Участие Т.И. Яковлевой в программе "Простые вопросы", телекомпания «Альфа-канал»

Здравствуйте. В последнее время в средствах массовой информации все чаще стали появляться сообщения о действиях Федеральной антимонопольной службы, и для этого, прямо скажем, есть поводы. Существует такая служба и у нас в Амурской области. Ее возглавляет Татьяна ЯКОВЛЕВА. Сегодня Татьяна Ивановна – наш гость.
- Вопрос ребром: работы много?

- Работы очень много. В федеральных службах работы очень много.

- И с чем связана ваша работа? Понятно, что с антимонопольностью, а вот само понятие антимонопольности, наверное, подразумевает наличие монополий. Они у нас есть?

- Да, у нас на территории области достаточно монополий. Причем есть естественные монополии, которые естественным путем созданы, и очень трудно их антимонополизировать, и есть просто предприятия, занимающие доминирующее положение. Это достаточно крупные предприятия, которые могут влиять в целом на развитие экономики Амурской области, задают тон и в формировании цен, и в качестве продукции, и по всем остальным производственным показателям.

- Ваша служба называется антимонопольной. Вы только что назвали естественные монополии. Значит, вы с ними должны бороться? В чем смысл этой борьбы?

- Знаете, с монополией в целом как с хозяйствующим субъектом, который сложился еще с советских времен, занял такое положение, имеет разветвленную сеть, антимонопольная служба не борется. Она просто смотрит, отслеживает, чтобы они не нарушали антимонопольное законодательство, не мешали развиваться другим предприятиям, которые хотят работать в этой же сфере, этой же отрасли; не создавали никаких препятствий и не ущемляли интересы других хозяйствующих субъектов и физических лиц. Если такие моменты в деятельности предприятия возникают, тогда антимонопольная служба вправе, есть процессуальные документы, которые говорят, как это необходимо делать – пресекать эти действия.

- Сегодня – я имею в виду последнее время – о Федеральной антимонопольной службе все чаще говорят в связи с ценами на бензин. И мы сегодня видим: после публикаций, заявлений руководства ФАС цены на бензин несколько снизились. Если можно, подробней об этом процессе.

- Если говорить о процессе снижения цен, он дался не так легко и Федеральной антимонопольной службе, поскольку практически во всех субъектах федерации, в том числе и у нас в Амурской области, нет самостоятельных предприятий, которые производят горюче-смазочные материалы, Все они ввозятся из других регионов. Примерно 7-8 нефтеперерабатывающих комбинатов, откуда на территорию области разными предприятиями ввозится бензин. И мало того, что у нас нет таких предприятий, так еще и практически нет самостоятельных предприятий, которые действуют на территории Амурской области. Единственное – «Амурнефтепродукт», оно, кстати, и занимает доминирующее положение. Остальные предприятия имеют незначительный вес, а кто имеет значительный, у тех головные предприятия находятся в других регионах. Скажем, в Хабаровске «Востокнефтепродукт», относится к вертикально интегрированной компании «Роснефть». Очень серьезная компания, повлиять на ее деятельность здесь, на месте, никто не может.

- В связи с чем, собственно, и вопрос. Логика обывателя, обычного простого человека такова: нефть на мировом рынке снизилась практически вдвое. В соответствии с этим, по логике вещей, должен быть в два раза дешевле и бензин?
- С точки зрения гражданина, возможно, такая позиция обоснована, мы ее прекрасно понимаем. Но с точки зрения государства, тех же субъектов, кроме снижения мировых цен на нефть, на территории Российской Федерации существует ряд серьезных показателей, которые влияют на рост цена на нашей территории. Это всевозможные экспортные пошлины, таможенные пошлины, транспортные расходы, из года в год повышающиеся. Это серьезная составляющая. Тем не менее, начиная с 2007 года, Федеральная антимонопольная служба, в том числе и мы, отслеживала этот процесс путем проведения мониторинга. Когда наступила такая пиковая ситуация, что терпеть дальше нельзя, цены продолжают ползти вверх, и предела вроде бы и нет, здесь вмешался административный ресурс. Но, поскольку все компании, еще раз скажу, входят в какую-то интегрированную группу… Скажем, наш «Амурнефтепродукт», на который мы имеем возможность влиять, входит в интегрированную компанию «Альянс», которая находится в Москве и диктует – так положено в таких компаниях, – задает тон в формировании ценовых вопросов. Тем не менее, мы возбудили дело в отношении «Амурнефтепродукта» в первой половине текущего года, установили, что их цены были завышены, установлены монопольно высокие цены. Выдали им предписание, признали их нарушившими антимонопольный закон и, кроме этого, наложили оборотный штраф в 15 миллионов рублей. Штраф они уплатили, но вместе с тем они не согласны с решением антимонопольного органа. Сейчас эти вопросы находятся в судебных органах.

- Есть предупреждение, рекомендация по снижению цен на топливо. Как-то высчитывается, а на какую сумму должно снизиться?

- Если говорить об антимонопольной службе, давая предупреждение в соответствии с законом о защите конкуренции, она не вправе просчитывать, на какую величину должна быть снижена цена на нефтепродукты. Это как раз и говорит о том, что компания решает вопрос в добровольном порядке, насколько снизить.
- То есть могут, условно, и на копейку? Зато выполнили рекомендации.

- Как раз об этой условности идет речь. На сегодняшний день мы считаем, что снижение цены недостаточно по сравнению с мировыми показателями, по сравнению со снижением цен в настоящее время на экспорт нефтепродуктов. Поэтому возбуждены еще два дела. И мы ожидаем дальнейшего снижения цен. Могу сказать с небольшой оговоркой: если ничего не изменится в экономике.

- С бензином мы относительно разобрались. О хлебе, опять же говоря: хлеб должен понизиться в цене…

- Да, есть такое мнение, что он должен понизиться в цене. В связи с этим направлены на места целые методические рекомендации, которые обязывают антимонопольную службу вести мониторинг цен на хлеб, молоко, растительное масло, зерно и муку.

- То есть существует некий список?

- Список существует на уровне Федеральной антимонопольной службы. Возможно, на правительственном уровне либо на уровне, что, я считаю, обязательно должно быть, субъекта федерации – список социально значимых продуктов именно для конкретного региона, в данном случае для Амурской области. У нас много северных районов, наверное, там в список надо включить сливочное масло. Нам же дано задание проводить мониторинг самых первостатейных продуктов. Проводить мы будем так: если отслеживать цену на хлеб – зерно (закупочная цена), мука (закупочная цена), хлеб. То есть чтобы проследить всю цепочку, на каком этапе повышается цена хлеба и хлебобулочных изделий. Но сразу хочу сказать, что для территории Амурской области цена на хлеб, несмотря на то, что по уровню жизнеобеспечения населения, может быть, высока, но по себестоимости она невысокая.
- Не думаю, что все будут с вами согласны, но, в конце концов, вы оперируете цифрами, которыми, собственно, и призваны заниматься.

У нас в гостях была начальник управления Федеральной антимонопольной службы Татьяна Яковлева.