Анализ рынка услуг розничной торговли лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами г. Белогорск и Белогорского района Амурской области
Амурским УФАС России проведен анализ рынка услуг розничной торговли лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами г. Белогорск и Белогорского района Амурской области.
Исследование проводилось в соответствии с Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденным приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220, по следующим параметрам товарного рынка:
1.Общие положения.
2. Временной интервал.
3. Продуктовые границы.
4. Географические границы.
5. Состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке в качестве продавцов и покупателей.
6. Определение объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке.
7. Уровень концентрации товарного рынка.
8. Барьеры входа на товарный рынок.
9. Оценка состояния конкурентной среды на товарном рынке.
Общие положения
В ходе исследования товарного рынка использовалась следующая нормативная правовая база:
- Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
- Порядок проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденный приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 (далее - Порядок).
- Федеральный закон от 12.04.2010 № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств».
- Федеральный закон от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».
- Постановление Правительства Российской Федерации от 06.07.2006 № 416 «Об утверждении Положения о лицензировании фармацевтической деятельности».
- Постановление Правительства Российской Федерации от 09.11.2001 № 782 «О государственном регулировании цен на лекарственные средства».
- Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 04.03.2003 № 80 «Об утверждении Отраслевого стандарта «Правила отпуска (реализации) лекарственных средств в аптечных организациях. Основные положения».
- Общероссийский классификатор видов экономической деятельности, продукции и услуг, утвержденный постановлением Госстандарта Российской Федерации от 06.11.2001 № 454-ст.
- Общероссийский классификатор услуг населению, утвержденный Постановлением Госстандарта РФ от 28.06.1993 № 163.
Методическую основу исследования составили Методические рекомендации ФАС России (исх. № АК/13966 от 07.05.2010) по анализу рынка розничной торговли лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами (далее – Методические рекомендации).
Временной интервал
Временным интервалом исследования товарного рынка услуг розничной торговли лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами г. Белогорск и Белогорского района Амурской области, исходя из цели исследования, особенностей рынка и доступности информации, в соответствии с пунктом 2.1 Порядка выбран 2010 год и 1 квартал 2011 года.
Продуктовые границы
Определение продуктовых границ товарного рынка согласно пункта 3.1 Порядка представляет собой процедуру выявления товара, не имеющего заменителя, или взаимозаменяемых товаров, обращающихся на одном и том же товарном рынке. В данном случае в качестве товара (услуги) выступает услуга розничной торговли лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами.
Оборот аптечных учреждений складывается из оборота лекарственных средств, товаров медицинского назначения и сопутствующих товаров. В связи с этим продуктовые границы данного рынка целесообразно определять в агрегированном варианте, включая розничную торговлю товаров этих трех групп, в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности (ОКВЭД) по коду 52.3 «розничная торговля фармацевтическими и медицинскими товарами, косметическими и парфюмерными товарами».
В соответствии с требованиями Порядка процедура определения продуктовых границ товарного рынка включает в себя выявление товаров, являющихся взаимозаменяемыми для данного товара.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» взаимозаменяемыми товарами являются товары, которые могут быть сравнимы по их функциональному назначению, применению, качественным и техническим характеристикам, цене и другим параметрам таким образом, что приобретатель действительно заменяет или готов заменить один товар другим при потреблении.
Услуги розничной торговли лекарственными средствами и прочими товарами, относящимися к сфере охраны здоровья (изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами) оказывают только аптечные учреждения. Данные услуги невозможно заменить услугами других продавцов.
На основании вышеизложенного, с учетом положений пункта 3.9 Порядка, продуктовыми границами исследуемого товарного рынка признаются услуги розничной торговли лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами в соответствии с кодом ОКВЭД 52.3 «Розничная торговля фармацевтическими и медицинскими товарами, косметическими и парфюмерными товарами».
Географические границы
Географические границы товарного рынка определяют территорию, на которой покупатели из выделенной группы имеют экономическую возможность приобрести рассматриваемый товар (услугу) и не имеют такой возможности за ее пределами. В качестве товара в данном случае выступают услуги розничной торговли лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами.
В соответствии с пунктом 3 Методических рекомендаций, анализ рынка услуг розничной торговли лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами проводится в географических границах муниципальных районов и городских округов субъекта Российской Федерации.
Учитывая цели настоящего исследования, положения пункта 3 Методических рекомендаций и пункта 4.6 Порядка, географическими границами исследуемого товарного рынка признаются границы городского округа г. Белогорск и границы Белогорского района Амурской области.
Состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке в качестве продавцов и покупателей.
В состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке, включаются хозяйствующие субъекты, реализующие в его границах рассматриваемый товар (услугу) в пределах определенного временного интервала исследования товарного рынка.
В соответствии с Методическими рекомендациями и с учетом целей настоящего исследования продавцами на исследуемом товарном рынке выступают хозяйствующие субъекты всех форм собственности, имеющие лицензию на осуществление фармацевтической деятельности и занимающиеся розничной реализацией лекарственных средств, изделий медицинского назначения и сопутствующих товаров на территории г. Белогорск и Белогорского района Амурской области. Покупателями на рынке услуг розничной торговли лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами являются физические лица (население).
Определение объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке
Расчет объема локальных рынков услуг розничной торговли лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами в границах г. Белогорск и в границах Белогорского района Амурской области, а также определение долей хозяйствующих субъектов на соответствующих товарных рынках произведено на основании данных о товарообороте аптечных учреждений, представленных по запросу Амурского УФАС России хозяйствующими субъектами, оказывавшими рассматриваемый вид услуг в установленных географических границах.
Анализ локальных рынков г. Белогорск и Белогорского района показал, что они дифференцированы по количеству хозяйствующих субъектов и по объему рынка.
Уровень концентрации товарного рынка
Для определения уровня концентрации товарного рынка в соответствии с пунктом 7.1 Порядка используются коэффициент рыночной концентрации (CR) и индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (HHI).
Коэффициент рыночной концентрации определяется как сумма долей на товарном рынке (выраженных в процентах) определенного числа крупнейших хозяйствующих субъектов (в настоящем исследовании трех хозяйствующих субъектов – CR-3), действующих на данном рынке.
Индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана рассчитывается как сумма квадратов долей (выраженных в процентах) на товарном рынке всех хозяйствующих субъектов, действующих на данном рынке.
Анализ расчетных значений коэффициента рыночной концентрации и индекса рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана свидетельствуют о том, что исследуемые локальные товарные рынки относятся к типу рынков с высокой степенью концентрации.
Барьеры входа на товарный рынок
Под барьерами входа на товарный рынок понимают обстоятельства или действия, препятствующие или затрудняющие и ограничивающие хозяйствующим субъектам начало деятельности на товарном рынке.
Результаты опроса аптечных учреждений г. Белогорск и Белогорского района Амурской области, проведенного Амурским УФАС России в рамках исследования товарного рынка, свидетельствуют о существовании целого ряда факторов (барьеров), с которыми они сталкиваются при осуществлении деятельности и которые способны затруднить вхождение новых хозяйствующих субъектов в розничный сектор фармацевтического рынка, как административного, так и экономического характера.
Одним из главных барьеров на исследуемом рынке, по мнению участвовавших в опросе хозяйствующих субъектов, является низкая платежеспособность населения. Были отмечены в качестве трудностей и такие факторы, как высокий уровень конкуренции, высокая арендная плата, получение лицензии, получение документов местной администрации и наличие на рынке вертикально-интегрированных компаний. Все вышеназванные барьеры являются труднопреодолимыми с точки зрения возможности потенциальных продавцов стать участниками рассматриваемого рынка.
Оценка состояния конкурентной среды на товарном рынке
Характеризуя товарный рынок услуг розничной торговли лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами г. Белогорск и Белогорского района Амурской области, можно отметить, что данный товарный рынок относится к высококонцентрированному типу рынков с недостаточно развитой конкуренцией.
В ходе проведенного исследования было выявлено наличие целого ряда факторов (барьеров), с которыми сталкиваются участники товарного рынка и которые затрудняют вхождение новых хозяйствующих субъектов. Так, за период 2010 года и 1 квартала 2011 года на исследуемом рынке не появилось ни одного вновь пришедшего хозяйствующего субъекта, а наоборот, число участников рынка в 1 квартале 2011 года по сравнению с 2010 годом сократилось.