Контроль недобросовестной конкуренции по итогам работы Амурского УФАС России за 2011 год

В соответствии с пунктом 3 статьи 22 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» к основным функциям антимонопольного органа относится предупреждение недобросовестной конкуренции.

Под недобросовестной конкуренцией согласно пункту 9 статьи 4  Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» недобросовестная конкуренция понимаются любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.

Запрет на недобросовестную конкуренцию установлен статьей 14 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

В частности не допускаются следующие действия, попадающие под понятие недобросовестной конкуренции:

- распространение ложных, неточных или искаженных сведений, которые могут причинить убытки хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации;

- введение в заблуждение в отношении характера, способа и места производства, потребительских свойств, качества и количества товара или в отношении его производителей;

- некорректное сравнение хозяйствующим субъектом производимых или реализуемых им товаров с товарами, производимыми или реализуемыми другими хозяйствующими субъектами;

- продажа, обмен или иное введение в оборот товара, если при этом незаконно использовались результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации продукции, работ, услуг;

- незаконное получение, использование, разглашение информации, составляющей коммерческую, служебную или иную охраняемую законом тайну (часть 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»).

Не допускается также недобросовестная конкуренция, связанная с приобретением и использованием исключительного права на средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации продукции, работ или услуг (часть 2 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»).

В соответствии с полномочиями, предусмотренными статьей 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», антимонопольный орган рассматривает дела о нарушении антимонопольного законодательства по статье 14 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в общем порядке, предусмотренном главой 9 указанного закона.

Однако при этом, согласно части 3 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» решение федерального антимонопольного органа о нарушении положений части 2 названной статьи в отношении приобретения и использования исключительного права на товарный знак направляется заинтересованным лицом в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности для признания недействительным предоставления правовой охраны товарному знаку.

В 2011 году в Управлении Федеральной антимонопольной службы по Амурской области в производстве находилось 5 дел по признакам нарушения части 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», что на 2 дела больше по сравнению с 2010 годом. Из них вынесено решений по 4 делам, ответчики признаны нарушившими установленные статьей 14 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запреты. Одно из дел по итогам рассмотрения завершено уже в 2012 году.

Административная ответственность за недобросовестную конкуренцию предусмотрена статьей 14.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В частности, недобросовестная конкуренция, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, за исключением случаев, предусмотренных статьей 14.3 Кодекса и частью 2 статьи 14.33 Кодекса, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей (часть 1 статьи 14.33 Кодекса).

 Недобросовестная конкуренция, выразившаяся во введении в оборот товара с незаконным использованием результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации юридического лица, средств индивидуализации продукции, работ, услуг, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере двадцати тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от одной сотой до пятнадцати сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено правонарушение, но не менее ста тысяч рублей (часть 2 статьи 14.33 Кодекса).

По итогам рассмотрения в 2011 году дел о нарушении антимонопольного законодательства по статье 14 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» к административной ответственности в том же году привлечено 3 хозяйствующих субъекта, в том числе 2 из них по части 1 статьи 14.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, 1 по части 2 названной статьи Кодекса. Одного из нарушителей административная ответственность настигла уже по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении в 2012 году. Общая сумма штрафа по указанным делам составила 370 тысяч рублей, что на 310 тысяч рублей по сравнению с аналогичным показателем за 2010 год.