Обзор состояния конкурентной среды на оптовом рынке бензина автомобильного и дизельного топлива на территории Амурской области

Амурским УФАС России во исполнение пункта 5 приказа ФАС России от 06.02.2008 № 28 «О плане работы ФАС России по анализу состояния конкуренции на товарных рынках на 2009-2010 годы», приказа ФАС России от 15.09.2009 №602 «О внесении изменений в приказ ФАС России от 06.02.2008 №28 «О плане работы ФАС России по анализу состояния конкуренции на товарных рынках на 2009-2010 годы», в соответствии с Методическими указаниями ФАС России от 15.09.2009 № АГ/32018 по подготовке обзора состояния конкурентной среды на оптовых и розничных рынках бензина автомобильного и дизельного топлива (далее – Методические указания) и поручения ФАС России от 02.06.2010 № АГ/17117 проведен обзор состояния конкурентной среды на оптовом рынке бензина автомобильного и дизельного топлива на территории Амурской области.

Анализ проведен в соответствии с требованиями Порядка проведения анализа состояния конкурентной среды на товарном рынке, утвержденного приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 и включает определение следующих этапов:

1. Общие положения

2. Временной интервал исследования товарного рынка

3. Продуктовые границы товарного рынка

4. Географические границы товарного рынка

5. Состав хозяйствующих субъектов, действующих на рассматриваемом товарном рынке

6. Расчет объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке

7. Уровень концентрации товарного рынка

8. Барьеры входа на товарный рынок

9. Оценка состояния конкурентной среды на товарном рынке

Общие положения

Целью исследования оптовой реализации нефтепродуктов является оценка состояния конкурентной среды в сфере оптовой реализации нефтепродуктов на территории Амурской области.

Анализ товарного рынка проводился в соответствии со следующими нормативными документами:

  • Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ  «О защите конкуренции»;
  • «Общероссийский классификатор видов экономической деятельности», утвержденный постановлением Госстандарта РФ от 06.11.2001 № 454 – ст (далее ОКВЭД).

Основные понятия, используемые при обзоре анализа товарного рынка оптовой реализации нефтепродуктов:

нефтепродукт готовый продукт, полученный при переработке нефти, газового конденсата, углеводородного и химического сырья (синтетический бензин);

нефтепродуктообеспечение – процесс перемещения нефтепродуктов основными видами транспорта (железнодорожный, трубопроводный, автомобильный, речной и морской) от районов производства в районы потребления;

прием, хранение и отпуск нефтепродуктов (нефтебазы, склады ГСМ, стационарные и передвижные автозаправочные станции и автозаправочные комплексы) осуществляют в необходимых количествах и ассортименте нефтепродуктов с целью удовлетворения потребительского спроса;

показатель качества нефтепродукта – количественная характеристика одного или нескольких свойств нефтепродукта, определяющих его качество;

мелкооптовая реализация – реализация (отпуск) нефтепродуктов с нефтебаз (хранилищ нефтепродуктов) потребителям (АЗС, транспортным и промышленным предприятиям).

Временной интервал исследования

Временным интервалом исследования состояния конкурентной среды на оптовом рынке бензина автомобильного и дизельного топлива на территории Амурской области определен 2009 год.

Продуктовые границы товарного рынка

Согласно ОКВЭД оптовая торговля нефтепродуктами выделена в отдельную группу «оптовая торговля моторным топливом, включая авиационный бензин» (код 51.51.2).

Географические границы товарного рынка

Географические границы товарного рынка определяются экономическими, технологическими, административными барьерами, ограничивающими возможности участия покупателя в приобретении данного товара за пределами рассматриваемой территории.

В соответствии с Методическими рекомендациями ФАС России географические границы товарного рынка определены в пределах территориальных границ г.Благовещенска Амурской области. Город Благовещенск является административным центром и единственным городом на территории Амурской области с численностью населения более 100,0 тысяч человек (на 01.01.2010 года - 222,1 тыс. чел.).

Состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке

В состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке, включаются хозяйствующие субъекты, постоянно продающие (производящие) в его границах рассматриваемый товар в пределах определенного временного интервала.        

Уровень концентрации товарного рынка

Результаты анализа товарного рынка показали, что первичный  и вторичный оптовые рынки реализации нефтепродуктов на территории Амурской области, в разрезе видов топлива относятся к рынкам высокой концентрации.

Барьеры входа на товарный рынок

Для входа на оптовый и мелкооптовый рынки нефтепродуктов Амурской области новых хозяйствующих субъектов существуют следующие барьеры:

  • недостаток нефтебаз;
  • низкая платежеспособность населения.

Оценка состояния конкурентной среды на товарном рынке

В исследуемом периоде по сравнению с 2008 годом наблюдалось увеличение спроса бензина автомобильного и дизельного топлива.

Рынок оптовой реализации бензина автомобильного и дизельного топлива на территории Амурской области является высококонцентрированным и относится к рынкам с неразвитой конкуренцией.

Вывод

Из проведенного анализа рынка нефтепродуктов следует, что оптовые, мелкооптовые рынки реализации бензина автомобильного марок А-76 (АИ-80), АИ-92 (АИ-91, АИ-93), АИ-95 (АИ-96), АИ-98 и дизельного топлива на территории Амурской области характеризуются высоким уровнем концентрации и неразвитой конкуренцией.