Обзор состояния конкурентной среды на розничном рынке бензина автомобильного и дизельного топлива в Амурской области

Амурское УФАС России, во исполнение приказа ФАС России от 06.02.2008 № 28 «О плане работы ФАС России по анализу состояния конкуренции на товарных рынках на 2009-2010 годы» и приказа ФАС России от 15.09.2009 № 602 «О внесении изменений в приказ ФАС России от 06.02.2008 № 28 «О плане работы ФАС России по анализу состояния конкуренции на товарных рынках на 2009-2010 годы», провело обзор состояния конкурентной среды на локальных розничных рынках бензина автомобильного и дизельного топлива в Амурской области.

Цель обзора – изучение и оценка процессов, влияющих на развитие конкуренции на розничных рынках бензина автомобильного и дизельного топлива в Амурской области, а также изучение тенденций развития и сложившихся характеристик розничного рынка автомобильного и дизельного топлива в Амурской области в 2009 году, проведение ретроспективного анализа состояния конкурентной среды на данном товарном рынке.

Анализ товарного рынка проводился в соответствии со следующими нормативными документами:

1.Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»;

2.Общероссийский классификатор видов экономической деятельности, продукции и услуг, утвержденный постановлением Госстандарта РФ от 6 ноября 2001 № 454-ст (далее ОКВЭД);

3.Технический регламент «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 27.02.2008 № 118;

4.Порядок проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке, утвержденный приказом ФАС России от 25.04.2006 № 108 (далее – Порядок).

Исследование состояния конкурентной среды на розничном рынке бензина автомобильного и дизельного топлива проводилось в соответствии с Порядком по следующим параметрам товарного рынка:

1)определение временного интервала исследования товарного рынка;

2)определение продуктовых границ товарного рынка;

3)определение географических границ товарного рынка;

4)определение состава хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке;

5)расчет объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке;

6)определение уровня концентрации товарного рынка;

7)определение барьеров входа на товарный рынок;

8)оценка состояния конкурентной среды на товарном рынке.

1. Временной интервал

В соответствии с Приказом ФАС России от 06.02.2008 № 28 «О плане работы ФАС России по анализу состояния конкуренции на товарных рынках на 2009-2010 годы» временным интервалом исследования товарного рынка розничной реализации нефтепродуктов в Амурской области определен 2009 год.

2. Продуктовые границы

Согласно ОКВЭД розничная торговля нефтепродуктами выделена в отдельную группу «розничная торговля моторным топливом» (код 50.50).

Для исследования товарного рынка, исходя из особенностей функционального назначения, а также различий в технических характеристиках, продуктовые границы определены в рамках следующих товарных групп:

1)автомобильный бензин А-76, АИ-80 (и аналоги);

2)автомобильный бензин АИ-92 (и его аналоги);

3)автомобильный бензин АИ-95 (и его аналоги);

4)автомобильный бензин АИ-98 (и его аналоги);

5)     дизельное топливо.

3. Географические границы

Географические границы товарного рынка определяют территорию, на которой покупатели приобретают или имеют экономическую возможность приобрести товар и не имеют такой возможности за ее пределами.

Товарный рынок розничной реализации бензина автомобильного и дизельного топлива в связи с экономической целесообразностью его приобретения на определенной территории, где расходы на приобретение топлива не приводят к увеличению его стоимости для потребителя более чем на 10%, определен как локальный, и его географические границы определены границами муниципальных районов и городских округов Амурской области.

4. Состав хозяйствующих субъектов

В состав хозяйствующих субъектов, действующих на розничных локальных рынках нефтепродуктов Амурской области, вошли хозяйствующие субъекты, занимавшиеся в 2009 году розничной реализацией дизельного топлива и автомобильных бензинов в установленных географических границах.

На розничном рынке нефтепродуктов в качестве продавцов выступают хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), в собственности или пользовании которых находятся АЗС, расположенные на территории Амурской области. Потребителями на данном товарном рынке являются владельцы автотранспортных средств (физические и юридические лица).

5. Определение объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов

Объем исследуемого товарного рынка в соответствии с пунктом 38 Порядка определен как сумма объемов продаж автомобильного бензина  марок А-76, АИ-92,   АИ-95, АИ-98 и дизельного топлива в географических границах локальных рынков и Амурской области в целом. Объем товарных ресурсов, реализованных субъектами розничного рынка нефтепродуктов, оценивался в натуральном выражении в литрах.

Среди локальных рынков Амурской области наибольшим объемом продаж выделяется рынок в географических границах г. Благовещенска, удельный вес которого к общему объему по Амурской области составил 39,9 %, в том числе по видам нефтепродуктов:   АИ-76 (АИ-80) – 24,4 %, АИ-92 (АИ-91, АИ-93) – 42,8 %, АИ-95 (АИ-96) – 54,5 %,    АИ-98 – 81,6 %, ДТ – 33,9 %. Доля остальных локальных рынков как в целом по объему нефтепродуктов, так и по отдельным видам не превышает 11 %.

В ходе анализа розничных локальных рынков реализации нефтепродуктов в Амурской области выявлено 13 хозяйствующих субъектов, доля которых на указанных рынках превышала 35 процентов. Лидирующие позиции среди прочих хозяйствующих субъектов, как и в предыдущем году, занимает ОАО «Амурнефтепродукт».

6. Уровень концентрации товарного рынка

Исследуемый рынок нефтепродуктов в разрезе локальных рынков по всем видам автомобильного топлива относится к высококонцентрированному типу рынков, за исключением трех товарных рынков в географических границах г. Благовещенска: бензина марок А-76 и АИ-92, а также дизельного топлива, где уровень концентрации остается умеренным.

7. Барьеры входа на товарный рынок

Амурское УФАС России в ходе анализа рынка розничной реализации нефтепродуктов в Амурской области выявило наличие барьеров административного, экономического и экологического характера, которые влияют на вхождение новых участников на данный товарный рынок.

8. Оценка состояния конкурентной среды на товарном рынке

Формирование в России организованного рынка нефти и нефтепродуктов от  ее разведки  и  добычи  до   реализации   готовой продукции конечным потребителям в настоящее время остается одной из приоритетных экономических задач, поскольку наша страна является не только одним из крупнейших экспортеров топлива, но и потребителем в значительных объемах. Для Амурской области актуальность исследования рынка нефтепродуктов становится очевидной и на фоне строительства нефтепровода «Восточный» трубопроводной системы «Восточная Сибирь – Тихий океан».

Проведенный анализ состояния конкурентной среды на розничных локальных рынках нефтепродуктов Амурской области показал, что высокий уровень экономической концентрации сохраняется на всей ее территории. Структура исследуемых рынков характеризуется высокой долей ОАО «Амурнефтепродукт», которое входит в одну группу лиц с ОАО «НК «Альянс».

В Амурской области создание благоприятных условий для развития конкуренции на рынке розничной реализации нефтепродуктов, ограничение недобросовестной ценовой конкуренции и пресечение монополистической деятельности находится на постоянном контроле Амурского УФАС России.