Текст выступления Т.И. Яковлевой на пресс-конференции по итогам деятельности Амурского УФАС России за 2010 год

Добрый день уважаемые представители средств массовой информации. Управление федеральной антимонопольной службы благодарит Вас за принятие предложения участия в пресс-конференции, посвященной деятельности управления в 2010 году.

В 20010 году антимонопольная служба уделяла должное внимание способствованию  развития  конкурентной среды на территории Амурской области, чем, несомненно, поддержала конкурентоспособность экономики.

В целях развития и изучения конкурентной среды было произведено за год 29 анализов товарных рынков на территории области, которые  позволяют определить:  какие субъекты действуют на рынке, каков объем реализации их продукции, товаров, работ и услуг, доминирование на  конкретном рынке, географические границы рынка, товарные группы и т.д. А самое главное определить степень концентрации рынка (т.е. возможно развитие конкуренции или затруднительно). Назову лишь несколько важных исследованных нами рынков, которые имеют стратегическое значение не только для области, но и в целом для страны. Рынки: оказание услуг по подготовке вагонов, цистерн к наливу нефти на территории г. Сковородино Амурской области; розничный рынок бензина автомобильного и дизельного топлива в Амурской области; рынок услуг по предоставлению доступа в сети интернет в Амурской области; рынок услуг розничной торговли лекарственными средствами и ряд других не менее значимых рынков.

Много внимания уделили развитию партнерских отношений бизнеса и власти посредством организации работы общественно-консультационного Совета, созданного Федеральной антимонопольной службой. Совет создан таким образом, что в его состав входят представители бизнеса, общественных организаций, профсоюзных деятелей, где есть возможность высказать свое мнение о самых важных путях развития экономики области, изложить проблемы, предложить пути их разрешения и т.д.

О том, что в нашем экономическом пространстве происходит конкурентная борьба и не всегда добросовестная, происходит злоупотребление  доминирующим положением, незаконно размещаются бюджетные средства для государственных и муниципальных нужд и другие негативные действия с целью  усиления своего положения на товарном рынке показывают итоги антимонопольного контроля.

Я представлю информацию в разрезе законов, контроль исполнения за которыми осуществляет антимонопольная служба.

Антимонопольное законодательство

В 2010 году в управление поступило 157 обращений от граждан и юридических лиц на нарушения антимонопольного законодательства на территории Амурской области, которые нарушали права лиц, в том числе и на осуществление коммерческой деятельности.

После рассмотрения обращений управлением возбуждено 90 дел, выдано 95 предписаний, 79% из выданных предписаний исполнены в установленный срок, остальные решения и предписания обжалуются в судебных инстанциях (8ед.), судебные споры уже завершены, предписания исполняются.

Мы проанализировали 296 нормативных актов органов исполнительной власти и органов местного самоуправления на их соответствие антимонопольному законодательству (17 с нарушениями, 13-ОМС, 4- ОИВ).

Рассмотрено 5 ходатайств о предоставлении государственных и муниципальных преференций, 3 ходатайства удовлетворено.

Также  мы рассмотрели 63 уведомления о согласованных действиях.

По результатам контрольных мероприятий к нарушителям антимонопольного законодательства приняты меры административного реагирования, наложены штрафы в сумме 4 млн. 608 тыс. руб., уплачено 1млн.623 тыс. руб., в том числе применялись оборотные штрафы к МП г. Благовещенска «ГСТК», МУП «Зеленый бор», остальные суммы штрафов на обжаловании.

Установление и поддержание монопольно высокой цены товара

По заявлению физического лица мы возбудили дело в отношении ОАО «Амурфармация» в связи с тем, что общество установило монопольно высокие цены на лекарственные средства в аптечных учреждениях, расположенных на территории г.Тында и Тындинского района. А именно, при  установленной розничной торговой надбавки на лекарственные средства, не включенные в перечень ЖНВЛС, 50 %  общество произвело надбавку 70 %. Этим самым ущемило интересы потребителей, в первую очередь населения указанных территорий. Комиссия Амурского УФАС России выдало обществу предписание с требованием прекратить нарушение антимонопольного законодательства и сформировать цены в соответствии с установленной в области надбавкой 50 %. Не смотря на столь серьезное нарушение, Амурфамация обжаловала данное решение и предписание управления в судебном инстанции.

Еще один пример, который нам пришлось расследовать по факту установления монопольно высокой цены товара. Он касается нарушений, допущенных ФГУП «Российская телевизионная и радиовещательная сеть» в лице филиала «Амурский областной радиотелевизионный передающий центр». Данный центр установил монопольно высокую цену на услугу по распространению телепрограмм, а также центр не обоснованно установил различные цены, дискриминационные условия для разных потребителей на услугу по распространению телепрограмм. В том числе эти действия касались ОАО «АРТ-город», ОАО «Телекомпания 5 канал», МУ «Информационное агентство «Город», которые были поставлены в неравное положение по сравнению друг с другом, созданы дискриминационные условия. Причем, темпы роста стоимости услуги по трансляции телепрограмм на 5 частотном канале ФГУП «Российская телевизионная и радиовещательная сеть» лице филиала «Амурский областной радиотелевизионный передающий центр» превысили соответственно отраслевые и общероссийские индексы изменения цен и тарифов.

Антимонопольной службой выдано предписание об устранении нарушения, которое также находится в стадии судебного обжалования.

Навязывание невыгодных условий договора

Было возбуждено дело в отношении ОАО «Российские железные дороги» в лице дирекции управления движения Тындинского центра организации работы железнодорожных станций Дальневосточной железной дороги (далее ОАО «РЖД»), которое допустило нарушение антимонопольного законодательства, выразившееся в навязывании  ООО «СК Востокстройинвест» условий договора на оказанию услуг по подаче и уборке вагонов на железнодорожный путь не общего пользования станции Февральск, не выгодных условий и не относящихся к предмету договора, а именно, ОАО «РЖД» обязывало оборудовать пути не общего пользования вагонными весами. Это условие договора было не выгодно для общества, т.к. оборудование является дорогостоящим, а также включение данного пункта в договор не относится к предмету договора. Антимонопольной службой было выдано предписание ОАО «РЖД» прекратить нарушение антимонопольного законодательства. Предписание исполнено. Материал передан должностному лицу для возбуждения административного дела.

Еще один пример злоупотребления доминирующим положением на товарном рынке.

Необоснованное сокращение или прекращение производства товара

В мае 2010 года антимонопольной службой было возбуждено дело в отношении МП «ГСТК» по результатам рассмотрения заявления ООО «КСК «Хуафу». Нарушение выразилось в том, что МП «ГСТК» в одностороннем порядке прекратило действие договора на оказание услуг на вывоз твердых и жидких отходов ООО «КСК «Хуафу». Поскольку МП «ГСТК» занимает доминирующее положение по данному виду услуг в г.Благовещенске, оно не вправе в одностороннем порядке прекращать действие договора по вывозу отходов, в связи с тем, что договор является публичным и одностороннее прекращение его действия затрагивает интересы ООО «КСК «Хуафу», а также интересы конечных потребителей услуг по обслуживанию здания, торгового центра «Хуафу», в отношении которых ООО «КСК «Хуафу» выступает управляющей компанией. Антимонопольная служба выдало предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства. МП «ГСТК» исполнило предписание, восстановило действие вышеназванного договора, вместе с тем обжаловало решение и предписание антимонопольной службы в Арбитражном суде Амурской области, который не удовлетворил иск МП «ГСТК» (штраф 387,6 тыс.руб.).

Нельзя обойти вниманием ряд дел, рассмотренных управлением по пресечению соглашений, согласованных действий хозяйствующих субъектов, ограничивающих конкуренцию. В данном направлении было возбуждено и рассмотрено 8 дел, в том числе 5 решений вынесено в отношении производителей хлеба, которые одномоментно и целенаправленно изменили цены на хлеб в сторону увеличения. Это относится к предприятию «Бурейский хлеб», ИП Гдлян, предприятию «Вариант», ИП Абрамян, ИП Оганесян. Всем указанным лицам выдано предписание об устранении нарушения, которое исполнено.

В 2010 году антимонопольной службе пришлось заниматься органами местного самоуправления, которые нарушают ст.15 ФЗ «О защите конкуренции», а именно совмещают функцию органа власти с функциями хозяйствующих субъектов. Так, администрация Ивановского сельсовета и отдел ЖКХ Шимановского района совместили функции органа местного самоуправления с коммерческой деятельностью в сфере пассажирского автомобильного транспорта. Выдано предписание, предписание исполнено.

В 2010 году Амурским УФАС было возбуждено и рассмотрено 21 дело в отношении органов местного самоуправления, нарушающих порядок предоставления муниципального имущества во временное пользование. Здесь отмечается большой рост нарушений по сравнению с показателем 2009 года в 7 раз. Дела возбуждались в отношении комитета по управлению муниципальным имуществом г.Зеи (договор аренды нежилого помещения с ИП Самтыя без проведения конкурса или аукциона), отдела по управлению муниципальным имуществом Архаринского района (заключение договора аренды движимого и недвижимого муниципального имущества с ООО «Тепловик» без проведения торгов). Выдано предписание, предписание исполнено.

Ряд органов местного самоуправления без согласования с антимонопольным органом предоставляют муниципальные преференции, что является нарушением действующего законодательства РФ. Так, управление по использованию муниципальным имуществом и землепользованием администрации Свободненского района заключен договор с МУП «Водоканал» г.Свободного в качестве муниципальной преференции. Было выдано предписание УИМиЗ администрации г. Свободного, расторгнуть данный договор аренды, провести торги, до определения победителя услуги оказывать МУП «Водоканал». Данное решение и предписание также обжаловались в Арбитражном суде Амурской области, прошли все инстанции, решение и предписание оставлено в силе. Предписание исполнено. И ряд аналогичных дел.        

Законодательство о размещении заказов для государственных и муниципальных нужд

В 2011 году поступило  199 жалоб на действия заказчиков, уполномоченных заказчиком органов по размещению государственных и муниципальных заказов  и на членов конкурсных, аукционных и котировочных комиссий. Рассмотрели мы 131 жалобу, остальные были возвращены заявителям. Из рассмотренных жалоб, 54%  жалоб - обоснованы.  Нам удалось проверить размещение 5202 заказа, выявлено 2273 факта нарушения  российского законодательства по торгам по 467 размещенным заказам. Отмечается рост нарушений по сравнению с 2009 годом.

Для устранения установленных правонарушений приняты были незамедлительные меры. Возбуждено 195 административных дел, наложено административной ответственности в виде штрафа на сумму 1мл.930 тыс. руб., выдано 64 предписания по устранению допущенных нарушений, которые исполнены. В целом же принято  более 400 решений по данной категории дел. 91 решение было обжаловано в судах, 9 исковых заявлений было удовлетворено. Следует отметить, что в 2009 году мы рассмотрели50 обращений о согласовании размещения заказа у единственного поставщика, 42 обращения по включению в Реестр недобросовестных поставщиков, принято решение о включении 24 субъектов. 5 материалов с признаками преступных деяний передано в правоохранительные органы для решения вопроса о возбуждении уголовных дел.

Основные нарушения при проведении торгов:

- нарушают порядок при проведении торгов (81%);

- неправильно выбирают способ размещения заказов (11%);

По-прежнему для нас остается важным, приоритетным быть открытыми в своей деятельности для граждан, юридических лиц, органов власти и управления. Мы серьезно подходим к вопросу адвокатирования конкуренции, разъяснения, информатирования лиц о требованиях действующего законодательства, об изменениях отдельных норм, о делах, которые  мы рассматриваем, о решениях принимаемых по факту рассмотрения дел, о судебных решениях и т.д. Деятельность Амурского УФАС России достаточно прозрачна. В управлении есть свой сайт, где мы в 2010 году разместили 2127 материалов. 34 раза сотрудники через СМИ радио и эл. Доводили до граждан наиболее значимую информацию, в печатных средствах массовой информации размещено более 140 материалов о профессиональной деятельности управления. Более 160 собственных материалов мы направили в региональные  и местные СМИ. Произвели ряд других мероприятий, направленных на адвокатирование конкуренции.

Для информации хочу доложить Вам, что с 2011 года  на территориальные антимонопольные органы возложена функция антимонопольного контроля  предоставления государственных, муниципальных услуг.

Задачи на 2011:

- выполнение решений Президента РФ и Правительства РФ, направленных на развитие конкуренции;

- осуществление действенного контроля  соблюдения на территории Амурской области антимонопольного законодательства, законодательства о естественных монополиях, о рекламе, о размещении заказов для государственных и муниципальных нужд и других федеральных законов, предусматривающих антимонопольный контроль;

- продолжать работу по адвокатированию конкуренции, повышению прозрачности и публичности деятельности управления;

- участвовать  через ФАС России в нормотворческой деятельности;

- расширять правоприменительную практику;

- устранять административные барьеры и внедрять процедуры административного обжалования действий должностных лиц, создающих препятствия осуществлению предпринимательской деятельности.