Анализ товарного рынка сжиженного углеводородного газа для заправки автомобилей в Амурской области

Амурским УФАС России проведен анализ товарного рынка сжиженного углеводородного газа для заправки автомобилей в Амурской области по заданию ФАС России (приказ ФАС России от 07.02.2011 № 66  «О плане  работы ФАС России по анализу состояния конкуренции на товарных рынках на 2011-2012 годы»).

Исследование состояния конкурентной среды на рынке сжиженного углеводородного газа для заправки автомобилей проводится в соответствии с Порядком  проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке, утвержденного приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 (далее – Порядок) по следующим параметрам товарного рынка:

  1. Общие положения.
  2. Временной интервал.
  3. Продуктовые границы товарного рынка.
  4. Географические границы товарного рынка.
  5. Состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке.
  6. Расчет объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на товарном рынке.
  7. Определение уровня концентрации товарного рынка.
  8. Определение барьеров входа на товарный рынок.
  9. Оценка состояния конкурентной среды на товарном рынке.
  10.  Вывод.

1. Общие положения

Основной целью анализа является оценка состояния конкурентной среды на рынке сжиженного углеводородного газа для заправки автомобилей.

Анализ и оценка состояния конкурентной среды на рынке сжиженного углеводородного газа для заправки автомобилей Амурской области проведен в соответствии со следующими нормативными документами:

             ·Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон «О защите конкуренции»);

             ·Общероссийский классификатор видов экономической деятельности ОК 029-2007, утвержденный  Приказом  Ростехрегулирования от 22 ноября 2007 г. N 329-ст (далее – ОК 029-2007);

  • Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2007 (КПЕС 2002), принят и введен в действие Приказом Ростехрегулирования от 22.11.2007 N 329-ст (далее - ОК 034-2007);
  • Федеральный закон от 31.03.99 N 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации»;
  •  ГОСТ Р 52087-2003 «Газы углеводородные сжиженные топливные. Технические условия»;
  • ГОСТ 20448-90 «Газы углеводородные сжиженные топливные для коммунально-бытового потребления. Технические условия»;
  • ГОСТ 27578-87 «Газы углеводородные сжиженные для автомобильного транспорта. Технические условия».

2.   Временной интервал

В соответствии с Планом работы ФАС России по анализу состояния конкуренции на товарных рынках на 2011-2012 годы и Методическими указаниями, временной интервал определен периодом 2010 год.

  1. Продуктовые границы товарного рынка

В целях исследования рынка реализации сжиженного углеводородного газа, используемого в качестве моторного топлива, продуктовыми границами рынка определен газ горючий природный (пропанобутановая смесь) - топливо для двигателей внутреннего сгорания.

4. Географические границы товарного рынка

Географическими границами товарного рынка сжиженного углеводородного газа для заправки автомобилей является Амурская область.

5. Состав хозяйствующих субъектов, действующих на рассматриваемом товарном рынке

В состав хозяйствующих субъектов, действующих на рынке сжиженного углеводородного газа для заправки автомобилей, относятся  лица, оказывающие данные услуги конечным потребителям. При этом в состав хозяйствующих субъектов, действующих на рынке сжиженного углеводородного газа для заправки автомобилей, включаются организации независимо от их организационно-правовой формы и индивидуальные предприниматели, осуществляющие продажу сжиженного углеводородного газа для заправки автомобилей в географических границах исследования.           

  1. Расчет объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на товарном рынке

В соответствии с Методическими рекомендациями ФАС России  расчет объема товарного рынка сжиженного углеводородного газа для заправки автомобилей на территории  Амурской области проводился на основании данных об объеме реализации в натуральном выражении и определен в тоннах.

  1. Уровень концентрации товарного рынка

Уровень концентрации товарного рынка определен на основании индекса рыночной концентрации  Герфиндаля – Гиршмана.

Расчетные значения индекса рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана для исследуемого товарного рынка услуг в натуральном выражении превышают значение 2000, это свидетельствует о том, что  товарный рынок сжиженного углеводородного газа для заправки автомобилей на территории Амурской области относится к высококонцентрированному типу рынков с неразвитой конкуренцией.

  1. Барьеры  входа на товарный рынок

Под барьерами входа на товарный рынок понимают обстоятельства или действия, препятствующие или затрудняющие и ограничивающие хозяйствующим субъектам начало деятельности на товарном рынке.

В ходе исследования было выявлено наличие на товарном рынке  сжиженного углеводородного газа для заправки автомобилей на территории Амурской области барьеров экономического и  административного характера.        

  1. Оценка состояния конкурентной среды на товарном рынке

Рынок сжиженного углеводородного газа для заправки автомобилей не развит - в Амурской области отсутствует сеть  АГЗС (автомобильные газозаправочные станции).

 10.  Вывод

Развитие рынка сжиженного углеводородного газа для заправки автомобилей связано со значительными временными и финансовыми затратами, что позволяет предполагать развитие рынка сжиженного углеводородного газа для заправки автомобилей только в перспективе