Анализ товарного рынка по предоставлению услуг кабельного телевидения

Анализ товарного рынка по предоставлению услуг кабельного телевидения

07.05.2008 г.
 
Аналитическая работа проведена Амурским УФАС России в соответствии с Порядком проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке утверждённым Приказом ФАС России от 25.04.2006 № 108. 
1. Общие положения
Целью исследования является анализ ситуации на товарном рынке по предоставлению услуг кабельного телевидения в г. Благовещенске.
При анализе и оценке состояния конкурентной среды на товарном рынке в качестве исходной информации использовались:
- данные Управления Россвязьнадзора по Амурской области;
- сведения хозяйствующих субъектов.
Кабельное телевидение представляет собой совокупность систем приема и передачи сигналов вещательного телевидения, радиовещания и иных сообщений электросвязи и организационно-технических процессов управления, обеспечивающая деятельность в области кабельного телевидения на определенной территории.
К услугам кабельного телевидения относятся услуги связи по приёму и трансляции по кабелям сигналов телевизионных программ, радиопрограмм и других сообщений электросвязи абонентам (пользователям), заключившим с оператором кабельного телевидения договор об оказании таких услуг. Операторами кабельного телевидения выступают юридические лица либо индивидуальные предприниматели, которые являются операторами связи и обладают правом на предоставление услуг кабельного телевидения на основании лицензии.
2. Определение временного интервала исследования товарного рынка
Временной интервал исследования товарного рынка в данном случае определён во временных рамках 2004 – 2007 гг.
3.Определение продуктовых границ товарного рынка
Согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (ОКВЭД) ОК 029-2001- 64.20.21 - деятельность в области передачи (трансляции) и распределения программ телевидения. Эта группировка включает передачу и распределение программ телевидения через системы электросвязи (кабельные, радиорелейные, спутниковые линии связи и др.)
В соответствии с Общероссийским классификатором услуг населению ОК 002-93 (ОКУН), услуги кабельного телевидения относятся к услугам связи (группа 03), код 035100 «услуги кабельного телевидения».
4. Определение географических границ товарного рынка
Географическими границами товарного рынка по предоставлению услуг связи для целей кабельного вещания в соответствии с поставленной задачей являются административно – территориальные границы г. Благовещенска.
5.Определение состава хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке
Покупателями на данном рынке являются юридические и физические лица – конечные потребители услуги предоставления кабельного телевидения. В ходе проведения настоящего анализа не рассматривались покупатели – операторы, оказывающие услуги связи для целей кабельного вещания для дальнейшей перепродажи.
Продавцами на данном рынке являются юридические лица, владеющие лицензией на право предоставления услуг связи для целей кабельного вещания.
На территории г. Благовещенска действуют три оператора услуг связи для целей кабельного вещания: ООО «С. Д. Сат. Коммуникейшн, ООО «Амурское отделение Системы и сети», ООО «Кабельные системы.
6. Расчёт объёма товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке
Таблица 1
Количество абонентов (потребителей)
единиц
 
2004 г .
2005 г .
2006 г .
2007 г .
ООО «С.Д.Сат.Коммуникейшнс»
*
*
*
*
ООО «Амурское отделение Системы и сети»
*
*
*
*
ООО «Кабельные системы»
*
*
*
*
В целом, количество потребителей услуг кабельного телевидения имеет тенденцию к увеличению. При этом, наибольшее количество потребителей имеет ООО «С.Д.Сат.Коммуникейшнс». Их количество возросло в более чем 2 раза за период с 2004 г. по 2007 г.
Таблица 2
Доля хозяйствующих субъектов действующих на рынке предоставления услуг кабельного телевидения (по количеству абонентов)
%
 
2004 г .
2005 г .
2006 г .
2007 г .
ООО «С.Д.Сат.Коммуникейшнс»
*
*
*
*
ООО «Амурское отделение Системы и сети»
*
*
*
*
ООО «Кабельные системы»
*
*
*
*
Таким образом, на товарном рынке услуг связи для целей кабельного вещания на территории г. Благовещенска долю, превышающую установленную Федеральным законом от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в течение 2004–2007 г.г., имеет ООО «С.Д.Сат.Коммуникейшнс». Величина долей на анализируемом рынке говорит о стабильном доминирующем положении указанного хозяйствующего субъекта.
7. Определение уровня концентрации товарного рынка
Таблица 3
Расчет индекса Герфиндаля – Гиршмана
 
2004 г .
2005 г .
2006 г .
2007 г .
1
2
3
4
5
ООО «С.Д.Сат.Коммуникейшнс»
*
*
*
*
ООО «Амурское отделение Системы и сети»
*
*
*
*
1
2
3
4
5
ООО «Кабельные системы»
*
*
*
*
HHI
5913,66
5214,34
5036,48
6194,46
Для определения степени развития и монополизации рынка услуг связи для целей кабельного вещания г. Благовещенска был рассчитан индекс рыночной концентрации. Проведенный анализ показал, что на данном товарном рынке сохраняется высокий уровень концентрации (2000 < = HHI < = 10000) за весь рассматриваемый период. Индекс Герфиндаля –Гиршмана НН I составил: в 2004 г. - 5 913,66; в 2005 г. - 5 214,34; в 2006 г. - 5 036,48; в 2007 г. – 6194,46.
8. Определение барьеров входа на товарный рынок
Рынку по предоставлению услуг кабельного телевидения присущи следующие барьеры, затрудняющие доступ на рынок:
·                                 административные барьеры: длительный срок получения лицензии тормозит процесс входа новых хозяйствующих субъектов на рынок услуг связи для целей кабельного вещания;
·                                 несовершенство законодательной базы;
·                                 отсутствие неудовлетворённого спроса на рынке: высокий уровень удовлетворения спроса, отражающий высокую насыщенность рынка данным видом услуг, и низкая платежеспособность покупателей, является серьезным препятствием для освоения рынка потенциальными конкурентами;
·                                 присутствие смежного рынка традиционных бесплатных услуг телевидения.
·                                 высокая стоимость контента (информационное наполнение), получаемого от вещателей;
·                                 техническая неграмотность населения, которая также тормозит организацию новых услуг, сопряженных с вводом нового абонентского оборудования (например, цифровых приемников).
9. Оценка состояния конкурентной среды на товарном рынке
Результаты проведенного анализа показали, что рынок услуг связи для целей кабельного вещания на территории г. Благовещенска является высококонцентрированным. Для современного этапа развития услуг связи для целей кабельного вещания характерно увеличение спроса на эти услуги. Однако, конкуренция на данном рынке продолжает оставаться недостаточно развитой. Стабильно доминирующие положение на рынке услуг связи для целей кабельного вещания на территории г. Благовещенска в течение 2004 – 2007 г.г. занимает ООО «С.Д.Сат.Коммуникейшнс».
Несмотря на то, что количество абонентов (потребителей) в 2007 году по сравнению с 2004 годом возросло на * единиц или в 2 раза, кабельным телевидением охвачено всего 4 % от общей численности населения г. Благовещенска (207,3 тыс. человек).
Вывод
На основании вышеизложенного и в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2008 года № 896 «Об утверждении правил формирования и ведения Реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определённого товара в размере более чем 35 процентов», Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по ведению реестра, имеющих долю на рынке определённого товара более чем 35 процентов, утвержденным приказом ФАС России от 17.02.2007 №6, считаем целесообразным включить ООО «С.Д.Сат.Коммуникейшнс» в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов по товарной группе «услуги кабельного телевидения», код ОКУН – 035100, в рамках географических границ – г. Благовещенск, в соответствии с приложением 1.