Анализ рынка железобетонных изделий Амурской области

ОБЗОР РЫНКА ЖЕЛЕЗОБЕТОННЫХ ИЗДЕЛИЙ АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ 

            Аналитическая работа проведена Амурским УФАС России во исполнение Приказа ФАС России от 06.02.2008 №28 «О плане работы ФАС России по анализу состояния конкуренции на товарных рынках на 2009-2010 годы», в соответствии с Порядком проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке, утверждённым Приказом ФАС России от 25.04.2006 № 108.

Целью исследования является определение состояния конкуренции на рынке железобетонных изделий Амурской области.

            При анализе и оценке состояния конкурентной среды на товарном рынке в качестве исходной информации использовались:

- информация, предоставленная Министерством строительства, архитектуры и ЖКХ Амурской области;

            - сведения хозяйствующих субъектов Амурской области, производящих и реализующих железобетонные изделия;

- результаты опроса потребителей железобетонных изделий Амурской области;

-Общероссийский классификатор продукции, утверждённый постановлением Госстандарта Российской Федерации от 30.12.1993 №301.

Определение временного интервала исследования товарного рынка

В соответствии с Приказом ФАС России от 06.02.2008 №28 «О плане работы ФАС России по анализу состояния конкуренции на товарных рынках на 2009-2010 годы» и Методическими рекомендациями по проведению обзора товарного рынка железобетонных изделий от 25.11.2008 № ЦА/31136 временной интервал исследования определен 2007- 2008 гг.

Определение продуктовых границ товарного рынка

Согласно Методическим рекомендациям по проведению обзора товарного рынка железобетонных изделий от 25.11.2008 №ЦА/31136 продуктовые границы товарного рынка определены как конструкции и детали сборные железобетонные.

Учитывая различную область использования железобетонных изделий и их взаимозаменяемость, целесообразно рассматривать обособленные товарные рынки, продуктовыми границами которых являются следующие товары:

 - блоки фундаментов (код по ОКП – 58 1100);

        - фундаменты стаканного типа и башмаки (код по ОКП – 58 1200);

       - плиты фундаментов (код по ОКП – 58 1300);

        - детали ростверков (код по ОКП – 58 1400);

        - сваи (код по ОКП – 58 1700).

Определение географических границ товарного рынка

При определении географических границ учтены условия производства, реализации, а также наличие и доступность данного товара для потребителя на определенной территории.

Таким образом, учитывая параметры исследуемого рынка - товарные границы, продавцов и покупателей, сложившийся учет показателей исследуемого вида деятельности, географические границы товарного рынка определены в рамках административных границ Амурской области.

Определение состава хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке

В состав хозяйствующих субъектов, действующих на рынке железобетонных изделий, входят:

· предприятия, осуществляющие производство и реализацию железобетонных изделий;

· строительные организации и дорожные предприятия, как юридические лица, так и индивидуальные предприниматели, использующие продукцию заводов – производителей железобетонных изделий для строительства промышленных и гражданских зданий и сооружений, дорожного строительства.

Так, на товарных рынках железобетонных изделий в 2008 г. на территории Амурской области выявлено 5 хозяйствующих субъектов, осуществляющих производство и реализацию блоков фундаментов,  2 предприятия – фундаментов стаканного типа и башмаков, 1 предприятие – плит фундаментов, 1  предприятие – деталей ростверков, 3 предприятия – железобетонных свай.

Определение уровня концентрации товарного рынка

Для определения уровня концентрации исследуемых товарных рынков рассчитан коэффициент рыночной концентрации (CR-3) и индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (HHI). Проведенный анализ показал, что для всех товарных рынков как в 2007 году, так и в 2008 году характерен высокий уровень концентрации (2000≤HHI≤10000). Индекс Герфиндаля-Гиршмана (HHI) для вышеуказанных рынков находится в пределах 4306,19-10000,00. Это говорит о том, что все анализируемые товарные рынки являются высокоонцентрированными с неразвитой конкуренцией.

Определение барьеров входа на товарный рынок

При проведении анализа товарного рынка выявлены следующие барьеры входа хозяйствующих субъектов на рынок железобетонных изделий:

·         трудность получения кредитов в банках и их высокая процентная ставка;

·        сложность получения и длительное оформление разрешительных документов на добычу полезных ископаемых, в частности мелкий заполнитель (песок). По мнению большинства участников строительного рынка это связано с несовершенством законодательной базы по данному вопросу;

·        большие расходы на производство и продажу товара (финансовые и материальные затраты, которые могут понести хозяйствующие субъекты, пытающиеся войти на рассматриваемый рынок, связанные в частности с приобретением необходимого оборудования или переналадки действующего, арендой или приобретением зданий, сооружений, транспортные расходы на реализацию).

Оценка состояния конкурентной среды на товарном рынке железобетонных изделий

Проведенный анализ рынков железобетонных изделий показал, что рассматриваемые рынки в пределах географических границ Амурской области относятся к рынкам с неразвитой конкуренцией и являются высококонцентрированными, на них действует небольшое количество хозяйствующих субъектов, занимающих большие рыночные доли.