспортные средства, дальнейшая переработка и захоронение отходов производится на объектах размещения отходов.

Хранение отходов (8-й этап) в зависимости от степени их опасности должно осуществляться под навесом, в контейнерах, шахтах и других санкционированных местах.

Избавление от отходов (9-й этап) производится путем их утилизации и/или удаления.

Первым подэтапом 9-го этапа является утилизация обезвреженных отходов.

Вторым подэтапом 9-го этапа является их безопасное размещение отходов I-IV классов опасности на соответствующих полигонах или уничтожение, если захоронение таких отходов угрожает здоровью и жизни людей, может нанести непоправимый вред окружающей среде.

Необходимо отметить, что при проведении анализа рынка услуг по транспортировке и размещению из перечисленных этапов ТЦО рассматриваются: транспортирование и складирование отходов (7-й этап), хранение отходов (8-й этап), избавление от отходов (9-й этап), утилизация обезвреженных отходов (9.1-й этап), безопасное размещение отходов/уничтожение (9.2-й этап).

По информации управления Росприроднадзора по Амурской области приказом Роспироднадзора от 18.02.2015 года № 133 «О включении объектов размещения отходов в государственный реестр объектов размещения отходов на территории           г. Свободный и Свободненского  района Амурской области в государственный реестр объектов размещения отходов включен один объект размещения твердых коммунальных отходов: полигон захоронения ТКО (ближайший населенный пункт – г. Свободный), эксплуатационная организация ООО «С…», адрес места нахождения полигона: Амурская область, г. Свободный, <…>).

Амурским УФАС России в ходе исследования рынка услуг по транспортировке и размещению твердых коммунальных отходов выявлено, что указанный полигон захоронения ТКО площадью 100166 кв.м. находится у ООО «С…» на правах аренды согласно договора аренды, находящегося в государственной собственности земельного участка от 20.05.2011 года № 128 (с соглашением от 19.12.2014). В соответствии с договором аренды срок пользования определен до 19.05.2021 года.

Управлением государственного регулирования цен и тарифов Амурской области установлены тарифы на услуги по утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых бытовых отходов для потребителей ООО «С…» (г.Свободный) с 01.01.2011 года. Иных хозяйствующих субъектов, для которых установлены тарифы на услуги по утилизации, обезвреживанию и захоронению ТКО на территории г. Свободного не установлено. Таким образом, можно однозначно утверждать, что ООО «С…» в 2011-2015 годах являлся единственным хозяйствующим субъектом, оказывающим услуги по размещению (хранению и захоронению) ТКО на территории г. Свободного Амурской области.

Стоит отметить, что услуги по транспортировке ТКО до полигона с целью размещения могут осуществлять иные хозяйствующие субъекты, которые в стоимость своих услуг включают, кроме цены за транспортировку, также плату за размещение таких отходов.

Данные факты позволяют сделать вывод, что данные услуги находятся в единой, взаимосвязанной, технологической зависимости и предоставляют собой неразрывную технологическую цепочку.

Определение взаимозаменяемости товаров.

В соответствии с пунктом 3.8 Порядка, при выявлении взаимозаменяемых товаров использовался метод «теста гипотетического монополиста», заключающийся в выяснении мнения приобретателей товара (услуги) о составе группы взаимозаменяемых товаров (услуг). Потребителями услуг по транспортировке и размещению ТКО являются юридические лица, в том числе бюджетные организации, управляющие организации; ТСЖ, индивидуальные предприниматели и физические лица. Мнение потребителей определялось в результате выборочного опроса, для этого приобретатели данных услуг отвечали на 2 вопроса:

1. «Какой услугой и в каком объеме Вы предпочтете заменить услугу по транспортировке твердых коммунальных отходов на территории г. Свободного Амурской области, если цена на нее долговременно (на срок более одного года) повысится на 5 – 10 %, а цены на остальные услуги останутся неизменными?

2. Какой услугой и в каком объеме Вы предпочтете заменить услугу по размещению (хранению, захоронению) ТКО на территории г. Свободного Амурской области, если цена на нее долговременно (на срок более одного года) повысится на 5 – 10 %, а цены на остальные услуги останутся неизменными?

В результате обобщения информации было выявлено, что 96,15 % опрошенных лиц не будут заменять услуги по транспортировке ТКО, потому что такой замены не существует. Три потребителя услуг (3,85%) указали, что данную услугу возможно заменить самовывозом собственным транспортом. Однако учитывая, что ТКО до места размещения должен доставляться специальным транспортом, а с 1 июля 2015 года деятельность по транспортировке подлежит лицензированию, такая замена становится возможной лишь при наличии лицензии. Следует также учесть, что приобретение специального транспорта и получение лицензии требует дополнительных финансовых расходов, что делает замену услуги по транспортировке ТКО самовывозом непривлекательной для потребителей и ведет к удорожанию такой услуги.

Потребители услуг также не готовы заменить услуги по размещению ТКО. Этого мнения придерживается более 97% лиц, учувствовавших в опросе.

Кроме того, потребители услуг по транспортировке и размещению ТБО указали на то, что у них нет возможности заменить поставщика услуг ООО «С…» и заключить договор с другой организацией по причине отсутствия поставщиков данного вида услуг на исследуемой территории.

Исходя из вышеизложенного, продуктовые границы исследуемого рынка определены как услуги по транспортировке твердых коммунальных отходов и услуги по размещению твердых коммунальных отходов.

4. Географические границы товарного рынка

В соответствии с пунктом 4.1. Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке  определение географических границ товарного рынка заключается в определении территории, на которой покупатель приобретает или имеет экономическую, техническую или иную  возможность приобрести товар  и не имеет такой возможности за ее пределами.

Определение географических границ товарного рынка проводится на основе информации о регионе, в котором действует хозяйствующий субъект; о ценообразовании на рынке рассматриваемого товара; о структуре товаропотоков.

Согласно информации, представленной в Амурское УФАС России ИП Ч., ООО «С…» осуществляет свою деятельность по вывозу и размещению отходов на мусорном полигоне в административных границах города Свободного Амурской области. В соответствии предметом договоров, ООО «С…» оказывает как комплекс услуг по транспортировке и размещению ТКО, так и отдельные виды услуг, такие как прием и размещение отходов на полигоне, принадлежащем ООО «С…» на праве аренды. ООО «С…», имеющее лицензию на деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности и владеющее полигоном для размещения ТКО на правах аренды является единственным хозяйствующим субъектом, оказывающим услуги по размещению отходов на территории г. Свободного.

Вместе с тем, открытый характер рынка (деятельность не подлежала лицензированию до 1 июля 2015 года) позволяет предприятиям, работающим в сфере обращения отходов, предлагать свои услуги, а покупатели, в свою очередь, вправе заключать договоры на вывоз ТБО с любым предприятием, имеющим специальный автотранспорт. При определении географических границ рынка с точки зрения экономической возможности покупателя следует учитывать дальность нахождения места переработки и захоронения ТБО, что влияет на стоимость услуги. Учитывая такую специфику, географические границы рынка услуг по транспортировке и размещению твердых коммунальных отходов следует считать местными (локальными).

Учитывая, что полигон захоронения ТКО находится в непосредственной близости от г. Свободного, организации по транспортировке и размещению ТКО, расположены в г. Свободном, а потребители данных услуг, находятся также на территории г. Свободного и близлежащих населенных пунктах Свободненского района Амурской области, предварительно географическими границами товарного рынка определены границы г. Свободного Амурской области.

В настоящем аналитическом отчете определение географических границ исследуемого товарного рынка также производилось на основе «метода гипотетического монополиста», заключающийся в выяснении мнения приобретателей товара (услуги) о географических границах товарного рынка. Потребителями услуг по транспортировке и размещению ТКО являются юридические лица, в том числе бюджетные организации, управляющие организации; ТСЖ, индивидуальные предприниматели и физические лица. Мнение потребителей определялось в результате выборочного опроса, для этого приобретателям данных услуг было предложено ответить на 2 вопроса:

1. У каких продавцов, расположенных за пределами г. Свободного Амурской области, и в каком объеме Вы предпочтете приобрести услугу по транспортировке твердых коммунальных отходов, если цена данной услуги в географических границах г. Свободного Амурской области долговременно (на срок более одного года) повысится на 5 – 10 %, а цена за пределами указанных границ останется прежней?

2. У каких продавцов, расположенных за пределами г. Свободного Амурской области, и в каком объеме Вы предпочтете приобрести услугу по размещению (хранению, захоронению) ТКО, если цена данной услуги в географических границах г. Свободного Амурской области долговременно (на срок более одного года) повысится на 5 – 10 %, а цена за пределами указанных границ останется прежней?

Обобщив ответы приобретателей услуг, Управлением было установлено, что многие из них даже не задумывались о поиске нового поставщика за пределами исследуемой территории, указав на то, что ООО «С…» является единственным известным им предприятием, осуществляющим деятельность по транспортировке отходов. Более 91% приобретателей услуг, указали на то, что не будут искать других поставщиков за пределами г. Свободного, так как не владеют информацией об их наличии. Чуть более 5% респондентов приобретают и будут приобретать услуги по транспортировке ТКО посредством торгов (контрактная система). При вопросе рассмотрения выбора поставщика услуг по размещению ТКО за пределами г. Свободного 92,31% потребителей высказали мнение о том, что не будут приобретать данные услуги за пределами рассматриваемой территории. Немногим более 3% (2 респондента) при удорожании услуги будут осуществлять поиск продавцов по итогам конкурсных процедур.

Исходя из вышеизложенного, географическими границами исследуемого рынка определены границы г. Свободного Амурской области.

5. Состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке

В состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке, включаются хозяйствующие субъекты, реализующие  в его границах рассматриваемый товар в пределах определенного временного интервала исследования товарного рынка.

На основании сведений, представленных управлением Росприроднадзора по Амурской области, Амурстатом, администрациями г. Свободного и Свободненского района и управлением государственного регулирования цен и тарифов Амурской области, выявлены 4 хозяйствующих субъекта, осуществляющих деятельность в сфере обращения ТКО на рассматриваемой территории (таблица 1 и 2).

Таблица 1

Состав хозяйствующих субъектов на рынке услуг по размещению ТКО в географических границах г. Свободного Амурской области  в 2010-2015 годах

№ п/п

Наименование хозяйствующего субъекта

ИНН

Место нахождения

2010-2011 год

2012-2015 год

1

МУП <…> г. Свободного

-

2807014767

676450,

Амурская область,

г. Свободный, <…>

2

-

ООО «С…»

2807015182

676450,

Амурская область,

г. Свободный,

<…>

Исходя из сведений, представленных в таблице 1, можно судить о том, что состав хозяйствующих субъектов рынка услуг по размещению ТКО на территории     г. Свободного Амурской области в 2010-2015 годах представлен двумя хозяйствующими субъектами, причем каждый из них оказывал данные услуги в разные интервалы времени, то есть они не являлись конкурентами в исследуемом периоде 2010-2015 годов.

Таблица 2

Состав хозяйствующих субъектов на рынке услуг по транспортировке ТКО в географических границах г. Свободного Амурской области  в 2010-2015 годах

№ п/п

Наименование хозяйствующего субъекта

ИНН

Место нахождения

2010, 2011 год

2012 год

2013 год

2014, 2015 год

1

ООО «С…»

<…>

676450,

Амурская область,

г. Свободный,

<…>

2

-

ООО «П…»

-

-

<…>

676450,

Амурская область,

г. Свободный,

<…>

3

-

-

-

ООО «Спец…»

<…>

676450,

Амурская область,

г. Свободный,

<…>

Состав участников рынка по транспортировке ТКО (таблица 2) представлен тремя субъектами хозяйствования, причем ООО «П…» оказывал данный вид услуг только в 2012 году, а ООО «Спец…» вошло на рынок только в 2014 году. В 2010, 2011 и 2013 годах ООО «С…» был единственным участником данного рынка в г. Свободном.

 

6.  Определение объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке

В соответствии с Порядком объем исследуемого товарного рынка определен как сумма объемов оказанных услуг по транспортировке ТКО (приложение 1) и сумма объемов оказанных услуг по размещению ТКО (таблица 2) на территории г.Свободного Амурской области  с разбивкой по годам.

Оценка объема товарного рынка осуществляется как на основании натуральных показателей, выраженных в кубических метрах, так и в стоимостном выражении. 

Таблица 2

Расчет объема услуг по размещению ТКО на территории г. Свободного

№ п/п

Наименование хозяйствующего субъекта

Временной интервал

Объем услуг, тыс. м3

Стоимость услуг, тыс. руб.

Доля, %

1

МУП «Спец…» г. Свободного

2010 год

142,80

13343,23

100,00

2

МУП «Спец…» г. Свободного

2011 год

59,80

6354,35

100,00

3

ООО «С…»

2012 год

79,40

7044,37

100,00

4

ООО «С…»

2013 год

86,90

8226,82

100,00

5

ООО «С…»

2014 год

94,50

9181,04

100,00

6

ООО «С…»

2015 год

96,90

9666,60

100,00

Полученные результаты свидетельствуют о том, что доля ООО «С…» в 2012-2015 годах составляет 100 %.

Учитывая, вышеизложенное, а также тот факт, что деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности подлежит лицензированию, и ООО «С…», является единственным хозяйствующим субъектом, имеющим лицензию на данный вид услуг, на территории г. Свободного Амурской области, Амурское УФАС России приходит к выводу о наличии признаков доминирующего положения у ООО «С…» при осуществлении деятельности по размещению ТКО.

Расчетные данные приложения 1 свидетельствуют о том, что в 2010-2015 годах ООО «С...», оказывая услуги по транспортировке отходов на территории г. Свободного, занимает долю более 90%. Следует учесть то, что ООО «П…» единожды в 2012 году оказал услугу по вывозу ТКО, причем оказал данную услугу в комплексе услуг по договору на выполнение работ по содержанию мест захоронения в городе Свободном. ООО «Спец…» также оказывает услуги по вывозу ТКО в комплексе услуг по договорам на выполнение работ по содержанию мест захоронения в городе Свободном, по сбору и вывозу несанкционированных свалок.

Представленные сведения участников рынка свидетельствуют о том, что ООО «С...» и ООО «Спец…» входят в группу лиц с С. – учредителем вышеупомянутых обществ, по пункту 1 части 1 статьи 9 Закона о защите конкуренции, так как С. имеет в силу своего участия более чем пятьдесят процентов общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли) в уставном (складочном) капитале ООО «С...» и ООО «Спец…».

В соответствии с пунктом 6.4. Порядка доля группы лиц на соответствующем товарном рынке определена как сумма долей хозяйствующих субъектов, входящих в группу лиц. На основании расчетных данных приложения 1 доля группы лиц ООО «С...» и ООО ««Спец…» в 2014 и 2015 году составляет 100%. Следовательно доля ООО «С...» на рынке услуг по транспортировке составляет:

2010 год

2011 год

2012 год

2013 год

2014 год

2015 год

100,00%

100,00%

99,58%

100,00%

91,57%

(100,00% в группе лиц)

93,83%

(100,00% в группе лиц)

Таким образом, Амурское УФАС России приходит к выводу о наличии признаков доминирующего положения у ООО «С...» при осуществлении деятельности по транспортировке ТКО в г. Свободном.

7. Уровень концентрации товарного рынка

 

Для определения уровня концентрации товарного рынка в соответствии с пунктом 7.1 Порядка используются коэффициент рыночной концентрации (CR) и индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (HHI).

Коэффициент рыночной концентрации определяется как сумма долей на товарном рынке (выраженных в процентах) определенного числа крупнейших хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке:

                                  n   

CR=SUM   D,

                               i=1          i

 

 где:

D – выраженная в процентах доля i-го крупнейшего хозяйствующего субъекта, действующего на товарном рынке,

n – число рассматриваемых крупнейших хозяйствующих субъектов, действующих на данном товарном рынке.

Индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана рассчитывается как сумма квадратов долей (выраженных в процентах) на товарном рынке всех хозяйствующих субъектов, действующих на данном рынке.

                               N             2

HHI=SUM   D,

                            i=1          i

 

 где:

D – выраженная в процентах доля i-го хозяйствующего субъекта, действующего на товарном рынке,

N – общее число хозяйствующих субъектов, действующих на данном товарном рынке.

В соответствии с различными значениями коэффициента рыночной концентрации и индекса рыночной концентрации  Герфиндаля-Гиршмана  выделяются следующие уровни концентрации товарного рынка:

- высокий: при 70% <= CR3 <= 100% или 2000 <= HHI <= 10000

- умеренный: при 45% <= CR3 < 70% или 1000 <= HHI < 2000

- низкий: при CR3 < 45% или HHI < 1000.

Уровень концентрации товарного рынка по транспортировке и размещению ТБО определяется в разрезе по видам оказываемых услуг: транспортировка ТКО и размещение ТКО.

Коэффициент рыночной концентрации товарного рынка услуг по транспортировке и размещению ТКО не рассчитывался, так как на данном рынке в разные временные интервалы действуют не более 2 хозяйствующих субъектов.

Значения индекса рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана товарного рынка услуг по размещению ТКО представлены в таблице 3.

 

Таблица 3

Показатели уровня концентрации товарного рынка услуг по размещению ТКО на территории г. Свободного Амурской области

Временной интервал, год

Индекс Герфиндаля-Гиршмана (HHI)

Уровень концентрации товарного рынка

2010

10000

высокий

2011

10000

высокий

2012

10000

высокий

2013

10000

высокий

2014

10000

высокий

2015

10000

высокий

Полученные значения индекса рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана свидетельствуют о том, что исследуемый товарный рынок услуг по размещению ТКО относятся к типу рынков с высокой степенью концентрации, поскольку значение индекса Герфиндаля-Гиршмана составляет 10000 единиц и на данном рынке в определенные интервалы времени присутствует единственный поставщик услуг: в 2010-2011 годах – это МУП «Спец…» г. Свободного, в 2012-2015 годах – ООО «С...».

Индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана товарного рынка услуг по транспортировке ТКО рассчитан и представлен в таблице 4.

 

Таблица 4

Показатели уровня концентрации товарного рынка услуг по транспортировке ТКО на территории г. Свободного Амурской области

Временной интервал, год

Индекс Герфиндаля-Гиршмана (HHI)

Уровень концентрации товарного рынка

2010

10000,00

высокий

2011

10000,00

высокий

2012

9915,70

высокий

2013

10000,00

высокий

2014

8456,27

высокий

2015

8842,39

высокий

Анализ показателей индекса рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана товарного рынка услуг по транспортировке ТКО показал, что исследуемый товарный рынок услуг по транспортировке ТКО относятся к типу рынков с высокой степенью концентрации, поскольку значение индекса Герфиндаля-Гиршмана составляет более 2000 единиц.

8. Барьеры  входа на товарный рынок

Под барьерами входа на товарный рынок понимают обстоятельства или действия, препятствующие или затрудняющие и ограничивающие хозяйствующим субъектам начало деятельности на товарном рынке.

Результаты опроса участников товарного рынка услуг по транспортировке и размещению ТКО на территории г. Свободного Амурской области не выявили существенных барьеров, затрудняющих осуществление деятельности на данном рынке. Три участника рынка указали на отсутствие барьеров при осуществлении деятельности в сфере обращения ТКО. Однако, учитывая факторы, что за исследуемый период времени (2010-2015 годы) на рынке не появилось новых хозяйствующих субъектов, которые бы постоянно осуществляли услуги по транспортировке и размещению ТКО (ООО «Спец…» входит в группу лиц с ООО «С...», а ООО «П…» только в 2012 году оказал услуги по вывозу ТКО на территории г. Свободного), возможно предположить, что на данном рынке существуют определенные барьеры, не выявленные в результате исследования, которые затрудняют вход на рынок новым участникам рынка.

 

9. Оценка состояния конкурентной среды на товарном рынке

Результаты проведенного Амурским УФАС России исследования свидетельствуют о том, что товарный рынок по транспортировке и размещению ТКО на территории г. Свободного Амурской области в 2010-2015 годах характеризуется высокой степенью концентрации и относится к типу рынков с неразвитой конкуренцией.

Особенность рынка по размещению ТКО заключается в том, что в разные интервалы времени данные услуги оказывал единственный участник рынка: в 2010-2011 годах – это МУП «Спец…» г. Свободного, в 2012-2015 году – ООО «С...».

На товарном рынке услуг по транспортировке ТКО в период 2010, 2011 и 2013 годов услуги оказывал один участник – ООО «С...», а в 2012, 2014 и 2015 годах на рынке услуги оказывали два хозяйствующих субъекта, причем в 2014 и в 2015 году ООО «С...» и ООО «Спец…» оказывали услуги по транспортировке ТКО как группа лиц, и их доля составила 100%.

ООО «С...», являющийся единственным хозяйствующим субъектом на рынке услуг по транспортировке и размещению ТКО в г. Свободном Амурской области в 2010-2015 годах, имеет возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на указанном рынке.

 

10. Выводы

Признаки доминирующего положения на рынке услуг в г. Свободном Амурской области имеет ООО «Спец…» (676450, Амурская область, г. Свободный, <…>). Его доля на исследуемом рынке по размещению ТКО в 2012-2015 годах составила 100%. На рынке по транспортировке ТКО доля ООО «С...» в 2010, 2011 и 2013 годах так же составила 100%, а в 2014 и 2015 году 100% составила доля группы лиц, в которую входит ООО «С...». Рынок характеризуется высоким уровнем экономической концентрации.