Обзор состояния конкуренции на рынке услуг аэропортов (включая услуги ТЗК), оказываемых авиакомпаниям в аэропорту федерального значения Благовещенск (Игнатьево)

Общие положения

Амурским УФАС России, во исполнение пункта 3 приказа ФАС России от 07.02.2011 № 66 «О плане работы ФАС России по анализу состояния конкуренции на товарных рынках на 2011-2012 годы», проведен обзор состояния конкуренции на рынке услуг аэропортов (включая услуги ТЗК), оказываемых авиакомпаниям в аэропорту федерального значения Благовещенск (Игнатьево).

Целью обзора является анализ и оценка конкурентной среды на рынках аэропортовых услуг, оказываемых в аэропорту федерального значения Игнатьево (Благовещенск) авиакомпаниям (включая услуги хранения и обеспечения заправки авиационным топливом воздушных судов) и определение взаимосвязи между состоянием конкурентной среды и поведением участников рынка, а также анализ практики применения постановления Правительства Российской Федерации от 22.07.2009 № 599 «О порядке обеспечения доступа к услугам субъектов естественных монополий в аэропортах», вступившего в силу 22.10.2009 года.

Настоящий обзор проводился в соответствии с Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденным приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 (далее – Порядок). Методическую основу исследования составили Методические рекомендации ФАС России, согласно которым данная аналитическая работа состоит из двух разделов:

ПЕРВЫЙ РАЗДЕЛ – обзор состояния конкуренции на  рынке аэропортовых услуг, оказываемых в аэропорту федерального значения Благовещенск (Игнатьево) авиакомпаниям за исключением услуг хранения и обеспечения заправки авиационным топливом воздушных судов.

ВТОРОЙ РАЗДЕЛ – обзор состояния конкуренции на  рынке услуг хранения и обеспечения заправки авиационным топливом воздушных судов, оказываемых в аэропорту федерального значения Благовещенск (Игнатьево) авиакомпаниям.

Временной интервал исследования

Временным интервалом исследования рынка услуг аэропортов (включая услуги ТЗК),  оказываемых авиакомпаниям в аэропорту федерального значения, согласно Плану работы ФАС России по анализу состояния конкуренции на товарных рынках на 2011-2012 годы являются 2009-2010 годы.

Продуктовые границы товарного рынка

Определение продуктовых границ товарного рынка в соответствии с  пунктом 3.1 Порядка представляет собой процедуру выявления товара, не имеющего заменителя, или взаимозаменяемых товаров, обращающихся на одном и том же товарном рынке.

В настоящем исследовании под товаром (услугой) понимается аэропортовая деятельность, то есть услуги по аэропортовому обслуживанию воздушных перевозок в аэропортах.

Аэропортовая деятельность согласно пункту 1.3.5 Приказа Федеральной службы воздушного транспорта России от 24.04.2000 № 98 «Об утверждении и введении в действие Федеральных авиационных правил «Сертификация аэропортов. Процедуры» – это деятельность, осуществляемая юридическими лицами, по обеспечению взлета, посадки, руления, стоянки воздушных судов, их техническому обслуживанию и обеспечению горюче-смазочными материалами и специальными жидкостями, коммерческому обслуживанию пассажиров, багажа, почты и грузов.

Перечень видов аэропортовой деятельности установлен пунктом  1.5 вышеназванного Приказа и включает в себя:

  • авиатопливообеспечение воздушных перевозок - комплекс мероприятий, направленный на обеспечение эксплуатации и обслуживания воздушных судов кондиционными авиационными горюче-смазочными материалами и специальными жидкостями (прием, хранение, подготовка и выдача на заправку, заправка воздушных судов авиационными горюче-смазочными материалами и специальными жидкостями);
  • осуществление контроля качества авиационных горюче-смазочных материалов - комплекс мероприятий по контролю количественных и (или) качественных характеристик свойств авиационных горюче-смазочных материалов на этапах авиатопливообеспечения воздушных перевозок;
  • аэродромное обеспечение - комплекс мероприятий по поддержанию летного поля аэродрома в постоянной эксплуатационной готовности для взлета, посадки, руления и стоянки воздушных судов;
  • электросветотехническое обеспечение - комплекс мероприятий по светотехническому обеспечению взлета, захода на посадку, посадки и руления воздушных судов и централизованного обеспечения электроэнергией объектов аэропорта;
  • штурманское обеспечение - комплекс мероприятий, осуществляемых на этапах организации, подготовки и выполнения полетов и направленных на создание условий безопасной, точной и экономичной аэронавигации;
  • радиотехническое обеспечение и авиационная электросвязь - комплекс организационных и технических мероприятий, выполняемых соответствующими службами авиапредприятий, государственных предприятий по использованию воздушного пространства (ИВП) и управлением воздушным движением (УВД), других юридических лиц и направленных на обеспечение безопасности полетов воздушных судов гражданской авиации, а также комплекс мероприятий по организации внутриаэропортовой (производственно-технологической) электросвязи, техническому обслуживанию средств оповещения и информации пассажиров, охранно-пожарной сигнализации и специальных технических средств (СТС), вычислительной техники;
  • обеспечение обслуживания (управления) воздушного движения - комплекс мероприятий по полетно-информационному, консультативному, диспетчерскому обслуживанию (управлению) воздушного движения, а также аварийному оповещению;
  • инженерно-авиационное обеспечение - комплекс мероприятий по своевременному и качественному техническому обслуживанию воздушных судов;
  • обеспечение авиационной безопасности - комплекс режимно-охранных мероприятий, направленных на обеспечение безопасности пассажиров и экипажей воздушных судов;
  • обеспечение обслуживания пассажиров, багажа, почты и грузов - комплекс организационных и технологических мероприятий, позволяющих осуществить посадку (высадку) пассажиров, обработку, хранение багажа, почты и грузов, погрузку (разгрузку) багажа, почты и грузов на борт (с борта) воздушного судна с целью их перевозки в пункт назначения по заявленному маршруту при соблюдении условий авиационной безопасности и безопасности полетов;
  • поисковое и аварийно-спасательное обеспечение - комплекс мероприятий, направленных на организацию и выполнение немедленных и эффективных поисковых, аварийно-спасательных и противопожарных работ по спасению пассажиров и экипажей воздушных судов, терпящих или потерпевших бедствие, оказанию помощи пострадавшим и эвакуацию их с места происшествия;
  • метрологическое обеспечение - комплекс обязательных и рекомендуемых к исполнению действий, направленных на обеспечение единства и требуемой точности измерений, повышение эффективности и качества работ по испытанию, технической эксплуатации и ремонту авиационной техники и средств наземного обслуживания воздушных судов, повышение безопасности полетов;
  • метеорологическое обеспечение - комплекс мероприятий по получению и своевременному доведению до должностных лиц авиационных предприятий и аэропорта метеорологической информации, необходимой для выполнения возложенных на них обязанностей.

В Общероссийском классификаторе видов экономической деятельности, продукции и услуг, утвержденном постановлением Госстандарта Российской Федерации от 06.11.2001 № 454-ст, услуги по аэропортовому обслуживанию относятся к разделу I «Транспорт и связь», включающему в себя подгруппы «эксплуатация взлетно-посадочных полос и т.п.» (код 63.23.3) и «деятельность по наземному обслуживанию воздушных судов» (код. 63.23.4).

На первом этапе исследования (ПЕРВЫЙ РАЗДЕЛ обзора) рассматривается аэропортовая деятельность за исключением обеспечения горюче-смазочными материалами и специальными жидкостями. Продуктовыми границами товарного рынка в данном случае являются работы (услуги) по обеспечению взлета, посадки, руления, стоянки воздушных судов, их техническому обслуживанию и коммерческому обслуживанию пассажиров, багажа, почты и грузов в аэропорту (аэропортовому обслуживанию).

         На втором этапе исследования (ВТОРОЙ РАЗДЕЛ обзора) рассматривается только аэропортовая деятельность по обеспечению горюче-смазочными материалами и специальными жидкостями. В качестве товара в данном случае выступают работы (услуги) по авиатопливообеспечению воздушных перевозок (прием авиаГСМ и специальных жидкостей на склад аэропорта; хранение авиаГСМ и специальных жидкостей; подготовка и выдача авиаГСМ и специальных жидкостей на заправку; заправка авиаГСМ и специальных жидкостей в воздушные суда). При этом организации, обеспечивающие авиатопливообеспечение воздушных перевозок, могут выполнять как весь комплекс указанных работ (услуг), так и только их часть. Продуктовыми границами товарного рынка на втором этапе исследования выбраны работы (услуги) по авиатопливообеспечению воздушных перевозок в аэропорту.

Географические границы товарного рынка

Рынки  услуг по аэропортовому обслуживанию воздушных перевозок, то есть по обеспечению взлета, посадки, руления, стоянки воздушных судов, их техническому обслуживанию, коммерческому обслуживанию пассажиров, багажа, почты и грузов и по авиатопливообеспечению воздушных перевозок рассматриваются как локальные, поэтому географическими границами товарного рынка принимаются границы аэропорта.

Аэропорт в соответствии с пунктом 1.3.3 Федеральных авиационных правил «Сертификация аэропортов. Процедуры», утвержденных  Приказом Федеральной службы воздушного транспорта России от 24.04.2000 № 98,  представляет собой  комплекс сооружений, включающий в себя аэродром, аэровокзал, другие сооружения, предназначенный для приема и отправки воздушных судов, обслуживания воздушных перевозок и имеющий для этих целей необходимое оборудование, авиационный персонал и других работников.

Географическими границами исследования товарного рынка услуг аэропортов (включая услуги ТЗК), оказываемых авиакомпаниям в аэропортах федерального значения принимаются границы аэропорта Благовещенск (Игнатьево).

Состав хозяйствующих субъектов, действующих на рынке

Участниками товарного рынка услуг аэропортов (включая услуги ТЗК), оказываемых авиакомпаниям, выступают продавцы (главные операторы и операторы аэропортов) и потребители.

Правила обеспечения доступа к услугам субъектов естественных монополий, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.07.2009 №599, закрепляют перечень лиц, относящихся к продавцам и потребителям услуг аэропортов:

  • главный оператор - хозяйствующий субъект, имеющий сертификат аэропорта и свидетельство о государственной регистрации и годности аэродрома к эксплуатации;
  • оператор - хозяйствующий субъект, имеющий сертификаты на осуществление аэропортовой деятельности, имеющий и (или) использующий на любом законном основании комплекс сооружений, включающий в себя аэродром, и (или) аэровокзал, и (или) другие объекты инфраструктуры аэропорта, предназначенные для оказания комплекса или части услуг в аэропортах;
  • потребители - авиаперевозчики, осуществляющие регулярные и нерегулярные авиаперевозки, эксплуатанты воздушных судов (эксплуатанты), а также иные лица, за исключением пассажиров, пользующиеся услугами в аэропортах или подавшие заявку на оказание услуг в аэропортах.

В ходе исследования установлено, что в период с 2009 по 2010 годы аэропортовое обслуживание на рынке (не включая услуги ТЗК) осуществляли  главный оператор аэропорта ГУП Амурской области «Аэропорт Благовещенск» и четыре оператора аэропорта, при этом каждый из них занимался своим отдельным видом деятельности. Услуги авиатопливообеспечения оказывали два хозяйствующих субъекта. Число авиаперевозчиков (потребителей), осуществлявших регулярные и нерегулярные авиаперевозки, эксплуатантов воздушных судов, а также иных лиц, за исключением пассажиров, которые в рассматриваемом периоде обслуживались в аэропорту Благовещенск (Игнатьево) составило более тридцати.

            Оценка состояния конкурентной среды на товарном рынке

Результаты проведенного исследования показали, что конкурентная среда на товарном рынке аэропортовых услуг, оказываемых в границах аэропорта Благовещенск (Игнатьево), на сегодняшний день остается неразвитой. Рынок характеризуется высокой степенью экономической концентрации. Потребители услуг (авиакомпании) не имеют возможности выбора альтернативного оператора, поскольку каждый отдельно взятый вид деятельности в системе аэропортового обслуживания осуществляется одним хозяйствующим субъектом (главным оператором/оператором аэропорта). Исключением является рынок услуг авиатопливообеспечения, где одновременно действуют два хозяйствующих субъекта.

Улучшению ситуации на рынке аэропортовых услуг и снижению уровня экономической концентрации может способствовать комплекс мер, направленных на обеспечение доступа альтернативных операторов услуг в аэропорт Благовещенск (Игнатьево) и создание благоприятных условий для увеличения объемов и качества услуг, в том числе путем привлечения инвестиций в данную сферу деятельности.