Аналитический отчет по товарному рынку услуг по теплоснабжению в городе Благовещенске Амурской области

Амурским УФАС России проведен анализ товарного рынка услуг по теплоснабжению в городе Благовещенске Амурской области по заданию ФАС России (приказ ФАС России от 07.02.2011 № 66  «О плане  работы ФАС России по анализу состояния конкуренции на товарных рынках на 2011-2012 годы»).

Цель анализа - оценка состояния конкурентной среды на рынке услуг по теплоснабжению.

Временной интервал

В соответствии с Планом работы ФАС России по анализу состояния конкуренции на товарных рынках на 2011-2012 годы и Методическими рекомендациями ФАС России по проведению анализа состояния конкурентной среды на рынке услуг по теплоснабжению от 07.12.2010 № АЦ/43443, временной интервал определен периодом 2009, 2010 годы.

Продуктовые границы товарного рынка

В соответствии с определением, данным в статье 2 Закона  «О теплоснабжении», под теплоснабжением понимается деятельность по  обеспечению потребителей тепловой энергией, теплоносителем, в том числе поддержание мощности.

Согласно ОКВЭД ОК 029-2007, утвержденного  Приказом  Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 22 ноября 2007 г. N 329-ст,  рынок теплоснабжения принадлежит к разделу Е «Производство, передача и распределение электроэнергии, газа, пара и воды», подразделу ЕА «Производство, передача и распределение электроэнергии  газа, пара и воды», классу 40 «Производство, передача и распределение электроэнергии  газа, пара и воды», подклассу 40.3 «Производство, передача и распределение пара и горячей воды (тепловой энергии)».

Исходя из функциональной взаимозаменяемости, которая устанавливается путем сопоставления цели потребления данного товара и его предполагаемых заменителей, можно сделать вывод, что товары заменители отсутствуют, так как невозможно услугу по обеспечению тепловой энергией  заменить другими услугами.

Таким образом, в целях проведения данного анализа  продуктовыми границами исследуемого рынка является «Производство, передача и распределение пара и горячей воды (тепловой энергии)» код по ОКВЭД 40.3.

 Географические границы товарного рынка

В соответствии с Методическими рекомендациями в данном анализе географическими границами приняты административные границы городов с численностью населения более ста тысяч человек, таким образом, географические границы данного товарного рынка услуг по теплоснабжению определились в пределах территориальных границ г. Благовещенска Амурской области.

 Состав хозяйствующих субъектов, действующих на рассматриваемом товарном рынке

В Законе  «О теплоснабжении» отражены  основные понятия, разъясняющие статус хозяйствующих субъектов – участников рынка теплоснабжения, позволяющие сформировать круг продавцов и покупателей на рынке услуг по теплоснабжению.

Первым участником является теплоснабжающая организация - организация, осуществляющая продажу потребителям и (или) теплоснабжающим организациям произведенной или приобретенной тепловой энергии (мощности), теплоносителя и владеющая на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями в системе теплоснабжения, посредством которой осуществляется теплоснабжение потребителей тепловой энергии.

Второй участник - теплосетевая организация - организация, оказывающая услуги по передаче тепловой энергии. Теплосетевая  организация обеспечивает  поддержание технических устройств тепловых сетей в состоянии, соответствующем установленным техническими регламентами требованиям, преобразование тепловой энергии в центральных тепловых пунктах и передачу тепловой энергии с использованием теплоносителя от точки приема тепловой энергии, теплоносителя до точки передачи тепловой энергии, теплоносителя.

Третьим участником является потребитель тепловой энергии - лицо, приобретающее тепловую энергию (мощность), теплоноситель для использования на принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании теплопотребляющих установках либо для оказания коммунальных услуг в части горячего водоснабжения и отопления.

Потребитель имеет технические возможности получать тепловую энергию только от того поставщика, который оказывает услугу в данных географических границах рынка, определенных границами тепловых сетей.

Амурское УФАС России для определения  перечня хозяйствующих субъектов, действующих на исследуемом товарном рынке, использовало информацию, представленную хозяйствующими субъектами.

Расчет объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на товарном рынке

Объем исследуемого товарного рынка в соответствии с Методическими рекомендациями ФАС определен как сумма объемов реализованной конечным потребителям тепловой энергии хозяйствующими субъектами, осуществляющими производство и (или) реализацию тепловой энергии.

Оценка объема товарного рынка осуществляется на основании объема тепловой энергии,  реализованной конечным потребителям, выраженного в Гкал.   

Количественные показатели, характеризующие структуру рынка услуг теплоснабжения (число хозяйствующих субъектов, объем товарного рынка, доля каждого субъекта на рынке), рассчитывались на основании данных, представленных хозяйствующими субъектами. 

Уровень концентрации товарного рынка

В результате анализа состояния конкурентной среды на рынке услуг по теплоснабжению установлено, что данный рынок принадлежит к высококонцентрированному типу рынка, коэффициент рыночной концентрации CR-3 составил в 2009 году 98,35 %, в 2010 году - 98,04%; индекс рыночной концентрации  Герфиндаля - Гиршмана (HHI) равен  7 019,65 в 2009 году и  6 790,19  в  2010 году.

Барьеры  входа на товарный рынок

Амурским УФАС России в рамках исследования товарного рынка услуг теплоснабжения проведен  опрос хозяйствующих субъектов, предоставляющих данный вид услуг на территории города Благовещенска,  на предмет наличия барьеров, с которыми они сталкиваются в процессе осуществления деятельности, а также барьеров входа на данный рынок новых участников. Обобщив полученную  информацию, Амурское УФАС России пришло к выводу, что на исследуемом товарном рынке присутствуют труднопреодолимые барьеры как административного, так и экономического характера.

Оценка состояния конкурентной среды на товарном рынке

Статьей 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ «О естественных монополиях» услуги по передаче тепловой энергии отнесены к сфере естественной монополии.

Слабое развитие конкуренции в коммунальной теплоэнергетике связано в первую очередь с технологическими особенностями передачи тепловой энергии и транспортировки теплоносителя по тепловым сетям. Наличие единой тепловой сети для потребителей, находящихся в одном населенном пункте, характерно для централизованного теплоснабжения. Организация альтернативных централизованных источников тепловой энергии и подвод дублирующих сетей к уже существующим тепловым сетям изначально экономически неоправданны из-за колоссальных  капитальных затрат и поэтому не нашли практического применения. Естественный локальный монополизм – серьезный барьер и фактор торможения в развитии  конкурентных отношений.

С точки зрения развития как реальной, так и потенциальной конкурентной среды можно сделать следующий вывод: рынок услуг теплоснабжения в городе  Благовещенске монополизирован. Реальная конкуренция между теплоснабжающими организациями невозможна ввиду технологических особенностей передачи ресурса. Потенциальная конкуренция сдерживается большой величиной первоначальных затрат для организации альтернативных источников теплоснабжения, ограниченностью финансовых ресурсов и действующими правовыми актами.

Преодоление существующих барьеров входа хозяйствующих субъектов на товарный рынок услуг по теплоснабжению послужит развитию данного рынка в городе Благовещенске и положительно скажется на уровне конкуренции.