АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОТЧЕТ О СОСТОЯНИИ КОНКУРЕНТНОЙ СРЕДЫ НА РОЗНИЧНЫХ РЫНКАХ АВТОМОБИЛЬНЫХ БЕНЗИНОВ В АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ

 

Федеральная антимонопольная служба РОССИИ

Управление ФАС РОССИИ по Амурской области

 

 

 

28 июля 2020 года                                                                                       г. Благовещенск

 

АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОТЧЕТ

О СОСТОЯНИИ КОНКУРЕНТНОЙ СРЕДЫ НА РОЗНИЧНЫХ РЫНКАХ АВТОМОБИЛЬНЫХ БЕНЗИНОВ В АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ

 

Управление Федеральной антимонопольной службы России по Амурской области (далее – Амурское УФАС России)во исполнение приказа Федеральной антимонопольной службы России (далее – ФАС России) от 29.12.2018 № 1929/18 «О плане работы ФАС России по анализу состояния конкуренции на товарных рынках на 2019-2020 годы» провело анализ состояния конкуренции на розничных рынках автомобильных бензинов в Амурской области (далее – анализ).

Целью проведения анализа конкуренции на розничных рынках автомобильных бензинов является установление доминирующего положения вертикально интегрированных нефтяных компаний (далее – ВИНК) на региональных рынках, а также унификация методов анализа с учетом проведенного обобщения лучших практик территориальных органов ФАС России.

Исследование проводилось в соответствии с Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденным приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 и Методическими рекомендациями по подготовке аналитического отчета о состоянии конкурентной среды на розничных рынках автомобильных бензинов, по следующим параметрам:

  1. Общие положения.
  2. Временной интервал исследования товарного рынка.
  3. Продуктовые границы товарного рынка.
  4. Географические границы товарного рынка.
  5. Состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке.
  6. Расчет объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке.
  7. Определение уровня концентрации товарного рынка.
  8. Определение барьеров входа на товарный рынок.
  9. Оценка состояния конкуренции на товарном рынке.

 

  1. Общие положения

 

Анализ проводился на основании следующих нормативных документов:

  1. Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»;
  2. Общероссийский классификатор видов экономической деятельности (ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2) (утв. Приказом Росстандарта от 31.01.2014 № 14-ст);
  3. Порядок проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденный приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 (далее также  - Порядок);
  4. ГОСТ Р 51866-2002 (ЕН 228-2004). Государственный стандарт Российской Федерации. Топлива моторные. Бензин неэтилированный. Технические условия (принят и введен в действие Постановлением Госстандарта России от 31.01.2002 N 42-ст);
  5. ГОСТ EN 15376-2014. Межгосударственный стандарт. Топлива автомобильные. Этанол в качестве компонента моторного топлива. Требования и методы испытания (введен в действие Приказом Росстандарта от 25.05.2015 № 419-ст);
  6. Характеристика топливно-энергетического комплекса за 2019 год (доклад министерства экономического развития и внешних связей Амурской области, адрес в сети «Интернет» https://economy.amurobl.ru/pages/promyshlennoe-proizvodstvo___/toplivno-energeticheskiy-kompleks_/kharakteristika-toplivno-energeticheskogo-kompleksa-za-2019-god/)

В качестве источников исходной информации при анализе исследуемого рынка использовались сведения хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность по розничной реализации бензинов на территории Амурской области; сведения территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Амурской области (далее – Амурстат); сведения администраций муниципальных образований области; сведения министерства экономического развития и внешних связей Амурской области; результаты ранее проведенных Амурским УФАС России исследований состояния конкуренции на исследуемом товарном рынке.

 

  1. Временной интервал исследования

 

В связи с тем, что настоящее исследование ограничивается изучением характеристик розничных рынков автомобильных бензинов, которые сложились до момента его проведения, анализ носит ретроспективных характер.

Временным интервалом исследования в соответствии с приказом Федеральной антимонопольной службы России (далее – ФАС России) от 29.12.2018 № 1929/18 «О плане работы ФАС России по анализу состояния конкуренции на товарных рынках на 2019-2020 годы» определен 2019 год.

 

  1. Продуктовые границы рынка

 

Процедура выявления товара, не имеющего заменителя, или взаимозаменяемых товаров, обращающихся на одном и том же товарном рынке (далее – определение продуктовых границ товарного рынка), включает:

- предварительное определение товара;

- выявление свойств товара, определяющих выбор приобретателя, и товаров, потенциально являющихся взаимозаменяемыми для данного товара;

- определение взаимозаменяемых товаров.

Согласно Методическим рекомендациям по подготовке аналитического отчета о состоянии конкурентной среды на розничных рынках автомобильных бензинов, товар предварительно определен как автомобильные бензины.

Согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, утвержденному Приказом Росстандарта от 31.01.2014 № 14-ст, розничная торговля автомобильными бензинами классифицирована в группе 47.30 «Услуги по розничной торговле моторным топливом в специализированных магазинах».

Бензины предназначены для поршневых двигателей внутреннего сгорания с принудительным воспламенением (от искры). ГОСТ по автомобильным бензинам определяют область применения автомобильных бензинов как моторное топливо для бензиновых двигателей (ГОСТ Р 51866-2002: «Настоящий стандарт распространяется на неэтилированные бензины, предназначенные для использования в качестве моторного топлива на транспортных средствах с бензиновыми двигателями...»).

В настоящее время в Российской Федерации производятся и реализуются четыре основных вида автомобильных бензинов, предназначенных для использования в качестве моторного топлива на транспортных средствах с бензиновыми двигателями: А-76 (ГОСТ 2084-77), АИ-92 (ГОСТ 2084-77, ГОСТ Р 51105-97, ТУ 38.001165-2003, ГОСТ Р 51313-99), АИ-95 (ГОСТ 2084-77, ГОСТ Р 51105-97, ГОСТ Р 51313-99), АИ-98 (ГОСТ Р 51313-99).

Вместе с тем распространены также бензины иных марок: Нормаль-80 (ГОСТ Р 51105-97), АИ-80 (ТУ 38.001165-2003), Регуляр-91 (ГОСТ Р 51105-97), Премиум-95 (ГОСТ Р 51105-97), АИ-96 (ТУ 38.001165-2003), Супер-98 (ГОСТ Р 51105-97), Премиум Евро-95 и Супер Евро-98 (ГОСТ Р 51866-2002), Регуляр Евро-92 (ГОСТ Р 51866-2002), и другие.

Спецификация топлива, которое допустимо применять в конкретных бензиновых двигателях, определяется производителем двигателей. В технических паспортах (инструкциях по эксплуатации) автомобилей приводятся физико-химические эксплуатационные показатели бензинов, исходя из которых, пользователь автомобиля определяет соответствующую марку бензина для использования в качестве моторного топлива.

На практике единственным существенным показателем, классифицирующим автомобильные бензины, является октановое число моторного топлива (далее – ОЧ). По ОЧ автомобильные бензины разделяются на две подгруппы, что и является существенным различием:

  • низкооктановые бензины – А-76, АИ-80, Нормаль-80 (ОЧ 76,0 по моторному методу и 80,0 по исследовательскому методу);
  • высокооктановые бензины – Регуляр-91, АИ-92, АИ-96, Супер-98, Премиум Евро-95, Супер Евро-98, Регуляр Евро-92 и другие (ОЧ 82,5 – 88 по моторному методу, 91 - 98 по исследовательскому методу).

Таким образом, исходя из дифференциации по функциональному назначению, применению, качественным и техническим характеристикам в целях исследования розничных рынков автомобильных бензинов можно выделить следующие товары:

 

Таблица 1

Группа товаров

Подгруппа товаров

Товары (марки)

Октановое число

Автомобильные бензины

(ОКП 02 5110)

Низкооктановые

А-76 (АИ-80)

76,0 по моторному методу и 80,0 по исследовательскому методу

Высокооктановые

АИ-92 (АИ-91, АИ-93)

82,5 – 88 по моторному методу, 91 - 98 по исследовательскому методу

АИ-95 (АИ-96)

АИ-98

 

 

Исходя из специфики розничного потребления автомобильных бензинов (невзаимозаменяемость марки автомобильного бензина при потреблении в сторону снижения октанового числа, так как использование моторного топлива с октановым числом ниже заявленного в техническом паспорте (инструкции по эксплуатации) автомобиля ведет к несвоевременному сгоранию топлива, снижению мощности, износу двигателя и другим негативным последствиям для владельца автотранспортного средства) продуктовые границы данных товаров следует рассматривать по маркам автомобильных бензинов.

Брендированные автомобильные бензины различных марок (Ultimate, Pulsar, V-Power, G-Drive, Экто и тому подобное) в пределах одного ОЧ следует рассматривать как одну товарную группу.

Также, в целях исключения взаимозаменяемости автомобильных бензинов и газового топлива следует отметить, что для работы автомобиля на сжиженном газе необходима специальная газобаллонная установка. К существенным недостаткам газобаллонных автомобилей можно отнести уменьшение грузоподъемности автомобиля и повышение его пожароопасности. Нельзя не учитывать тот факт, что расположение газовых заправочных станций носит локализованный характер и на отдельных территориях отсутствует возможность заправки данным видом топлива.

На основании изложенного, с учетом целей настоящего исследования и специфики локальных розничных рынков автомобильных бензинов, продуктовые границы исследуемого рынка определены по маркам автомобильных бензинов, а именно:

- автомобильный бензин А-76, АИ-80;

- автомобильный бензин АИ-92;

- автомобильный бензин АИ-95;

- автомобильный бензин АИ-98.

 

  1. Географические границы товарного рынка

 

Географические границы товарного рынка определяют территорию, на которой покупатели приобретают или имеют экономическую, техническую или иную возможность приобрести товар и не имеют такой возможности за ее пределами. В качестве товара в данном случае выступают автомобильные бензины в разрезе видов (марок).

Процедура определения границ товарного рынка в соответствии с пунктом 4.1 Порядка включает в себя:

  • предварительное определение географических границ товарного рынка;
  • выявление условий обращения товара, ограничивающих экономические возможности приобретения товара приобретателями;
  • определение территорий, входящих в географические границы рассматриваемого товарного рынка.

Автозаправочные станции прочно связаны с земельными участками, на которых они расположены, и перемещение реализуемых ими нефтепродуктов потребителям исключено. Данная специфика товара определяет тот факт, что потребители сами едут на АЗС для его приобретения (заправки автомобиля).               

С точки зрения экономической возможности (целесообразности) приобретения товара для розничного покупателя учитывается и то, что на поездку до АЗС для заправки автомобиля требуется затратить определённое количество автомобильного топлива. При этом дальность поездки имеет существенное значение, так как это связано с дополнительным расходом топлива, а значит денежных средств и времени, что также является существенным фактором, так как в большинстве случаев покупка товара владельцами автомобилей осуществляется на регулярной основе.

Площадь Амурской области составляет 361,9 тыс. кв. км. Территории муниципальных образований в области значительно удалены друг от друга. Большая часть АЗС на территории области располагается вдоль автотрасс, соединяющих населенные пункты.

Розничный рынок автомобильных бензинов определен как локальный в связи с экономической целесообразностью его приобретения на определенной территории, где расходы на приобретение топлива не приводят к увеличению его стоимости для потребителя более чем на 10%, и его географические границы определены границами муниципальных районов и городских округов Амурской области. В настоящее время в составе Амурской области находится 20 районов и 9 городских округов.

 

  1. Состав хозяйствующих субъектов

Продавцами на розничных рынках автомобильных бензинов в Амурской области являются хозяйствующие субъекты, осуществлявшие в 2019 году деятельность по розничной торговле автомобильными бензинами на АЗС единичным количеством товара (автомобильного бензина) преимущественно для личного использования.

Покупателями на розничных рынках автомобильных бензинов являются физические и юридические лица, приобретающие автомобильные бензины единичного количества преимущественно для личного использования.

Амурское УФАС России для определения перечня хозяйствующих субъектов, действующих на исследуемом товарном рынке, использовало информацию, представленную хозяйствующими субъектами, а также сведения администраций муниципальных образований Амурской области, Амурстата, министерства экономического развития и внешних связей Амурской области. В ходе формирования информационной базы для оценки состояния конкуренции на товарном рынке территориальным управлением были направлены запросы хозяйствующим субъектам (исх. от 04.06.2020 № 03-2171-э). Всего в рамках проводимого исследования направлено 107 запросов, в связи с чем установлено следующее.

На момент написания данного анализа в Амурское УФАС России поступили сведения от 42 хозяйствующих субъектов, а именно:

<…>

Таким образом, в 2019 году по имеющимся на момент написания исследования данным, на территории Амурской области деятельность по розничной продаже автомобильных бензинов велась 23 хозяйствующими субъектами.

По тем или иным причинам в 2019 году 19 хозяйствующих субъектов деятельность по розничной реализации автомобильного топлива не осуществляли.

 

 

Таблица 2

Количество хозяйствующих субъектов в разрезе локальных рынков розничной реализации автомобильных бензинов на территории Амурской области

 

Наименование

 

Количество хозяйствующих субъектов

 

Количество АЗС (N)

 

 

 

Численность населения, тыс. человек (M)

 

(на 01.01.2019 г.)

Количество АЗС на 1000 человек(K, расчет по формуле K=N/M*1000)

Амурская область

23

129

793,1

0,16

Города

Благовещенск

9

36

225,8

0,16

Белогорск

4

8

65,8

0,12

Зея

2

4

23,1

0,17

Райчихинск

4

5

19,8

0,25

Свободный

4

6

53,4

0,11

Тында

3

7

32,9

0,21

Шимановск

3

4

18,5

0,22

п.г.т. Прогресс

1

1

11,6

0,09

ЗАТО Циолковский

1

1

6,8

0,15

Районы

Архаринский

1

2

14,2

0,14

Белогорский

2

2

17,5

0,11

Благовещенский

4

5

27,7

0,18

Бурейский

4

7

19,8

0,35

Завитинский

3

5

13,9

0,36

Зейский

1

1

14,2

0,07

Ивановский

3

5

23,7

0,21

Константиновский

2

2

12,3

0,16

Магдагачинский

4

4

19,9

0,20

Мазановский

1

1

12,9

0,08

Михайловский

2

2

13,4

0,15

Октябрьский

1

1

18,2

0,05

Ромненский

1

1

7,9

0,13

Свободненский

2

3

13,9

0,22

Селемджинский

2

2

9,9

0,20

Серышевский

3

3

24

0,13

Сковородинский

3

6

26,5

0,23

Тамбовский

3

3

21,2

0,14

Тындинский

1

1

13,2

0,08

Шимановский

1

1

5,1

0,20

 

Согласно полученной информации от министерства экономического развития и внешних связей области, администраций муниципальных образований Амурской области, а также от опрошенных хозяйствующих субъектов, на территории Амурской области в 2019 году осуществляли деятельность на рассматриваемом товарном рынке 2 хозяйствующих субъекта, входящие в одну группу лиц с вертикально интегрированными нефтяными компаниями: АО <…> – 64 АЗС; ООО <…> – 5 АЗС. На 60 АЗС осуществлял свою деятельность 21 независимый хозсубъект (Таблица 2).

В разрезе исследуемых локальных рынков численность действующих хозяйствующих субъектов на товарном рынке колеблется от 1 до 9 единиц, наибольшая численность зафиксирована в границах административного центра Амурской области – г. Благовещенска, где осуществляют деятельность 9 хозяйствующих субъектов (из них 2 вертикально-интегрированные компании). Реализация нефтепродуктов по области в целом производилась через 129 автозаправочных станций. В среднем на 1000 жителей Амурской области в исследуемом периоде пришлось 0,16 АЗС.

 

  1. Расчет объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов

 

Продуктовые границы определены в разрезе марок автомобильных бензинов, а географические границы определены как локальные, в границах муниципальных образований Амурской области. Объем товарной массы оценивался в натуральном выражении (в литрах). В связи с чем Амурским УФАС России были произведены расчеты согласно Приложению 1.

Согласно части 1 статьи 5 Федерального закона «О защите конкуренции», доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.

Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации):

1) доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим;

2) доля которого на рынке определенного товара составляет менее чем пятьдесят процентов, если доминирующее положение такого хозяйствующего субъекта установлено антимонопольным органом исходя из неизменной или подверженной малозначительным изменениям доли хозяйствующего субъекта на товарном рынке, относительного размера долей на этом товарном рынке, принадлежащих конкурентам, возможности доступа на этот товарный рынок новых конкурентов либо исходя из иных критериев, характеризующих товарный рынок.

Амурским УФАС России были проанализированы полученные данные (Приложение 1).

Стоит отметить, что вертикально-интегрированные компании на большинстве локальных товарных рынков занимают доминирующее положение. Исключение составляют лишь локальные товарные рынки розничной реализации бензина марки А-76 (АИ-80) в границах г. Благовещенска (долю 70 % занимает независимая компания ООО «Д<…>»), рынок реализации бензина марок А-76 (АИ-80), АИ-92, АИ-95 в границах Селемджинского района (на указанных товарных рынках доли 81,61 %, 86,71 % и 90,20% соответственно занимает независимый хозсубъект – ИП К<…>), и в границах Тындинского района на рынках розничной реализации бензинов марок А-76 (АИ-80), АИ-93, АИ-95 100 % доли занимает также независимый хозсубъект – ООО «Т<…>».

 

  1. Определение уровня концентрации товарного рынка

 

Для определения уровня концентрации исследуемых локальных рынков использовался коэффициент рыночной концентрации (CR) и индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (HHI).

Коэффициент рыночной концентрации (CR) - сумма долей на товарном рынке (выраженных в процентах) определенного числа (n) крупнейших хозяйствующих субъектов, действующих на данном рынке.

 

,

где:

D - выраженная в процентах доля i-го крупнейшего хозяйствующего субъекта, действующего на товарном рынке,

n - число рассматриваемых крупнейших хозяйствующих субъектов, действующих на данном товарном рынке.

Индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (HHI) - сумма квадратов долей (выраженных в процентах) на товарном рынке всех хозяйствующих субъектов, действующих на данном рынке.

 

,

где:

D - выраженная в процентах доля i-го хозяйствующего субъекта, действующего на товарном рынке,

N - общее количество хозяйствующих субъектов, действующих на данном товарном рынке.

Для получения точных расчетов Амурским УФАС России заполнена таблица по расчету уровня концентрации на товарных рынках (Приложение 2).

Так, установлено, что все локальные рынки в границах Амурской области являются высококонцентрированными. Это подтверждается и по расчетам коэффициента экономической концентрации, и по расчету индекса рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана. Исключение составляют «нулевые» значения рынков розничной реализации бензинов марок А-76 (АИ-80), АИ-95, АИ-98 в границах некоторых муниципальных образований. Розничная реализация данных марок бензина там не велась.

 

  1. Определение барьеров входа на товарный рынок

 

Процедура определения обстоятельств или действий, препятствующих или затрудняющих и ограничивающих хозяйствующим субъектам начало деятельности на товарном рынке (определение барьеров входа на товарный рынок), в соответствии с пунктом 8.1 Порядка включает выявление наличия или отсутствия барьеров входа на рассматриваемый товарный рынок и определение преодолимости выявленных барьеров входа на рассматриваемый товарный рынок.

Амурское УФАС России в рамках исследования рынка розничной реализации нефтепродуктов в Амурской области провело опрос хозяйствующих субъектов, действующих на данном товарном рынке, на предмет наличия барьеров, с которыми они сталкиваются в процессе осуществления деятельности, а также барьеров входа на данный рынок новых участников.  Хозяйствующие субъекты указали на наличие барьеров, с которыми им приходится сталкиваться при осуществлении деятельности на розничных рынках нефтепродуктов.

Обобщив полученную информацию, Амурское УФАС России пришло к выводу, что большинство хозяйствующих субъектов на исследуемом товарном рынке сталкивается с труднопреодолимыми барьерами административного, экономического и прочего характера, а именно:

  • присутствие на рынке вертикально интегрированных нефтяных компаний                    АО «Независимая нефтегазовая компания» и ПАО «НК «Роснефть», обладающих значительным рыночным потенциалом и способных оказывать влияние на ценообразование независимых компаний (60 % респондентов);
  • необходимость осуществления значительных первоначальных капитальных вложений  при длительных сроках окупаемости этих вложений (42 % респондентов);
  • трудности в отведении и оформлении земельного участка под строительство АЗС, выражающееся в большом объеме запрашиваемого пакета документов и продолжительности рассмотрения заявок (35 % респондентов);
  •  получение лицензии, условия лицензирования (41 % респондентов);
  • экологические барьеры, связанные со спецификой товара в рамках исследуемых продуктовых границ, а именно его огнеопасность, взрывоопасность, способность наносить вред окружающей среде и здоровью человека. Экологические барьеры тем самым оказывают влияние на размещение АЗС в границах муниципальных образований (15 % респондентов);
  • стандарты, предъявляемые к качеству нефтепродуктов (5 % респондентов).

Среди прочих барьеров можно выделить наличие экономически оправданного минимального объема производства, обусловливающее для хозяйствующих субъектов более высокие затраты на единицу продукции до момента достижения такого объема производства (эффект масштаба производства);

издержки выхода с рынка, включающие инвестиции, которые невозможно возместить при прекращении хозяйственной деятельности; а также неразвитость объектов инфраструктуры, заставляющая мелких розничных продавцов  в связи с отсутствием у них собственных нефтехранилищ приобретать топливо на нефтебазах более крупных продавцов по установленным ими ценам.

Также некоторые независимые хозяйствующие субъекты указали на тот факт, что для розничной реализации моторное топливо ими приобретается путем мелкооптового закупа у тех же вертикально-интегрированных компаний, ценовая политика которых складывается не в пользу независимых хозсубъектов. Так, ИП К<…> указал, что повышение оптовых цен у ООО <…> происходит зачастую необоснованно, а АО <…> часто отказываются продавать топливо владельцам независимых АЗС в небольших объемах (мелкий опт). Кроме того, в Амурской области имеются проблемы с нелегальной продажей топлива через небольшие бензовозы, без регистрации в налоговых органах, без разрешений и необходимых мер безопасности. Схожее мнение подтверждают и другие независимые хозсубъекты.

Многие хозяйствующие субъекты (по сравнению с 2018 годом) приняли решение о прекращении своей деятельности. Некоторые из них в качестве причин указали невозможность ведения хозяйственной деятельности в таких неравных условиях конкурентной борьбы, когда на рынке происходит значительный «перевес» в сторону ВИНК.

Существенное влияние на развитие конкуренции в отдельных районах Амурской области также оказывает низкая  плотность населения и отсутствие железной дороги, а также дорог с асфальтовым покрытием для беспрепятственной доставки нефтепродуктов на АЗС в северных районах (Селемджинский, Тындинский, Зейский районы), что влечет за собой дефицит АЗС.

 

  1. Оценка состояния конкуренции на товарном рынке

 

Проведенный анализ состояния конкурентной среды на розничных локальных рынках автомобильных бензинов Амурской области показал, что высокий уровень экономической концентрации сохраняется на всей ее территории. Присутствие на рынке вертикально-интегрированных нефтяных компаний, сложившиеся хозяйственные связи являются факторами, препятствующими развитию эффективного рыночного механизма и ограничивающими развитие конкуренции в данной сфере.

Главной особенностью рынка нефтепродуктов Амурской области является отсутствие на ее территории первичного рынка, где в качестве продавцов выступали бы нефтеперерабатывающие заводы и предприятия, а так же их сбытовые структуры. Отсутствие хозяйствующих субъектов (производителей) в данном секторе экономики Амурской области на первичном товарном рынке обусловлено высокими входными барьерами. Для организации бизнеса в области нефтепереработки требуются большие капитальные вложения. В настоящее время формирование объемов оптового рынка происходит за счет нефтепродуктов, исключительно ввозимых на территорию Амурской области из других регионов. Данный факт является определяющим как для формирования розничного рынка автомобильных бензинов Амурской области, так и для локальных рынков. Основные поставки нефтепродуктов осуществляются из наиболее близко расположенных регионов к территории Амурской области, на которых действуют нефтеперерабатывающие предприятия.

Плотность размещения АЗС на территории Амурской области в границах муниципальных образований различна. В крупных населенных пунктах, особенно в  г. Благовещенске, ощущается достаточное количество АЗС, в то время как в селах области, в ее северных районах количество АЗС недостаточно.

Структура исследуемых рынков характеризуется высокой рыночной долей                             АО <…>, которое входит в одну группу лиц с АО «Независимая нефтегазовая компания».

Основные преимущества АО <…> заключаются в наличии прочных связей с поставщиками нефтепродуктов и необходимой материальной базы. Обществу принадлежит абсолютное большинство емкостей, предназначенных для хранения нефтепродуктов в Амурской области. Автозаправочные станции АО <…> расположены почти во всех городах и районах. Структуризация данного предприятия осуществляется по географическому признаку и максимально ориентирована на потребителя. Таким образом, АО <…> имеет возможность оказывать влияние на общие условия обращения нефтепродуктов в области, в том числе на уровень цен.

ООО <…> (ПАО «НК «Роснефть») на сегодняшний день принадлежат только 5 автозаправочных станции в Амурской области.

АО <…> и ООО <…> ведут постоянный мониторинг качества нефтепродуктов на АЗС, повышают качество обслуживания, расширяют перечень предоставляемых услуг, обновляют внешнее и техническое состояние своих АЗС.

Независимым участникам розничного рынка реализации нефтепродуктов приходится на постоянной основе проводить различные мероприятия для повышения своей конкурентоспособности и стимулирования повышения объемов продаж, в том числе: использовать гибкую ценовую политику (снижение цен, системы скидок), улучшать качество обслуживания на АЗС, устанавливать на АЗС банковские терминалы, приобретать собственные подъездные пути в целях снижения затрат на перевозку нефтепродуктов, и прочее.

Таким образом, в настоящее время на исследуемом товарном рынке происходит смещение акцентов в конкурентной борьбе хозяйствующих субъектов за потребителя. Если раньше упор делался преимущественно на количественную составляющую (развитие сети, увеличение числа розничных точек), то теперь все большее значение приобретает качественная сторона (соответствие топлива современным стандартам качества, набор дополнительных услуг и уровень сервиса на заправочных станциях).

Создание благоприятных условий для развития конкуренции на рынке розничной реализации автомобильных бензинов в Амурской области, ограничение недобросовестной ценовой конкуренции и пресечение монополистической деятельности находится на постоянном контроле Амурского УФАС России.

 

 

 

Врио руководителя управления                                                                       <…>