АНАЛИЗ РОЗНИЧНОГО РЫНКА ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ЭНЕРГИИ (МОЩНОСТИ) АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ

Управление Федеральной антимонопольной службы по Амурской области, во исполнение пункта 2 приказа ФАС России от 18.12.2014 № 790/14 «О плане работы ФАС России по анализу состояния конкуренции на товарных рынках на 2015-2016 годы», провело анализ состояния конкуренции на розничном рынке электрической энергии (мощности) Амурской области.

Исследование проводилось в соответствии с Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденным приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220, и Методическими рекомендациями по проведению анализа состояния конкуренции на розничном рынке электрической энергии (мощности) в 2014 году, утвержденными Комиссией ФАС России по проведению анализа товарных рынков (далее- Методические рекомендации), по следующим параметрам рынка:

1. Общие положения.

2. Временной интервал исследования товарного рынка.

3. Продуктовые границы товарного рынка.

4. Географические границы товарного рынка.

5. Состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке.

6. Объем товарного рынка и доли хозяйствующих субъектов на рынке.

7. Уровень концентрации товарного рынка.

8. Барьеры входа на товарный рынок.

9. Оценка состояния конкуренции на товарном рынке.

1. Общие положения

Целью настоящего анализа является оценка состояния конкуренции на розничном рынке электрической энергии (мощности) Амурской области, установление доминирующего положения энергосбытовых компаний (в том числе гарантирующих поставщиков электрической энергии (мощности)) на данном товарном рынке, актуализация Реестра хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующего положения хозяйствующих субъектов по результатам настоящего исследования.

В ходе проведения анализа состояния конкуренции на розничном рынке электрической энергии (мощности) Амурской области использовались следующие нормативные и ненормативные правовые акты:

1.         Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»;

2.         Порядок проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденный приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 (далее - Порядок);

3.         Федеральный закон от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике»;

4.         Основные положения функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 № 442 (далее - Основные положения функционирования розничных рынков электрической энергии);

5.         Общероссийский классификатор видов экономической деятельности ОК 029-2007 (КДЕС Ред. 1.1), принятый и введенный в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 22.11.2007 № 329-ст;

6.         Приказы Управления государственного регулирования цен и тарифов Амурской области от 20.10.2006 № 82-пр/э «О присвоении статуса гарантирующего поставщика субъектам розничного рынка электрической энергии в Амурской области» (в редакциях от 16.10.2009, от 27.11.2009, от 16.07.2010, от 02.08.2011, от 02.08.2011, от 08.05.2013), от 10.08.2012 № 130-пр/э, от 26.04.2013 № 69-пр/э, от 08.05.2013 № 74-пр/э.

Источником исходной информации являются сведения Управления государственного регулирования цен и тарифов Амурской области, а также данные о результатах хозяйственной деятельности субъектов розничного рынка электрической энергии (мощности) Амурской области, представленные по запросу Амурского УФАС России.

Основные термины, используемые в аналитическом отчете:

Розничные рынки электрической энергии  - сфера обращения электрической энергии вне оптового рынка с участием потребителей электрической энергии;

Субъекты розничных рынков электрической энергии - участники отношений по производству, передаче, купле-продаже (поставке) и потреблению электрической энергии (мощности) на розничных рынках электрической энергии, а также по оказанию услуг, которые являются неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям. В соответствии с Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии к таким субъектам относятся:

потребители электрической энергии - лица, приобретающие электрическую энергию для собственных бытовых и (или) производственных нужд;

гарантирующие поставщики электрической энергии (далее - гарантирующие поставщики) - коммерческие организации, обязанные в соответствии с Федеральным законом от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» или добровольно принятыми обязательствами заключить договор купли-продажи электрической энергии с любым обратившимся к ним потребителем электрической энергии либо с лицом, действующим от имени и в интересах потребителя электрической энергии и желающим приобрести электрическую энергию. Каждый гарантирующий поставщик работает в своей установленной определенной зоне деятельности. Вне пределов границ зоны деятельности Гарантирующий поставщик может выступать как независимая энергосбытовая компания. Границы зоны деятельности разных гарантирующих поставщиков не пересекаются. Эти границы устанавливаются местными органами исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов;

энергосбытовые организации - организации, осуществляющие в качестве основного вида деятельности продажу другим лицам произведенной или приобретенной электрической энергии.  В отличие от гарантирующего поставщика не обязаны заключать договоры с любым потребителем и, как правило, заключают договоры только с крупными потребителями, которых выгодно обслуживать. При этом сбытовая надбавка независимой энергосбытовой организации – величина никем не регулируемая, она устанавливается договором с каждым конкретным потребителем. Исключением является население, которому поставка должна осуществляться строго по установленному тарифу;

энергоснабжающие организации - организации осуществляющие продажу потребителям произведенной или купленной электрической энергии и совмещающие эту деятельность с деятельностью по передаче электрической энергии;

производители электрической энергии (мощности) на розничном рынке - собственники или иные законные владельцы объекта по производству электрической энергии (мощности), которые входят в Единую энергетическую систему России, в отношении которых на оптовом рынке электрической энергии и мощности (далее - оптовый рынок) не зарегистрированы группы точек поставки и установленная генерирующая мощность которых составляет менее 25 МВт или равна либо превышает 25 МВт и на которых не распространяется требование законодательства Российской Федерации об электроэнергетике о реализации производимой электрической энергии (мощности) только на оптовом рынке, с использованием которого осуществляется производство электрической энергии (мощности) с целью ее продажи на розничном рынке, а также собственники или иные законные владельцы объекта по производству электрической энергии (мощности) в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах;

исполнители коммунальных услуг - организации которые покупают электроэнергию для обеспечения предоставления коммунальных услуг по энергоснабжению, теплоснабжению и горячему водоснабжению;

сетевые организации - коммерческие организации, которые оказывают услуги по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, не относящихся к единой национальной (общероссийской) электрической сети. У сетевых организаций две основных задачи – передача электроэнергии и технологическое присоединение новых потребителей;

субъекты оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике, осуществляющие оперативно-диспетчерское управление на розничных рынках.

Двусторонний договор купли-продажи электрической энергии - соглашение, в соответствии с которым поставщик обязуется поставить покупателю электрическую энергию, соответствующую обязательным требованиям, в определенном количестве и определенного качества, а покупатель обязуется принять и оплатить электрическую энергию на условиях заключенного в соответствии с правилами оптового рынка и основными положениями функционирования розничных рынков договора.

Гарантирующие поставщики и независимые энергосбытовые компании могут заключать с потребителями электроэнергии следующие виды договоров:

•          Договор купли-продажи электроэнергии. По условиям указанного договора купли-продажи, потребитель должен самостоятельно урегулировать с сетевыми организациями вопросы оказания услуг  по передаче электроэнергии. При этом потребитель также обязан заключить с сетевой компанией договор оказания услуг по передаче электроэнергии.

•          Договор энергоснабжения. В соответствии с условиями договора энергоснабжения гарантирующий поставщик или независимая энергосбытовая компания в интересах потребителя урегулирует отношения по передаче электроэнергии с сетевыми организациями. В этом случае энергосбытовая компания самостоятельно заключает договор оказания услуг по передаче в интересах потребителя с сетевой компанией.

2. Временной интервал исследования товарного рынка

В связи с тем, что настоящее исследование ограничивается изучением характеристик розничного рынка электрической энергии (мощности), которые сложились до момента его проведения, анализ носит ретроспективный характер.

Временным интервалом исследования розничного рынка электрической энергии (мощности) Амурской области в соответствии с Методическими рекомендациями является 2014 год.

3. Продуктовые границы товарного рынка

Определение продуктовых границ товарного рынка представляет собой процедуру выявления товара, не имеющего заменителя, или взаимозаменяемых товаров, обращающихся на одном и том же товарном рынке.

В данном случае в качестве товара выступает электрическая энергия. Производство, купля-продажа и потребление электрической энергии осуществляется одновременно с мощностью, поэтому невозможно рассматривать рынок электрической энергии и рынок мощности отдельно, рынок электрической энергии (мощности) является единым.

Электроэнергия используется во всех сферах жизнедеятельности человека, непосредственно участвует в процессе создания других видов продукции, но при этом обладает совокупностью специфических свойств, отличающих ее от других товаров.

Во-первых, электрическую энергию невозможно визуально обнаружить как вещь, так как момент ее производства и потребления практически совпадают по времени, также ее нельзя накопить и сохранить в значительных количествах подобно другим товарам на складах или в специальных ёмкостях, поскольку в сети она присутствует лишь до того мгновения, пока сеть находится под напряжением, то есть пока энергия подаётся в сеть и потребляется. Во-вторых, полезные свойства электрической энергии реализуются в процессе её потребления, результатом её использования может быть выполненная работа, какая-то другая технологическая операция, но сама электрическая энергия при этом исчезает, она не материализуется в продукции или в иной форме. В-третьих, передача электрической энергии как товара потребителю возможна только с использованием специальных технических средств - сети электропроводов, по которым электрическая энергия поступает в сеть потребителя.

Таким образом, электрическая энергия как товарная продукция отличается тем, что само  её существование проявляется в потреблении, расходовании. По своим функциональным назначениям электроэнергия не может быть сравнима с другими товарами, что свидетельствует об отсутствии товара-заменителя на исследуемом товарном рынке.

В соответствии с пунктом 3.4 Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, определение товара может быть проведено на основе:

- условий договора, заключенного в отношении товара;

- нормативных актов, регулирующих соответствующую деятельность;

-общероссийских классификаторов продукции, работ, услуг, видов экономической деятельности;

- иного способа, позволяющего однозначно определить товар.

В Общероссийском классификаторе видов экономической деятельности                 ОК 029-2007 (КДЕС Ред. 1.1), принятым и введенным в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 22.11.2007 № 329-ст (далее – ОКВЭД), установлен Раздел Е «Производство и распределение электроэнергии, газа и воды», включающий группировку «Торговля электроэнергией» (код 40.13.2), которая предусматривает:

- продажу электроэнергии потребителям;

- деятельность посредников и агентов, которые организуют сделки по продаже электроэнергии, передаваемой по распределительным системам, управляемым другими лицами.

Амурское УФАС России при установлении продуктовых границ рынка основывалось на положениях пунктов 27, 28, 29 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, согласно которым взаимоотношения гарантирующего поставщика с потребителем (покупателем) электроэнергии оформляются договором энергоснабжения или договором купли-продажи (поставки) электроэнергии (мощности), а также на анализе предметов соответствующих договоров, заключенных между потребителями и энергосбытовыми организациями, копии которых были представлены в адрес управления.

По условиям, предусмотренным вышеуказанными договорами, поставщик обязуется осуществить продажу электрической энергии (мощности), а также самостоятельно или через привлеченных третьих лиц оказывать услуги по передаче электрической энергии и услуги, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителю, а потребитель обязуется оплачивать приобретаемую электрическую энергию (мощность).

Таким образом, продуктовыми границами рынка является «купля-продажа (поставка) электроэнергии».

4. Географические границы товарного рынка

В соответствии с пунктом 4 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», товарный рынок является сферой обращения товара, который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров, в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.

Выбор потребителем гарантирующего поставщика ограничен нормативными правовыми актами, в соответствии с которыми порядок перехода к другому гарантирующему поставщику или энергосбытовой организации ограничен определенными условиями, и также связан с расположением сетей, к которым подключен потребитель. Согласно пункту 32 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии гарантирующий поставщик вправе отказаться от заключения договора энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) с потребителем (покупателем) при отсутствии возможности поставить электрическую энергию (мощность) потребителю вследствие отсутствия технологического присоединения в установленном порядке энергопринимающих устройств, в отношении которых предполагается заключение договора, к объектам электросетевого хозяйства или вследствие нахождения энергопринимающих устройств, в отношении которых предполагается заключение договора, вне зоны деятельности гарантирующего поставщика.

Географические границы исследуемого товарного рынка, в соответствии с Методическими рекомендациями, должны соответствовать границам зон деятельности хозяйствующих субъектов, которым присвоен статус гарантирующего поставщика в соответствии с Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 № 442.

Таким образом, географические границы исследования рынка совпадают с зонами деятельности гарантирующих поставщиков Амурской области.

5. Состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке

В состав хозяйствующих субъектов, действующих на розничном рынке электрической энергии (мощности), включаются хозяйствующие субъекты, реализующие в его границах электрическую энергию (мощность) в пределах определенного временного интервала.

Покупателями являются лица, приобретающие электрическую энергию для собственных бытовых и (или) производственных нужд (в том числе промышленные предприятия, коммерческие и некоммерческие организации, сельхозпроизводители, население и другие).

В 2014 году на территории Амурской области осуществляли деятельность 10 энергосбытовых организаций, 7 гарантирующих поставщиков (из 8, которым присвоен данный статус), 18 сетевых организаций, 5 производителей электрической энергии, вырабатываемой дизельными электростанциями

6. Объем товарного рынка и доли хозяйствующих субъектов на рынке

Расчет общего объема розничного рынка электрической энергии (мощности) за 2014 год в установленных продуктовых и географических границах исследования, в соответствии с Методическими рекомендациями, проводился на основании данных хозяйствующих субъектов, действующих на рынке, и сведений Управления государственного регулирования цен и тарифов Амурской области об объемах продаж (поставок) электроэнергии в натуральном выражении (в кВт.ч).

Объем исследуемого розничного рынка электрической энергии определяется как сумма объемов продажи (поставки) электрической энергии (мощности) энергосбытовыми организациями (в том числе гарантирующими поставщиками), производителями электрической энергии (мощности) на розничном рынке, осуществляющими деятельность по купле-продаже (поставке) электрической энергии (мощности) в соответствующих географических границах. При этом не допускается повторный учет одного и того же товара.

Доля хозяйствующего субъекта на розничном рынке электрической энергии (мощности) рассчитывается как выраженное в процентах отношение показателя, характеризующего объем товарной массы, поставляемой данным хозяйствующим субъектом на рассматриваемый товарный рынок, к показателю, характеризующему объем рассматриваемого товарного рынка.

ОАО «Дальневосточная энергетическая компания» (в лице филиала «Амурэнергосбыт») занимает лидирующее положение по объемам продаж на розничном рынке электрической энергии (мощности) конечным потребителям Амурской области.

На так называемых локальных рынках купли-продажи (поставки) электроэнергии Амурской области сохраняется монопольная структура рынка, где функционирует по одной энергосбытовой организации (гарантирующему поставщику), доля каждой из которых в соответствующих географических границах составляет 100 %.

7. Уровень концентрации товарного рынка

Для определения уровня концентрации товарного рынка в соответствии с пунктом 7.1 Порядка используются коэффициент рыночной концентрации (CR) и индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (HHI).

Коэффициент рыночной концентрации определяется как сумма долей на товарном рынке (выраженных в процентах) определенного числа крупнейших хозяйствующих субъектов, действующих на данном рынке.

Индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана рассчитывается как сумма квадратов долей (выраженных в процентах) на товарном рынке всех хозяйствующих субъектов, действующих на данном рынке.

Для розничного рынка электрической энергии (мощности) в административных границах Амурской области в 2014 году значение индекса Герфиндаля-Гиршмана составляет более 2000, а коэффициента рыночной концентрации более 70 %, что свидетельствует о высокой степени экономической концентрации.

8. Барьеры входа на товарный рынок

Процедура определения обстоятельств или действий, препятствующих или затрудняющих и ограничивающих хозяйствующим субъектам начало деятельности на товарном рынке (определение барьеров входа на товарный рынок), в соответствии с пунктом 8.1 Порядка включает выявление наличия или отсутствия барьеров входа на рассматриваемый товарный рынок и определение преодолимости выявленных барьеров входа на рассматриваемый товарный рынок.

Амурское УФАС России в рамках исследования розничного рынка электрической энергии (мощности) Амурской области провело опрос хозяйствующих субъектов, действующих на данном товарном рынке, на предмет наличия барьеров, с которыми они сталкиваются в процессе осуществления деятельности, а также барьеров входа на данный рынок новых участников.

Обобщив полученную информацию, Амурское УФАС России пришло к выводу, что большинство хозяйствующих субъектов на исследуемом товарном рынке сталкивается с труднопреодолимыми барьерами прежде всего административного и экономического характера.

9. Оценка состояния конкуренции на товарном рынке

В целом ситуация на розничном рынке электрической энергии (мощности) Амурской области в 2014 году по сравнению с предыдущим годом существенно не изменилась. Рынок продолжает оставаться в условиях неразвитой конкуренции и характеризуется высокой степенью экономической концентрации. Потребители электроэнергии не имеют возможности выбрать энергосбытовую компанию, альтернативную той, у которой заключен договор на передачу электроэнергии с сетевой организацией, к сетям которой подключен потребитель (ввиду отсутствия технической возможности). В этой связи в области сформировались локальные рынки купли-продажи электрической энергии (мощности), географические границы которых определяются протяженностью сетей, принадлежащих сетевой организации, у которой заключен договор на передачу электроэнергии с соответствующей энергосбытовой компанией. Каждая из таких энергосбытовых компаний занимает доминирующее положение на своем локальном рынке с долей 100 %.

Стоит также отметить, что в исследуемом периоде на территориально удаленных и изолированных локальных рынках Амурской области, как и в 2013 году, сохраняется проблема ежегодной смены состава участников рынка по причине отказа от осуществления данного вида деятельности, а также банкротства хозяйствующих субъектов, вырабатывающих электрическую энергию на дизельных электростанциях.