Обзор рынка реализации энергетического угля Амурской области за 2008 год

Обзор рынка реализации энергетического угля Амурской области за 2008 год

Аналитическая работа проведена Амурским УФАС России во исполнение Приказа ФАС России от 06.02.2008 №28 «О плане работы ФАС России по анализу состояния конкуренции на товарных рынках на 2009-2010 годы», в соответствии с Порядком проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке, утверждённым Приказом ФАС России от 25.04.2006 № 108.
Общие положения
Целью исследования является анализ ситуации на товарном рынке энергетических углей Амурской области, изучение и оценка процессов, влияющих на развитие конкуренции на вышеуказанном рынке.
Определение временного интервала исследования товарного рынка
В соответствии с Приказом ФАС России от 06.02.2008 №28 «О плане работы ФАС России по анализу состояния конкуренции на товарных рынках на 2009-2010 годы» и Методическими рекомендациями по проведению обследования товарного рынка углей энергетических от 27.03.2009 № АГ/8338 временной интервал исследования определен 2008 годом.
Определение продуктовых границ товарного рынка
В соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности классификация угля отражена в разделе классификатора «добыча полезных ископаемых». Код по ОКВЭД – 10 – добыча каменного угля, бурого угля и торфа. Учитывая незначительный объем добычи каменного угля на территории Амурской области целесообразно рассматривать товарный рынок, продуктовыми границами которого является уголь (код по ОКП – 03 2000 1 - уголь и продукты переработки угля; код по ОКПД – 10 - уголь каменный и уголь бурый (лигнит); торф).
Определение географических границ товарного рынка
Учитывая параметры исследуемого рынка - товарные границы, продавцов и покупателей, сложившийся учет показателей исследуемого вида деятельности географические границы товарного рынка определены в рамках административных границ Амурской области.
Определение состава хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке
В 2008 году угледобывающее предприятие области ООО «Амурский уголь» продолжало вести добычу угля. Реализацией продукции, добытой ООО «Амурский уголь», занимается 2 хозяйствующих субъекта: ОАО (ЗАО до 06.02.2009) «Русский уголь» и ООО ПО «РОССА» ООО ПО «РОССА» является единственным продавцом огоджинского угля. Покупателями каменного угля Огоджинского месторождения являются предприятия жилищно-коммунального хозяйства Селемджинского района.
ОАО «Русский уголь» является поставщиком бурого угля райчихинского месторождения марок 2БР, 2БО, 2БПК, 2БМСШ. Наиболее крупными потребителями данных марок углей, заключившими договор с ОАО «Русский уголь», являются муниципальные топливные предприятия жилищно-коммунального хозяйства Амурской области и ОАО «Дальневосточная генерирующая компания»
Определение уровня концентрации товарного рынка
Учитывая то, что доля одного хозяйствующего субъекта ОАО «Русский уголь» на рынке реализации угля в 2008 г. составила 74,69% , следовательно, можно сделать вывод о том, что данный рынок относится к высококонцентрированному типу рынка с неразвитой конкуренцией.
Определение барьеров входа на товарный рынок
При проведении анализа товарного рынка выявлены следующие барьеры входа хозяйствующих субъектов на рынок энергетического угля:
·        ограниченность ресурсов, имеющиеся запасы, как правило, уже распределены между действующими хозяйствующими субъектами;
·        экономические барьеры: значительный размер начального капитала, необходимый для создания угледобывающего предприятия и большие сроки окупаемости капитальных вложений в строительство новых угледобывающих предприятий;
·        административные ограничения: необходимость получения лицензии на пользование недрами.
Оценка состояния конкурентной среды на товарном рынке
Потребность потребителей Амурской области в энергетическом угле в основном покрывается за счет единственного в области угледобывающего предприятия ООО «Амурский уголь». Но при этом товарный рынок открыт для входа новых хозяйствующих субъектов. Несмотря на то, что выявлена зависимость области от ввоза энергетического угля из других регионов, но она не является значительной.
Проведенный анализ товарного рынка реализации энергетического угля показал, что по количественным показателям данный рынок является высококонцентрированным, имеющего явного лидера в лице ОАО «Русский уголь». Его доля на рынке реализации угля в 2008 г. составила 74,69% (включая объемы ввозимого на территорию области угля), что говорит о том, что хозяйствующий субъект занимает устойчивое доминирующее положение на указанном товарном рынке.