АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОТЧЕТ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ АНАЛИЗА СОСТОЯНИЯ КОНКУРЕНЦИИ НА РЫНКЕ КИРПИЧА КЕРАМИЧЕСКОГО

АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОТЧЕТ

ПО  РЕЗУЛЬТАТАМ  АНАЛИЗА  СОСТОЯНИЯ КОНКУРЕНЦИИ НА РЫНКЕ

КИРПИЧА КЕРАМИЧЕСКОГО

 

Амурским УФАС России проведен анализ состояния конкурентной среды на рынке кирпича керамического. Исследование проводилось в соответствии с Порядком  проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке, утвержденного приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 (далее – Порядок) по следующим параметрам товарного рынка:

1.   Общие положения.

2.      Временной интервал.

3.      Продуктовые границы товарного рынка.

4.      Географические границы товарного рынка.

5.      Состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке.

6.      Расчет объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на товарном рынке.

7.      Определение уровня концентрации товарного рынка.

8.      Определение барьеров входа на товарный рынок.

9.      Оценка состояния конкурентной среды на товарном рынке.

10.  Вывод.

 

1.      Общие положения

 

Основанием исследования состояния конкурентной среды на рынке кирпича керамического является поручение заместителя руководителя ФАС России А.Ю.Цариковского от 20.10.2014 № АЦ/42391/14 «О проведении дополнительного расследования по выявлению причин высокой стоимости песчано – гравийной смеси, гравия, кирпича керамического на территории Амурской области» (далее – Поручение).

Целью анализа исследования состояния конкурентной среды на рынке кирпича керамического является определение хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на рынке строительных материалов в пределах товарных границ рынка, для проведения проверок указанных субъектов на предмет соблюдения требований антимонопольного законодательства.    

Анализ рынка строительных материалов проведен в соответствии со следующими нормативными документами:

·       Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон «О защите конкуренции»);

·      Общероссийский классификатор видов экономической деятельности, утвержденный постановлением Госстандарта Российской Федерации от 06.11.2001 № 454-ст (далее - ОКВЭД № 454-ст);

·        «ОК 005-93. Общероссийский классификатор продукции», утвержденный Постановлением Госстандарта России от 30.12.1993 № 301;

·      Приказ ФАС России от 02.08.2010 № 220  «Об утверждении Порядка проведения анализа  состояния конкуренции на товарном рынке» (далее – Порядок проведения анализа  состояния конкуренции на товарном рынке);

·        «ГОСТ 530-2007. Кирпич и камень керамические. Общие технические условия» (введен в действие Приказом Ростехрегулирования от 24.09.2007 № 248-ст).

В качестве источников исходной информации при анализе исследуемого рынка  использовались:

- сведения Территориального органа федеральной службы государственной статистики по Амурской области (далее - Амурстат) (вх. № 1292 от 12.03.2013);

- информация хозяйствующих субъектов (застройщиков), действующих на рынке строительных материалов на территории Амурской области.

 

2.   Временной интервал

 

Временной интервал исследования определен 2013 годом и периодом с 01.01.2014 по 30.09.2014.

 

3.            Продуктовые границы товарного рынка

 

Определение продуктовых границ товарного рынка в соответствии с  пунктом 3.1 Порядка представляет собой процедуру выявления товара, не имеющего заменителя, или взаимозаменяемых товаров, обращающихся на одном и том же товарном рынке.

Определение товара может проводиться на основе нормативных актов, регулирующих соответствующую деятельность; общероссийских классификаторов продукции, работ, услуг, видов экономической деятельности;  а также иных способов, позволяющих однозначно определить товар.

В соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности (ОКВЭД), утвержденным постановлением Госстандарта России от 06.11.2001г. № 454-ст, деятельность по производству кирпича керамического принадлежит к следующей классификационной группе:

- раздел D «Обрабатывающие производства»;

- подраздел DI «Производство прочих неметаллических минеральных продуктов»;

- класс 26 «Производство прочих   неметаллических     минеральных продуктов»;

- подкласс 26.6  «Производство изделий из бетона, гипса и цемента»;

- группа 26.61  «Производство изделий  из  бетона  для  использования   в строительстве».

Согласно ОКВЭД деятельность по производству керамического кирпича принадлежит к следующей классификационной группе:

- раздел D «Обрабатывающие производства»;

- подраздел DI «Производство прочих неметаллических минеральных продуктов»;

- класс 26 «Производство прочих   неметаллических     минеральных продуктов»;

- подкласс 26.4 «Производство  кирпича,  черепицы  и  прочих строительных изделий из обожженной глины»;

- группа 26.40   «Производство  кирпича,  черепицы  и  прочих строительных изделий из обожженной глины».

            Вне зависимости от материала, основные характеристики кирпичей едины:

            1. Прочность - способность материала сопротивляться внутренним напряжениям и деформациям, не разрушаясь. Прочность обозначается М (марка) с соответствующим цифровым значением. Цифры показывают, какую нагрузку на 1 кв.см. может выдержать кирпич. В продаже чаще всего встречается кирпич марок М100, 125, 150, 175. Например, для строительства многоэтажных домов используют кирпич не ниже М150, а для дома в 2-3 этажа достаточно  кирпичей М100.

             2. Морозостойкость - способность материала выдерживать попеременное замораживание и оттаивание в водонасыщенном состоянии, обозначается Мрз и измеряется в циклах. Во время стандартных испытаний кирпичи опускают в воду на 8 часов, потом помещают на 8 часов в морозильную камеру (это один цикл). И так до тех пор, пока кирпич не начнет менять свои характеристики (массу, прочность и т.п.). Тогда испытания останавливают и делают заключение о морозостойкости кирпича. Кирпич с более низким циклом обычно дешевле, но и эксплуатационные свойства его обычно ниже и годятся для южных широт.

            По плотности тела кирпич делят на пустотелый и полнотелый. Чем больше пустот в кирпиче, тем он теплее и легче. Тепловые свойства кирпичу может также придать пористость самого материала, а внутренние поры способствуют лучшей изоляции звука. Развитие современной технологии направлено на создание поризированного (насыщенного порами) кирпича. Классический размер кирпича 250х120х65 мм, его называют одинарным. Этот размер удобен для каменщика и кратен метру. Есть кирпич и большего размера - полуторный (его высота 88 мм), керамические камни двойного и многократно большего размера.

Самым распространенным кирпичом является общеизвестный красный или керамический кирпич, который получают путем обжига глин и их смесей. «ГОСТ 530-2007. Кирпич и камень керамические. Общие технические условия:

марка по прочности (кроме крупноформатного камня и кирпича и камня с горизонтальными пустотами)- М100, М125, М150, М175, М200, М250, М300; крупноформатные камни - М35, М50, М75, М100, М125, М150, М175, М200, М250, М300; кирпич и камень с горизонтальными пустотами - М25, М35, М50, М75, М100.

марка по морозостойкости - F25, F35, F50, F75, F100.

Цвет кирпича в основном зависит от состава глины. Большинство глин после обжига становятся «кирпичного» цвета, но есть глины, которые после обжига приобретают желтый, абрикосовый или белый цвет. При добавлении в такую глину пигментных добавок получается коричневый кирпич. Силикатный кирпич, исходно белый, также окрашивается  путем внесения пигментов.

            Силикатный кирпич представляет собой бруски из силикатного автоклавного бетона, имеющие форму и размеры кирпича. Он состоит примерно из 90% извести, 10% песка и небольшой доли добавок. Его достоинство в сравнении с керамическим - дешевизна, возможность обеспечить разнообразные оттенки. Недостатки: силикатный кирпич тяжел, не очень прочен, не водостоек, легко проводит тепло. Поэтому он уступает керамическому кирпичу в универсальности применения и используется только в кладке стен и перегородок, но не может применяться в фундаментах, цоколях, печах, каминах, трубах и других ответственных конструкциях.

   При определении продуктовых границ товарного рынка, был проведен тест гипотетического монополиста, который показал, что кирпич керамический, невозможно заменить силикатным, даже при условии, что цена на указанный товар долговременно (на срок более одного года) повысится на 5-10 процентов. Застройщики указали, что замена не является целесообразной по  следующим причинам: силикатный кирпич дороже керамического; при оштукатуривании поверхностей из силикатного кирпича используется раствор более высокой марки, что тоже сказывается на стоимости жилья; не рекомендуется силикатным кирпичом применять в строительстве подвалов, цокольных этажей и т.п.

Соответственно, взаимозаменяемые товары для кирпича керамического, отсутствуют.

Таким образом, дальнейшее рассмотрение товарного рынка проведено в продуктовых границах кирпича керамического.

 

4.      Географические границы товарного рынка

 

            В соответствии с Поручением заместителя руководителя ФАС России А.Ю.Цариковского Амурское УФАС России проводит проверки соблюдения требований антимонопольного законодательства в отношении хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на региональных рынках строительных материалов. Таким образом, географическими границами товарного рынка кирпича керамического является территория Амурской области.    

 

5.      Состав хозяйствующих субъектов, действующих на рассматриваемом товарном рынке

 

В состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке, включаются хозяйствующие субъекты, реализующие в его границах рассматриваемый товар (услугу) в пределах определенного временного интервала исследования товарного рынка.

Количество выявленных хозяйствующих субъектов основано на всей доступной информации, управлением в процессе исследования были приняты все исчерпывающие меры для получения полной информации для анализа рынка кирпича керамического.

Потребителями строительных материалов являются строительные организации, а также население, использующее данные материалы для индивидуального строительства.

В ходе исследования было установлено, что на рынке кирпича керамического в географических границах Амурской области в 2013 году деятельность осуществляли 8 хозяйствующих субъектов, а в период с 01.01.2014 по 30.09.2014 года – 10 хозяйствующих субъектов.

Состав хозяйствующих субъектов на товарном рынке кирпича керамического в исследуемый период подвергся незначительным изменениям. Появление новых хозяйствующих субъектов благоприятно сказывается на состоянии конкуренции на данном товарном рынке.

 

6.     Расчет объема  товарных рынков и долей хозяйствующих субъектов на товарных рынках

 

В соответствии с п. 6.1 Порядка основным показателем для расчета объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке является объем продаж (поставок) на рассматриваемом товарном рынке, который может использоваться как в стоимостном, так и натуральном выражении.

В настоящем исследовании показателями для расчета объема товарного рынка и долей  хозяйствующих субъектов на рынке принят объем продаж в натуральном выражении (тыс. шт.). 

Общий объем товарного рынка кирпича керамического определен как сумма объемов продаж кирпича керамического хозяйствующими субъектами, действующими на рассматриваемом рынке. 

В соответствии с п. 6.3 Порядка доля  хозяйствующего субъекта на товарном рынке рассчитывается как выраженное в процентах отношение показателя, характеризующего объем товарной массы, поставляемой данным хозяйствующим субъектом на рассматриваемый рынок, к показателю, характеризующему объем рассматриваемого товарного рынка.      

 

7.   Уровень концентрации товарного рынка

 

Для определения уровня концентрации товарного рынка в соответствии с пунктом 7.1 Порядка используются коэффициент рыночной концентрации (CR) и индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (HHI).

Коэффициент рыночной концентрации определяется как сумма долей на товарном рынке (выраженных в процентах) определенного числа крупнейших хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке.

Для целей настоящего анализа коэффициент рыночной концентрации рассчитывался для трех крупнейших хозяйствующих субъектов в установленных географических границах – СR3.

Индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана рассчитывается как сумма квадратов долей (выраженных в процентах) на товарном рынке всех хозяйствующих субъектов, действующих на данном рынке.

Анализ расчетных значений коэффициента рыночной концентрации и индекса рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана свидетельствуют о том, что исследуемый товарный рынок кирпича керамического Амурской области в исследуемый период относится, к типу рынков с неразвитой конкуренцией и является высококонцентрированным, поскольку значение индекса Герфиндаля-Гиршмана находится в диапазоне от 2000 до 10000, а коэффициент рыночной концентрации в диапазоне от 70 до 100 %.

 

8.      Барьеры  входа на товарный рынок

 

Под барьерами входа на товарный рынок понимают обстоятельства или действия, препятствующие или затрудняющие и ограничивающие хозяйствующим субъектам начало деятельности на товарном рынке.

Рассматривая обстоятельства, препятствующие или затрудняющие и ограничивающие хозяйствующим субъектам начало деятельности на товарном рынке строительных материалов, следует отметить наличие следующих барьеров входа на рассматриваемый товарный рынок:

- необходимость осуществления значительных первоначальных капитальных вложений, при длительных сроках окупаемости этих вложений;

- трудность получения кредитов в банках и их высокая процентная ставка;

-процесс модернизации производства строительных материалов требует регулярных вложений;

- высокие издержки при прекращении хозяйственной деятельности;

-большие транспортные расходы, составляющие значительную долю от стоимости товара, что значительно сокращает географию реализации продукции.

Барьерами «переключения» на продавца с другого региона с более низкой ценой на кирпич керамический по мнению застройщиков являются длительные сроки поставки и высокие транспортные расходы. В случае «переключения» на продавца находящегося на территории Амурской области, такими барьерами являются долговременные договоры с проверенными поставщиками, действующая система скидок, проверенное качество и оперативность поставки товара.

 

9.      Оценка состояния конкурентной среды на товарном рынке

 

            Проведенный анализ рынка кирпича керамического Амурской области  свидетельствует о том, что данный товарный рынок относится к типу рынка с неразвитой конкуренцией и является высококонцентрированным.

 Наличие барьеров вхождения на исследуемый товарный рынок для новых участников оставляет преимущество за  крупными хозяйствующими субъектами, имеющими в своем распоряжении финансовые и технические ресурсы, и, тем самым, оказывает влияние на перспективы развития конкуренции на рынке.