По факту повышения цен на нефтепродукты Амурское УФАС России сообщает…

22 января 2021 года в Амурское УФАС России из средств массовой информации поступил запрос о причинах повышения розничной стоимости автомобильного бензина в г. Благовещенске, на что антимонопольное управление сообщает следующее.

Антимонопольные требования к деятельности хозяйствующих субъектов установлены Федеральным законом от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон «О защите конкуренции»).

Закон «О защите конкуренции» распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности.

Действующим законодательством в Российской Федерации не определяются пределы и кратность повышения стоимости на моторное топливо, цены на него не подлежат государственному регулированию.

Однако в целях контроля за соблюдением антимонопольного законодательства на топливных рынках, Амурское УФАС России в соответствии с поручениями ФАС России осуществляет ежедневный и еженедельный мониторинги оптовых и розничных цен на нефтепродукты.

Стоит отметить, что в соответствии с приказом ФАС России от 26.10.2009      № 712 «О переходе на новую систему мониторинга розничных и оптовых цен на нефтепродукты», мониторингу розничных цен подлежат хозяйствующие субъекты, осуществляющие деятельность на розничном рынке в регионе и удовлетворяющие любому из следующих условий:

- входят в группу лиц или являются аффилированными структурами вертикально-интегрированных компаний (ВИНК);

- занимают долю на рынке определенного нефтепродукта 5% и более;

- имеют в пользовании (собственности, в аренде, на основании договоров оперативного управления и иных договоров) парк АЗС, составляющий 5% и более от всего парка АЗС в регионе.

Розничные цены (руб./л) в г. Благовещенске на автомобильный бензин различных марок и дизельное топливо (зимнее) (согласно предоставленным хозяйствующими субъектами данным) по состоянию на 17.01.2021 (данные еженедельного мониторинга) приведены ниже:

 

 

 

А-80

АИ-92

АИ-95

Дизельное топливо (зимнее)

Субъект 1

(ВИНК)

42,24

45,47

48,23

51,94

Субъект 2

(ВИНК)

-

46,50

48,25

53,05

Субъект 3 (независимая компания)

41,42

45,05

47,85

51,67

52,17 (евро)

 

18.01.2021, в ходе ежедневного мониторинга, специалистами отдела было зафиксировано повышение розничной цены на различные виды топлива у одного из хозяйствующих субъектов (принадлежность к группе ВИНК). Обстоятельства повышения цены в настоящее время исследуются специалистами управления, хозяйствующему субъекту направлен запрос на предоставление соответствующих пояснений и информации.

С начала 2021 года заявления и обращения по вопросу повышения стоимости на моторное топливо в Амурской области в Амурское УФАС России не поступали.

Стоит обратить внимание, что согласно части 1 статьи 44 Закона «О защите конкуренции» заявление подается в письменной форме в антимонопольный орган и должно содержать следующие сведения:

- сведения о заявителе (фамилия, имя, отчество и адрес места жительства для физического лица; наименование и место нахождения для юридического лица);

- имеющиеся у заявителя сведения о лице, в отношении которого подано заявление;

- описание нарушения антимонопольного законодательства;

- существо требований, с которыми заявитель обращается;

- перечень прилагаемых документов.

 

Справочная информация:

Монополистическая деятельность – злоупотребление хозяйствующим субъектом, группой лиц своим доминирующим положением, соглашения или согласованные действия, запрещенные антимонопольным законодательством, а также иные действия (бездействие), признанные в соответствии с федеральными законами монополистической деятельностью (пункт 10 статьи 4 Закона «О защите конкуренции»).

Пунктом 1 части 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции» установлен запрет на осуществление действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе установление, поддержание монопольно высокой или монопольно низкой цены товара.

В соответствии с частью 1 статьи 5 Закона «О защите конкуренции» доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.

Согласно абзацу 2 части 1 статьи 10 Гражданского Кодекса Российской Федерации не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.

Действия нескольких хозяйствующих субъектов могут рассматриваться также на предмет заключения антиконкурентного соглашения или осуществления согласованных действий, направленных на установление и поддержание цен на товарном рынке (статьи 11, 11.1 Закона «О защите конкуренции»).