Старое исключение статьи 17.1 Закона «О защите конкуренции» по новому

Несмотря на то, что третий антимонопольный пакет неоднократно являлся темой для дискуссий еще на стадии проекта, обсуждение поправок в антимонопольное законодательство и после того, как «свершилось» остается актуальным.

В частности Федеральным законом от 06.12.2011 № 401-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите конкуренции» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» внесен ряд существенных изменений и дополнений в статью 17.1 Закона «О защите конкуренции».

Не касаясь подробно всех внесенных изменений в указанную норму, можно уделить внимание вопросу, который в практике Амурского УФАС России неоднократно был озвучен государственными органами власти и местного управления, уполномоченными распоряжаться государственным и муниципальным имуществом, соответственно, а также государственными учреждениями.

Данный вопрос касался практики применения части 4 статьи 17.1  Закона «О защите конкуренции».

В предыдущей редакции статьи 17.1 Закона «О защите конкуренции» часть 4 устанавливала, что лицо, которому в соответствии с частями 1 и 3 комментируемой статьи предоставлены права владения и (или) пользования помещением, зданием, строением или сооружением, может передать такие права в отношении части или частей помещения, здания, строения или сооружения третьим лицам с согласия собственника без проведения конкурсов или аукционов. При этом общая площадь передаваемых во владение и (или) в пользование третьим лицам части или частей помещения, здания, строения или сооружения не могла превышать десять процентов площади помещения, здания, строения или сооружения, права на которые предоставлены в соответствии с частями 1 и 3 статьи 17.1 Закона «О защите конкуренции», и составлять более чем двадцать квадратных метров.

Согласно части 1 статьи 17.1 Закона «О защите конкуренции» заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за исключением ряда случаев.

Как следует из части 3 статьи 17.1 Закона «О защите конкуренции» порядок, предусмотренный частью 1 указанной статьи, применяется и в случае заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении:

- государственного или муниципального недвижимого имущества, которое принадлежит на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления государственным или муниципальным унитарным предприятиям;

- государственного или муниципального недвижимого имущества, закрепленного на праве оперативного управления за государственными или муниципальными автономными учреждениями;

- государственного или муниципального имущества, которое принадлежит на праве оперативного управления государственным или муниципальным бюджетным учреждениям (государственным органам, органам местного самоуправления – в редакции Федерального закона от 06.12.2011 № 401-ФЗ).

В силу прямого указания части 1, части 4 статьи 17.1 Закона «О защите конкуренции» (до внесения изменений), лицом, указанным в части 4 статьи 17.1, может быть арендатор имущества, ссудополучатель, доверительный управляющий, а также иное лицо, право владения и (или) пользования государственным или муниципальным имуществом к которому перешло на основании договора в порядке, предусмотренном частью 1, частью 3 статьи 17.1 Закона «О защите конкуренции», например, при передаче арендованного имущества в субаренду.

Напротив, собственник имущества, а также лицо, владеющее имуществом на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, исходя из буквального толкования указанных норм закона не вправе передавать имущество во владение и (или) пользование хозяйствующему субъекту в порядке, предусмотренном частью 4 статью 17.1 Закона «О защите конкуренции», без проведения торгов, поскольку не относятся к лицам, указанным в части 4 статьи 17.1 Закона «О защите конкуренции».

В случае, если государственное или муниципальное имущество передается во владение и (или) пользование хозяйствующему субъекту, осуществляющему приносящую доход деятельность, не в исключительном порядке, предусмотренном частью 1 статьи 17.1 указанного закона, такая передача может быть осуществлена только по результатам конкурсов или аукционов в соответствии с частью 1, частью 3 статьи 17.1 Закона «О защите конкуренции».

Такие выводы следовали из буквального толкования положений статьи 17.1 Закона «О защите конкуренции» в «старой» редакции.

На практике применение части 4 статьи 17.1 Закона «О защите конкуренции» порождало следующие вопросы: есть ли необходимость проводить торги в случае, если, к примеру, передается в субаренду часть помещения, не соответствующая критериям, установленным данной нормой, а также имеют ли возможность собственники и лица, владеющие имуществом на праве оперативного управления или хозяйственного ведения, передать часть имущества по аналогии в соответствии с частью 4 статьи 17.1 Закона «О защите конкуренции».

Позиция Амурского УФАС России по первому вопросу, к примеру, отражена в решении Комиссии УФАС России от 12.09.2011 по делу № А-17.1/50 2011, которым действия Администрации Чигиринского сельсовета Благовещенского района, ООО «Управляющая компания Жилкомфорт», выраженные в заключении договора субаренды муниципального имущества с ИП М. с последующим правом выкупа данного имущества без проведения конкурсных процедур, были признаны нарушающими части 1 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Как было установлено Комиссией, ООО «Управляющая компания Жилкомфорт» муниципальное имущество передано по результатам открытого конкурса на право заключения договора аренды. В последующем арендатором в отношении арендованного имущества заключен договор субаренды с ИП М. на основании распоряжения главы Администрации Чигиринского сельсовета Благовещенского района и без проведения торгов.  

В отношении второго вопроса ФАС России изложило свою позицию в пункте 5 Разъяснений ФАС России по применению статьи 17.1 Закона «О защите конкуренции», размещенных на официальном сайте ФАС России, согласно которой с учетом норм части 1 статьи 17.1 Закона «О защите конкуренции» положения части 4 статьи 17.1 указанного закона распространяются на передачу государственного или муниципального имущества собственником, а также государственными и муниципальными предприятиями и учреждениями, за которыми такое имущество закреплено на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.       

Однако данная позиция ФАС России обоснованно вызывала критику, не имея за собой законодательного подкрепления, и вызывала неоднозначное толкование комментируемой статьи.

Указанные выше вопросы теперь однозначно разрешил Федеральный закон от 06.12.2011 № 401-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите конкуренции» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», исключив часть 4 статьи 17.1 Закона «О защите конкуренции» и дополнив перечень исключений части 1 статьи 17.1 закона следующими положениями.

Теперь, исходя из частей 1 и 3 статьи 17.1 Закона «О защите конкуренции» и в соответствии с пунктом 14 части 1 данной статьи, имущество, являющееся частью или частями помещения, здания, строения или сооружения, если общая площадь передаваемого имущества составляет не более чем двадцать квадратных метров и не превышает десять процентов площади соответствующего помещения, здания, строения или сооружения, права на которые принадлежат лицу, передающему такое имущество, передается без проведения конкурса или аукциона.

То есть в случае необходимости и собственник и лицо, владеющее имуществом на праве оперативного управления и хозяйственного ведения, вправе передать часть имущества, отвечающего критериям пункта 14 части 1 статьи 17.1 Закона «О защите конкуренции», не обременяя себя длительной и затратной процедурой организации и проведения торгов.

 Отдельной нормой разрешен вопрос о передаче имущества в субаренду и в безвозмездное пользование.

Согласно пункта 16 части 1 статьи 17.1 Закона «О защите конкуренции» передаваемое в субаренду или в безвозмездное пользование лицом, которому права владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества предоставлены по результатам проведения торгов или в случае, если такие торги признаны несостоявшимися, либо в случае, если указанные права предоставлены на основании государственного или муниципального контракта или на основании пункта 1 части 1 статьи 17.1 Закона «О защите конкуренции».

Таким образом, конструкция статьи 17.1 Закона «О защите конкуренции» в новой редакции существенно упростила понимание порядка распоряжения государственным и муниципальным имуществом, разрешив выше озвученные вопросы ее применения.

 

В.К. Фирстов

Заместитель начальника отдела

антимонопольного контроля и контроля

органов власти Амурского УФАС России