Доклад руководителя Амурского УФАС России Яковлевой Т.И. на совещании при Центральном Банке Российской Федерации по Амурской области

Соблюдение кредитными организациями антимонопольного законодательства при заключении договоров (соглашений) с органами государственной власти и местного самоуправления

       Развитие конкурентных отношений в банковском секторе экономики, в том числе в рамках оказания финансовых услуг органам власти и местного самоуправления имеет определенные особенности.

       Антимонопольные требования и правила оказания финансовых услуг кредитными организациями закреплены в нормах Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» и нормативных актах Федеральной антимонопольной службы.

    1. В соответствии со статьей 18 Закона о защите конкуренции органы государственной власти, органы местного самоуправления, а также субъекты естественных монополий осуществляют отбор финансовых организаций путем проведения открытого конкурса или открытого аукциона. В частности, конкурсные процедуры должны предшествовать заключению договора на открытие и ведение банковского счета и осуществление расчетов по нему, на предоставление кредитных ресурсов, выдачу банковских гарантий и т.д.

         Ответственность финансовых организаций за оказание финансовых услуг субъектам, перечисленным в статье 18 Закона о защите конкуренции, без проведения открытого конкурса или аукциона не установлена.

         Вместе с тем при наличии соответствующих доказательств действия финансовых организаций и субъектов, указанных в данной статье Закона, связанные с предоставлением финансовых услуг без проведения конкурсных процедур, могут быть квалифицированы как согласованные действия, которые приводят или могут привести к ограничению конкуренции, что запрещено статьями 11, 16 Закона о защите конкуренции.

         В этом случае к финансовой организации могут быть применены общие меры ответственности, предусмотренные антимонопольным законодательством, в том числе привлечение к административной ответственности (ст.14.32 КоАП РФ,).

        2. В статье 35 Закона о защите конкуренции регламентирован механизм государственного контроля за ограничивающими конкуренцию соглашениями хозяйствующих субъектов, к которым относятся и кредитные организации. Данный механизм предусматривает две процедуры: рассмотрение антимонопольным органом представленных хозяйствующими субъектами, имеющими намерение достичь соглашения, заявлений о проверке соответствия проекта соглашения требованиям антимонопольного законодательства и направление финансовыми организациями в антимонопольный орган уведомлений обо всех соглашениях, достигнутых в любой форме между ними или с органами исполнительной власти, органами местного самоуправления.

      Перечень документов и сведений, представляемых в антимонопольный орган при предоставлении заявлений хозяйствующими субъектами, имеющими намерение заключить соглашение утвержден приказом ФАС России от 18.06.2007 № 168.

      Хотелось бы обратить внимание, на необходимость представления вместе с заявлением всех документов, перечисленных в данном приказе.

       Согласно части 9 статьи 35 Закона о защите конкуренции финансовые организации обязаны направлять в антимонопольный орган уведомления обо всех соглашениях, достигнутых в письменной форме между ними или ними и органами власти и местного самоуправления, за исключением:

- соглашений между финансовыми организациями, если стоимость активов каждой из них по бухгалтерскому балансу по состоянию на последнюю отчетную дату, предшествующую дате достижения соглашения, не превышает величину, установленную Правительством РФ  - 390 млрд. рублей (постановление Правительства РФ от 30.05.2007 № 335 (ред. От 01.06.2010).

 - соглашений, являющихся договорами о предоставлении финансовых услуг;

- соглашений, являющихся договорами, заключаемыми финансовой организацией в процессе обычной хозяйственной деятельности.

       Следовательно, кредитные организации обязаны уведомлять антимонопольный орган о всех соглашениях о взаимодействии с органами власти и органами местного самоуправления. При этом законодатель установил срок исполнения обязанности уведомить антимонопольный орган о достижении соглашения – в течение 15 дней с даты достижения соглашения.

      В течение 2010 года Амурским УФАС России рассмотрено 63 уведомления кредитных организаций о заключенных соглашениях.

       Пример: В 2010 году  в ходе проведения плановой выездной проверки Амурского регионального филиала Открытого акционерного общества «Российский Сельскохозяйственный банк» (далее – ОАО «Россельхозбанк»,) на предмет соблюдения требований  Закона  «О защите конкуренции» при заключении соглашений (осуществлении согласованных действий) с финансовыми организациями, федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, Амурским УФАС России было установлено, что  в период с 01.11.2008 по 16.10.2009 ОАО «Россельхозбанк» заключено одно соглашение о социально-экономическом сотрудничестве между Министерством экономического развития, промышленности и транспорта Амурской области и кредитной организацией на 2009 год от 28.04.2009 № б/н.

        Уведомление о соглашении между ОАО «Россельхозбанк» и Министерством экономического развития, промышленности и транспорта Амурской области от 28.04.2009 в установленный Законом «О защите конкуренции» срок, в территориальный антимонопольный орган не направлялось.

        Решением Комиссии Амурского УФАС России от 16.02.2010 бездействие ОАО «Россельхозбанк» признано нарушением части 9 статьи 35  Закона  «О защите конкуренции».

      Частью 4 статьи 19.8 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за непредставление в антимонопольный орган уведомлений, предусмотренных антимонопольным законодательством, а равно нарушение порядка и сроков подачи уведомлений. Административный штраф на юридических лиц составляет от 150 до 250 тысяч рублей.