Обзор анализа товарного рынка услуг негосударственного пенсионного обеспечения

Амурским УФАС России проведен анализ состояния рынка услуг негосударственных пенсионных фондов в Амурской области. В качестве источников информации использовались данные Федеральной службы государственной статистики по Амурской области, Федеральной налоговой службы по Амурской области, информация негосударственных пенсионных фондов, осуществляющих свою деятельность на территории Амурской области.

Одной из составляющих комплекса проводимых в настоящее время экономических реформ является пенсионная реформа. Для обеспечения реализации пенсионной реформы большое внимание уделено разработке нормативно-правовой базы, так приняты и вступили в силу ряд Федеральных законов: "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" от 17.12.2001 № 173-ФЗ (ред. от 01.11.2007), "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" от 15.12.2001 № 166-ФЗ (ред. От 21.12.2006), "Об обязательном пенсионном страховании" от 15.12.2001 № 167-ФЗ (ред. от 19.07.2007), "Об инвестировании средств, для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации" от 24.07.2002 № 111-ФЗ (ред. от 02.02.2006), «О негосударственных пенсионных фондах» от 07.05.1998 № 75-ФЗ (ред. от 06.12.2007).

В настоящее время пенсионная реформа направлена на изменение распределительной системы начисления пенсий, дополняя ее накопительной частью и персонифицированным учетом страховых обязательств государства перед каждым гражданином. Основной задачей реформы является достижение долгосрочной финансовой сбалансированности пенсионной системы, повышение уровня пенсионного обеспечения граждан и формирование стабильного источника для дополнительных доходов в социальную систему.

Цель реформы заключается в коренном изменении взаимоотношений между работником и работодателем: в повышении ответственности работников за обеспечение своей старости, а также в повышении ответственности работодателя за уплату страховых взносов за каждого работника. Существовавшая ранее система назначения пенсий не давала работнику возможности заработать нормальную пенсию, она лишь перераспределяла средства между группами с различным уровнем доходов и из одних регионов в другие. Новая пенсионная модель в значительно большей мере является страховой и учитывает пенсионные права граждан в зависимости от размеров их зарплат и уплачиваемых пенсионных взносов.

Одной из основных задач, которую должна решить данная реформа – обеспечить прозрачность пенсионной системы. Первые его результаты россияне смогли оценить уже в 2003 году. Год от года застрахованные смогут отслеживать и результаты накопительного финансирования пенсий - точнее, объемы дополнительных доходов пенсионной системы.

С 2002 года, когда был дан старт пенсионной реформе, каждый может решить, куда направить накопительную часть – в частную или государственную управляющую компанию. Для тех, кто не знает о выборе или не решается его сделать, принимает решение государство, т.е. автоматически отправляет деньги в государственную компанию Внешэкономбанк. Однако в Федеральном законе "Об обязательном пенсионном страховании" указано, что страхователем может выступать не только государственный Пенсионный фонд, но и частные финансовые институты, поэтому население Амурской области, как любой гражданин России, может перевести свою накопительную часть по собственному желанию из Внешэкономбанка в любой негосударственный пенсионный фонд (далее НПФ) и частную управляющую компанию (далее ЧУК), независимо от их местоположения. Для этого необходимо заключить договор об обязательном пенсионном страховании с НПФ и подать в пенсионный фонд заявление о переходе.

Негосударственный пенсионный фонд – некоммерческая финансовая организация социального обеспечения, действующая по сберегательно-накопительной схеме, когда размер пенсии пропорционален накопленной сумме, либо по принципу фиксированной выплаты пенсии по достижению гражданином пенсионного возраста. Деятельность Негосударственного пенсионного фонда очень похожа на деятельность пенсионного фонда. Также как и пенсионный фонд НПФ аккумулирует средства пенсионных накоплений, организует их инвестирование, учет, назначение и выплату накопительной части трудовой пенсии. Целью создания НПФ являются:

  • Повышение качества обслуживания застрахованных лиц и пенсионеров;
  • Повышение эффективности пенсионной системы.


На основании принятых законов НПФ могут заниматься исключительно пенсионной деятельностью – сбор пенсионных взносов при дальнейшем распоряжении этими средствами и выплата пенсий. Взносы, которые поступают в НПФ, в целях их преумножения, вкладываются в различные ценные бумаги. Безусловно, размер увеличенной пенсии будет зависеть от суммы перечисляемых взносов и от НПФ услугами которого, воспользуется будущий пенсионер. Деятельность НПФ жестко регулируется государством, кроме того, у фондов существуют свои контролирующие органы, которые заботятся об интересах нынешних и будущих пенсионерах. НПФ запрещено совершать рискованные финансовые операции, каждый год проводится независимая аудиторская проверка их работы.

Вопросы пенсионного обеспечения касается каждого человека. Но, в настоящее время, подавляющее большинство населения до сих пор не имеют четкого представления о негосударственных пенсионных фондах, не знают об их существовании и тех услугах, которые они предлагают. И это несмотря на то, что НПФ существуют уже более 10 лет.

Рынок услуг по негосударственному пенсионному обеспечению определяется наличием спроса и предложения при осуществлении негосударственного пенсионного обеспечения в аспекте взаимодействия негосударственного пенсионного фонда с вкладчиками (юридическими и физическими лицами) по заключению пенсионных договоров и перечисления пенсионных взносов.

Временной интервалисследования товарного рынка определен периодом 2005-2006 год.

В соответствии с Федеральным законом № 128-ФЗ от 08.08.2001г. «О лицензировании отдельных видов деятельности (статья 17 п.89,90,91), так же Положения о лицензировании деятельности негосударственных пенсионных фондов по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации № 432 от 14.07.2006 осуществление деятельности негосударственных пенсионных фондов по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию подлежит лицензированию, которое осуществляется Федеральной службой по финансовым рынкам.

Под деятельностью негосударственного пенсионного фонда понимается некоммерческая деятельность по формированию активов, путем привлечения добровольных целевых денежных взносов юридических и физических лиц, передаче этих средств компании по управлению активами негосударственных пенсионных фондов, осуществлению пожизненно или в течение длительного периода регулярных выплат гражданам в денежной форме, а также других действий по выполнению обязательств перед гражданами.

Устанавливая принадлежность рассматриваемой услуги к классификационной группе определили, что услуги негосударственных пенсионных фондов по пенсионному обеспечению, согласно Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД, постановление Госстандарта РФ от 06.11.2001 № 454-ст) определены разделом J «Финансовая деятельность» и классифицируется как«негосударственное пенсионное обеспечение» - код 66.02; «деятельность по негосударственному пенсионному обеспечению» - код 66.02.1.

По своему функциональному назначению и потребительским свойствам данные услуги не имеют заменителей и могут быть оказаны при наличии соответствующей инфраструктуры. Продуктовыми границами финансового рынка являются: услуги по негосударственному пенсионному обеспечению.

Негосударственный пенсионный фонд и негосударственная частная управляющая компания привлекают накопительные части пенсии населения, но цели у этих структур разные: ЧУК созданы для доверительного управления активами, а НПФ осуществляют выплату пенсий. На основании вышеизложенного установили, что продавцом на исследуемом рынке являются только негосударственные пенсионные фонды. Потребителем услуг негосударственных пенсионных фондов являются вкладчики в лице физических и юридических лиц.

Под географическими границами товарного рынка понимается территория, на которой покупатели приобретают или могут приобрести исследуемый товар (услугу) и не имеют возможности приобретения на сопоставимых условиях за ее пределами. В данном исследовании географические границы финансового рынка определены в рамках административных границ Амурской области.

Свои услуги сегодня предлагают более 250 негосударственных пенсионных фондов и 56 частных управляющих компаний. Из них на территории Амурской области в исследуемый период оказывали услуги всего два филиала: некоммерческая организация «Негосударственный пенсионный фонд «БЛАГОСОСТОЯНИЕ» (далее - НПФ «БЛАГОСОСТОЯНИЕ») и негосударственный пенсионный фонд электроэнергетики (далее - НПФ электроэнергетики).

Количественной характеристикой объема услуг НПФ является общий объем сформированных фондом пенсионных резервов в границах рынка. Исследовав финансовый рынок негосударственного пенсионного обеспечения в Амурской области установлено, что на данном рынке в 2005 году действовал один хозяйствующий субъект - НПФ «БЛАГОСТОЯНИЕ», в 2006 году начал действовать новый участник рынка - НПФ электроэнергетики. При определении доли хозяйствующих субъектов получен следующий результат: в 2005 году доля НПФ «БЛАГОСТОЯНИЕ» соответствует 100 %, в 2006 году доля каждого из двух участников исследуемого рынка превышает 25 %.

Наряду с увеличением количества НПФ осуществляющих на территории Амурской области негосударственное пенсионное обеспечение в 2006 году отмечена тенденция увеличения объема услуг в 2.6 раз. Определив положение хозяйствующих субъектов на финансовом рынке, отметим, что из двух действующих на данном рынке негосударственных пенсионных фонда оба занимают доминирующее положение.

Для определения степени развития и монополизации финансового рынка негосударственного пенсионного обеспечения рассчитаны коэффициенты рыночной концентрации. Проведенный анализ показал, что на данном рынке как в 2005 году, так и в 2006 году сохраняется высокая концентрация рынка. Уменьшение в 2006 году значения индекса Герфиндаля Гиршмана свидетельствует о вхождении на исследуемый рынок новых участников рынка. Несмотря на выявленные тенденции развития анализируемого рынка отнести данный рынок к финансовому рынку с развитой конкурентной средой пока нельзя.

Для дальнейшего стабильного развития рынка негосударственного пенсионного обеспечения необходимо преодоление следующих барьеров входа на рынок новых хозяйствующих субъектов. На финансовом рынке негосударственного пенсионного обеспечения в значительной мере не освоен сегмент потенциального спроса, поэтому исследуемый рынок находится в стадии развития. Низкий спрос на продукты вновь возникающих организаций вызван в первую очередь низкой оценкой их надежности потенциальными клиентами (вкладчиками). На стороне государственной компании выступает и тот фактор, что граждане не готовы доверять частным финансовым структурам. В то же время негосударственные пенсионные фонды не спешат активно рекламировать свою деятельность.

Сегодня каждый негосударственный пенсионный фонд должен быть заинтересован в успешном развитии всех остальных негосударственных пенсионных фондов и создании новых, потому, что каждый фонд только выиграет от укрепления отрасли в целом, от улучшения имиджа негосударственного обеспечения. В настоящий период, когда идет процесс становления данной структуры для Амурской области важно создание на территории области собственных негосударственных пенсионных фондов и их укрепление, а не концентрация деятельности на данном рынке негосударственных пенсионных фондов зарегистрированных в других регионах.

Существующие барьеры входа экономического и социального характера требует новых подходов к ситуации на рынке негосударственного пенсионного обеспечения, к оценке методов государственного регулирования и дальнейшему совершенствованию нормативной базы.

О реальной конкуренции на финансовом рынке негосударственного пенсионного обеспечения пока не приходится говорить, так как исследуемый рынок в настоящее время освоен слабо. Для его дальнейшего развития, прежде всего, необходима широкая информированность населения и укрепление доверия потенциальных клиентов (вкладчиков) как в целом к финансовым структурам, так и к негосударственным пенсионным фондам. Изменить положение сложившейся ситуации на рынке негосударственного пенсионного обеспечения поможет развитие процесса реформирования пенсионной системы, который позитивно повлияет на развитие рынка негосударственного пенсионного обеспечения в Амурской области.