Антимонопольный контроль на рынке нефтепродуктов

Амурское УФАС России, являясь территориальным органом Федеральной антимонопольной службы, осуществляет государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства на территории Амурской области в соответствии с Положением о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденным приказом ФАС России от 23.07.2015 № 649/15.

Полномочия антимонопольного органа регламентируются статьей 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон «О защите конкуренции»), пунктом 4 Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденным приказом ФАС России от 23.07.2015 № 649/15.

В рамках предусмотренных указанной нормой Закона «О защите конкуренции» полномочий антимонопольный орган, в частности, возбуждает и рассматривает дела о нарушениях антимонопольного законодательства, выдает в случаях, указанных в Законе «О защите конкуренции», обязательные для исполнения предписания.

Дело о нарушении антимонопольного законодательства может быть возбуждено, в том числе по собственной инициативе антимонопольного органа в случае выявления признаков нарушения антимонопольного законодательства при осуществлении контроля за деятельностью хозяйствующих субъектов на товарных рынках.

В целях контроля за соблюдением антимонопольного законодательства на топливных рынках Амурское УФАС России осуществляет еженедельный мониторинг оптовых и розничных цен на нефтепродукты.

Данные по изменению розничных цен на нефтепродукты в Амурское УФАС России представляют два хозяйствующих субъекта, осуществляющих деятельность на территории Амурской области, – АО «НКК-Амурнефтепродукт», ООО «РН- Востокнефтепродукт».

Доминирующее положение на рынке услуг розничной реализации нефтепродуктами на территории Амурской области занимает АО «НКК-Амурнефтепродукт» (ИНН 2801013238). АО «НКК-Амурнефтепродукт» состоит в Реестре хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующего положения хозяйствующих субъектов по группе «бензины автомобильные» в границах Амурской области с долей 65%. 

Действия АО «НКК-Амурнефтепродукт» по изменению розничных цен на бензины анализируются управлением на предмет соблюдения требований статьи 10 (злоупотребление доминирующим положением на товарном рынке) Закона «О защите конкуренции». Действия АО «НКК-Амурнефтепродукт» и остальных участников рынка по изменению оптовых и розничных цен на нефтепродукты анализируются на предмет соблюдения требований статей 11, 11.1 (заключение антиконкурентных соглашений, осуществление антиконкурентных согласованных действий) Закона «О защите конкуренции».

Кроме того, Амурское УФАС России осуществляет постоянный контроль за исполнением АО «НКК-Амурнефтепродукт» предписания ФАС России от 13.02.2008 №АГ/2928, в соответствии с которым общество обязано в предварительном порядке уведомлять управление Федеральной антимонопольной службы по Амурской области о повышении розничных цен на нефтепродукты в Амурской области более чем на 5 %.

Как ранее сообщалось Амурским УФАС России в период с 26.10.2015 по 01.11.2015 по результатам еженедельного мониторинга цен розничные цены АО «НКК-Амурнефтепродукт», в период с 26.10.2015 по 01.11.2015 увеличились по следующим маркам бензина: А-76 – на 1,2 %, АИ-92 – на 1,1 %, АИ-95 – на 1 %, ДТз – на 2,7 %.

В свою очередь в период с 26.10.2015 по 01.11.2015 увеличились цены ООО «РН-Востокнефтепродукт по следующим маркам бензина: А-76 – от 1,2 до 6,2 %, АИ-92 – от 1,1 до 8,2 %, АИ-95 – от 1 до 7,7 %, ДТз – от 1,2 до 4,7 %. Однако ранее, в период с 19.10.2015 по 25.10.2015 розничные цены ООО «РН-Востокнефтепродукт» за литр снизилась по следующим маркам бензина: А-76 – на 4,7 %, АИ-92 – на 6,6 %, АИ-95 – на 6,2 %, ДТ – на 1,6 %.

Предварительно понизив цены за период с 19.10.2015 по 25.10.2015 ООО «РН-Востокнефтепродукт» произвело повышение цены на 01.11.2015 по отношению к ценам в указанный период на 1,2 % по бензину марки А-76, на 1,1 % по бензину марки АИ-92, на 1 % по бензину марки АИ-95, от 3 до 3,9 % по ДТз.

По результатам анализа мониторинга в период с 02.11.2015 по 08.11.2015 розничные цены на нефтепродукты не изменились.

Данные по изменению оптовых цен на нефтепродукты представляют пять хозяйствующих субъекта – АО «НКК-Амурнефтепродукт», ООО «РН- Востокнефтепродукт», ООО «Амурский нефтепродукт», ООО «Промресурс», ЗАО «АНК». Оптовый рынок нефтепродуктов Амурской области является рынком с развитой конкуренцией, ни один из участников данного товарного рынка не занимает доминирующее положение.

В период с 26.10.2015 по 01.11.2015 произошло увеличение оптовых цен: ООО  «Промресурс»  (независимая) на 1,18 % по бензину марки А-76, ЗАО «Амурская нефтяная компания» на 2,78 % по ДТл, ООО «РН-Востокнефтепродукт» на 2,49 % по ДТл, а также АО «ННК-Амурнефтепродукт» на 3,04 % по керосину (ТС-1).

В последующем в период с 02.11.2015 по 08.11.2015 произошло увеличение оптовых цен: АО «ННК-Амурнефтепродукт» на 0,23 % по ДТз, на 0,41 по ДТл, а также на 2,95 % по керосину (ТС-1).

Анализ мониторинга оптовых цен на нефтепродукты не указывает на признаки нарушения статей  11, 11.1 Закона «О защите конкуренции» в действиях участников топливного рынка.

В настоящее время Амурским УФАС России проводится анализ сложившейся ситуации на рынке нефтепродуктов в Амурской области на предмет выявления признаков нарушения антимонопольного законодательства, в адрес ООО «РН-Востокнефтепродукт», АО «ННК-Амурнефтепродукт» направлены запросы для выяснения обстоятельств изменения цен в период с 19.10.2015 по 01.11.2015.

По результатам рассмотрения представленных в Амурское УФАС России сведений будет разрешен вопрос о наличии, либо отсутствии оснований для возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства.