«Лучше дать согласие на пресечение рекламного безобразия»

Как известно, реклама – двигатель торговли. Но только «двигать» ее необходимо в рамках действующего законодательства. К сожалению, некоторые компании и индивидуальные предприниматели нарушают требования Закона «О рекламе». Одной из главных целей рекламы, как известно, является привлечение внимания потенциальных потребителей к рекламируемым товарам и (или) услугам, поддержание интереса к ним и продвижение их на рынке. Но реклама с признаками нарушения требований Закона «О рекламе» не всегда устраивает конечного получателя рекламы, и зачастую ущемляет его права, в связи с чем гражданин имеет полное право обратиться с заявлением на такую рекламу в антимонопольный орган.

В последнее время в Амурском УФАС России отмечается тенденция к увеличению количества поступающих заявлений, сообщающих сведения о фактах распространения рекламы с признаками нарушения действующего законодательства. Так, в 2018 году отдел товарных рынков и рекламы Амурского УФАС России зарегистрировал 90 таких заявлений. Но уже в истекшем периоде 2019 года (с января по ноябрь) зарегистрировано 227  обращений. Среди всего количества заявлений, поступающих в Амурское УФАС России, хотелось бы отметить те, которые сообщают о фактах получения гражданами рекламы, содержащей в себе признаки нарушения статьи 18 Закона «О рекламе» ¹.

По информации, опубликованной в «Российском рекламном ежегоднике – 2018» (с. 27), в 2018 году в России наибольшее количество выявленных антимонопольными органами нарушений Закона «О рекламе» фиксировалось при распространении рекламы по сетям электросвязи, что  составило в общей сложности 20,04% всех выявленных нарушений указанного закона. В связи с этим, Амурское УФАС России считает актуальным доведение до граждан информации, связанной с подачей заявления на факты подобных нарушений.

Согласно пункту 3.5 Административного регламента² Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (далее – административный регламент), заявление, а также прилагаемые к нему материалы, документы подаются в антимонопольный орган следующими способами:

- доставка заявителем лично;

- доставка курьером под расписку;

- направление заказным письмом с уведомлением о вручении;

- с использованием информационно-технологической и коммуникационной инфраструктуры, в том числе портала государственных и муниципальных услуг (функций).

Согласно пункту 3.6 административного регламента, заявление должно содержать следующие сведения:

  1. Сведения о заявителе, в том числе:

а) для физического лица - фамилия, имя, отчество (при наличии), адрес места жительства;

б) для юридического лица - наименование юридического лица, адрес места нахождения.

2. Наименование рекламодателя, рекламопроизводителя, рекламораспространителя ³, действия которых содержат признаки нарушения законодательства о рекламе, или наименование федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, принявшего акт, полностью или в части противоречащий законодательству о рекламе.

3. Описание фактов, свидетельствующих о наличии признаков нарушения законодательства о рекламе, с указанием способа, места и времени распространения рекламы или указание акта федерального органа исполнительной власти, акта органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, акта органа местного самоуправления, полностью или в части противоречащего законодательству о рекламе, с приложением имеющихся доказательств.

4. Существо требований, с которыми заявитель обращается.

5. Перечень прилагаемых документов.

Если заявителем является физическое лицо, то заявление подписывается заявителем (представителем заявителя). В случае невозможности предоставления доказательств, свидетельствующих о признаках нарушения законодательства о рекламе, заявитель вправе указать лицо или орган, от которого могут быть получены такие доказательства.

Однако, если заявитель обращается в антимонопольный орган по факту получения рекламы с признакам нарушения части 1 статьи 18 Закона «О рекламе», следует учитывать специфику указанного нарушения при подаче такого заявления. Дело в том, что антимонопольный орган в рамках рассмотрения заявления не может самостоятельно без согласия абонента (в нашем случае им является заявитель) получить от операторов связи аудиозапись телефонного звонка, изображение поступившего абоненту SMS-сообщения, детализацию входящих сообщений и звонков. Данная информация необходима антимонопольному органу для  принятия обоснованного решения по итогам рассмотрения заявления.

Согласно положениям статьи 63 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи», сведения о соединениях конкретного абонента определенного номера телефона составляют тайну связи. Поэтому заявителю необходимо дать согласие на получение антимонопольным органом доступа к сведениям о звонках и SMS-сообщениях следующего содержания: «Я, ФИО, серия и номер паспорта, даю согласие на получение наименование антимонопольного органа (к примеру, Амурским УФАС России) информации о детализации счета, телефонных соединениях, SMS-сообщениях, иных переданных данных на/от абонентский номер номер телефона заявителя в сети оператора сотовой связи название оператора сотовой связи». Согласие должно быть удостоверено личной подписью. Данное согласие позволит направить соответствующие запросы операторам связи и впоследствии получить от них информацию по существу рассматриваемых вопросов.

Также к заявлению желательно приложить доказательства, подтверждающие доводы заявителя: тексты рекламы или аудиозапись телефонного разговора, детализацию выписки по абонентскому номеру за период получения звонков, копии документов, подтверждающих факт обращения с требованием прекратить распространение рекламы к лицу, направлявшему рекламу (при их наличии), и факт того, что после обращения распространение рекламы не прекратилось, а также иные документы.

В случае отсутствия в заявлении гражданина как детализации выписки по абонентскому номеру за период получения рекламы, так и согласия гражданина на раскрытие тайны связи, антимонопольный орган будет лишен возможности направить соответствующий запрос оператору связи, в связи с чем заявитель будет уведомлен о невозможности возбуждения дела по признакам нарушения законодательства о рекламе.

 

Справочная информация по статье:

 

¹ - согласно статье 18 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ (ред. от 01.05.2019) «О рекламе» (с изм. и доп., вступ. в силу с 29.10.2019) к рекламе, распространяемой по сетям электросвязи, установлены следующие требования:

1. Распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы. При этом реклама признается распространенной без предварительного согласия абонента или адресата, если рекламораспространитель не докажет, что такое согласие было получено. Рекламораспространитель обязан немедленно прекратить распространение рекламы в адрес лица, обратившегося к нему с таким требованием.

2. Не допускается использование сетей электросвязи для распространения рекламы с применением средств выбора и (или) набора абонентского номера без участия человека (автоматического дозванивания, автоматической рассылки).

3. При справочном телефонном обслуживании (как платном, так и бесплатном), в том числе осуществляемом посредством подвижной радиотелефонной связи, реклама может предоставляться только после сообщения справки, запрашиваемой абонентом.

4. При предоставлении телефонных соединений на условиях повременной системы оплаты время, в течение которого распространяется реклама, не должно учитываться при определении стоимости такой услуги телефонной связи.

5. Утратил силу. - Федеральный закон от 27.10.2008 N 179-ФЗ.

 

 

² - Административный регламент Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденного Приказом ФАС России от 23.11.2012 № 711/12

 

 

³ - указанные понятия раскрывает статья 3 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ (ред. от 01.05.2019) «О рекламе» (с изм. и доп., вступ. в силу с 29.10.2019)