Маленький юбилей с большими успехами

Сфера деятельности: Контроль госзакупок

Главный специалист-эксперт

отдела государственных и муниципальных заказов

Парнищева Марина Михайловна


Недавно исполнилось 5 лет со дня принятия Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».
Несмотря на то, что дата столь мала, законодательство в сфере размещения заказов для государственных и муниципальных нужд значительно продвинулось вперед.
Изначально, законопроект о государственных закупках был просто необходим для решения накопившихся проблем, систематизирование процедуры торгов/запросов котировок, а также устранения накопившихся в законодательстве противоречий.
С частью поставленных целей Закон о размещении заказов справился. Существенный шаг вперед был сделан в направлении открытости и доступности информации о проводимых торгах. Так, в пункте 8 статьи 16 Закона о размещении заказов содержится требование свободного, безвозмездного доступа к информации: «…информация о размещении заказа, размещенная на официальных сайтах, должна быть доступна для ознакомления без взимания платы».
Принципиальным отличием данного закона является то, что в документе узаконена практика применения электронных торгов, установлены регламенты на сроки рассмотрения заявок на участие в торгах и заключение контрактов.
В целях защиты интересов государственных и муниципальных заказчиков от рисков, связанных с действиями недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) при заключении и исполнении контрактов Закон о размещении заказов предусматривает ряд защитных механизмов: возможность установления заказчиком/, уполномоченным органом требования о внесении денежных средств в качестве обеспечения заявки (в случае уклонения участника размещения заказа от заключения контракта обеспечение заявки не возвращается); возможность установления со стороны заказчика или уполномоченного органа требования об обеспечении государственного или муниципального контракта (представление обеспечения исполнения контракта в виде банковской гарантии или страхования ответственности по контракту косвенным образом подтверждает возможность поставщика (подрядчика, исполнителя) успешно исполнить свои контрактные обязательства); наряду с обеспечением исполнения контракта Закон предусматривает включение в государственный или муниципальный контракт обязательного условия об ответственности поставщика за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязательств.
Отдельным механизмом, призванным обеспечить защиту государственных и муниципальных заказчиков от действий (бездействия) недобросовестных поставщиков при заключении и исполнении государственных и муниципальных контрактов, является реестр недобросовестных поставщиков. На стадии размещения заказа организатор торгов и сам заказчик вправе установить в документации требование к участникам размещения заказа об отсутствии сведений о таких участниках в реестре недобросовестных поставщиков, тем самым исключив возможность участия в проводимых аукционах и конкурсах поставщиков (подрядчиков, исполнителей) ранее признанных недобросовестными.
На стадии заключения и исполнения контракта сведения о недобросовестном поставщике, уклонившемся от заключения контракта, либо поставщике, с которым контракт расторгнут в связи с существенным нарушением им условий контракта вносятся в реестр недобросовестных поставщиков сроком на 2 года.
При наличии столь важных положений в Законе о размещении заказов, регулирующих основные и наиболее важные направления процесса размещения заказов для государственных и муниципальных нужд возникает, тем не менее и ряд вопросов, требующих дополнительного регулирования.
На сегодняшний день, сразу три законодательные инициативы по совершенствованию Закона о размещении заказов внесены в Госдуму:
1. дать право конкурсной комиссии привлекать экспертов уже на стадии рассмотрения заявок, для анализа предложений участников размещения заказов;
2. расширить перечень услуг, объем которых не поддается точному определению. Авторы считают, что цена контракта на работы, услуги, в силу которых не представляется возможным установить их фактический объем при заключении государственного контракта, должна быть распространена не только на услуги связи и юридические услуги, но и на более широкую категорию работ, услуг, точный объем потребности в которых при размещении государственного или муниципального заказа установить невозможно или затруднительно в силу присущих таким услугам или работам особенностей;
3. нераспространение Закона о размещении заказов на закупки, связанные с реализацией государственной политики в отношении соотечественников за рубежом, так как финансирование международных мероприятий, особенно в рамках поддержки соотечественников за рубежом, в силу своей специфики не всегда может осуществляться в рамках выполнения работ, оказания услуг для государственных и муниципальных нужд на территории РФ.

В заключение хочется отметить, что хотя федеральное законодательство , регулирующее размещение государственного и муниципального заказа пока далеко от совершенства и требует внесения многочисленных поправок, Федеральный закон от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ , оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» стал значительным «прорывом» в области рационализации государственных закупок.