Новый импульс развитию конкуренции в регионах

Сегодня в г. Благовещенске состоялось расширенное заседание Совета руководителей территориальных органов Федеральной антимонопольной службы в Дальневосточном федеральном округе с участием представителей Центрального аппарата ФАС России, Правительства Амурской области и Общественно-консультативного Совета при Амурском УФАС России. Заседание прошло в преддверии открытия регионального семинара-совещания ФАС России.

На повестке дня – внедрение Стандарта развития конкуренции в субъектах Российской Федерации.

Амурскую область представляли руководитель Амурского УФАС России Александр Сергеевич Дегодьев и  начальник отдела развития предпринимательства и конкуренции министерства внешнеэкономических связей, туризма и предпринимательства области Наталья Сергеевна Кузьменко.

В рейтинге субъектов Российской Федерации по степени интенсивности конкуренции и состоянию конкурентной среды за 2014 год Амурская область находится на 51 месте. Активная работа по данному направлению началась в 2015 году.

«С 82-го места в 2013 году на 51-ое – это хороший рывок, – отметила в своём докладе Наталья Кузьменко. - Но, к сожалению, до сих пор существуют рынки, на которых отсутствует соперничество Мы видим свою задачу так – развивать конкуренцию в тех сферах, где рынок уже сложился или находится в процессе создания, и второе – помогать выходить на закрытые рынки, которые имеют потенциал развития в Приамурье».

Правительством Амурской области уже проделана работа по внедрению Стандарта развития конкуренции в регионе. Определён уполномоченный орган – министерство внешнеэкономических связей, туризма и предпринимательства. Образован Совет по внедрению Стандарта развития конкуренции на территории области, в состав которого входят не только исполнительные органы государственной власти области, но и представители общественных организаций, представляющих интересы предпринимателей и потребителей. Возглавляет Совет заместитель Председателя Правительства Амурской области. Первое заседание Совета прошло 19 июня 2015 года. Разработана и находится на согласовании «дорожная карта» по внедрению Стандарта с чётким определением сроков.

«Главной задачей является утверждение перечня приоритетных и социально-значимых рынков для содействия развитию конкуренции, - подчеркнула Н.С. Кузьменко. – В данный перечень уже включены обязательные для развития конкуренции рынки: рынок дошкольного образования, медицинских услуг, ЖКХ, розничной торговли, перевозок пассажиров наземным транспортом, услуг связи. Рынки определялись исходя из ключевых секторов экономики. Это – развитие промышленного производства, топливно-энергетического комплекса, агропромышленного комплекса, машиностроения и стройиндустрии, транспортного комплекса, развития туризма.

Министерством разработаны анкеты и проведён опрос потребителей об удовлетворённости качеством товаров и услуги предпринимателей об административных барьерах и приоритетах для развития конкуренции. Обработано около 1000 анкет. По мнению предпринимателей и населения конкуренция в Амурской области слабо развита в сфере:

-  здравоохранения - в 20 муниципальных образованиях (МО),

- услуги «индустрии гостеприимства» - 17 МО;

- дошкольного образования - в 17 МО;

- жилищно-коммунального хозяйства – в 16 МО;

- связи и информации – в 10 МО;

- рынка строительства – в 7 МО;

- сельского хозяйства – в 5 МО.

Проблемные рынки включены в перечень приоритетных направлений для развития конкуренции. Также по предложению Общественно-экспертного совета по вопросам предпринимательства в данный перечень были включены рынки переработки сельскохозяйственной продукции и туристических услуг. Проект «дорожной карты» в настоящее время разрабатывается.

Работа по внедрению Стандарта развития конкуренции должна быть открыта. Её обсуждение планируется на различных информационных площадках. Правительство в данном направлении активно сотрудничает с Амурским УФАС России.

О проблемах и достижениях по внедрению Стандарта развития конкуренции выступили руководители территориальных органов ФАС России в ДФО. Высокие рейтинговые позиции у Якутии – 8 место, Приморского края – 9 место и  Сахалинской области – на 12 месте. Магаданская область занимает  28 место, Камчатский край – 40, Хабаровский край – 44, Амурская область – 51, ЕАО – 61 и Чукотский АО – 77.

Советом отмечено, что в субъектах Дальневосточного федерального округа в целом налажено конструктивное взаимодействие с управлениями ФАС России по содействию развитию конкуренции. Представители всех управлений входят в состав профильных рабочих групп, созданных при уполномоченных органах. «Дорожные карты» разработаны либо находятся на стадии доработки  во всех субъектах Дальнего Востока.

Вместе с тем, со стороны губернаторов и региональных Правительств есть ещё недопонимание актуальности и  значимости работы по развитию конкурентного рынка на своих территориях. Тем более, что показатель интенсивности конкуренции включён в оценку деятельности руководителей регионов. Инертность в реализации Стандарта развития конкуренции недопустима. Активно в данный процесс надо включать  общественные организации и  предпринимательские сообщества. Работа должна вестись в тесном сотрудничестве с антимонопольным ведомством.