Доклад Черновой Н. В. на заседании Общественно-консультативного совета при Амурском УФАС России

ДОКЛАД  Черновой Н.В. к Общественно-консультативному Совету (01.07.2009)

по теме «Об особенностях порядка  заключения договоров аренды государственного и муниципального имущества»

   Федеральным законом от 30 июня 2008 г. № 108-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О концессионных соглашениях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» в указанную выше главу Закона о защите конкуренции внесены следующие дополнения: включена новая статья 17.1, посвященная особенностям порядка заключения договоров в отношении государственного и муниципального имущества. Кроме того, этим же Федеральным законом новой частью 3 была дополнена статья 53 Закона о защите конкуренции.

Особенности порядка заключения договоров в отношении государственного и муниципального имущества заключаются в следующем.

Заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, в том числе закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления за государственными или муниципальными бюджетными учреждениями, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, возможно следующими способами:

 1)     по результатам проведения конкурса или аукциона на право заключения таких договоров;

 2)      без проведения торгов в случае:

-предоставления прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества на основании международных договоров Российской Федерации (в том числе межправительственных соглашений), федеральных законов, устанавливающих иной порядок распоряжения этим имуществом, актов Президента Российской Федерации, решений Правительства Российской Федерации, решений суда, вступивших в законную силу;
- передачи религиозным организациям в безвозмездное пользование культовых зданий и сооружений и иного имущества религиозного назначения;
- предоставления прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества государственным органам, органам местного самоуправления, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку РФ;
- предоставления прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества на срок не более чем тридцать календарных дней (предоставление указанных прав на это имущество одному лицу на совокупный срок более чем тридцать календарных дней в течение шести последовательных календарных месяцев без проведения конкурсов или аукционов запрещается).

- предоставления указанного имущества в виде государственной или муниципальной помощи в порядке, установленном главой 5 Закона о защите конкуренции.

Необходимо обратить внимание на то, что после вступления в действие Закона о защите конкуренции любое предоставление государственного или муниципального имущества, в том числе в аренду возможно только с согласия антимонопольного органа, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 19 и частью 1 статьи 20 Закона о защите конкуренции.  Отсутствие согласия антимонопольного органа влечет за собой последствия в виде признания недействительными актов органов власти в части предоставления государственной или муниципальной помощи, а также возврата данного имущества.

 Предоставление государственного или муниципального имущества во владение и (или) пользование субъектам малого и среднего предпринимательства

В соответствии с частью 4 статьи 18 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства Российской Федерации» (далее - Закон № 209-ФЗ) федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления вправе утверждать перечни государственного или муниципального имущества, свободного от прав третьих лиц (за исключением имущественных прав субъектов малого и среднего предпринимательства), которое может быть использовано только в целях предоставления его во владение и (или) в пользование на долгосрочной основе субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.

Амурским УФАС был выявлен факт передачи муниципального имущества Администрацией г. Тынды в хозяйственное ведение муниципального предприятия, которое включено было Тындинской городской Думой в такой перечень. После запроса документов Управлением о передаче имущества в хоз.ведение, мэр г. Тынды сразу отменил принятое ранее постановление.

 При проведении торгов на право заключения договоров в отношении государственного и муниципального имущества, включенного в указанные перечни, по мнению ФАС России, случаи, когда к участию в данных торгах допускаются только субъекты малого и среднего предпринимательства, на которых распространяется Закон № 209-ФЗ не противоречат антимонопольному законодательству, в том числе статье 17 Закона о защите конкуренции.

            Порядок и условия предоставления в аренду государственного или муниципального имущества, включенного в указанные частью 4.1 статьи 18 Закона № 209-ФЗ перечни, в случае их установления нормативными правовыми актами субъектов РФ, муниципальными правовыми актами, должны соответствовать порядку, установленному Законом о защите конкуренции, в частности, статье 17.1, поскольку данный закон носит общий характер и распространяется не только на субъектов малого и среднего предпринимательства.

              В целях реализации положений Федерального закона от 22.07.2008 № 159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства» частью 4 статьи 53 Закона о защите конкуренции до 1 июля 2010 года разрешается заключение на новый срок без проведения торгов договоров аренды в отношении государственного или муниципального имущества, заключенных до 1 июля 2008 года с субъектами малого и среднего предпринимательства, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства, указанных в части 3 статьи 14 Закона № 209-ФЗ, и субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих добычу и переработку полезных ископаемых (кроме общераспространенных полезных ископаемых). При этом заключение указанных договоров аренды возможно на срок не более чем до 1 июля 2010 г.

Необходимо обратить внимание присутствующих, что положения статьи 17.1 Закона о защите конкуренции не распространяется на сделки по приватизации государственного и (или) муниципального имущества, которые в соответствии со статьей 217 ГК РФ осуществляются в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.

 Заключение на новый срок договоров, в том числе договоров аренды, заключенных до вступления в силу статьи 17.1. Закона о защите конкуренции

             В соответствии с пунктом 2 статьи 422 ГК РФ условия заключенного договора сохраняют силу и после принятия закона, устанавливающего обязательные для сторон правила иные, чем те, которые действовали при заключении договора, кроме случаев, когда в законе установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров.

             При заключении договора на новый срок, в том числе при продлении срока действия договора путем подписания дополнительного соглашения, у сторон возникают новые правоотношения, которые в соответствии с частью 1 статьи 422 ГК РФ должны соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим на момент их возникновения. Исходя из вышеизложенного, договоры, которые были заключены до вступления в силу статьи 17.1 Закона о защите конкуренции, признаются действующими до установленного в них срока.

            С момента вступления в силу статьи 17.1 Закона о защите конкуренции, заключение договоров на новый срок без проведения торгов, в том числе заключение дополнительных соглашений, увеличивающих срок договоров, является нарушением требований, предусмотренных статьей 17.1 Закона о защите конкуренции.
Реализация преимущественного права арендатора на заключение договора аренды в отношении государственного или муниципального имущества на новый срок, предусмотренного статьей 621 ГК РФ

             В соответствии с пунктом 1 статьи 621 ГК РФ арендатор, надлежащим образом исполнявший свои обязанности, по истечении срока договора имеет при прочих равных условиях преимущественное перед другими лицами право на заключение договора аренды на новый срок, если иное не предусмотрено законом или договором. Закон о защите конкуренции, в том числе статья 17.1, предусматривает особый порядок заключения договоров аренды в отношении государственного и муниципального имущества, а именно, по результатам торгов. При этом, статья 621 ГК РФ устанавливает исключительно преимущественное право арендатора на заключение договора аренды на новый срок при прочих равных условиях и не регулирует порядок предоставления прав на государственное или муниципальное имущество.

         Таким образом, положения статьи 621 ГК РФ не являются исключением, предусмотренным пунктом 3 части 1,3 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции, и не является основанием для безусловного продления договора на новый срок без торгов. Вместе с тем, преимущественное право арендатора может быть реализовано при проведении конкурса или аукциона на право заключения договора аренды государственного или муниципального имущества.

          Так, например, при проведении конкурса арендатор, в случае одновременного предложения им и другим участником (участниками) равных лучших условий по конкурсу (т.е. при прочих равных условиях), признается победителем, и с ним заключается договор аренды на основании статьи 621 ГК РФ. В случае если кто-либо из участников конкурса предложит условия лучшие, чем арендатор, то договор аренды заключается с лицом, предложившим наилучшие условия.

Частью 3 статьи 53 Закона о защите конкуренции предусмотрено, что до установления указанного в части 4 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции порядка проведения конкурсов или аукционов конкурсы на право заключения таких договоров проводятся в порядке, установленном Федеральным законом от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях», а аукционы на право заключения таких договоров - в порядке, установленном Федеральным законом от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества».

При этом антимонопольные органы обязаны осуществлять контроль за соблюдением органами власти и органами местного самоуправления настоящих норм антимонопольного законодательства, в случае выявления фактов нарушения - возбуждать дела о нарушении антимонопольного законодательства.

За истекший период 2009 г. факты нарушения предоставления муниципального имущества были выявлены в ходе плановой проверки Администрации г. Белогорска (нарушения устранены в добровольном порядке), по заявлениям на действия Администрации п. Магдагачи и КУМИ г. Райчихинска. Указанные ОМС признаны нарушившими статью 17.1 Закона «О защите конкуренции».