О ситуации на рынке нефтепродуктов в регионе

Амурское УФАС России в связи со сложившейся в области ситуацией с обеспеченностью потребителей моторным топливом, а также по вопросу ценообразования на моторное топливо, сообщает следующее.

Антимонопольные требования к деятельности хозяйствующих субъектов установлены Федеральным законом от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон «О защите конкуренции»).

Закон «О защите конкуренции» распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности.

Вместе с тем, нарушением антимонопольного законодательства являются не любые действия хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение на товарном рынке, а только те, которые направлены на сохранение или укрепление своего положения на соответствующем товарном рынке с использованием запрещенных методов, наносящих ущерб конкурентам и (или) иным лицам. Сам по себе факт доминирования на рынке не свидетельствует о нарушении антимонопольного законодательства.

Амурское УФАС России в соответствии с поручениями ФАС России осуществляет ежедневный и еженедельный мониторинги мелкооптовых и розничных цен на нефтепродукты в целях контроля за соблюдением антимонопольного законодательства на топливных рынках в регионе.

Кроме того, Амурское УФАС России осуществляет постоянный контроль за исполнением предписания ФАС России от 13.02.2008 № АГ/2928, в соответствии с которым АО «ННК-Амурнефтепродукт» обязано предварительно уведомлять управление о повышении розничных цен на нефтепродукты более чем на 5 % к цене, установленной на 90 дней ранее повышения.

Данные по мониторингу розничных цен на нефтепродукты (автомобильные бензины марок А-80, АИ-92, АИ-95, дизельное топливо) на территории Амурской области представляют два хозяйствующих субъекта – АО «ННК-Амурнефтепродукт» (ВИНК – АО «Независимая нефтегазовая компания») и ООО «РН-Востокнефтепродукт» (ВИНК – ПАО «НК «Роснефть») в разрезе муниципальных образований: г. Благовещенск и Благовещенский район, г. Белогорск и Белогорский район, г. Свободный и Свободненский район.

Согласно проводимому мониторингу, розничные цены на автомобильный бензин марок А-76 (80), АИ-92, АИ-95 и дизельное топливо, установленные вертикально интегрированными нефтяными компаниями (ВИНК) на 03.02.2021 составляют:

 

Вид нефтепродукта

Хозяйствующий субъект 1

Хозяйствующий субъект 2

ДТ (зимнее)

51,94

53,20

бензин А-76 (80)

42,24

не реализуется

бензин АИ-92

45,47

45,90

бензин АИ-95

48,23

48,55

 

Изменение стоимости нефтепродуктов в январе 2021 года по данным мониторинга зафиксировано на АЗС ООО «РН-Востокнефтепродукт», а именно составило повышение стоимости 1 литра топлива (в разрезе видов нефтепродуктов) к ранее установленной цене: бензина АИ-92 на 0,7 %, бензина АИ-95 на 0,6 %, дизельного топлива на 0,3 %.

В настоящее время Амурским УФАС России в ООО «РН-Востокнефтепродукт» (г. Хабаровск) направлен запрос обоснования повышения стоимости реализуемых нефтепродуктов. После получения ответа представленные данные будут проанализированы на предмет выявления признаков нарушения антимонопольного законодательства.

Кроме того, Амурским УФАС России при анализе информации, размещенной на информационном портале «Порт Амур» и «Амур.инфо» в сети «Интернет» «В Приамурье на некоторых заправках стоимость бензина АИ-95 превысила 50 рублей», «В ближайшее время в Приамурье поступят крупные партии топлива», выявлены сведения о дефиците топлива на АЗС Амурской области.

В связи с этим в адрес АО «ННК-Хабаровский нефтеперерабатывающий завод», АО «ННК-Амурнефтепродукт» направлены запросы об обстоятельствах прекращения поставок топлива марок АИ-92 и АИ-95 и их отсутствия на АЗС АО «ННК-Амурнефтепродукт» в Амурской области в конце января 2021 года и в первых числах февраля 2021 года. По ходатайствам указанных хозяйствующих субъектов в связи со значительным объемом запрашиваемой информации срок ее предоставления Амурским УФАС России продлен до 09.02.2021. По мере поступления запрашиваемой информации и ее анализа, будет дана оценка действий указанных хозяйствующих субъектов на предмет наличия/отсутствия признаков нарушения антимонопольного законодательства.

Проведенный 02.02.2021 мониторинг выявил факты отсутствия бензина марок АИ-92, АИ-95 на АЗС АО «ННК-Амурнефтепродукт» с указанием для потребителей на причины отсутствия продаж как «технический перерыв» и «ремонт», кроме того, были выявлены факты отсутствия продаж бензина марок АИ-92 и АИ-95 на АЗС ЗАО «ДНК», а также марки АИ-92 на АЗС ООО «Амур-Транс-Нефть».

Заявления, обращения по вопросам дефицита топлива в Амурской области, в том числе на АЗС АО «ННК-Амурнефтепродукт», в Амурское УФАС России в январе 2021 года не поступали, в феврале поступило 1 заявление физического лица по факту отсутствия бензина марок АИ-92, АИ-95 на АЗС г. Благовещенска (в настоящее время рассматривается, по изложенным в заявлении обстоятельствам направлены запросы в ООО «Амур-Транс-Нефть», ООО «АНК», ЗАО «ДНК», а также дополнительный запрос в АО «ННК-Амурнефтепродукт»).

 

 

Справочная информация:

Монополистическая деятельность – злоупотребление хозяйствующим субъектом, группой лиц своим доминирующим положением, соглашения или согласованные действия, запрещенные антимонопольным законодательством, а также иные действия (бездействие), признанные в соответствии с федеральными законами монополистической деятельностью (пункт 10 статьи 4 Закона «О защите конкуренции»).

Пунктом 1 части 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции» установлен запрет на осуществление действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе установление, поддержание монопольно высокой или монопольно низкой цены товара.

В соответствии с частью 1 статьи 5 Закона «О защите конкуренции» доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.

Согласно абзацу 2 части 1 статьи 10 Гражданского Кодекса Российской Федерации не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.

Действия нескольких хозяйствующих субъектов могут рассматриваться также на предмет заключения антиконкурентного соглашения или осуществления согласованных действий, направленных на установление и поддержание цен на товарном рынке (статьи 11, 11.1 Закона «О защите конкуренции»).