Качество дорог мешает появиться автобусному сообщению

Амурское управление Федеральной антимонопольной службы проанализировало рынок межсубъектных автобусных перевозок. Такие проверки прошли по всей стране. Выяснилось, что в Приамурье анализировать было нечего: пока в области нет автобусных рейсов в другие регионы. Жители могут воспользоваться только двумя видами транспорта: железнодорожным и воздушным.

Пока амурчане путешествуют либо по рельсам, либо по воздуху. Возможности прокатиться с ветерком на автобусе, например, до Владивостока или Хабаровска нет. Тем, кто часто ездит из одного региона в другой, альтернативный транспорт помог бы. «Вот магистрали положили, вообще хорошо – Чита, Владивосток. Очень хорошо, можно намного быстрее доехать и до Хабаровска, и до Владивостока. Я сел бы, если бы мне приспичило», – говорит Сергей Лиунша, уезжающий из Благовещенска на поезде. «Я вообще-то любитель проехать на хорошем автобусе: комфортно, каждый раз остановки везде, – делится другая пассажирка поезда Галина Антипова. – Мне понравилось на западе так ездить. Но я не знаю, наши дороги-то какие? Вроде бы и дороги-то не такие, как на западе».

Новый автопуть амурчанам преграждают старые дороги. Некоторые участки не соответствуют требованиям, хотя нормы к межсубъектным перевозкам не строже, чем к обычным. «Требования к дорогам одинаковые, что для внутрирайонных, что для внутриобластных, что для межрегиональных. То есть параметры дороги должны соответствовать её категории и требованиям. Мы сами хотим тоже, чтобы у нас были самолёт, поезд и автобус», – рассказывает начальник отдела дорожной инспекции управления ГИБДД по Амурской области Виктор Свириденко.

Из Благовещенска до Хабаровска, например, на автобусе можно добраться примерно за 12 часов. Стоимость проезда не будет отличаться от стоимости билета на поезд, считает директор одного из автотранспортных предприятий Александр Лукашов. Он не против взяться за дальние перевозки, но тут же просчитывает риски. «Никто не знает, а будут ли ездить? – сомневается перевозчик. – Я взял за 4,5–5 миллионов автобус, а если не пойдёт дело? Тогда что? А я в кредит влез, платить надо. Поэтому здесь любой человек отнесётся очень осторожно. Сначала надо изучить пассажиропоток».

Пока амурская транспортная история помнит только один такой маршрут – между амурским посёлком Архара и Облучьем в Еврейской автономной области. Маршрут есть и сейчас. Правда, перевозчиков на него не находится. Этот рейс признали нерентабельным. Однако, несмотря на этот опыт, будущее у межрегиональных перевозок может быть. «На сегодняшний день в стадии согласования находится маршрут Хабаровск – Биробиджан – Благовещенск. Он разрабатывается в соответствии с соглашением правительства Хабаровского края и правительства Амурской области, то есть совместно, но пока точная дата открытия не уточняется», – говорит специалист-эксперт отдела Федеральной антимонопольной службы по Амурской области Ольга Ельчанинова. Однако и здесь на горло транспортной песне наступили дороги. Участок федеральной трассы Чита – Хабаровск, по которому должен проходить маршрут, не соответствует нормам. Так что пока третьего варианта – автобусных рейсов в другие регионы – амурчанам не дано.

Кстати, у ближайших соседей Приамурья, в Хабаровском и Приморском краях, межрегиональные перевозки не редкость. Они осуществляются между столицами регионов. Кроме того, из Владивостока автотранспортом можно попасть и в Комсомольск-на-Амуре. Из Амурской области до других субъектов добираются с помощью железнодорожного транспорта. Что касается авиасообщения, то прямых рейсов из амурской столицы в российские города не так много, всего шесть. По воздуху можно добраться до Москвы, Хабаровска, Владивостока, Читы, Южно-Сахалинска и Якутска.