Итоги деятельности Амурского УФАС России по контролю в сфере закупок за 2015 год
Управление Федеральной антимонопольной службы по Амурской области подвело итоги в сфере контроля за осуществлением закупок за 2015 год.
Закупочная деятельность заказчиков велась в прошедшем году в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе, Закон №44-ФЗ) и Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках, Закон №223-ФЗ).
В рамках осуществления контроля за соблюдением названных законов Амурским УФАС России, как федеральным органом исполнительной власти уполномоченным за осуществлением контроля в сфере закупок в Амурской области, проведено более 230 плановых и внеплановых проверок закупочных процедур. 138 из них проводились по жалобам участников закупок, остальные по поступившей информации от заинтересованных лиц и заказчиков. В ходе проверок проверено 840 закупочных процедур. Установлено, что каждая третья из проверенных закупок размещена с нарушением закона. Выявлено неэффективное расходование бюджетных средств при размещении 265 закупок.
Для устранения выявленных нарушений выдано 96 предписаний. 95 из них исполнены. В отношении должностных лиц заказчиков и контрактных управляющих, виновных в нарушениях законов возбуждено более 100 дел об административных правонарушениях. 76 должностных лиц заказчиков привлечены к административной ответственности. Наложено на виновных должностных лиц заказчиков 1, 325 млн рублей штрафов. Взыскано в бюджеты всех уровней штрафов на сумму 800 тысяч рублей. 4 материала направлено в правоохранительные органы для установления в действиях должностных лиц заказчиков состава уголовного преступления.
По-прежнему наиболее уязвимыми для нарушений являются сфера строительства и ремонта, включая дорожное, сфера здравоохранения и сфера содержания объектов жилищно-коммунального хозяйства городских округов и поселений.
Самым сложным для заказчика по применению Закона №44-ФЗ является описание объекта закупки и условий исполнения контракта, а также установление требований к участникам в соответствии с российским законодательством. Отсутствие знаний действующего законодательства, регламентирующего сферу экономической деятельности, определяющей предмет закупки, не позволяет ответственным должностным лицам заказчиков и созданным ими контрактными службами точно и полно описать требования к закупаемым работам и товарам, а также установить требования к участникам закупочных процедур.
В досудебном порядке спор между участниками закупок и организаторами закупочных процедур разрешается антимонопольным органом в ходе рассмотрения жалоб и проведения проверок. 130 раз участники закупок обращались в 2015 году Амурское теруправление с жалобами на действия заказчиков, уполномоченных органов, закупочных комиссий, контрактных управляющих, нарушающих Закон о контрактной системе. 63 жалобы поступило в прошедшем году в антимонопольное управление на действия заказчиков, размещающих закупки в соответствии с нормами Закона №223-ФЗ. 40% из рассмотренных жалоб признаны обоснованными. В действиях организаторов закупки установлены факты нарушения Закона №44-ФЗ или Закона №223-ФЗ.
Не только заказчики и закупочные комиссии нарушали в прошедшем году Закон о контрактной системе. Недобросовестно вели себя и участники закупок, уклоняясь от заключения контракта, а также поставщики и подрядчики, нарушающие обязательные условия их исполнения. 92 раза обращались заказчики в прошедшем году в антимонопольный орган с требованием включения сведений об участниках закупок и исполнителях контрактов в реестр недобросовестных поставщиков. В 53 случаях требования заказчиков были удовлетворены и сведения о недобросовестных поставщиках включены в реестр недобросовестных поставщиков.
Очевидно, что нормы Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках отдельными видами юридических лиц» не безупречны по своему содержанию. Правоприменительная практика только нарабатывается. Очевидно, что упомянутые законы будут меняться, совершенствоваться и максимально приближаться к тем целевым установкам, которые поставлены законодателем при их разработке.
Но уже сегодня правоприменительная практика показывает, что неукоснительное соблюдение требований законодательства о закупках, максимальная ясность, полнота информации, своевременность действий всех участников закупочного процесса позволяет добиться наилучшего результата закупки и избежать отмену закупки по предписанию антимонопольного органа и административную ответственность за его нарушение.