Участие Т.И. Яковлевой в программе «Простые вопросы», телекомпания «Альфа-канал»

- Я знаю один вопрос, в ответ на который вряд ли возможны варианты. «Любите ли вы рекламу?». Утвердительно могут ответить, пожалуй, только те, кто на этой рекламе зарабатывает. Остальным она надоела и вызывает стойкое неприятие. Но без рекламы никуда. Если рекламы нет, то очень сложно оплачивать трансляции футбольных соревнований или других спортивных мероприятий, новое кино. О рекламе мы сегодня поговорим с моей гостьей - руководителем управления Федеральной антимонопольной службы по Амурской области Татьяной Яковлевой.

- Татьяна Ивановна, как вы относитесь к рекламе?

- Я лично отношусь к рекламе очень положительно. Потому что в настоящее время, чтобы развивалась конкуренция на всех товарных рынках, на финансовых и товарных, конечно, товар, продукт, услуги нужно населению как-то преподносить. И вот реклама – один из таких способов продвижения товара на рынок.

- То есть, вы к ней относитесь положительно?

- Да, положительно, с точки зрения профессионала.

- С 1 июля вступает в силу закон, которого уже все боятся. Он упорядочивает рекламу на разных носителях. На телевидении рекламное время сокращается до 20-ти процентов. А со следующего года еще больше. На радио и телевидении нельзя будет рекламировать табак и алкоголь. Рекламу про пиво можно будет показывать только поздно ночью. Нельзя будет использовать так называемые зонтичные бренды, когда под видом одного товара рекламируется другой. И еще много всякого приятного. Чем продиктованы все эти новшества?

- Все эти новшества продиктованы, прежде всего, заботой о здоровье человека. Потому что когда разрешалась эта реклама в более больших объемах на электронных средствах массовой информации, это было начало размещения рекламы. Для того чтобы и население привыкло, что может посмотреть определенные виды рекламы, и рекламодатели.

- Мы вошли в рынок, к рекламе привыкли. Теперь будем упорядочивать?

- Теперь нужно смотреть уже и на то, как воспринимает эту рекламу население, а не только представители рекламного бизнеса.

- Что еще нового нас ожидает? Я знаю, новшество также и то, что нельзя совмещать рекламу и дорожные знаки. Каким-то образом нужно ограничить рекламу на транспортных средствах. Что нас ждет?

- Если говорить о распространении рекламы на транспортных средствах, то я сразу оговорюсь, что эти нормы закона контролируются другим контролирующем органом – управлением внутренних дел в лице ГИБДД. И по согласованию этим вопросы решаются с инспекцией, которая контролирует у нас транспортные услуги.

- То есть, на троллейбусах и автобусах рекламу размещать можно, если разрешила ГИДД?

- Должно быть на это разрешение ГИБДД, если эта реклама не противоречит нормам закона о рекламе.

- А специальная машина, которая ездит с рекламой?

- Специальные машины, которые ездят с рекламой и предназначены именно для этого, с 1 июля 2006 года запрещены.

- Много нарушений, наверное, есть уже и сейчас?

- Да, нарушений очень много. И очень трудно поспеть за всеми этими нарушениями. По закону о рекламе, и старому, и новому, очень строгая ответственность введена за нарушение закона о рекламе. Увеличены границы по начислению штрафов.

- Минимум – это сколько?

- Если физическое лицо нарушает, то штраф - 25-40 минимальных размеров оплаты труда. Если должностное лицо нарушает, то 40. И как раз следующая граница увеличена: с 50-ти минимальных размеров до 200. Это уже получается 20 тысяч вместо 5-ти тысяч. Верхняя граница поднята. А для юридических лиц и того серьезнее: от 400 минимальных размеров оплаты труда до 500.

- То есть, денег в бюджет придется больше платить, если что-нибудь нарушишь?

- Денег больше. Но если говорить о распространении нарушений закона таких рекламных блоков, как игорный бизнес, алкогольный бизнес, то иногда им проще заплатить большие штрафы, но чтобы реклама их прошла.

- Я знаю, что вы сейчас работаете в основном по заявкам. Конкуренты, наверное, жалуются друг на друга, и в таком случае вы рассматриваете эти нарушения. Вы самостоятельно можете (вам же даны такие права?) выявлять, и выявляете нарушения рекламного законодательства?

- Да. На территории области только нам и даны такие права выявлять нарушения антимонопольного законодательства. Ни один контролирующий орган этого выявить не может.

- Но вы сами работаете или только по заявкам?

- Нет, мы сами работаем. Мы проводим специальные проверки. Составляется на это приказ. Указывается, что и какие объекты проверять, в каком размере. Если на наружную рекламу, то на каких улицах, на предмет чего. Такие проверки проводятся обязательно. Кроме того, очень тщательно просматриваются печатные средства массовой информации. Мы их выписываем около двадцати. К сожалению, вынуждены из-за рекламы выписывать. Выписываем, контролируем все. Электронные средства массовой информации проверяются выборочно. В определенные периоды дня, когда есть возможность.

- У вас существует свой собственный мониторинг. И если вы что-то увидите, то сами начинаете разбираться с этими нарушениями?

- Все увидеть невозможно, поэтому мы серьезное внимание обращаем именно на жалобы и заявления. Они к нам поступают не только от конкурентов, а, я бы сказала, большей частью они поступают от населения. От конкурентов, если брать четыре месяца 2006 года, к нам поступила только одна жалоба на распространение алкогольной продукции.

- А сколько денег в целом крутится на рекламном рынке Благовещенска, вы не пытались это подсчитать?

- Нет. Эти средства мы не пытались подсчитать. Во-первых, потому что у нас нет таких полномочий. А во-вторых, у нас нет профессионалов и нет задачи.

- Телевизионная реклама. Уровень звука на рекламных блоках, по новому закону, не должен превышать уровень звука на всех остальных передачах. Кто-нибудь за этим следит, и как это будут мерить?

- Это очень сложный вопрос «Как измерять уровень звука?», который так и остался проблемой для нас. Контролировать мы это контролируем. И заявления на это тоже поступали и в прошлом году, и в этом. Но, скорее всего, будем обращаться к рекламным распространителям с официальным запросом по этому вопросу. Чтобы они дали нам разъяснение и указали, почему вот такой уровень звука. А дальше будем смотреть, каким путем отвечают нам рекламораспространители, на какие технические средства акцентируют наше внимание. Можем заказать экспертизу для того, чтобы технически грамотные люди все это посмотрели. Но хочу сказать сразу, что пока таких фактов мы не разбирали окончательно. Опыта такого нет ни у нас, ни по стране.

- Говорят, что с 1 июля произойдет какое-то очень серьезное распределение денег на рекламном рынке. Часть уйдет в газеты, потому что в электронных средствах массовой информации нельзя рекламировать табак и алкоголь, и так далее. Некоторые даже утверждают, что очень туго придется региональным телевизионным компаниям, потому что рекламного времени будет меньше, оно будет дороже и жить будет не на что. Вы прогнозировали примерно, что может произойти?

- Прогнозов таких мы не делали. Но позиция нашего управления и позиция Федеральной антимонопольной службы такова: это идет на уровне нагнетания и недовольства участников рекламного бизнеса – и рекламных распространителей, если говорить об электронных средствах массовой информации, а в основном рекламодателей. Потому что способы продвижения на рынок своего товара у них будут несколько ограничены. Им надо будет искать новые пути для того, чтобы указывать на наличие такого товара, особенно, когда они пробиваются в другие регионы. Но посмотрим, как это будет все в течение года. Практика покажет.

- Татьяна Ивановна, что говорится в законе о рекламе игорного бизнеса?

- Новый закон очень много внимания уделяет рекламе игорного бизнеса. Поскольку игорный бизнес очень сильно развивается, в том числе и в Амурской области, и в городе Благовещенске. На сегодняшний день выяснено, что вывеска не является рекламой и нормы закона на нее не распространяется. Размеры вывески тоже не предусмотрены. Поэтому сам рекламодатель определяет, какого размера она должна быть. По нашему мнению, вывеска может быть расположена у каждого входа в определенное здание. Но рекламой мы будем считать, и это упоминается в толковании закона, если показатели указанной вывески будут размещены на высотном здании на крыше, если в этом здании, скажем, всего несколько кабинетов занимает игорный бизнес. Запрещены всякого рода надписи на самом здании. Например, надпись такого рода по названию игорного заведения, по какому-то бренду. Все надписи являются нарушением закона о рекламе по игорному бизнесу.

- Прежде чем писать на здании или каким-то образом себя рекламировать, лучше всего проконсультироваться со специалистом?

- Если своих юридических сил не хватает, лучше всего проконсультироваться в юридической консультации. Поскольку в антимонопольном управлении нет консультационной службы, а есть служба, осуществляющая только контроль и надзор. И мы не только не можем давать консультации, но и не имеем права даже давать толкование закона. Этим должны заниматься участники рекламного бизнеса, за свой счет обращаться в юридические консультации.

- А есть ли реклама, которая у вас вызывает положительные эмоции или даже может быть, какое-то эстетическое наслаждение?

- Конкретно назвать затрудняюсь. Но когда отслеживаешь рекламу, бывает такая реклама, которую приятно смотреть. С улыбкой смотришь и с какой-то гордостью, что начинаем делать именно художественные вещи.

- Спасибо. Будем надеяться, что наш рекламный рынок будет развиваться цивилизованно и дальше. Спасибо большое. Мы сегодня говорили о рекламе, и моя гостья сегодня – руководитель управления Федеральной антимонопольной службы по Амурской области Татьяна Яковлева