Аналитический отчет по результатам анализа состояния конкуренции на товарном рынке сырого молока в Амурской области

Анализ товарного рынка сырого молока в Амурской области  проводится  по заданию ФАС России (во исполнение приказа ФАС России от 07.02.2011 № 66 «О плане работы ФАС России по анализу состояния конкуренции на товарных рынках на 2011-2012 годы») в целях оценки состояния конкурентной среды на рынке сырого молока.

План:

1. Общие положения;

  1. Временной интервал;
  2. Продуктовые границы товарного рынка;
  3. Географические границы товарного рынка;
  4. Состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке;
  1. Расчет объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на товарном рынке;
  2. Определение уровня концентрации товарного рынка;
  3. Определение барьеров входа на товарный рынок;
  4. Оценка состояния конкурентной среды на товарном рынке;

Общие положения

Анализ товарного рынка сырого молока в Амурской области проведен с целью оценки состояния конкурентной среды на рынке сырого молока. Анализ проведен в соответствии со следующими нормативными документами:

  • Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон «О защите конкуренции»);
  • Федеральный закон от 02.01.2000 № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов»;
  • Федеральный закон РФ от 12.06.2008 № 88-ФЗ «Технический регламент на молоко и молочную продукцию»;
  • ГОСТ Р 52054-2003 «Молоко коровье сырое», утвержден Постановлением Госстандарта России от 22 мая 2003 г. N 154-ст;
  • Общероссийский классификатор видов экономической деятельности, продукции и услуг ОК 029-2007, утвержденный Приказом Ростехрегулирования от 22.11.2007 № 329-ст (далее - ОКВЭД);
  • Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2007 (КПЕС 2002) (ОКПД) утвержденный Приказом Росстандарта  от 30.12.2010 № 1151-ст (далее – ОКПД).

Методическую основу исследования составили Методические рекомендации ФАС России по анализу состояния конкурентной среды на рынке сырого молока от 07.12.2010 № ЦА/43327 (далее – Методические рекомендации).

Определение временного интервала исследования

В соответствии с Планом работы ФАС России по анализу состояния конкуренции на товарных рынках на 2011-2012 годы и Методическими рекомендациями временной интервал данного исследования определен как 2008  –  2010 годы.

Определение продуктовых границ товарного рынка

Федеральным законом от 02.01.2000 № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» определено понятие продовольственного сырья – сырье растительного, животного, микробиологического, минерального и искусственного происхождения и вода, используемые для изготовления пищевых продуктов.

Сырьем для производства молочной продукции является молоко. В статье 4 Федерального закона от 12.06.2008 № 88-ФЗ «Технический регламент на молоко и молочную продукцию» (далее – Технический регламент) даны понятия молока и сырого молока.

Молоко – продукт нормальной физиологической секреции молочных желез сельскохозяйственных животных, полученный от одного или нескольких животных в период лактации при одном и более доении, без каких-либо добавлений к этому продукту или извлечений каких-либо веществ из него.

Сырое молоко – это молоко, не подвергавшееся термической обработке при температуре более чем 40 градусов Цельсия или обработке, в результате которой изменяются его составные части.

Молоко как продукт относится к социально значимой группе товаров. В молоке содержится свыше 100 ценнейших компонентов: до 20 сбалансированных аминокислот, почти столько же жирных кислот, сахарлактоза.

Существуют различные виды молока, в том числе коровье, козье, кобылье. В промышленной переработке (в регионе) используется (поступает) в основном коровье молоко, так как другие виды молока производятся в небольших количествах (например козье) и используются чаще всего населением только для собственных нужд.

Технологические схемы производства большинства видов молочной продукции предусматривают использование молока-сырья натурального.

Товаром на рынке закупки молочного сырья перерабатывающими предприятиями является сырое молоко коровье. Сфера обращения данного товара состоит из определенных этапов: производство молочного сырья сельхозпроизводителями – реализация ими молока – закупка молока перерабатывающими предприятиями. Закупка молока является последней стадией обращения данного товара в анализируемом сегменте товарного рынка.

Продуктовые границы анализируемого рынка определены как молоко сырое для последующей переработки.

IV. Определение географических границ товарного рынка

В силу специфики исследуемого товарного рынка на географические границы данного рынка влияет ряд факторов.

Поскольку сырое молоко является скоропортящимся продуктом, то на географические границы исследуемого рынка влияет такой фактор как удаленность производителя молока от предприятий-переработчиков, а также требования к условиям транспортировки закупаемого товара, обеспечивающие сохранение его потребительских свойств.

Географические границы товарного рынка сырого молока определены в территориальных границах Амурской области.

V. Состав хозяйствующих субъектов, действующих рассматриваемом на товарном рынке

В состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке, включаются хозяйствующие субъекты, постоянно производящие и закупающие в его границах рассматриваемый товар в пределах определенного временного интервала.

Хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность на рынке сырого молока - покупателями являются предприятия-переработчики молока (молочные заводы, комбинаты, иные хозяйствующие субъекты и индивидуальные предприниматели, имеющие цеха и оборудование по переработке молока), занимающиеся производством молочной продукции: молока различной жирности, сливок, цельномолочной и кисломолочной продукции, творога, сыра, масла животного, мороженого.

Производителями и поставщиками молочного сырья (продавцами сырого молока)  являются сельскохозяйственные предприятия различных организационно-правовых форм собственности (ОАО, ЗАО, ООО, агрофирмы, СХПК и др.), крестьянско-фермерские хозяйства и хозяйства населения, которые, как правило, не имеют мощностей по хранению и переработке молока, поэтому при выборе покупателя руководствуются условиями реализации, территориальной близостью, формой и условиями расчетов.

В рамках анализа данного товарного рынка рассматривается деятельность хозяйствующих субъектов, которые являются предприятиями-переработчиками сырого молока.

VI. Объем товарного рынка и доли хозяйствующих субъектов на рынке           

В соответствии с Методическими рекомендациями и Порядком объем товарного рынка определяется как сумма объемов закупки сырого молока для последующей переработки на территории Амурской области (без учета вывезенного молока за пределы Амурской области).

По данным территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Амурской области в 2008 году хозяйствами всех категорий Амурской области было произведено 142,8 тыс. тонн молока, в 2009 году – 160,5 тыс. тонн, в 2010 году – 161,9 тыс. тонн.

Уровень концентрации товарного рынка

Значение коэффициента рыночной концентрации CR-3 в рассматриваемом временном периоде указывает на то, что анализируемый рынок является высоко концентрированным, а  значение индекса рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (HHI) показывает, что данный рынок умеренно концентрирован, можно сделать вывод, что наблюдается динамика развития данного рынка. Рынок закупки сырого молока в Амурской области в 2008-2010 годах переходит от высоко концентрированного уровня к умеренно концентрированному.

Барьеры  входа на товарный рынок

Под барьерами входа на товарный рынок понимают обстоятельства или действия, препятствующие или затрудняющие и ограничивающие хозяйствующим субъектам начало деятельности на товарном рынке.

Рынок молока сырого напрямую связан с оптовым рынком готовой молочной продукции. Ряд проблем функционирования рынка сырого молока вызван трудностями сбыта готовой молочной продукции:

- высоким уровнем удовлетворения спроса за счет ввоза готовой молочной продукции из других регионов;

- невыгодными условиями договоров, устанавливаемыми торговыми сетями (требование предоставления различных бонусов, отсрочки платежа за поставленную продукцию и т. д.);

- проблемами логистики (отсутствием специализированных терминалов, осуществляющих накопление, хранение и распределение продукции различных молокозаводов по предприятиям розничной торговли).

Оценка состояния конкурентной среды на товарном рынке в результате изучения сложившихся характеристик товарного рынка

Проведенный анализ товарного рынка сырого молока в Амурской области за 2008-2010 года показал, что по количественным показателям данный рынок является развивающимся от высоко концентрированного к умеренно концентрированному. Наибольший удельный вес на протяжении 2008-2010 годов занимало ОАО «Благовещенский молочный комбинат», что говорит о том, что хозяйствующий субъект занимает устойчивое доминирующее положение на данном товарном рынке.

Перспективами развития конкуренции и снижения уровня концентрации на рынке сырого молока Амурской области, является дальнейшее увеличение количества новых хозяйствующих субъектов производящих сырье и потребляющих сырье для последующей переработки, преодоление барьеров входа новых хозяйствующих субъектов на рассматриваемый рынок, привлечение инвестиций, создание и поддержка эффективных проектов, направленных на развитие производственной инфраструктуры, развитие взаимодействия, сотрудничества производителей и переработчиков сельскохозяйственной продукции.