Обзор состояния конкуренции на рынке услуг по авиатопливообеспечению в Амурской области

Амурским УФАС России в соответствии с письмом ФАС России от 09.07.2009 № АГ/22115 «О проведении обзора состояния конкуренции» проведен обзор состояния конкуренции на рынке услуг по авиатопливообеспечению в Амурской области.

Целью данного исследования является оценка конкурентной среды в сфере авиатопливообеспечения в аэропорту Благовещенск Амурской области.

Временной интервал исследования является период 2008 года, 1 полугодие 2009 года.

Продуктовые границы товарного рынка являются услуги по авиатопливообеспечению воздушных перевозок в аэропорту.

Географические границы товарного рынка – административные границы аэропорта федерального значения (аэропорт Благовещенск), находящегося на территории Амурской области.

Краткое описание локального рынка Амурской области

Аэропорт Благовещенск расположен в 16 км. к северо-западу от областного центра Амурской области - города Благовещенска и является единственным в Амурской области аэропортом, обеспечивающим воздушные перевозки федерального и международного значения.

Географическое положение области, значительная удаленность от центральных районов России  и обширное пространство Дальневосточных территорий обуславливает преимущество воздушного транспорта перед другими видами транспорта. В настоящее время сеть авиапредприятий гражданской авиации, неразрывно связанных между собой,  создают единую комплексную систему авиации на территории Амурской области.

Участники локального рынка

На территории аэропорт Благовещенск услуги по авиатопливообеспечению оказывают два хозяйствующих субъекта:

-ООО «ТЗК-Аэропорт Благовещенск»;

-ООО «Аэрофьюэлз Благовещенск».

Технико-технологические характеристики ТЗК

ООО «ТЗК Аэропорт Благовещенск» и ООО «Аэрофьюлз Благовещенск» в аэропорту Благовещенск выполняют полный комплекс услуг авиатопливообеспечения.  Комплекс услуг авиатопливообеспечения включает перечень следующих работ: прием авиационных горюче-смазочных материалов и специальных жидкостей на склад; слив авиатоплива в резервуары для хранения; хранение авиаГСМ;  контроль качества; подготовка и выдача на заправку; заправка авиатоплива в воздушные суда.

Структура рынка

Авиатопливообеспечение включает комплекс услуг, которые следует рассматривать как обособленные товарные рынки, продуктовыми границами которых будут являться следующие товары (услуги):

1.услуги по хранению авиакеросина;

2.услуги по заправке воздушных судов авиакеросином;

3.поставка авиакеросина.

Анализ товарных рынков услуг по хранению авиакеросина, услуг по заправке воздушных судов авиакеросином, услуг по поставке авиакеросина показал, что для всех исследованных рынков характерен высокий уровень концентрации. Индекс Грфиндаля Гиршмана составляет более 2000, что говорит о том, что товарный рынок авиатопливообеспечения является высококонцентрированным с неразвитой конкуренцией.

·      Техническая возможность и экономическая целесообразность входа на рынок ТЗК

На территории  аэропорта Благовещенск осуществляют свою деятельность две топливозаправочные компании, которые полностью удовлетворяют спрос потребителя (авиакомпаний) в авиатопливообеспечении.   Товарный рынок авиатопливообеспечения напрямую взаимосвязан с товарным рынком авиаперевозок в регионе. Отсутствие достаточного спроса на авиаперевозки, где основной причиной является низкая платежеспособность населения при высокой цене услуг авиаперевозок, негативно  влияет на развитии товарного рынка и авиатопливообеспечения в Амурской области. В связи с незначительным объемом авиаперевозок в аэропорту Благовещенск и учитывая имеющиеся мощности уже действующих ТЗК, можем отметить, что экономическая целесообразность входа на рынок альтернативных ТЗК в настоящее время отсутствует.

·       Предложения по развитиюконкуренции

Развитие конкуренции товарного рынка авиатопливообеспечения в Амурской области возможно только при увеличении количества хозяйствующих субъектов на нем, что в настоящее время не возможно в связи с недостаточным спросом на дорогостоящие услуги авиаперевозок. Одним из важных факторов, ограничивающих конкуренцию на данном рынке, является отсутствие собственных авиакомпаний в области, осуществляющих межрегиональные и международные авиавиаперевозки.

Слабая конкурентная база рынка авиатопливообеспечения, спровоцирована не только высокими требованиями к соответствию товара ГОСТу, жесткими техническими требованиями к хранению,  но и низкой платежеспособностью населения области. Снижение себестоимости авиаперевозок возможно за счет уменьшения таких составляющих затрат, как приобретение и хранение авиатоплива, заправка воздушных судов, а так же необходимо уменьшить количество посредников в системе поставки авиатоплива авиакомпаниям.

Для преодоления существующих барьеров входа прежде всего необходимо формирование условий в целом для аэропортовой инфраструктуры гражданской авиации Амурской области, в том числе и аэропорта г.Благовещенска соответствующей международным стандартам. Деятельность авиационного комплекса Амурской области осуществляется в тесной взаимосвязи различных структур, и всех их связывает общая цель: обеспечение безопасных воздушных перевозок авиатранспортом.